Подготовка к ОГЭ по русскому языку
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (9 класс) на тему

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.2)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok-podg._k_soch.9kl.docx31.78 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:  «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.2)»

Цель урока: сформировать у школьников навыки написания сочинения - рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.2).

- выявление умения учащихся понимать основную мысль прочитанного текста, выражать свою точку зрения на освещаемую тему, приводить аргументы.

- усвоение учащимися одного из основных нравственных принципов, которым должны руководствоваться все люди, формирование культуры ведения беседы.

Задачи:

1)образовательные: расширение и углубление знаний по культуре речи; умение самостоятельно создавать собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста, то есть смысловой цельностью и структурной связностью;

2)развивающие: развитие творческой, речевой и мыслительной активности, формирование умения выражать личностно-эмоциональное отношение к теме;

3)воспитательные: формирование таких нравственных качеств учащихся,

как память, отзывчивость, человечность.

Методы обучения: проблемно-поисковый, сравнительный анализ информации.

Организационные формы: беседа, приёмы активизации мыслительной деятельности. Заключительным этапом урока стала рефлексия.

Приёмы активизации мыслительной деятельности учащихся: анализ учебной информации, анализ текста, использование алгоритма написания сочинения-рассуждения задания 15.2

Оборудование: тексты для анализа, алгоритм написания сочинения- рассуждения задания 15.2, компьютер, проектор.

Ход урока.

I. Организационный момент.

1) Приветствие учащихся. Постановка цели урока. Задачи.

- Здравствуйте, ребята! Рада вас видеть. Надеюсь на плодотворное сотрудничество на уроке.  Пожелаем друг другу удачи и проверим, всё ли у вас готово к уроку.

        Сегодня нам предстоит подготовиться  к написанию сочинения-рассуждения по прочитанному тексту. Наша задача - …

2) Запись даты, темы урока в тетрадь.

II. Актуализация опорных знаний.

        Актуализация знаний проводится путём фронтального опроса, восстанавливающего знание учащимися основных понятий, необходимых для подготовки к сочинению.

Слово учителя:

- Написание сочинения-рассуждения – это одно из самых сложных заданий, и к нему нужно готовиться заранее.

Беседа с учащимися.

1.- Вспомним основную структуру сочинения-рассуждения ( композиция) .

1.Вступление. Тезис.

2.Основная часть. Аргументы (доказательства)

3. Вывод.

2. - Что такое тезис, аргументы, вывод?

Тезис – это мысль, положение, утверждение, которое требуется доказать.

Аргументы – это доказательства,  приводимые  в поддержку тезиса:  факты, примеры, утверждения, объяснения – словом, всё, что может подтвердить тезис. От тезиса к аргументам можно поставить вопрос «Почему?», а аргументы отвечают: «Потому что…»

Вывод – это заключение, итог проведённого рассуждения.

III. Работа над построением сочинения - рассуждения.

1). Чтение текста и задания.

                        Послание в неведомое.

        (1)Однажды осенью я шла дворами по каким – то своим надобностям, и дорога пролегала неподалёку от обычной мусорки. (2) Стараясь «не вступить» и не вдохнуть специфических ароматов, я наткнулась взглядом на лежавший между мусорным контейнером и тропинкой старый альбом. (3) Его страницы стояли веером, и ветер «листал» их, то приоткрывая, то захлопывая. (4) Там были фотографии! (5) Я остолбенела. (6) Что это? (7)Господи, что это?

        (8) Кто выбросил? (9) Дети, внуки умерших стариков? (10) Ну не сами же хозяева. (11) Может быть, это сделали новые хозяева квартиры, выбрасывая «хлам» прежних хозяев…

        (12) В любом случае мне представилась самой вероятной версия, что хозяев нет в живых, а альбом выбросили всё-таки не потомки, а чужие люди. (13) Согласиться с тем, что так могут поступить «наследники», просто невозможно. (14) На некоторое время я в полном ступоре забыла, куда и зачем шла. (15) Не знаю, почему я не подняла этот альбом, - побоялась лезть в грязную лужу? (16) Теперь жалею, что не сделала этого. (17) А тогда, повернув обратно в сторону дома, не могла отделаться от воображаемой картины: альбомы, фотографии моей семьи валяются где-то у помойки, их разносит ветер, бросая в грязные лужи. (18) А мимо идут люди, идут люди…

        (19) Я начала лихорадочно думать, как сделать так, чтобы такого не случилось. (20) и, грешница, подумала, что никто не даст гарантии от такой смерти памяти, собираемой и хранимой десятилетиями в каждой семье, о родных, близких, если не предпринять каких-то, пока не знаю каких, мер. (21) Дело в том, что жизнь за последние 15-20 лет так изменилась – её формы, так называемые артефакты, из физических перешли в виртуальные, не занимающие много места, не нарушающие современный стиль или ещё что-либо. (22) Многое просто стало « немодным» - кажется, именно это произошло со старыми семейными альбомами. (23) Кто-то спрятал их подальше в шкафы. (24)Но выбрасывать, мне кажется, ещё рано, и эти предметы не заслужили такой судьбы. (25) Можно выбросить старый щкаф, диван, стулья, но память?

        (26) Ну да что попусту рассуждать; надо, пока не поздно, продумать свои собственные меры, чтобы ничто и никто не мог поглумиться над святынями (ни время, ни обстоятельства, ни люди)…

        (27) Иногда кажется, что новая жизнь жёстко и жестоко отрицает старую вместе с её ещё живыми носителями или вещественными знаками. (28) Обижаются на молодёжь старики, не находя себе места в новых, не всегда понятных реалиях жизни. (29) Новодел вымещает или грубо растаптывает знаки старины. (30) Новые города не предполагают комфортного существования стариков. (31) А старики в деревнях – это одни горчайшие слёзы.

        (32)В новом ритме и стиле жизни кажется, что кроме стариков некому будет печалиться об утратах памяти. (33) Молодым оглядываться и смотреть под ноги некогда.

        (34) Когда я, по-советски комплексуя, видно, не выдавив ещё из себя совка, размышляла  о том, а стоит ли вообще писать, то есть оставлять память о моих предках, среди которых, как оказалось, нет ни одного генерала (слава тебе Господи), но одного депутата ( и за это отдельное спасибо), во мне рос и рос какой-то ещё не осознанный протест против признания  «малозначительности»  родных мне людей. (35) Я ощущала какую-то неправду и несправедливость. (36) Вот я даже и сейчас как будто перед кем-то не знаю  в чём  оправдываюсь.

        (37) И вдруг что-то сложилось! (38) Ничего себе – маленькие люди, винтики да болтики.(39) По жизням моих родных прошлись колёса всех российских исторических событий, оставив в их судьбах неизгладимые, в основном трагические отметины. (40) Нет уж, без таких. Как мои родные , миллионов россиян никакое колесо истории не сделало бы и борота и не было бы никакой страны, ни великой и ни могучей. (41) А была бы территория, преходящая из рук одних правителей в руки других. (42) И что бы без них, не упомянутых в хрониках, делали все вместе взятые цари, генералиссимусы и генеральные секретари?

        (43) Вот представьте, был бы в семье какой-нибудь генерал или академик, да всё вокруг них бы и крутилось – вот они такие  и сякие, смотрите, дети, как надо жить! (44)Учитесь и гордитесь! (45) А так, в отсутствие в нашем древе таких гигантов жизненного успеха, я могу уделить каждому, кого знала и любила, столько внимания, сколько позволит моя память, без оглядки на чины и звания.

        (46) И ведь в каждой семье есть что сказать о своих близких. (47)Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям.  (Ю.Ляликова)

                Задание к тексту:

15.2  Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям».

        Приведите в сочинении два аргумента из прочитанного текста, подтверждающих Ваши рассуждения. Приводя примеры, указывайте номера нужных предложений или применяйте цитирование.

Объём сочинения должен составлять не менее 70 слов.

Помните: если сочинение представляет собой пересказанный или полностью переписанный исходный текст без каких бы то ни было комментариев, то такая работа оценивается нулём баллов

                                 Словарная работа.

Память – 1) способность сохранять и воспроизводить в сознании прежние впечатления, опыт, а также самый запас хранящихся в сознании впечатлений; 2) воспоминание  о ком-чём - нибудь.

Предки – древний предшественник по роду, а также соотечественник из прежних поколений.

Святыня – то, что является особенно дорогим, любовно хранимым и чтимым.

Почитать (чтить) – относится  к кому – чему – нибудь  с глубоким уважением и любовью.

Человечность – достойный человека, отзывчивый, гуманный.

        Задание.- Внимательно прочитайте текст, затем карандашом подчеркните ключевые слова, предложения, несущие важную информацию.  Определите тему текста ( о чём текст?), идею (какую мысль хочет донести до читателя автор?  Ради  чего был написан текст?)

- К какой категории можно отнести нашу проблему?

*Нравственная

*Экологическая

*Философская

*Морально-этическая

*Политическая

*Психологическая

*Эстетическая

Проблема, рассматриваемая автором:

*Злободневная

*Спорная

*Актуальная

*Важная

*Серьёзная

*Сложная

*Неразрешимая

2. - Итак, вам нужно объяснить смысл фрагмента текста (в данном случае одного предложения), подобрать аргументы и сделать выводы.

                                Вступление –тезис.

Тезис – это мысль, которую надо доказать. Здесь необходимо сформулировать (желательно одним – двумя предложениями) своё понимание смысла указанного фрагмента. Обычно фраза, данная для анализа, представляет собой мысль, несущую наибольшую идейно-тематическую нагрузку.

Задание. Объясните, как вы понимаете смысл финала текста: «Я вдруг поняла, что они, наши предки, не только имеют право на память о них, а мы, как любящие их всех, обязаны сохранить хотя бы те крохи свидетельств об их жизни, что остались, и передать их своим детям». Выделите ключевые слова в этом предложении.

- Вступление обычно состоит из двух частей: тезиса и комментария. Тезис представляет собой толкование фрагмента текста, а комментарий – пояснение тезиса. Комментарий является обязательным структурным элементом любого сочинения-рассуждения.

        Вопросы, помогающие оформить комментарий:

  • Что мне известно об этой проблеме (явлении, свойстве человека, черте его характера и т.п.)?
  • Чем существенным я могу дополнить своё толкование?
  • Какое ключевое слово или словосочетание в отрывке мне хотелось бы пояснить?

Предки – это и древние предшественники по роду, и близкие к говорящему по времени предшественники в конкретной семье, и шире – соотечественники. Ю Ляликова , несомненно, употребляла слова «предки» в широком смысле, подчёркивая, что мы обязаны сохранить хотя бы крохи свидетельств об их жизни. Эти крохи дают представление не только об умерших конкретных людях, но и о времени, в котором они жили (эпохе), о национальных особенностях и др.

Основная часть – доказательства (аргументы).

        Эта часть должна  быть по объёму больше, чем вступление и заключение. В основной части вы должны доказать справедливость выраженной в тезисе мысли, извлекая при этом аргументы (слова, словосочетания, предложения) из анализируемого текста. Обязательное требование к аргументу – его соответствие тезису,  т.е. объяснению содержания фрагмента. Подумайте, что и при помощи чего вы будете доказывать. Избегай те пересказа текста, вы должны показать умение анализировать и рассуждать. Нужно обязательно прокомментировать аргумент.

        Задание.  Найдите в тексте примеры – аргументы, которые соответствуют объяснению содержания данного фрагмента.

                                Заключение – вывод.

        Эта часть, как и первая, не должна превышать по объёму основную. Здесь необходимо обобщить сказанное, ещё раз вернувшись к самому главному, и сделать вывод. Проверьте, чтобы вывод не противоречил по смыслу тезису и аргументам.

Примеры.

  1. Итак, подобранные аргументы помогли доказать нам мысль о том, что мы не должны предавать память предков.
  2. Таким образом, мы можем сделать вывод, что, как бы ни менялась жизнь, мы обязаны хранить память о наших предках и учить этому своих детей

.

Заключительное слово учителя

Память противостоит уничтожающей силе времени.  Это свойство памяти чрезвычайно важно.  Память – преодоление времени, преодоление смерти. В этом величайшее нравственное значение памяти. Вот почему так важно воспитываться в моральном климате памяти: памяти семейной, памяти народной, памяти культурной. Семейные фотографии – это одно из важнейших «наглядных пособий» морального воспитания детей, да и взрослых.  Уважение к труду наших предков, к их традициям и обычаям, к их песням и развлечениям. Всё это дорого нам.  Да и просто уважение к могилам предков. Хранить память,  беречь память – это наш нравственный долг перед самим собой и перед потомками. Память – наше богатство.

Домашнее задание:  написать сочинение-рассуждение .

                                                                        Приложение.

Алгоритм написания сочинения 15.2

1.Вдумчиво и не спеша прочитайте текст, с которого начинается часть 2 вашей экзаменационной работы.

2.Прочитайте задание 15.2 и поработайте с предложением (фрагментом) текста, вынесенным в задание. Подчеркните в нём ключевые слова. Какая мысль заключена в этом предложении(фрагменте)?

3.Найдите в тексте это предложение (фрагмент) и подчеркните его.

Определите:

        А) в какой части текста находится это предложение. – в начале, в середине или в конце;

        Б) кому принадлежит это высказывание – герою произведения или самому автору;

        В) какова позиция автора произведения – что он хотел сказать, какую основную мысль предать читателю;

        Г) выражает ли автор свою позицию непосредственно (в каких либо предложениях)или опосредованно;

Д) если в тексте не выражена словесно основная мысль или нет прямой оценки автора, которую он даёт герою и его поступкам, то определите, при помощи каких средств автор выражает своё мнение (при помощи сюжета, композиции, образа положительного героя, портрета героя, его речевой характеристики и т.п.)

4.Сформулируйте идею текста (основную мысль) и определите, соответствует ли авторская позиция вашему пониманию, вашему мнению по поводу анализируемого фрагмента.(Как правило, с позицией автора трудно не согласиться, если речь идёт о каких-либо нравственных понятиях – добре, зле, честности, милосердии, предательстве и проч.)

5.Объясните, как вы поняли предложение текста: дайте своё видение, свою трактовку смысла цитаты. Помните, что вы должны выразить своё мнение о фрагменте в контексте всего рассказа в целом.

6. Найдите в тексте два примера, которыми вы сможете подтвердить своё мнение, свои рассуждения  о фрагменте.  Помните, что вы аргументируете (доказываете) свою оценку, своё мнение о цитате.

7.Соотнесите ваш вывод, которым вы завершаете свои рассуждения, с вашим объяснением  смысла фрагмента.

8.Напишите сочинение, соблюдая структуру сочинения-рассуждения. Проверьте его.

                        Клише для сочинения 15.2

Часть сочинения

                              Клише

Вступление (формулирование тезиса)

Попробуем разобраться в смысле этого высказывания.

Автор текста приглашает читателя к размышлению над вопросом…

Смысл финала текста говорит нам о том, что…

Я думаю, что в указанном фрагменте выражена главная мысль текста: …

В этом отрывке автор хочет сказать нам о том,…

Этим отрывком автор хочет нам показать…

Текст заканчивается словами: «…». Полагаю,  речь идёт о том, что…

Я считаю, что мысль автора данного текста, выраженная в выделенном фрагменте, заключается в том, что…

В этом фрагменте автор говорит о том, что…

Смысл данного отрывка (фрагмента) я понимаю так:…

В выделенной фразе автор выражает мысль в том, что…

На мой взгляд, данный отрывок показывает (объясняет, раскрывает)… По моему мнению, в этом отрывке показано… Мне кажется, что в этом отрывке содержится главная (основная) мысль текста:…

Этот отрывок отражает идею текста, которая заключается в следующем…

Я считаю, что…

Текст (фамилия автора в род.п.) заставил меня задуматься над…

Основная часть (аргументация)

Примером может стать аргумент из текста, в котором…

Обратимся к тексту (фамилия автора в род.п.),…

Предложение №… подтверждает мысль о том, что..

Чтобы подтвердить  сказанное, обратимся к тексту (предложению из текста).

В предложении №…автор говорит о том, что…

Предложение №… подтверждает мысль о том, что…

Эту мысль подтверждает предложение…

В тексте (фамилия автора в род.п./ писателя) сказано:…

Автор говорит (подчёркивает/ обращает/ акцентирует наше внимание/ выделяет/ замечает/ указывает/ размышляет/ высказывает интересное мнение/ предположение по поводу, особо останавливается на…

Этот пример из текста ярко демонстрирует основную мысль текста.

Проиллюстрировать тезис можно следующим примером из текста (примерах из текста).

В тексте (фамилия автора) можно найти пример, подтверждающий мою мысль (мой  тезис).

Подтвердить данный аргумент можно примером из.. предложения текста.

Справедливость этого вывода можно доказать на примере… предложения.

В подтверждение собственных выводов приведу пример из… предложения прочитанного мною текста.

Заключение (вывод)

Итак, в заключение…

Подведя итог моим рассуждениям, могу сказать…

Подводя итог вышесказанному, хочется сказать…

Делая выводы…

Исходя из сказанного,…

Таким образом, мы пришли к выводу, …

Надеюсь, что я смог (-ла) объяснить значение отрывка из текста…

Текст (фамилия автора) помог понять…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Подготовка к экзамену в новой форме по русскому языку в 9 классе" готовит к экзамену девятиклассников. Материалы этого курса могут быть использованы и при подготовке к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе.

№п/пДатаТема занятияВиды работ1 Структура экзаменационной работы по русскому языку в новой форме и критерии её оцениванияЛекция учителя2 Этапы работы над изложениемЛекция учителя4 Редак...

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ в условиях очно-заочной школыПОДГОТОВКА К ЕГЭ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫ Подготовка к ЕГЭ по русскому языку

ПОДГОТОВКА К ЕГЭ  ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ В УСЛОВИЯХ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ШКОЛЫиз опыта работы Черкасовой Н.Д., учителя вечерней школы с. Тополево Хабаровского района Хабаровского края   ...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3) Патриотизм.

КОНСПЕКТ УРОКАрусского языка в 9 классеПодготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)Патриотизм.  Этот урок – продол...

Самоанализ урока русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

КОНСПЕКТ УРОКА русского языка в 9 классе «Подготовка к сочинению-рассуждению в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (выполнение задания 15.3)»

Цели урока: - формирование у школьников навыков написания сочинения - рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку в 9 классе (выполнение задания 15.3);- формирование умения учащихся н...

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»

Технологическая карта урока по русскому языку: «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на морально-этическую тему в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку (задание 9.3)»...