План-конспект урока "Простые и сложные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Приводится план-конспект урока русского языка в 5 классе с использованием ИКТ

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon prostye_i_slozhnye_predlozheniya_-_5_klass.doc98 КБ

Предварительный просмотр:

            Урок русского языка в 5 классе.                                                                                                                «      Простые и сложные предложения     »

Задачи:

1. Обобщить знания детей о простом и сложном предложениях.

2. Упражнять в распознавании простых и сложных предложений, использовать их в устной и письменной речи.

3. Развивать творческое мышление учащихся.

4. Воспитывать интерес к родному языку через языковые средства.

Оборудование: Презентация, карточки для самостоятельной работы/

Детям: Словари, индивидуальные  карточки, цветные кружочки.

 Ход урока

I. Организационный момент.

Долгожданный дан  звонок, начинается урок. Друг на друга посмотрите, улыбнитесь, на места свои садитесь.                                                                                                                                   

И как всегда, на уроках понадобятся усердие, аккуратность, сообразительность. Вспомним несколько рекомендаций.   

                                                                        Слайд 1                                                                1)Работать дружно и быстро.                                                                                                                      2)Не перебивайте друг друга.                                                                                                                      3)Умей каждого выслушать.                                                                                                                        4)Не согласен- предлагай.                                                                                                                            5)Уважай своего товарища.                                                                                                                          6)Умей доказывать свою точку зрения.                                                                                                    

Желаю всем удачи!                 

II. Подготовка учащихся к сознательному усвоению материала.

1. Откройте тетради. Запишите число. Классная работа.  

2. ВОПРОСЫ:            устно                                                                                                                                    а) С какой большой темой мы работаем несколько уроков? /Синтаксис/                                              

б) Что такое словосочетание?  /Сочетание 2-х или  более слов по смыслу /                                         

в) Что такое предложение? /Оно состоит из слов ,связан -х. по смыслу и грамматически,  имеют  грамматическую  основу./  

3. - Какие предложения вы назвали бы простыми, а какие сложными? /Предложения с 1-ой грамматической  основой- простое, а с несколькими- сложные /

4. Слайд 2

- Сформулируйте тему сегодняшнего урока, исходя из наших рассуждений?  / Тема сегодн-го урока –«Простые и сложные предложения» .  

5 Слайд 3

- Сформируйте цели урока , опираясь на его тему. Испольэуйте также опорные слова 

1). Продолжить знакомство с…и…;                                                                                                     2). Учиться различать …и…;                                                                                                                 3). Учиться ставить…                                                                                                                                                                                                                                                                                       

6. -  Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомство с простыми   и сложными предложениями. /   Слайд 4   /                                                                                    

- Мы должны повторить всё, что знаем уже об этих предложениях, уметь  составлять схемы, расставлять знаки препинания, конструировать простые и сложные предложения.          

                                                                                                                                              7.- Начнём мы нашу работу со знакомства с новым словарным словом.                      / Слайд 5 /   

- Прочитайте несколько пословиц. Какое слово встречается часто?                                            Захочешь добра- посыпь …                                                                                                                   Слово- … ,а молчание золото.                                                                                                                 Месяц- …,а красное солнышко – золото.

- Это слово? (Серебро)     /    Слайд 6 /                                                                                                                          

            8  - Запишите . Прокомментируйте.

а.  Кто из вас подобрал пословицы и поговорки о серебре?    Зачитайте.                                                                                                                          Образуйте от этого слова прилагательное. (Серебряный) Правописание этого слова мы будем изучать в 6 классе, но вы должны запомнить, что в этом слове пишется одна -н-. - Кто знает, что означает слово? (Металл).                              А серебряный  предмет –  сделанный из серебра.

б.  Теперь давайте посмотрим значение этого слова в словаре. Как вы думаете, какой словарь нам поможет определить значение слова?

- Давайте прочтём словарную статью. Работа с толковым словарём – стр 1065  

в. Серебряный, сделанный из серебра. Серебряный крестик, серебряная ложка .            Запишем в словарь.

          В каком значении употребляется это слово. (В прямом)

- Но есть у этого слова и другое значение. Какое? (Переносное). Но об этом мы поговорим попозже.

             9 -  А сейчас мы проведём теоретическую разминку.

   -  Но я буду говорить только часть правила, а вторую часть доскажете вы.

  1. Простыми называются предложения, которые ...
  2. Предложение, в котором две или более основ, называются ...
  3. Бессоюзными называются ...
  4. Предложения, связанные союзами, называются …
  5. Сложносочинёнными называются предложения …
  6. Сложноподчинёнными называются предложения …                                           -Но с этими предложениями мы будем работать на следующих уроках                    

 

МОЛОДЦЫ !  

111Физминутка

Игра “Определи предложение по структуре” 

показывают руками стоя, если предложение простое, вы поднимаете красную карточку, сложное - зеленую. А в это время три ученика будут наблюдать и посмотрят, кто не справился с заданием, кому нужна помощь.

Учитель читает.

  • Наступили осенние дни, и по небу поплыли серебристые облака.
  • Около дома утопали в серебре тополя.
  • На серебряном блюде лежали яблоки и издавали прекрасный аромат.
  • Месяц посеребрит, а красно солнышко позолотит.
  • Серебряный голос соловья звучал в ночи.      /МОЛОДЦЫ! Присядьте/                                                    

                                                                                                                                                                                                                                                                                                 

 1 V    Ребята, посмотрите, чем отличаются эти предложения, а что у них общего?            

На доске записаны 2 предложения            

   1)       1    Зимним утром лесная поляна покрылась серебром.  

              2  Зимним утром лесная поляна покрылась серебром и от серебристого цвета засверкали ёлочки.

- а) В  каком предложении допущена пунктуационная ошибка?  /2/                                                  -      Исправьте!                                                                                                                                                   -      Запишите второе предложение.

                                                                                                                                                          - б)  Сделать синтаксический разбор  сложного предложения. (Характеристика и схема, подчеркнуть грамматическую основу)

 - в) Слайд 7

- Посмотрите, есть ли в этих предложениях наше новое слово. В каком значении употребляется? Каким словом его можно заменить ? (Снегом). Найдите однокоренное слово к слову серебро, дополните ряд однокоренных слов другими словами. (Серебряный, серебрится, посеребрил, высеребрить, серебристый )

 

-   2 )         г) А теперь составьте и запишите своё предложение с любым из этих слов.

    / Дети записывают свои предложения/                                                                                            1 ученик ( На траве сверкала и серебрилась роса) / Слайд 8/ С комментиров

Задание.

 Вставить орфограммы, выделить грамматическую основу.

Докажите, почему в этом предложении запятая перед союзом – и - не ставится. Составить схему предложения.                                                                                                                                                

2 ученик. (По синему небу плыли серебристые облака) / Слайд 9/С коммент

Задание. 

Вставить орфограммы, выделить грамматическую основу.

 Добавьте к простому предложению вторую часть таким образом, чтобы запятая перед союзом И стояла. Что это за предложение? (ССП).                  ( И в лучах солнца снег блестел и искрился.)                                                                     -             Запишите    2  предложение   и составьте схему ССП.   / Слайд 10/

 ПРОВЕРЯЕМ: По синему небу плыли серебристые облака, и в лучах солнца снег блестел и искрился.

                                   

     -   3)      Усложняем нашу работу!                                                                                        

 -         Перед вами предложения, вы выделяете грамматич.- ие  основы и рисуете  схемы.

Четыре человека составляют схемы.   /У доски /        / Слайд 11/

  • Луна посеребрила верхушки елей и осветила всё вокруг.
  • Покрыла землю белым ковром снежная зима
  • Вот солнце в облаках мигает, и иней в серебре сверкает.
  • Над полем плыл серебряный звон колоколов.

ДОСКА

- Давайте сделаем вывод: какие предложения простые, какие сложные. (Правило)                                                                                                     Предлагаю вам поработать самостоятельно.

Самостоятельная работа
(На отдельных листах)

Учитель.   Составьте связный текст на тему “Зимний лес”.  / Слайд 12/

I-                   а) Не забывайте про наши новые слова серебро, серебряный. И, конечно же, без чего не бывает зима без снега.

-                   б) Чтобы вам было легче, вспомните, что может делать снег? (Кружиться, серебриться, падать, искриться и т.д.)

-                  в) Красивой, полной, образной нашу речь делают имена прилагательные. Давайте вспомним, какой может быть снег? (Пушистый, колючий, белый, мокрый и т.д.). Итак, приступайте к работе. На “5” вы составляете 5 предложений. На “4” четыре, на “3” три. Но если ваши предложения будут разными по структуре, то оценка может быть выше.                                                                                                                                                

II.  А в это время несколько человек поработают самостоятельно. Для них приготовлены индивидуальные карточки.

 Задание: Расставить запятые, составить схему предложения.

  1. Я научилась просто, мудро жить, смотреть на звёзды и молиться Богу.
  2. Стояли ясные дни, птицы готовились к отлёту.
  3. Задул северный ветер и тучи помчались по небу.
  4. С утра был туман, но к вечеру погода разгулялась.
  5. Приближался октябрь, а холода ещё не наступали.
  6. Озимая рожь поспела, скоро начнётся уборка урожая.
  7. Начался шторм и корабли ушли подальше от берега.
  8. Мы опасались дождя, но тучи быстро рассеялись.

-   5)  Представьте, что и на уроке русского языка можно работать с числами.

А) Расшифруй запись. Под цифрами спрятаны буквы. Запишите их. Кто угадал, какое это слово.                  

14 16 13 16 5 6 24               / Слайд 13/

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

А

Б

В

Г

Д

Е

Ё

Ж

З

И

Й

12

13

14

15

16

17

18

19

20

21

22

К

Л

М

Н

О

П

Р

С

Т

У

Ф

23

24

25

26

27

28

29

30

31

32

33

Х

Ц

Ч

Ш

Щ

Ъ

Ы

Ь

Э

Ю

Я

                         -   Вы, действительно, молодцы! 

-      /Сдайте индивидуальную работу по карточкам./

-     Проверю вашу работу позже.

            6).    -   Перед тем, как подвести итог, выберете домашнее задание.

/Объяснить!/

 Домашнее задание. Дифференцированное задание.

                -     Перед вами задания разные по сложности, вы выбираете себе задание сами.

Зелёная карточка – 3,

 синяя – 4,

красная– 5.

Каждое задание разного уровня сложности.

Задание на « 3»:

Расставить знаки препинания, вставить пропущенные буквы:

1. Волны звуч...ли со...нце с...яло море смеял...сь. 2. Снова ударил гром и с шумом и ветром нач...лся ливень. 3. Солнце еще не вст...вал... а жаворонки уже зв...нели высоко-высоко. 4. С...ды почти осыпались но на ябл...нях еще в...сели розовые листья.

Задание на «4»:

Конструирование предложений:

Найти для каждой части предложения в первой колонке самую близкую к ней по смыслу другую часть из второй колонки; соединить их союзом:

  1. Сверкнула молния,
  2. Снова ударил гром,
  3. Улыбнулось из-за тучи солнышко,
  4. Взлетел навстречу солнышку жаворонок,

II... загорелась на небе над рекой семицветная радуга

... вслед за тем послышался резкий удар грома ... полилась на землю его песня.

... начался теплый ливень.

Задание на «5»:

Составить небольшой текст на тему “Зимний лес”, используя слова: лес заснул, сверкают на солнце, деревья в серебре, сказочная картина. (Простые и сложные предложения)

-                    V.        Давайте подведем итог.

-    Каким же был для вас урок?     Слайд 14      ПРОГОВАРИВАЮ САМА

  1. Урок полезен, всё понятно.  /Красный кружок/
  2. Лишь кое-что чуть-чуть неясно ./Синий кружочек/
  3. Ещё придется потрудиться. /Зелёный кружочек/
  4. Да, трудно всё-таки учиться. /Жёлтый кружочек/

-   Вспомните, какие цели мы ставили в начале урока?                        Достигли ли мы намеченных целей.

 СЛАЙД 4 (вернёмся)

/ Продолжили знакомство с простым и сложным предложением , учились различать простые и сложные предложения , составляли схемы предложений, ставили знаки препинания/.                                                                  

-      Отлично поработали-                                                                                                                 -      Хорошо-                

                                                                                                                     

-                        У нас ещё осталось время, предлагаю поиграть. /Дополнительно/   / Слайд 15/

Игра “Корректор”. Посмотрите, в синтаксической характеристике предложений и в расстановке знаков препинания допущены ошибки.          Кто их исправит?

Аргументируйте свой ответ.

1. Замерзли реки, воздух застыл. (Сложное, сложносочиненное, распространённое)

2. Выпал снег и покрыл землю пушистым ковром. (Побудительное , простое с однородными сказуемыми,  распростран.)

3. Белки готовят на зиму разнообразный корм, орехи, шишки, грибы.

4. Зима поскорей приходи к нам в гости со своими подарками. (Повеств, простое, распростр, неосложнённое).

Литература                                                                            

  1. Ладыженская Т.А. и др. Учебник. Русский язык. 5 класс. М. “Просвещение”, 2011.
  2. Карасёва И.В. Методическое пособие для преподавателей. Русский язык. М.: “Просвещение”, 2010.
  3. Сергеева Е.М. Тесты по русскому языку. Издательство “ЭКЗАМЕН”, Москва, 2010.
  4. Маршевская Л.В. и др. Творческие задачи по русскому языку. Изд. “КАРО”, Санкт-Петербург, 2006.
  5. Е.М.Мордес. Искать, пробовать, обучать… (Нетрадиционные уроки по русскому языку 5-11 классы) “Учитель-АСТ”, Волгоград, 2007.
  6. Шклярова Т.В. Сборник самостоятельных работ “Найди ошибку”. Издание 4-е. Изд. “ Грамотей”, 2008.

1). Продолжить знакомство с…и…;                                                                                                    

2). Учиться различать …и…;                                                                                                                

3). Учиться ставить…


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Безличное предложение"

Конспект вторго урока по теме "Безличное предложение" и рабочие материалы....

План-конспект урока по теме "Односоставные предложения"

Цель  урока: познакомить с основными видами односоставных предложений; сформировать умение отличать односоставные предложения от двусоставных и понимать их роль в тексте....

План-конспект урока "Синтаксический разбор сложного предложения"

Открытый урок по русскому языку в 5 классе.Тема урока «Синтаксический разбор сложного предложения»Тип урока- урок–рефлексии.Технологии здоровьесбережения,  педагогики сотрудничества, индивидуальн...

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА по теме : "Односоставные предложения. Предложения определённо-личные".

Урок изучения нового матеоиала в 8 классе с использованием ЭОР....

План-конспект урока по бессоюзным сложным предложениям

Комплексное  применение знаний и умений на уроке русского языка по теме "Бессоюзные сложные предложения"...

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс

План - конспект урока по теме: "Члены предложения", 5 класс...