план-конспект урока по русскому языку
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Касперова Елена Викторовна

Подготовка к сочинению по картине

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon plan-konspekt_otkrytogo_uroka_v_6_klasse.doc106 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА

Подготовка к сочинению по картине Г. Г. Мясоедова «Косцы».

  1. Ф.И.О. (полностью)            Касперова Елена Викторовна
  2. Место работы:                      Ростовская область, Орловский район, п. Орловский, Орловский казачий кадетский корпус
  3. Должность:                            учитель русского языка и литературы
  4. Предмет                                  русский язык
  5. Класс                                         6
  6. Базовый учебник: С. И. Львова, В.В. Львов

Издательство Мнемозина.

  1. Цель урока:

Организация продуктивной деятельности обучающихся, направленной на достижение ими следующих результатов:

Метапредметных результатов:

В познавательной деятельности:

- умение структурировать объект познания;

- творческое решение учебных и практических задач: умение мотивировано отказаться от образца, искать оригинальные решения;

- исследование несложных практических ситуаций;

В информационно- коммуникативной деятельности;

- умение приводить примеры, подбирать аргументы, формулировать выводы;

- умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»);

- умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение);

- использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации;

В рефлексивной деятельности:

- умение оценивать свои учебные достижения;

- владение умениями совместной деятельности;

- умение фиксировать затруднения; вести поиск и устранение причин возникших трудностей.

Личностных результатов:

- Развивать способность иметь собственное мнение;

- Развивать умение читать и учиться самостоятельно;

- Развивать умение выражать свои мысли в письменной форме;

- Развивать умение выдвигать гипотезы, отыскивать доказательства и рассуждать логично;

- Более широкое представление об изучаемых в школе предметах, чем это необходимо для сдачи экзамена; знакомство с новой наукой, терминами;

8. Цели и задачи:

-Обучающая

           - подготовить учащихся к написанию сочинения с элементами повествования;

- показать взаимосвязь разных жанров искусства;

- закрепить знания учащихся по лексике (прямое и переносное значение, метафоры, эпитеты)

- закрепить знания учащихся по синтаксису.

Развивающая        

- развивать умения выявлять главное из рассказа учителя и материала учебника;

-развивать эстетическое сознание личности каждого ученика;

-учить детей использовать полученные   знания на практике;

-познакомить учащихся с основными этапами биографии известного русского живописца Г.Г. Мясоедова;

       - привить интерес к русской природе и искусству: литературе, живописи, музыке.

Воспитывающая

-формирование системы убежденности в красоте окружающего мира;

- воспитание личных качеств у учащихся, ценных при работе и общении с объектами живописи;

- раскрыть практическое значение живописи в литературе;

- ввести понятие «

  1. Тип урока: комбинированный
  2. Методы обучения:  беседа, наглядно-иллюстрированный метод, ИКТ.
  3. Формы организации работы учащихся: индивидуальная, парная.
  4. Средства обучения: учебник русского языка, приложение; презентация, интерактивная доска,  стихотворение А.А.Фета «Ты увидишь, за спиной косца», карточки.
  5. Необходимое техническое оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор.

Содержание урока

Деятельность учеников

Оборудование

1

Организационный момент.

- Здравствуйте, ребята. Садитесь. Урок я хочу начать с улыбки, посмотрите друг на друга – улыбнитесь, посмотрите на меня, рады меня видеть? Я тоже очень рада видеть, начинаем урок.

Слушание

2

 Вчера, когда вы пришли домой, чем занимались?

Давайте проверим, как вы выполнили  домашнее задание.

Взаимопроверка. Работа в парах.

Слайд №3

Слово учителя:

Ребята, перед вами репродукции картин известного русского живописца -  Г. Г. Мясоедова. Скажите мне, пожалуйста, а кто из вас помнит, что такое

РЕПРОДУКЦИЯ - воспроизведение картин типографским способом (путём фотографии и т.д.).

-Как вы думаете, чем сегодня на уроке мы будем заниматься?

- А что бы вы хотели узнать на уроке?

-Перед вами четыре репродукции русского живописца - Григория Мясоедова, картины которого находятся в Государственном русском музее Санкт-Петербурга. Художник правдиво изображал крестьянскую жизнь, обращался к историческим и литературным темам.

1. В довольно короткий срок художником была написана картина «Чтение манифеста 19 февраля 1861 года». В картине  раскрывается иной аспект той же темы - судьба крестьянства, обманутого в своих ожиданиях.

2. В картине «Молебен на пашне о даровании дождя» передано эмоциональное напряжение крестьян, просящих помощи Всевышнего в засушливое лето.

3. В 1880-е годы  Мясоедов работает над пейзажами. Он создал картину «Дорога во ржи». На картине изображена фигура одинокого странника среди бескрайнего ржаного поля.

- Как вы думаете, по какой из предложенных картин, мы будем сегодня работать?

4. «Косцы». Автор воспевает здесь радостную сторону бытия, передает красоту крестьянского труда.

- Готовиться к сочинению по картине Г.Г.Мясоедова «Страдная пора» («Косцы»).

В первую очередь нас всегда интересует личность художника, прослушаем сообщение: «Жизнь и творчество художника Г.Г.Мясоедова».

Слушание.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Ответы учащихся.

Слайд №4

Слайд №5

Доклад ученика о художнике Г.Г. Мясоедове.

Слушание.

Слайд№6

Слово о картине.

Картина Г.Г. Мясоедова "Косцы" полна поэзии, светлого чувства, чего-то здорового и торжественного. Художник Мясоедов, конечно, понимал, как тяжел крестьянский труд. Но он хотел показать, что работа для крестьянина не только тягота. Она и радость. Недаром народ воспел свой труд в песнях.

Прослушаем фрагмент песни «Не шуми ты, рожь», автор слов А.Кольцов.

Слушание.

Слайд№5

(возвращаемся к картине)

Прослушивание песни: «Не шуми ты, рожь» (время: 1:10)

mp3_1

Слово учителя:

- "Русское богатство", - говорил Шишкин про золотую ниву. И Мясоедов, соглашаясь с ним, прибавляет: русское богатство - и эта золотая рожь, и эти сильные, красивые люди, которые растили ее.

Чтение стихотворения  А.А.Фет

«Ты видишь, за спиной косцов.

                                         

А.А.Фет

Ты видишь, за спиной косцов
Сверкнули косы блеском чистым,
И поздний пар от их котлов
Упитан ужином душистым.

Лиловым дымом даль поя,
В сияньи тонет дня светило,
И набежавших туч края
Стеклом горючим окаймило.

Уже подрезан, каждый ряд
Цветов лежит пахучей цепью.
Какая тень и аромат
Плывут над меркнущею степью! <1864>

Слушание

Рассмотрение картины Г.Г. Мясоедова «Косцы»

- Откройте приложения к учебнику для детального рассмотрения картины (картина Г.Г.Мясоедова «Косцы»)

- Как вы понимаете двойное название картины «Страдная пора» (« Косцы»)?

- В каком жанре написана картина?

( Если художник изображает картины природы…)

Cтрадная пора – время уборки урожая, когда все крестьяне были объединены общей целью: собрать и сохранить налившуюся рожь.

Пейзаж

Слайд №7

иллюстрация в приложении к учебнику.

Работа по картине.

1) Опишите кратко

пейзаж, изображенный на картине.

2) Какой предстаёт природа на полотне художника? Как художнику удалось передать её необозримый простор и мощь?

3) Как вы думаете, какое время суток изображено на картине? Почему?

4) Опишите подробнее ржаное поле.

5)  Опишите небо.

6) Кто оказывается в центре внимания художника? Опишите косцов.

7)Как выдумаете, насколько тяжёл труд в страдную пору?

8)  Ещё раз внимательно рассмотрите и картину и скажите, стремился ли художник показать прежде всего тяжесть крестьянского труда или, наоборот, продемонстрировал на своём полотне красоту труда крестьян?

9) Какое настроение создаёт картина Г. Мясоедова? Как удалось художнику передать это настроение?

Ответы учащихся:

  1. На картине Мясоедова изображено бескрайнее ржаное поле, уходящее далеко за горизонт, где оно сливается с бесконечным  небесным пространством.)

  1. Природа изображена величественной, во всей своей мощи и торжествующей красоте. Ощущение её величия и простора, необозримости пространства создаёт высокое ясное небо, широко раскинувшееся над морем золотой ржи.

  1. На картине изображён жаркий полдень: пейзаж словно пропитан летним зноем, солнечный свет пронизывает всё необозримое пространство, и широкие его лучи горят золотом на жаркой ниве; небо светлое, ясное.

  1. Пространство полей простирается на первом плане картины. Высокие колосья выписаны на фоне ясного неба. Тонкие стебли сгибаются под тяжестью зёрен. Они колышутся ветром и сейчас упадут под мощными взмахами косарей. Среди золота ржи белеют ромашки, голубеют глаза васильков, одиноко возвышается репейник.

5) Небо занимает большее пространство картины. Бескрайним шатром оно накрывает просторы полей. Небесный свод пронизан солнцем и сам излучает свет: светится над линией горизонта небесный простор, сияет розовая гряда облаков. Две птицы на заднем плане теряются в необозримом пространстве, и это позволяет острее ощутить его бесконечность.

6) В центре полотна – фигуры косцов. С каждым взмахом косой они словно приближаются к нам, и мы представляем, как мерно и широко вздымаются плечи косарей, как с каждым взмахом золотистыми грудами падают срезанные колосья. Фигуры крестьян, плоть от плоти земли русской, величественно вырастают из золотого бескрайнего простора, как будто один за другим они выходят из самой земли.

Первым, как русский богатырь, выступает могучий старик с широкой седой бородой. Он ведёт за собой остальных, на него равняются, с ним сверяют свои силы более молодые косцы, стараясь не отстать. Сильными, свободными движениями  срезает он рожь. В его движениях нет усилия, нет тяжёлой усталости. Русые с сединой волосы крестьянина перехвачены венком из золотых колосьев – словно короной увенчал этого богатыря русского художник. С достоинством и удивительным благородством несёт эту корону крестьянин. Лицо его спокойно и сосредоточенно, он поглощён работой. Суровый взгляд из-под седых кустистых бровей прикован к земле.

За старшим косцом выступает широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе. Мощно и уверенно машет он косой. Его широкое лицо обрамлено русой бородой, взгляд устремлён на колосья. Третьим идёт кудрявый юноша. Ворот его красной рубахи расстегнут – видимо, нелёгок для него этот покос. Он только учится спокойной уверенности у старших крестьян.

Рядом с косцами, не отставая, сгребают и связывают скошенную рожь в снопы крестьянки. Они в светлых платках, в белых кофтах и свободных сарафанах. Женщины-крестьянки изображены на втором плане, но мы понимаем, что в этот знойный летний день они без устали трудятся наравне с мужчинами.

  1. Этот труд был очень тяжёл. Крестьяне трудились с раннего утра до темноты, стремясь собрать урожай вовремя, ведь от этого зависело, как они проживут зиму.

  1. Мясоедов, несомненно, в полной мере понимал, насколько трудной для крестьян была страдная пора. Но художник стремился показать светлую сторону действительности. Живописец воспевает и поэтизирует крестьянский труд, передаёт на своём полотне всю его красоту и величие. Косцы одеты в светлую, яркую одежду: они выходят на уборку урожая как на праздник. Крестьяне работают слаженно, увлечённо. Мерно вздымаются их плечи, и движения эти рождают определённый ритм, как в музыке. Уборка урожая для изображённых на картине косцов не тяжкое бремя, а необходимый и радостный труд, и участие в общем труде определяет достоинство каждого из них. Лица их серьёзны и даже суровы, но это показывает прежде всего убеждённость крестьян в важности происходящего, осознание их собственной значимости в общем деле.

  1. Картина создаёт светлое, радостное настроение. Мы любуемся величественным пейзажем -- необозримым пространством золотого поля ржи, ясным, высоким небом, пышными розовыми облаками. Художник сумел показать красоту и мощь русской природы.

Работа над планом сочинения.

- Первый шаг на пути написания сочинения…

- Во вступлении мы должны сказать о …

- Далее мы приступим к описанию пейзажа. С чего начнем?

- Затем…

- Теперь начнем описывать косцов… На кого вы обращаете внимание из косцов?

Чтение текста В. Солоухина: упр. 412 (2) стр. 176

     В каждой крестьянской работе должен быть свой талант. Но нигде он так ярко не проявляется, как на косьбе, потому что здесь все становятся в ряд, друг за дружкой, и сразу видно, кто на что способен. Каждая деревня знает своих лучших косцов, и сами они знают, что они лучшие косцы, и в тайне гордятся этим.

      У каждого из нас, ребятишек, несущих завтрак, работает на лугу отец ли, старший ли  брат, и каждый из нас хочет, чтобы именно у его отца был самый широкий, самый чистый прокос, чтобы именно он, а не кто-нибудь другой шел впереди и вел всю растянувшуюся цепочку.

- Следующий подпункт нашего плана – старший косарь, а далее будем описывать остальных косарей и женщин-крестьянок.

 - Можем ли мы ограничиться лишь описанием крестьян? Нет. Необходимо в сочинении показать отношение крестьян к труду.

- Заключительный пункт нашего сочинения. Что мы расскажем в нем?  

- План

- Сведения о художнике и картине

- Ржаное поле

- Небо

- Настроение, которое создаёт картина. Мастерство художника.

Слайд№10

4. Физкультурная минутка

Колосится в поле рожь (руки над головой)
Там во ржи цветок найдёшь:
(руки вперед)
Ярко-синий и пушистый,
(руки вверх и спадающие движения)
Только жаль, что не душистый
(пожимаем плечами).

Выполнение упражнений.

Словарная работа.

Задание №1. Прочитаем отрывки стихотворений, выберем слова, относящиеся к описанию ржаного поля. Подчеркнем в карточках либо выпишем.

Зреет рожь под жаркой нивой,

И от нивы и до нивы

Гонит ветер прихотливый

Золотые переливы. […]

Над безбрежной жатвой хлеба

Меж заката и востока

Лишь на миг смежает небо

Огнедышащее око.

(А. Фет)

Выше пояса

Рожь зернистая

Гремит колосом

Почти до земли.

(А Кольцов)

Задание № 2.

Рассмотрим слова однокоренные слову коса (инструмент) с. 21 справочных материалов.

Обратим внимание на образование слов: косьба (суф.), косец (суф.), покос (пристав.), прокос (пристав.)

Задание № 3.

 Индивидуальная работа со словарем. Найти определение этих слов.

Карточка №1

Определить значение слов:

Косьба, косец.

Карточка № 2

Задание №4.

       Подберите эпитеты к словам: небо облако, день,  запишите понравившиеся.

Величественный пейзаж, бескрайнее ржаное поле, бесконечное небесное пространство, необозримый простор и мощь русской природы, торжествующая красота, высокое ясное небо, море золотой ржи, жаркая нива, золотистые груды срезанных колосьев, бескрайний шатёр неба, розовая гряда облаков; мощные взмахи косарей, могучий старик с широкой седой бородой; русые с сединой волосы, венок из золотых колосьев, достоинство и удивительное благородство, спокойное сосредоточенное лицо, суровый взгляд из-под седых кустистых бровей; широкоплечий, крепкий крестьянин в белой рубахе, мощно и уверенно машет, спокойная уверенность; убеждённость крестьян в важности происходящего, осознание собственной значимости в общем деле; воспевает и поэтизирует крестьянский труд, красота и величие.

Резерв:

Задание № 5

Соотнесите понятия с их определениями:

Гряда

Ряд, цепь, полоса, гребень

Русые

Светло-коричневый, светло-бурый, средний между карим и белокурым

Шатёр

Деревянный дом, большая холщевая палатка.

Венок

Плетеница из травы, листвы, зелени с цветами, панама.

Задание № 6.

Орфоэпическая разминка.

Расставьте правильное ударение в словах:

Сосредоточенное лицо, косарь, страдная пора.

                  Записи в тетрадях:

Зреет рожь, золотые переливы, над безбрежной жатвой хлеба, выше пояса

рожь зернистая гремит колосом.

Записи в тетрадях:

Косьба (суф.) (суф-б)

 косец (суф.),(суф –ец)

 покос (пристав.),(прист.-по)

 прокос (пристав.), (прис.-про)

Дифференцированная работа.

Косьба-время, когда косят хлеба, травы.

Косец- это человек, который косит траву (КОСАРЬ) КОСЬБА - сам процесс работы в поле, когда косят траву.

Подобрать  эпитеты к данным словам: небо облако, день.

 

Слайд №11

Слайд  №4

Рефлексия. Подведение итогов.

- К чему мы готовились весь урок?

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам понравилось и не понравилось на уроке?

- Кто чувствовал себя комфортно на уроке, уверенно - возьмите зелёные карточки.

- Кто чувствовал себя немножко неуверенно, была проблема на уроке, ошибался, но ошибки свои понял и исправил –красные карточки.

- У кого была тревога на уроке, затруднения при выполнении заданий –(поднимают обе сигнальные карточки)

Обсуждение урока.

Домашнее задание: написать сочинения.

Запись в дневники.

Выставление оценок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект открытого урока по русскому языку в 8 классе по теме "Обобщающее повторение о второстепенных членах предложения"

Урок проводился в игровой форме на этапе, когда весь материал по теме"Второстепенные члены предложения" полностью изучен и необходимо проверить, готовы ли ученики к контрольной работе.Это урок-соревно...

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 9 классе школы V вида по теме «Вводные слова и знаки препинания при них».

Данный материал используется на уроках русского языка в 9 классе школы Vвида (детей с тяжёлыми нарушениями речи), а также возможно его использование на логопедических занятиях в школе c учащимися II с...

План – конспект открытого урока по русскому языку «Междометия и звукоподражательные слова». 7 класс.

План-конспект открытого урока по русскому языку "Междометия и звукоподражательные слова" с использованием технологической карты урока. Базовый учебник  М.М.Разумовская, С.И.Львова и др. «Русский...

План-конспект открытого урока по русскому языку на тему "Морфология. Повторение" 5 кл

материал представляет собой план-конспект урока с использованием приемов и методов ФГОС...

План-конспект творческого урока по русскому языку "Что такое настоящая дружба"

Цели урока: создание условий для формирования у старшеклассников осознанной потребности в   самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и  самоопределения.Задач...