Презентации к уроку
презентация к уроку по русскому языку (5 класс) на тему

Степаненко Анжела Сергеевна

Данные презентации разработаны в помощь учителю при подготовке к уроку.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сайт: http://elenaranko.ucoz.ru/ Буквы и, у, а после шипящих. ( 5класс) Автор: Степаненко Анжела Сергеевна , учитель русского языка и литературы МАОУ СОШ № 9 г. Холмска 2018 год

Слайд 2

Начинается урок, Он пойдет ребятам впрок. Много предстоит узнать. Постарайтесь все понять

Слайд 3

Словарная работа с самопроверкой: Окрес … ный , счас … ливый , чудес… ный , опас … ный , прекрас … ный , ус… ный , поз… ний , вкус… ный , мес … ный , прелес … ный

Слайд 4

Проверь себя Окрес т ный, счас т ливый, чуде сн ый, опа сн ый, прекра сн ый, ус т ный, поз д ний, вку сн ый, мес т ный, прелес т ный

Слайд 5

Перед вами стихотворение. Прочитайте и попробуйте озвучить тему урока. Русские слова с жи , ши Через И всегда пиши. И, конечно, ча и ща Мы напишем с буквой А .

Слайд 6

Буквы и, у, а после шипящих.

Слайд 7

Лингвистическая сказка Однажды собралось в лесу много зверей, Вышел вперед Медведь и сказал: «Сейчас будут соревнования на знание Жи и ШИ ». Стартовали бельчонок, зайчонок и лисенок. Вот и первое препятствие: Стоят ЛЫ , а дальше точки. Нужно вставить какой-­то слог. Лисенок дописал ЖЫ , Лыжи ни с места, Зайчонок крикн ул: « Лыже! ». Лыжи стоят, Бельчонок добавил жи . Получились ЛЫЖИ , и лыжи поехали. А вот и второе препятствие: впереди ГАЛО , а дальше? Лисёнок и Зайчонок сошли с дистанции, а Бельчонок и тут дал правильный ответ: ГАЛОШИ . Он и стал победителем, выиграв главный приз: ЛЫЖИ и ГАЛОШИ .

Слайд 8

Теория. Ж И -Ш И –пиши с И. (мыши, ежики, ужи, жирафы, моржи). Ч А -Щ А - пиши с А. (роща, чаща, свеча, пища, туча, саранча). Ч У- Щ У - пиши с У. (Щука, чум, ищу, молчу, чулок, чугун). Исключения: жюри, брошюра, парашют.

Слайд 9

Вставьте И, У, А после шипящих 1. Ч.. жой , щ .. ка , ш .. рокий , ч.. десный , сч .. стливый , ж.. знь , прож .. ть , ж..вой, нич .. ть , ищ .., товарищ.., выдающ .. яся , уч .. стники , изуч .. ть , ч.. дный , ч.. вствовать , брош .. ра , ч.. ткий , ч..до, пощ ..да, тиш ..на, ж.. ри , ш .. повник , рощ... 2. Душ.. стые , ч.. жик , , ш .. пы , щ .. пать , щ .. вель , ж.. лище , ж.. вотное , ч..чело, ч.. лок , ш .. нель , площ .. дка , ч.. сы , коч .. н , ч.. йник , пиш .., ч.. стный , параш..т, случ .. й , воплощ .. ть , прищ .. риться , ш .. рь , ш .. рма , ч.. жой , щ ..пальце, овч .. рка , ж.. вотное .

Слайд 10

Проверь себя! 1. Чужой, щека, широкий, чудесный, счастливый, жизнь, прожить, живой, ничуть, ищу, товарищу, выдающаяся, участники, изучать, чудный, чувствовать, брошюра, чуткий, чудо, пощада, тишина, жюри, шиповник, рощи. 2. Душистые, чижик, шипы, щипать, щавель, жилище, животное, чучело, чулок, шинель, площадка, часы, кочан, чайник, пишу, частный, парашют, случай, воплощать, прищуриться, ширь, ширма, чужой, щупальце, овчарка, животное.

Слайд 11

Выпишите слова с гласными и, у, а после шипящих в три столбика: 1) u после шипящих; 2 ) у после шипящих; 3) а после шипящих. Всегда щ .. дить , бедное ж.. вотное , убежать в рощ.., красивая овч .. рка , уютное ж.. лище , неоглядная ш .. рь , ч.. ткий человек, ч..сто навещ .. ет , лучший ж.. вописец , строгое ж.. ри , четыре товарищ.., ноч ..ют в шалаше, попробовать ч.. ть-ч .. ть , нельзя щ .. пать , нераскрытый параш..т, прощ .. льные гастроли.

Слайд 12

Проверь себя! Всегда щадить, бедное животное, убежать в рощу, красивая овчарка, уютное жилище, неоглядная ширь, чуткий человек, часто навещает, лучший живописец, строгое жюри, четыре товарища, ночуют в шалаше, попробовать чуть-чуть, нельзя щипать, нераскрытый парашют, прощальные гастроли.

Слайд 13

Найди слова с орфограммой «Правописание букв и, у, а после шипящих»: 1.Там чудеса: там леший бродит,.. 2.В темнице там царевна тужит, А бурый волк ей верно служит ... 3.В синем небе звёзды блещут, В синем море волны хлещут; Туча по небу идёт, Бочка по морю плывёт. 4.Мать с младенцем спасена, Землю чувствует она. 5.К морю лишь подходит он, Вот и слышит будто стон ... 6.Ветер весело шумит, Судно весело бежит ... 7.Царь Салтан дивится чуду. «Если только жив я буду, Чудный остров навещу, у Гвидона погощу». 8.Жил старик со своею старухой, у самого синего моря ... 9.Воротился старик ко старухе, Рассказал ей великое чудо ... 10. Жил-был поп, Толоконный лоб. 11.Навстречу ему Балда Идёт, сам не зная куда. 12.Держит Балда за уши одного зайку. .. 13.Условия сам назначу, Задам тебе, вражёнок , задачу.

Слайд 14

14.«Свет мой, зеркальце! Скажи Да всю правду доложи ... 15.В ворота вошла она - На подворье тишина. 16.Дверь тихонько отворилась, И царевна очутилась В светлой горнице ... 17.Коль старушка, будь нам мать, Так и станем величать. 18.Что качаешь головою? 19.В двери прямо побежала И царевну повстречала. 20.Что и жизнь в такой тревоге!

Слайд 15

И, У, А Без труда не может быть чистой и радостной ж.. зни . (Ч.) 2. В июне везде ощущается ч.. десный липовый аромат. 3. Ягодную пору в лесу открывает сладкая душ..стая земляника. Эти красивые ароматные ягоды хорош.. в любом в иде. 4. Международная Красная книга имеет вид перекидного календаря, ее страницы не сброш .. рованы . 5. Самый первый Проект параш..та разработал гениальный Художник Леонардо да Винчи. (Л.)

Слайд 16

Проверь себя! Без труда не может быть чистой и радостной ж и зни. (Ч.) 2. В июне везде ощущается ч у десный липовый аромат. 3. Ягодную пору в лесу открывает сладкая душ и стая земляника. Эти красивые ароматные ягоды хорош и в любом в иде. 4. Международная Красная книга имеет вид перекидного календаря, ее страницы не сброш ю рованы. 5. Самый первый Проект параш ю та разработал гениальный Художник Леонардо да Винчи. (Л.)

Слайд 17

Итог урока 1.Какие буквы мы пишем в словах после шипящих ж, ч, ш , щ ? После шипящих ж, ч, ш , щ пишутся и, у, а. 2.Какие буквы нельзя писать после этих шипящих? Нельзя писать ы , ю , я. 3.Существуют ли какие-либо исключения из этого правила? Да, это слова брошюра, жюри, парашют

Слайд 18

Объясните опорную запись . Ж ,Ч,Ш ,Щ И У А Не пишутся буквы Ы,Ю,Я. Исключения : брошюра, жюри, парашют.

Слайд 19

Домашнее задание. Параграф 11. Упражнение 53. (письменно).


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ ПРЕДЛОГОВ С ДРУГИМИ СЛОВАМИ 5 класс

Слайд 2

Словарно-орфографическая работа.

Слайд 4

Наблюдение за предлогами из-под, из-за Сложные предлоги из-под, из-за, по-над, по-за пишутся через дефис. – С каким падежом имен существительных употребляются данные предлоги?

Слайд 5

Домашнее задание § 13 (орфограмму № 7 выучить), упр. 62


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Разделительные Ъ и Ь Практические задания 5 класс

Слайд 2

ПОУЧИТЕЛЬНАЯ ИСТОРИЯ Незнайкин писал диктант. « Сел кашу», « пю воду», «веду сёмку », «забить коля », — старательно выводил он. — Ой-ой-ой! — испугались неправильно написанные слова. — В таком виде нельзя показаться в обществе, нас на смех поднимут! — А что с вами случилось? — удивился Незнайкин .

Слайд 3

— Ничего-то ты не знаешь! — горевали буквы Е , Ё , Ю , Я . — В этих словах мы обозначаем по два звука — [ йэ ] , [ йо ] , [ йу ] , [ йа ] , но делаем это только с помощью твёрдого знака, который ставится перед нами после приставок, и мягкого знака, употребляемого в других случаях. Ты же наших помощников потерял, и теперь все думают, что мы обозначаем только один звук — [ э ] , [ о ] , [ у ] , [ а ] , и читают сел , пю , сёмку , коля вместо съел , пью , съёмку , колья .

Слайд 4

Ты заметил, что разделительный Ъ пишется после приставок перед Е , Ё , Ю , Я , а разделительный Ь перед теми же буквами — в других частях слова . Однако Ь — актер, у которого не одна, а сразу две роли: указывать мягкость согласных и быть разделительным, то есть подсказывать нам, что в словах спрятался звук йот . Запомни: Ь исполняет две роли, а Ъ — только одну. Общая их роль — указывать на спрятанный йот .

Слайд 5

Вставь пропущенные буквы, выделяя морфемы, в которых встрети­лись Ь и Ъ . Все вокруг об яты страхом: Раз ярённый людоед Об явил, что с ест сегодня Замечательный обед. В сверх естественной тревоге Всё звер ё уносит ноги . Даже нес едобный ёжик С ёжился от страха тоже. Раз ярённый людоед Мигом с ел мешок конфет, Закусил печен ем плотно. Он от явленный злодей, Но совсем не ест людей И не трогает животных.

Слайд 6

Отгадай загадки. Выпиши слова с разделительным Ь , разобрав их по составу. 1) Один льёт, другой пьёт, третий растёт. 2) Вокруг носа вьётся, а в руки не даётся. 3) Летит — кричит, сядет — молчит, кто его убьёт, тот свою кровь прольёт. 4) Под вражеским обстрелом стоят солдаты смело. А если их собьют, они опять встают. 5) Кто всю ночь по крыше бьёт да постукивает, и бормочет, и поёт, убаюкивает? 1. Дождь, земля, растение . 2. Ветер . 3. Комар . 4. Кегли . 5. Дождь .

Слайд 7

Вставь пропущенные буквы. Выпиши в две колонки слова с Ъ и Ь . Из ездил, в юга, под езд , б ёт , в ётся , об яснение , с ёмка, ш ёт , п ёт , об явление, бар ер, под ём .

Слайд 8

источники http://alfaday.net/uploads/posts/2015-11/1446374214_ynoqatxbzjgz3dp.jpg http://clipartix.com/wp-content/uploads/2016/10/Tgif-t-clipart-free-clipart-6.jpeg http://3.bp.blogspot.com/_7kfR-LBob0Q/TAGYwwO0CxI/AAAAAAAAWZs/MIb37sh8Hc8/s1600/garfield9.gif https://programamundojovem.files.wordpress.com/2012/08/garfield_estudante2.gif http://photos1.blogger.com/x/blogger2/3844/24776234156950/269/81617/gse_multipart14720.gif http://3.bp.blogspot.com/_gm_j3cTZP4o/S9hmSpAGv-I/AAAAAAAAACw/TGWMu-AVABU/s320/Garfield+dando+tchau%5B1%5D.GIF https://falandodegatos.files.wordpress.com/2013/03/cropped-garfield.jpg http://st-listas.20minutos.es/images/2011-08/300135/3144129_640px.jpg?1314322709 http://tuamigamagie.com/images/Abrazo/GarfieldBadge45.gif http://www.galeon.com/sandra35/garf1.jpg http://www.garfield-es.com/imagenes/visitas/pencil_gar.gif https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/43/48/07/4348071f13d95938fce1c55fb05ece14.jpg http://diario1regime.zip.net/images/garfield33_gif.jpg http://2.bp.blogspot.com/-11eObT-ipo8/T0kb-F2GZ_I/AAAAAAAAAHY/NkAnW42l8wE/s400/garfield03.jpg http://animaleshoy.net/wp-content/uploads/2014/05/garfield-serie-tv-09-g.jpg https://portifoliodavida.files.wordpress.com/2012/02/garfield-estudar1.jpg http://3.bp.blogspot.com/_vNKalBtkkk0/R_4Zuab1emI/AAAAAAAAAZ0/afGQLJ2SLd0/s320/niver.GIF

Слайд 9

https://marligo.files.wordpress.com/2014/06/5c05f960.gif http://nutriane.zip.net/images/garfield1.gif https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/43/7a/22/437a222b526dea61d975176486f98786.jpg http://vignette1.wikia.nocookie.net/garfield/images/5/56/Odie-68.jpg/revision/latest?cb=20130808111408&path-prefix=pl http://img.loquenosabias.com/tops10/2013/08/09/los-10-perros-mas-famosos-de-las-series-animadas-al-20131.jpg https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/4d/a6/77/4da6771b2f207968e8848c2bbe996385.jpg http://2.bp.blogspot.com/_7kfR-LBob0Q/TAG1DLsWfvI/AAAAAAAAWm0/G_CoR5kaOLY/s1600/7-odiecupido.gif http://3.bp.blogspot.com/_7kfR-LBob0Q/TAG1disZZEI/AAAAAAAAWpU/kuuLG8xATMI/s1600/66-odie.gif https://1.bp.blogspot.com/_mugbxosWDtc/SFLbuHijxpI/AAAAAAAAADc/KTeWYG5p3jI/s400/bcouple_prv.gif http://www.chiquipedia.com/images/gifs-odie.gif https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/8f/32/d6/8f32d6e7404391c829b699e9dee739cb.jpg https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/7e/83/0f/7e830f5c04bf9ebd0c319dd4ef7ed11a.jpg https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/736x/64/4b/84/644b84b4eade0424a200c41c0a666a22.jpg http://alfaday.net/uploads/posts/2013-01/1358762885_oqvze6jycntkfpt.jpeg http://weclipart.com/gimg/AFD3368243311F65/odie001.gif http://www.geocities.ws/hacker_amigos/odie_1.gif https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/9a/cb/82/9acb824125e7bdeac222d742d2aed71c.jpg https://lh4.googleusercontent.com/-mLYLLf3hso4/TrVEgymL8SI/AAAAAAAABQY/QJLwt4iFnzM/w800-h800/garfield.gif https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/93/b1/9a/93b19aa611a0bdb1b050975919384b89.gif https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/originals/ca/5d/ab/ca5dab532f6090ee2903e0224f6f681b.gif http://buddies.org/2nd/GIFs/garfodie.gif https://s-media-cache-ak0.pinimg.com/236x/38/0b/5f/380b5fb485c4ae1e0341bd40b8310ff3.jpg http://rs1110.pbsrc.com/albums/h451/shymartinez1/GARFIELD/photoalbum_87161868_user2792997-1.gif~c200 http://4.bp.blogspot.com/-4EEHozIyKqE/UoJsHFXitjI/AAAAAAAAAxc/iFLtyIC-A80/s1600/1garfield_and_odie___black_outlines_by_theoriginalginger.png http://3.bp.blogspot.com/-68nkDb4I_EU/UNxOFg4P8ZI/AAAAAAABaug/7JjxbbThqos/s1600/garfield41.gif http://pre05.deviantart.net/0b1d/th/pre/f/2013/101/f/1/my_first_vector_of_garfield__by_flutterflyraptor-d617je5.png http://www.picgifs.com/graphics/g/garfield/graphics-garfield-104970.gif http://www.the-garfield-show.tv/Img/OdieSmell.png http://vignette3.wikia.nocookie.net/garfield/images/2/2e/Odie.png/revision/latest?cb=20130808111753&path-prefix=pl http://static1.cartoonnetwork.asia/characters/garfield_show/garfield.png http://vignette1.wikia.nocookie.net/universe-of-smash-bros-lawl/images/5/51/CGIGarfield.png/revision/latest?cb=20160425225859 http://www.thegarfieldshow-diary.com/wp-content/uploads/2011/11/Gif_Xmas08_Gif-NEW.gif http://www.the-garfield-show.tv/deutsch/wp-content/uploads/2008/06/gif-garfield_earth.gif https://lh5.googleusercontent.com/-Xf4vs8NtkfU/U0R7sJFgw_I/AAAAAAAAS28/Vu0hxTEbeKg/w126-h126-p/graphics-garfield-608986.gif Угроватова Т.Ю. Подсказки на каждый день: Русский Язык; на уроке в 5 классе: продолжение популярной серии рабочих тетрадей, подготовлен­ных на основе изучения достижений в педагогической практике, созданных для занятий в школе и дома, для коллективной и индивидуальной работы: В 2 тетр . Тетр . 1. — М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2002. — 154 с. — ISBN Составитель презентации учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ №8 г.Моздок РСО-Алания Погребняк Н.М.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Личные окончания глаголов Презентация по русскому языку 5 класс МАОУ СОШ № 9

Слайд 2

Правописание окончания и постфикса глаголов в неопределённой форме в 3-м лице Неопределённая форма глагола Глаголы в 3-м лице что делать? что делает? Звуковое обозначение окончания и постфикса Буквенное обозначение окончания и постфикса ться тся

Слайд 3

Перепишите предложения, подчеркните глаголы в форме 3лица и неопределенной форме Чуть брезжи … ся . Ни один листок не колыше … ся . Надо скорей собира … ся на рыбную ловлю. Необходимо хорошо подготови … ся к походу. Неплохо бы захвати… с собой плащ-палатку: она может пригоди … ся в пути. Пригоди … ся в лесу и топорик. До туристской базы можно добра… ся и поездом, и теплоходом. Лучше все-таки отправи … ся на теплоходе: перед ужином удас … ся еще выкупа… ся .

Слайд 4

Проверь себя Чуть брезжи Т ся . Ни один листок не колыше Т ся . Надо скорей собира ТЬ ся на рыбную ловлю. Необходимо хорошо подготови ТЬ ся к походу. Неплохо бы захвати ТЬ с собой плащ-палатку: она может пригоди ТЬ ся в пути. Пригоди Т ся в лесу и топорик. До туристской базы можно добра ТЬ ся и поездом, и теплоходом. Лучше все-таки отправи ТЬ ся на теплоходе: перед ужином удас Т ся еще выкупа ТЬ ся .

Слайд 5

Как узнать, к какому спряжению относится глагол? ( надо поставить глагол в начальную форму и по окончанию определить спряжение) Какие окончания у глаголов II спряжения? (- ИТЬ , кроме Брить, Стелить ) -Какие окончания у глаголов I спряжения? ( все остальные , кроме 11 глаголов . Давайте вспомним их: Гнать, держать, смотреть и видеть, Дышать, слышать, ненавидеть, И обидеть, и вертеть, и зависеть, и терпеть- Вы запомните, друзья, их на –Е спрягать нельзя!

Слайд 6

Если встан … шь на заре – крыши в сером серебре. Если выйд … шь поутру - галки стынут на ветру. Разгуля … тся денек, в полдень сяд … шь на пенек. Смотр… шь – на припеке прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахн …т горькая полынь. С поля тян …т мятой и травой примятой. Притрон … шься , погляд … шь – как нежны доверчивые первенцы весны! Как раздвин … шь кусты да как глян … шь , даже оторопь сразу возьмет: все красиво! ( Е,Благина )

Слайд 7

Если встан Е шь на заре – крыши в сером серебре. Если выйд Е шь поутру - галки стынут на ветру. Разгуля Е тся денек, в полдень сяд Е шь на пенек. Смотр И шь – на припеке прыгают сороки. А в обед совсем теплынь – пахн Е т горькая полынь. С поля тян Е т мятой и травой примятой. Притрон И шься , погляд И шь – как нежны доверчивые первенцы весны! Как раздвин Е шь кусты да как глян Е шь , даже оторопь сразу возьмет: все красиво! ( Е,Благина )

Слайд 8

А1. Какое утверждение ошибочно? 1) Глаголы в неопределенной форме отвечают на вопрос «что делает?» 2) Глаголы могут стоять в настоящем, прошедшем и будущем времени. 3) В предложении глагол чаще всего играет роль сказуемого. 4) Глаголы в прошедшем времени изменяются по родам и числам. А2.Какой глагол относится ко второму спряжению? 1) жить 2) копать 3) плести 4) пилить А3. В каком ряду в обоих словах пишется Ь? Замеча …м, клее…м Кол…м, украс …м Они догон …т, они сел… тся Она танцу…т, он слыш …т А4. В каком ряду в обоих словах пишется Ь? Они держат… ся , стираеш … Обращат … ся , умоеш … ся Имеет… ся , находиш … ся Печеш …, смеркает … ся

Слайд 9

Найдите глаголы с безударными личными окончаниями, запишите их в форме 2-го лица единственного и множественного числа. Заунывный ветер гонит Стаю туч на край небес, Ель надломленная стонет, Глухо шепчет темный лес. На ручей, рябой и пестрый, За листком летит листок, И струей, сухой и острой, Набегает холодок

Слайд 10

Домашнее задание § 19, упр. 92


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Глагол как часть речи 5 класс

Слайд 2

А.С. Пушкин У лукоморья дуб зелёный Из поэмы "Руслан и Людмила" Там королевич мимоходом …………… . грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун ……… богатыря; В темнице там царевна …….., А бурый волк ей верно ………; Там ступа с Бабою Ягой … .., ………… сама собой, Там царь Кащей над златом …….; Там русский дух... там Русью ……! И там я ……., и мёд я ……; У моря ………. дуб зелёный; Под ним …….., и кот учёный Свои мне сказки …….. У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ……… по цепи кругом; … .. направо - песнь …….., Налево - сказку …….. Там чудеса: там леший ……, Русалка на ветвях ………; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках ……… .. без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны; Там о заре ……………. волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод ……….. ясных, И с ними дядька их морской;

Слайд 3

Проверь себя У лукоморья дуб зелёный; Златая цепь на дубе том: И днём и ночью кот учёный Всё ходит по цепи кругом; Идёт направо - песнь заводит , Налево - сказку говорит . Там чудеса: там леший бродит , Русалка на ветвях сидит ; Там на неведомых дорожках Следы невиданных зверей; Избушка там на курьих ножках Стоит без окон, без дверей; Там лес и дол видений полны ; Там о заре прихлынут волны На брег песчаный и пустой, И тридцать витязей прекрасных Чредой из вод выходят ясных, И с ними дядька их морской; Там королевич мимоходом Пленяет грозного царя; Там в облаках перед народом Через леса, через моря Колдун несёт богатыря; В темнице там царевна тужит , А бурый волк ей верно служит ; Там ступа с Бабою Ягой Идёт, бредёт сама собой, Там царь Кащей над златом чахнет ; Там русский дух... там Русью пахнет! И там я был , и мёд я пил ; У моря видел дуб зелёный; Под ним сидел , и кот учёный Свои мне сказки говорил .

Слайд 4

Синтаксическая минутка Выделите грамматические основы. Дайте характеристики предложениям. Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела… Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал- барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…(К.Г. Паустовский)

Слайд 5

Из зарослей вылез маленький барсук. Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня. Потом брезгливо фыркнул и сделал шаг к картошке. Она жарилась и шипела… Мне хотелось крикнуть зверьку, что он обожжется, но я опоздал- барсук прыгнул к сковородке и сунул в нее нос…(К.Г. Паустовский)

Слайд 6

Одним из значений слова «глагол» в древнерусском языке было «слово», «речь». «Глаголить» - говорить. « Глаголом жги сердца людей», – писал А.С.Пушкин Глагол – это важная часть речи в русском языке. И по сей день глаголом жгут сердца людей многие писатели и поэты.

Слайд 7

Назовите вопросы, на которые отвечает глагол. Глаголы совершенного вида отвечают на вопрос- что сделать? Глаголы несовершенного вида- что делать?

Слайд 8

ФИЗМИНУТКА Повернёмся вправо, влево. Руки вверх, руки вниз! Вверх! И снова наклонись! Вправо, влево головою! Руки вверх! Перед собою! Топни правою ногой! Вправо шаг. На месте стой! Топни левою ногой! Повернись скорее к другу. Правую ему дай руку .

Слайд 9

Для шаблона использованы интернет ресурсы: Буратино http://cs11141.vkontakte.ru/u15946340/-14/x_f53b8c17.jpg буква а http://img-fotki.yandex.ru/get/5904/valenta-mog.ba/0_675b5_b9c922b6_L.jpg буква з http://img-fotki.yandex.ru/get/4703/valenta-mog.ba/0_675bc_46bc2d80_L.jpg буква с http://img-fotki.yandex.ru/get/5704/valenta-mog.ba/0_675c6_619c92b_L.jpg буква т http://img-fotki.yandex.ru/get/5004/valenta-mog.ba/0_675c7_a2df39a3_L.jpg буква ь http://img-fotki.yandex.ru/get/5604/valenta-mog.bb/0_675d1_314ad6e1_L.jpg буква я http://img-fotki.yandex.ru/get/5803/valenta-mog.bb/0_675d4_ee63f3ca_L.jpg Автор: Бобкова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов ГКОУ СО «Богдановичская СКОШИ»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Лексика. Обобщение. Повторение. 5 класс Материалы к уроку разработала учитель русского языка и литературы Степаненко А.С.

Слайд 2

Лексика Тестовые задания Какое слово является однозначным? а) число в) хлеб б) фауна г) золотой 2. В каком предложении есть синонимы? а) Москву рябины красили, дубы стояли князями. б) Кленовый лист лежит между листьями альбома. в) Над цветами кружили осы и пчёлы. г) Игра получилась интересной, захватывающей. 3.Укажите, в каком варианте есть слово-омоним а) железный характер в) клуб дыма б) старый сундук г) высокая мечта

Слайд 3

Лексика Тестовые задания. Ответы Какое слово является однозначным? а) число (единица счёта, день месяца) б) фауна (животный мир) в) хлеб (пищевой продукт, зерно, из которого изготовляется мука) г) золотой (сделанный из золота, перен. – очень хороший) 2. В каком предложении есть синонимы? а) Москву рябины красили, дубы стояли князями. б) Кленовый лист лежит между листьями альбома. в) Над цветами кружили осы и пчёлы. г) Игра получилась интересной, захватывающей. 3.Укажите, в каком варианте есть слово-омоним а) железный характер в) клуб дыма (сельский клуб ) б) старый сундук г) высокая мечта

Слайд 4

Лексические разряды Многозначные слова Ом онимы « омос » - одинаковый Син онимы « син » - вместе Ант онимы «анти» - против С греческого языка « онима » - имя Значит, АНТОНИМЫ – это слова одной части речи с противоположным лексическим значением

Слайд 5

Внимание! Слова с приставкой анти- (что означает «против»): антивоенный, антипатия, антиобщественный, антипод и т.п. Слова: античность, антикварный, античный не имеют значения «против», так как они произошли от латинского слова antiquus , которое означает «древний» Вывод: при анализе лексики надо быть очень внимательным, обращаться к помощи словарей!

Слайд 6

Упр. 369 Ранний – поздний; тогда – теперь; утро –вечер. Белый – чёрный; яркий – тусклый; бледный – румяный. Широкий – узкий; короткий – длинный; высокий – низкий. Жара – холод; горячий – холодный; нагреть – остудить. Близко – далеко; подземный – надземный; вверх – вниз Наречия: тогда – теперь; близко – далеко; вверх - вниз

Слайд 7

Занимательная лингвистика К словам тьма, свобода, счастье подберите синонимы и антонимы Тьма – синоним:…, антоним:… Свобода – синоним:…, антоним:… Счастье – синоним:…, антоним:…

Слайд 8

Занимательная лингвистика(ответы) К словам тьма, свобода, счастье подберите синонимы и антонимы Тьма – синоним: мрак , антоним: свет Свобода – синоним: воля , антоним: плен Счастье – синоним: радость , антоним: горе

Слайд 9

Домашнее задание Параграф 69: выписать правило в тетрадь и выучить Упр. 370 Подготовиться к проверочной работе по теме «Лексика»: ответить на вопросы учебника с. 167 (устно)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Имя существительное. Обобщение. Повторение. 5 класс

Слайд 2

Тест В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква: Написать в тетрад …, деревья в ине … К радост …, в арми … Манить калач…м, проходить марш…м Путешествовать по Якути …, встретиться в воскресень …

Слайд 3

Тест (ответы) В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква: Написать в тетрад и , деревья в ине е К радост и , в арми и Манить калач о м, проходить марш е м Путешествовать по Якути и , встретиться в воскресень е

Слайд 4

Лингвистическая игра «Четвёртое лишнее» Камыш(?), мыш(?), карандаш(?), малыш(?) Доктор, профессор, договор, мастер

Слайд 5

Лингвистическая игра «Четвёртое лишнее» ответы Камыш, мышь , карандаш, малыш Доктор, профессор, договор (в Р.п. мн. ч. – договор ы ) , мастер


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе

Слайд 2

Окончание –е пишется у существительных: 1 склонения – Д.п. и П.п. Поётся в песн е (1 скл ., П.п.) Подошёл избушк е (1 скл ., Д.п.) 2 склонения – П.п. В романс е (2 скл ., П.п.)

Слайд 3

Чтобы правильно написать окончание существительного надо: Поставить сущ. в начальную форму (И.п., ед. ч.) Определить тип склонения Определить падеж Если сущ. 1 или 2 скл ., то в Д.п и П.п. пиши –е Если сущ. 1 скл ., то в Р.п. пиши –и Если сущ. 3 скл ., то в Р.п., Д.п. и П.п пиши –и У сущ. на - ий , - ия , - ие пиши -и

Слайд 4

Окончание –и пишется у существительных: 1 склонения в Р.п. Сила вол и (1 скл ., Р.п.) 3 склонения в Р.п., Д.п. и П.п. Встречаются в жизн и (3 скл ., П.п.) На – ия в Р.п., Д.п. и П.п. Готовиться к лекц и и (Д.п. , на – ия ) На – ий , - ие в П.п. Отдыхать в санатор и и (П.п., на – ий ) Находиться в здан и и (П.п., на – ие )

Слайд 5

Образец рассуждения Из песн … слова не выкинешь. Из песн … - сущ. песня 1 скл ., стоит в Р.П. (из чего?) У сущ . 1 скл . в Р.п. пиши окончание –и Значит, пишу окончание –и в существительном из песн и Обозначаю орфограмму: Из песн и (1 скл ., Р.п.) слова не выкинешь.

Слайд 6

Рассуждаем В решени … задач… допущена ошибка.

Слайд 7

Ответ В решени … задач… допущена ошибка. Сущ. решен ие оканчивается на – ие , стоит в П.п. (допущена в чём? – в решени …) У сущ. На – ие в П.п. пишется окончание –и Значит, пишу: В решен и и (П.п., на – ие ) задачи допущена ошибка. Сущ. задача 1 скл ., стоит в Р.п. (в решении чего? - задач…) У сущ. 1 скл . в Р.п. пишется окончание –и Значит, пишу В решении задач и (1 скл ., Р.п.) допущена ошибка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к сжатому изложению (по тексту Е. В. Мурашовой).

Слайд 2

Цели: научить писать выборочное изложение; развивать умение выбирать необходимый фрагмент из всего текста; воспитывать бережное отношение к природе.

Слайд 3

Беседа по тексту - Какая основная мысль данного текста? «Маленький Аркаша Пластов понимал язык родной земли» Чем маленький Аркаша удивлял родителей и сверстников? За что родители сердились на Аркашу? В чём секрет художника Пластова?

Слайд 7

Предупреждение орфографических и пунктуационных ошибок . Уд и влялись (дИво), нах о дило (нахОдит), кр и чит (крИк), перед а ю (дАть), отв е чает (отвЕт), г о в о рит (гОвор, разговОр), св и стят (свИст), док а зать(докАзывать); ра сс казали, во сс танавливать; прислушаю тся ., приходи тся , сердя тся; сяд ет, слыш ит. Знаки препинания при диалоге: - Кому это ты, Аркаша ? – спрашивают мальчишки. Знаки препинания при прямой речи: «Отчего же никто ничего не слышит? Как док а зать, что земля на самом деле живая и всё в ней свой голос имеет?» - думает Аркаша. «П?»-а.

Слайд 8

Работа над планом План 1. «С виду пацан как пацан». 2. «Иногда на Аркашу словно находило что-то». 3. Привет ветру. 4. Разговор с муравьями. 5. Вечерние беседы с закатом. 6. «Как доказать, что земля на самом деле живая и всё на неё свой голос имеет?»


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сжатое изложение Перо и чернильница (упр. 513 )

Слайд 2

Цель урока Научиться использовать приёмы сжатия текста Научиться выделять главную мысль текста Научиться грамотно строить речевые высказывания

Слайд 4

Как работать над сжатым изложением Внимательно прочитать текст Выделить основную мысль Составить план текста Найти самые важные предложения в тексте Записать текст сжато (60 слов)

Слайд 5

Притча – краткий иносказательный рассказ поучительного содержания

Слайд 6

План 1. Первый диалог внука и деда 2. Попытки Серёжи «добыть» сказку 3. Второй диалог внука и деда 4. Заключение о притче деда

Слайд 7

Главные мысли каждой части 1. Первый диалог внука и деда: «Откуда ты сказки берёшь?» 2. Попытки Серёжи «добыть» сказку: «А сказка не зацепляется» 3. Второй диалог внука и деда: «Придёт время – не только сказку, а может быть, что-нибудь покрупнее вытащишь» 4. Заключение о притче деда: «Дедову притчу запомнил»

Слайд 8

Приёмы сжатия текста Упрощение (пересказать диалоги своими словами) Исключение (опустить детали, подробности, повторы) Обобщение (обобщить предложения с однородными членами, оставить самые главные предложения)

Слайд 9

Примеры сжатия текста 1 часть Как-то Серёжа спросил у деда, откуда тот берёт сказки. Дед ответил, что достаёт их из чернильницы.

Слайд 10

Примеры сжатия текста 2 часть Серёжа поступил в школу, научился писать, попробовал из чернильницы сказки добывать, но сказка не зацепляется.

Слайд 11

Примеры сжатия текста 3 часть Он спросил у деда, почему у него ничего не выходит. Дед утешил: - Придёт время, научишься, если не только собой будешь занят.

Слайд 12

Примеры сжатия текста 4 часть Не всё понял Серёжа, а дедову притчу запомнил, другим пересказал.

Слайд 13

Удачи вам в написании изложения!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку "Обобщение по теме презентации"

Урок – деловая игра «Работа  с пакетом презентаций Power Point». В ходе урока организовано повторение материала "электронные таблицы" с использованием КИМов, повторение технологи...

Презентация к уроку алгебры в 8 классе по теме "Квадратные уравнения" Презентация к уроку "Действительные числа"

Презентация к уроку объяснения нового материала по теме "Определение квадратных уравнений" Урок 8 класс.Презентация к уроку закрепления по теме "Действительные числа" в 8 классе....

ФГОС ООО: второе поколение, презентация для учащихся, презентация конструкта урока, технологическая карта урока математики 6 класс.

Технологическая карта урока по теме " Решение уравнений" 6 кл. содержит: цели, задачи, планируемые результаты УУД, дидактическую структуру урока. Данная карта позволяет определить деятельность учителя...

Разработка урока и презентации к уроку. Тема программы: Огневая подготовка, тема урока: "История создания АК-47, неполная разборка и сборка автомата", тема презентаций:"История АК - 47" и "АК - 47 составные части"

При создании электронной потемной папки мною был собран материал по теме программы "Огневая подготовка", переработав который у меня получилась разработка урока "История создания АК-47, неполная разбор...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...