Урок русского языка в 6 классе с применением технологии речевого критического мышления
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Лобастова Ирина Сергеевна

 Дать знания по теме «Устаревшие слова», стимулировать познавательную

           активность ребят, умение формулировать и высказывать свои мысли,

           логически рассуждать.

          

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon ustarevshie_slova.doc280 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 6 классе с применением технологии речевого критического мышления

Стратегия работы с информационным текстом.

Тема урока: «Устаревшие слова».

Цели урока:

           Дать знания по теме «Устаревшие слова», стимулировать познавательную

           активность ребят, умение формулировать и высказывать свои мысли,

           логически рассуждать.

           Развивать интерес к предмету. Обобщить и углубить знания по теме «Лексика».    

           Воспитывать трудолюбие и аккуратность.

Информационный текст учебника.

                                           Ход урока:

  1. Орг. момент.

           Приветствие. Подписать число, классную работу.

           Определить степень готовности всех   учеников к уроку.

II. Основная часть.

1.Стадия вызова (актуализация)

 Дотекстовая дискуссия:

1. Какой  раздел русского языка изучаем? (Лексика)

2. Что такое лексика? (Все слова языка)

3. Как называется наука, изучающая лексику? (Лексикология)

3. Что такое лексикон? (Словарный запас отдельного человека)

4. Может ли лексикон быть широким или узким? Объясните?

5.Что нужно делать, чтобы у вас лексикон расширялся?

6. Зачем нужен человеку широкий  лексикон?

7.Как вы думаете, чем мы займемся на сегодняшнем уроке?

 Ввод в новую тему урока:

-Я хочу вам прочитать стихотворение. Послушайте его и подумайте, о каких словах

           или о какой лексике там идет речь?

                    Они во мне звучат едва-едва,

                    Старинные,  забытые слова.

                    «Долонь», «десница», «выя», «рамена»,

                     Как некогда в иные времена…

        В. Перкин «Старинные слова»

(Речь идет о старых словах, о тех,  которые забываются и уходят из языка)

Как можно определить нашу сегодняшнюю тему урока?

-«Устаревшие слова»

-А как, по – вашему, могут слова уходить из языка и почему?

-Вот для этого мы с вами изучим новый материал учебника.

-Откроем стр.38 учебника.

-Выполнять знакомство с новым материалом мы будем с помощью приема

«Пометы   на полях»

2.Стадия осмысления.

Чтение материала учебника.

Выполнение пометок на полях.

Маркировка:

•        V «галочкой» помечается то, что уже известно учащимся;

•        - знаком «минус» помечается то, что противоречит их представлению;

•        + знаком «плюс» помечается то, что является для них интересным

и   неожиданным;

•        ? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло

желание узнать больше.

Выполнение маркировочной таблицы «Инсерт» индивидуально.

Пример.

«V»

«-»

«+»

«?»

      Лексика

     меняется

     быстро.

Двоякого

рода слова.

  В словарях

    помещается

  с пометкой устар.

Слова

    двоякого рода

  Устаревшие слова,

   которые устарели

    и  ушли из языка

   

Устаревших

слов два вида.

Историзмы.

Архаизмы.

            Выполнение маркировочной таблицы на доске.

            Обсуждение с выяснением всех непонятных моментов.

           Дети самостоятельно делают выводы

Выводы:

Устаревшие слова те, которые устарели и ушли из языка.

Их два вида: архаизмы и историзмы.

Архаизмы: ушли предметы, явления – ушли слова. (Примеры)

Историзмы: слова заменились современными синонимами. (Примеры)

Встречаются в художественных произведениях.

В словарях с пометой устар.

3.Стадия рефлексии.

Где могут пригодиться знания?

Систематизацию нового материала выполнить в виде кластера.

            Можно кластер составить индивидуально, в парах, в группах.

            Необходимо все кластеры рассмотреть и выбрать лучший, который переносится

          в тетрадь – справочник.

Пример

                    Лексика

                  Устаревшие слова

(вышедшие из активного повседневного употребления)

архаизмы        историзмы

(ушли предметы, явления – ушли слова,        (предметы, явления остались – названия )

                                                                            заменилисьсовременными синонимами)

треуголка        чело - лоб

веретено        ветрило - парус

кибитка        рыбарь - рыбак

4. Закрепление:

Рассмотрим рисунки на стр. 38 учебника.

Какие перед нами предметы? К какому виду устаревших слов мы можем их отнести? Объясните. Запишите слова в тетрадь.

Рассмотрим картинку, прочитаем слова, определим, что они обозначают.

К какому виду устаревших слов мы можем их отнести и почему? Запишем слова с тетрадь.

Работа с учебником

Стр.39-40. Упр.84, 86.

5. Домашнее задание:

Я предлагаю вам самостоятельно выбрать для себя задание, которое вам необходимо. Пожалуйста, отнеситесь к этому серьезно, потому что мы его обязательно проверим на следующем уроке.

6. Итог: Написать  ЭССЕ. Можно воспользоваться вопросами.

1.Что изучили на уроке?

2.Понятен ли вам новый материал?

3. В чем вы не совсем разобрались?

4. Какие вопросы по теме у вас остались?

5. Как вы оцениваете свою работу на уроке?

             Используемые материалы:

  1. «Русский язык: учебник для 6 класса общеобразоват. учреждений»/ [М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н.М. Шанский]. – М.: Просвещение, 2010 г.
  2. «Программы общеобразовательных учреждений. Русский язык 5 – 9 классы»

/ Авт.: М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2010 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Духовно-нравственное воспитание на уроках русского языка и литературы с использованием технологии развития критического мышления. Обобщение опыта

В материале обобщается опыт учителя русского языка и литературы  по духовно-нравственному  воспитанию на уроках русского языка и литературы. Раскрываются  огромные возможности работы в ...

Урок химии в 9 классе с применением технологии развитие критического мышления

Конспект урока химии в 9 классе по теме: "Жесткость воды и способы её устранения"....

Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «технологии развития критического мышления».

Этот метод хорошо использовать при работе с текстом, содержащим определённую проблему. Работа с использованием стратегии "Идеал" может занимать больше времени, чем один урок, к ней можно возвращ...

Разработка урока русского языка на тему "Разноспрягаемые глаголы" с элементами критического мышления

Выполнила учитель русского языка и литературы МБОУ "Елпачихинской СОШ" Мансурова Ляйсан Халитовна Цели урока:                        ...

Методическая разработка урока английского языка "Проблемы современного питания" для учащихся старших классов с применением технологии развития критического мышления

Использование технологии критического мышления для развития метапредметных навыков учащихся старших классов на уроках английского языка...

Изучение рассказа В. М. Шукшина «Срезал» в 6 классе с применением «Технологии развития критического мышления через чтение и письмо»

Форма урока - урок-мастерская- позволяет учащимся раскрепоститься, войти в творческую лабораторию писателя, сконцентрироваться на острых проблемах времени, не утративших свою актуальность и сейчас....