Методическая разработка урока в 8 классе по русскому языку "Определенно-личные предложения"
методическая разработка по русскому языку (8 класс) на тему

Петрушина Людмила Юрьевна

 Методическая разработка содержит конспект урока по теме "Определенно-личные предложения" в 8 классе 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока по русскому языку в 8 классе по теме «Определенно-личные предложения»

Цели и задачи урока:

  1. Обучающая:

Дать понятие об определенно-личных предложениях; формировать умения находить определенно-личные предложения в текстах разных стилей, определять способы выражения главного члена.

  1. Развивающая:

    Развивать умение использовать односоставные предложения в текстах разных стилей.

  1. Воспитательная:

    Прививать любовь к русскому языку.

Планируемые результаты:

Знание особенностей определенно-личного  предложения, умения самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель, выделять главный член определенно-личного предложения, понимать значение такого предложения, объяснять языковые явления и процессы.

Ход урока

  1. Оргмомент.  Приветствие.

Слово учителя:

- Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас необычный урок- урок- исследование. Я предлагаю провести его в виде квеста. А что это такое? (Ответы учащихся)

Слово «квест» было заимствовано из английского языка , оно переводится как «поиск», «игра», «развлечение», «конкретное действие».  Вот и мы с вами попробуем, играя , сделать для себя лингвистическое открытие. Я хочу пожелать вам работать дружно, с увлечением. Известный ирландский драматург, лауреат Нобелевской премии Б.Шоу писал: «Деятельность - это единственный путь, ведущий к знанию». Давайте наш урок проведем под этим девизом.

   Сегодня утром мне принесли необычное послание.  Как вы думаете, что это?

Это письмо.

Прочитаем его. (Ученик читает.)

Ученик: «Здравствуйте, ученики 8 Б класса школы № 383! Разрешите представиться – меня зовут Дедом Всеведом. Имя моё – от слова всё ведать, то есть знать. И я хочу поделиться с вами своими знаниями и предлагаю отправиться  на поиски лингвистического сокровища.  Дед Всевед »

Учитель: Ну, что , ребята, примем предложение Деда Всеведа?

Представим себя исследователями. А что мы будем исследовать? Какое лингвистическое сокровище искать? Ответ на этот вопрос мы получим, выполнив первое задание от Деда Всеведа «Шифровальщики».

Работаем по группам : 1 и 3 группы должны, используя шифр, разгадать слова. А вторая группа, точно следуя инструкции, получить спрятанное слово.

Задание для 1 группы: Используя ключ, расшифруйте слово.

                             Ключ: 1-Д, 2-Е, 3-Л, 4-Н, 5-О, 6-П, 7-Р, 8-Ё

5

6

7

2

1

2

3

8

4

4

5

 

Задание для 2 группы: Точно следуя инструкции, выпишите буквы и назовите получившееся слово.

М

Л***

Д

Б

Ю

Щ

Ы

О

И

Ь

Й

Ы

Ч

Р

Ж

Т

Ц

Ш

З

П

Э

И

Н

Г

Х

В

Я

М

У

Н

Ч

Ф

Ч

С

К

Е

Первая буква –Л.

1.Одна клетка вправо, одна вниз. - _

2.Две клетки  влево, одна вниз - _

3.Одна клетка вниз, четыре вправо -_

4.Одна клетка вправо, две вверх-_

5.Четыре клетки вниз - _

Ваше слово: _________________________

Задание для 3 группы: Используя ключ, расшифруйте слово.

            Ключ: 1-Д, 2-Е, 3-Л, 4-Н, 5-О, 6-П, 7-Р, 8-Ж, 9-И, 10-Я

6

7

2

1

3

5

8

2

4

9

10

Проверяем: Определенно-личные предложения.

Это предмет нашего исследования. И соответственно наша тема. Запишем в тетрадях число, классная работа, тема: «Определенно-личные предложения».

  1. Актуализация изученных знаний.  

Давайте вспомним теорию. Фронтальный опрос.

- Что такое предложение? (Это основная единица синтаксиса, которая выражает законченную мысль. Предложение имеет грамматическую основу. Предложение характеризуется смысловой и интонационной законченностью.)

- Что такое грамматическая основа?

-На какие группы делятся предложения по характеру грамматической основы? (односоставные и двусоставные)

- Что такое двусоставное предложение?

- Что такое односоставное предложение?

Игра «Ромашка» : проверим вашу сноровку. Прочитайте предложение и назовите его грамматическую основу. Какое это предложение: односоставное или двусоставное?

1.Я помню чудное мгновенье.

2.Роняет лес багряный свой убор.

3.Пылай, камин, в моей пустынной келье!

4. Печаль моя светла.

5.Не забуду твоей торжественной красы.

6.Отчизне посвятим души прекрасные порывы!

7.Невидимкою луна освещает снег летучий.

8. Ранняя зима.  

Итак, мы с вами вспомнили теорию, применили её  на практике. А теперь обратимся к предмету нашего исследования – к определенно-личным предложениям. Как вы думаете, какие задачи вы  как исследователи должны поставить   перед собой?

1.Что такое определенно-личное предложение?

2.Чем оно отличается от других предложений?

3.Для чего используется и где применяется?        

3. Наблюдение .

Посмотрите внимательно на предложения. Прочитайте их, найдите грамматическую основу, выпишите её. Чем выражено сказуемое в этих предложениях (назовите наклонение, лицо и число)?

1.С особенным чувством вспоминаю первое путешествие к морю.

2.Уходим завтра в море.

3.Красуйся, град Петров, и стой

   Неколебимо, как Россия!

4.Выберите себе книгу по вкусу.

Ответы учащихся:

1 предложение: грамматическая основа – вспоминаю, это сказуемое, выраженное глаголом в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 1 лица, ед.числа.

2 предложение: грамматическая основа- уходим, это сказуемое, выраженное глаголом в форме изъявительного наклонения, настоящего времени, 1 лица, множественного числа.

3 предложение: грамматическая основа: красуйся, стой, это сказуемое, выраженное глаголами в форме повелительного наклонения, 2 лица, ед.числа.

4 предложение: грамматическая основа –выберите. Это сказуемое, выраженное глаголом в форме повелительного наклонения, 2лица, мн.числа.

Можно ли в эти предложения подставить подлежащее? (Да)

Какое? Назовите его. (Это личные местоимения- я, мы, ты, вы)

Что дает подсказку? (Форма глагола. Она помогает без подлежащего уяснить, кто производит действие, таким образом действующее лицо в этих предложениях становится определенным – лицом говорящим или собеседником. )

Значит, это предложения без подлежащего, деятель не назван , но мы можем понять, что действие совершается определенным лицом- первым или вторым. Следовательно, как называются эти предложения? (Определенно-личные)

Давайте попробуем сформулировать определение , вставив пропущенные слова. Это дед Всевед дает нам подсказку .Что такое определенно-личные предложения?

 Определенно-личные предложения – это _________________предложения с

главным членом- _______________в форме __и __лица ________________ и

 _____________________ числа _______________________и

__________________наклонения.

(Определенно-личные предложения – это односоставные предложения с главным членом- сказуемым в форме 1 и 2 лица единственного и множественного числа изъявительного и повелительного наклонения.)

А теперь сравним его с определением в учебнике (с.99)  Похожи определения? Да.

Какие предложения синонимичны определенно-личным предложениям? (Двусоставные с местоимениями я, мы, ты, вы в качестве подлежащих).

4.Тренировочное упражнение.

Теперь поработаем с определенно-личными предложениями. Работаем по вариантам. Первый вариант выписывает определенно-личные предложения с

глаголом – сказуемым в форме 1 и 2 лица изъявительного наклонения, а второй вариант -  выписывает определенно-личные предложения с

глаголом – сказуемым в форме повелительного наклонения. Запишите предложения, соблюдая орфографические нормы. Сказуемые подчеркните.

  1. Молча вспоминаем друзей, (не)пришедших назад.
  2. Р_збуди меня завтра рано, засвети в нашей горнице свет.
  3. Люблю тебя, моя Рос_ия, за ясный свет твоих  _чей.
  4. Помню синий твой взор под к_сынкою, помню косы, сплете(н,нн)ые в жгут.
  5. Во глубине   с_бирских  руд   хр_ните  гордое   т_рпенье.
  6. (Не)гляди (же)  с тоской на дорогу и за тройкой вослед (не)спеши.

5.Игра «Корректор»

 Мы с вами уже сказали, что определенно-личные предложения синонимичны двусоставным. Дед Всевед предлагает нам  игру «Корректор». А это специалист в области редактирования текста.

Перед вами текст. Прочитайте его и раскройте скобки, вставьте пропущенные буквы и знаки препинания.

   Раннее утро. Я просыпаюсь и на ц_почках выхожу в палисадник. Я иду (в)доль реки. Я наблюдаю, как молодеж_  приехавшая на машине ра_пол_гается на отдых. Тр_пинка обогнула песч_ный к_согор  и  я выхожу на просторный луг, на котором (кое) где р_стут деревья.

Все ли вам нравится в этом предложении? Может, вам хочется что-либо изменить? Что? (Повтор местоимения Я ). Как избежать повторения? Нужно использовать синонимическую конструкцию с определенно-личным предложением. Устно исправьте текст, заменив, где это необходимо, неудачный повтор.

   Раннее утро. Я просыпаюсь и на цыпочках выхожу в палисадник.  Иду вдоль реки.  Наблюдаю, как молодежь,  приехавшая на машине,  располагается на отдых. Тропинка обогнула песчаный косогор , и  я выхожу на просторный луг, на котором кое- где растут деревья.

Вывод: для чего нужны определенно-личные предложения?

(Определенно-личные предложения помогают избежать назойливого повторения местоимений. Высказывание становится более лаконичным, динамичным. ) Мы с вами пришли к такому же выводу, что и М.В.Ломоносов, который писал, что «…умолчание личных местоимений перед спрягаемыми формами глаголов украшению и важности служит».

6.Употребление определенно-личных предложений в текстах разных стилей.

Как вы думаете, в каких стилях речи употребляются определенно-личные предложения?

Давайте прочитаем тексты, определим их стиль. Подчеркнем определенно-личные предложения.

Текст для 1 группы. Прочитайте текст, определите его стиль (публицистический , разговорный, научный, официально-деловой, художественный). Подчеркните определенно-личные предложения или соответствующие части сложного предложения.

   Книга – окно в мир. Откроешь страницу, другую – раздвинутся стены комнаты, услышишь голоса тех, кто жил давным-давно, кто теперь от тебя далеко. Ничто по могуществу не может сравниться с книгой. Протяни руку – книга заговорит.

Текст для 2 группы. Прочитайте текст, определите его стиль (публицистический , разговорный, научный, официально-деловой, художественный). Подчеркните определенно-личные предложения или соответствующие части сложного предложения.

 Построение биссектрисы угла

Задача. Построить биссектрису данного угла.

Решение:

   Данный угол ВАС изображен на рисунке 86. Проведем окружность произвольного радиуса с центром в вершине А. Она пересечет стороны угла в точках В и С. Затем проведем две окружности одинакового радиуса ВС с центрами в точках В и С. Они пересекутся в двух точках, из которых хотя бы одна лежит внутри угла. Обозначим её буквой Е. Докажем, что луч АЕ является биссектрисой данного угла.

Текст для 3 группы.  Прочитайте текст, определите его стиль (публицистический, разговорный, научный, официально-деловой, художественный). Подчеркните определенно-личные предложения или соответствующие части сложного предложения.

   Для того чтобы создать электронную почту Mail, необходимо осуществить несколько простых шагов. Для начала перейдите на домен Mail.ru и выберите графу «Регистрация в почте». В появившейся вкладке укажите личную информацию - фамилию, имя, отчество, дату рождения, место проживания, мобильный телефон. Затем придумайте себе логин (ник), варианты которого могут быть также предложены сервисом. После ввода логина придумайте пароль и выберите один из доменов  и затем закончите  регистрацию.

Вывод: определенно-личные предложения используются в текстах разных стилей, там, где нужно сосредоточить внимание на действии. Эти предложения часто встречаются и в разговорной и в художественной речи.

7.Тест

Укажите номера определенно-личных предложений


  1. Будьте внимательны к людям преклонного возраста.

  2. В мещерском крае можно увидеть сосновые боры.

  3. Выглядываю в окно и не узнаю леса.

  4. Весенняя ночь стояла над горами.

  5. Стою под солнцем.

  6. Она хотела уехать в деревню.

  7. Не люблю снег с дождем.

  8. Поднимитесь на рассвете, прогоните остатки сна холодной водой и пойдите в лес.

  9. Река неожиданно меняет направление.

  10. Друзья, берегите природу!
  1. Ключи: оценка: 

    1,3,5,7,8,10

 «5»-6 правильных ответов

«4»-5 правильных ответов

«3»-4 правильных ответов

8.Подведение итогов урока

Вот и закончилось наше исследование.

- С каким видом односоставных предложений мы познакомились на уроке?  

- Давайте вспомним, какие цели мы ставили перед собой в начале нашей работы.

1.Что такое определенно-личное предложение? (это один из типов односоставных предложений)

2.Чем оно отличается от других односоставных  предложений?(В определенно-личных предложениях нет подлежащего, но оно мыслится как определенное лицо. Глагол сказуемое стоит в форме 1 и 2 л ед и мн. ч изъяв. И повелит. Накл.)

3.Для чего используется и где применяется?        (Используется для того, чтобы избежать повтора местоимений, передать динамичность действия, его лаконичность. Используется в разных стилях.)

9.Рефлексия. Продолжите фразу:

Сегодня на уроке я узнал (а) ___________

Я научился (лась) ______________________

10.Слово учителя;

- Спасибо за работу! Вот и Дед Всевед оценил вашу работу на уроке и вручает вам почетную грамоту.

Почетная грамота

Награждаются   ученики

8Б класса школы № 383

за активную исследовательскую работу,

направленную на поиски лингвистического сокровища-

односоставных определенно-личных предложений

4 декабря 2017г.                             Дед Всевед

C:\Users\Геннадий\Downloads\pechati-shtampy-s-dostavkoj-osnastka-v-podarok_2959429_507292.jpg

Совет от Деда Всеведа:

Сегодня вы работали дружно, помогали друг другу. А на будущее я хотел бы вам дать совет, который поможет вам легко находить общий язык с людьми:

   Возьмите чашу терпения, влейте в неё полное сердце любви, добавьте две горсти щедрости, посыпьте добротой, плесните немного юмора  и  добавьте как можно больше веры. Всё это хорошо перемешайте. Намажьте на кусок отпущенной вам жизни и предлагайте каждому, кого встретите на своем пути.

 

Домашнее задание: параграф 23, упражнение 140, составить текст на тему «Берегите природу», используя односоставные определенно-личные предложения (не менее 10 предложений)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено  как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи.  Происходит...

Методическая разработка урока истории по теме «Русско-японская война» 9 класс, «История России. XX век»

В кусе изучения «Истории России  XX век» рассмотрение темы «Русско-японская война» предполагается в контексте  раздела «Внешняя политика Николая II» (по программе А.А.Данилова,  Л.Г.Кос...

Методическая разработка урока. «Внешняя политика России. Русско-японская война»

              Для преподавания в современной школе характерна ориентация не столько на приобретение большого количества знаний, сколько на личностно-ориентиро...

Методическая разработка урока Истории Отечества "Первые русские князья" с использованием ЭОР

Разработка урока с использованием Базы электронных образовательных ресурсов ФЦИОР...

Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука

Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"

Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...