Урок русского языка "Местоимение"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) по теме

Макарова Ольга Николаевна

Урок русского языка  "Местоимение"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_mestoimenie.docx44.81 КБ

Предварительный просмотр:

               Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение   Михайловская средняя                                                                       общеобразовательная  школа  Муслюмовского муниципального   района Республики Татарстан

Из опыта работы учителя    русского языка и литературы

МБОУ Михайловской средней общеобразовательной школы

Муслюмовского муниципального района Республики Татарстан

Макаровой Ольги Николаевны

                       

Технологическая карта – это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения образовательных программ в соответствии с ФГОС ООО.

В условиях внедрения ФГОС ООО в образовательный процесс эффективным средством формирования проектировочных умений в школе становится технологическая карта урока. Однако появление в педагогической практике этого нового инструмента профессионально-педагогической деятельности отнюдь не отменяет других, ранее существовавших, средств.

Урок русского языка. 6 класс.

Программа М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского.

Учебник «Русский язык. 6 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. М., «Просвещение», 2010.Авторы М.Т.Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова, Л.Т.Григорян.

Тема урока: Местоимение как часть речи

Цели урока:

- расширить знания учащихся о местоимении, углубить понятия о роли местоимений в речи, формировать умение определять синтаксическую роль местоимения в предложении;

-создание  условий  для  усвоения  темы, развитие  готовности  мышления  к  усвоению  новых  способов  деятельности, развитие  мыслительных  операций  школьников;

-способствовать развитию внимания, наблюдательности, умению анализировать  информацию и делать выводы;

- содействовать формированию осознанного интереса к изучению русского языка.

Вид урока: урок «открытия» новых знаний.

Оборудование: Мультимедийный  проектор, ноутбук, интерактивная доска, карточки с разноуровневыми заданиями.

Технологическая карта урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Универсальные учебные действия ученика

  1. Самоопределение к деятельности.

- Здравствуйте, ребята! Я рада вас видеть внимательных и сосредоточенных.

- Посмотри в глаза своему соседу по парте и  пожелай ему успеха на уроке, улыбнись ему, учителю.

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку.                  

- Желаем всем хорошего настроения и успешной работы в открытии новых знаний!

 

 Проверяют готовность рабочих мест. Подготовка  класса  к  работе.

Л:мотивация, смыслообразование; П:моделирование, построение логической цепи рассуждений; Р: коррекция, волевая саморегуляция;                                      К:планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.

  1.  Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

- Мы сегодня будем открывать для себя новую часть речи.  Какую именно, вы должны определить сами. В этом вам помогут следующие строки:

Мы предмет не называем,

Его признаки скрываем,

Прямого не дадим ответа,

Скажем: я, он, ты, мы, этот.

Велико же будет удивленье,

Если не узнали вы …

(Местоимение)

 -Какой частью речи являются данные слова?  

Назовите все местоимения из стихотворения.

 Заслушиваются и оцениваются ответы детей. Выявляет уровень знаний, необходимых для усвоения нового материала.

Определяет типичные недостатки, по необходимости корректирует план работы урока.

 - Какой теме будет посвящен наш урок?

Запись даты и темы урока «Местоимение как часть речи»

- Хотите узнать о местоимении все? Давайте вместе  поработаем.

             

Воспроизводят знания в устной форме, выразительно читают, проговаривают материал.

Формулируют задание

 (Дети знают:  Я и мы,

Ты и вы,

Он, она, оно, они -

Все слова отличные,

Важные и личные

Это, без сомнения,

Всё местоимения)

Самостоятельно работают в тетрадях, выписывают местоимения (мы, его, я, он, ты, вы, этот…) Ответы называют (по одному слову, по «цепочке»).

Проверка ответов (коллективная)

Пытаются исправить ошибки, обосновать свой выбор написания. (Мы, я, он, ты, вы - личные местоимения, этот – указательное местоимение.)  

Записывают тему в тетради.

П: уметь систематизировать материал, полученный на предыдущих уроках.

К: уметь определять цель учебной деятельности, уметь слушать собеседника, формулировать собственное мнение и позицию.

Р: уметь находить в словаре нужный материал, уметь планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Л: мотивационная основа учебной деятельности.

  1. Выявление места и причины затруднения.

Создаем  проблемную ситуацию

Работа с предложением.

Он узнал от них, что такая погода установится через несколько дней.

- Понятен ли вам смысл этого предложения? Почему?

Мы не знаем:

кто он? От кого узнал? Какая именно погода? Через сколько дней она установится? Непонятно. А почему? А можно ли изменить предложение, чтобы было понятно?

- Задайте вопросы к местоимениям, которые мы встретили в предложении.

- А теперь ответьте на них.

(Кто?) Вова узнал от (от  кого?) синоптиков, что солнечная (какая?) погода установится через (сколько?) семь дней.

- Какое получилось предложение?

-Вместо каких слов употреблялись местоимения он, от них, такая, несколько? Какой вывод можно сделать?

Вывод: местоимения употребляются вместо существительных, прилагательных, числительных.

А теперь убедимся в этом, познакомившись с такой таблицей.

Оценим себя на данном этапе работы. 

На полях в тетрадях нарисуйте кружочек: красного цвета, если вам ничего не понятно; желтого – есть затруднения; зеленого – все понятно.

Записывают предложение в тетрадь.

 

Отвечают на поставленные вопросы.

Смысл данного предложения не понятен, т.к. затруднительно ответить на поставленный вопрос.

Накладываются существительные, прилагательные, числительные на места местоимений

  Читают предложение.

Вова узнал от синоптиков, что солнечная погода установится через семь дней.

Отвечают. Вместо прилагательного теплый, существительного апрель, числительного пять.

 Записывают высказывание в тетради.

 

Делают вывод. Оценивают свою работу.

К: уметь оформлять свои мысли в устной форме, отвечать на вопросы учителя, слышать и понимать речь других.

П: анализ, синтез, сравнение, обобщение, аналогия

Р: уметь определять цель учебной деятельности (этапа) и задачи  в сотрудничестве с учителем .

  1. Построение проекта выхода из затруднения.

Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило.

 Сделайте вывод, сформулируйте правило.

Предлагает найти другие способы решения проблемы.

 Показывает образец по-другому.

В чём разница? Проблемная ситуация. Самостоятельная работа в группах.

Задача.Определите морфологические признаки местоимения в данном предложении.

Организация учебной деятельности, консультация по мере необходимости.

- Какие морфологические признаки имеет местоимение?

Ставят цель, согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели

П:постановка познавательной цели ;

Р:планирование, прогнозирование;

К:формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации.

  1. Реализация построенного проекта.

Предъявляет образец, на основании которого необходимо сформулировать правило.

 - Сделайте вывод, сформулируйте правило

Выявить морфологические признаки, определить синтаксическую роль и роль использования местоимений в речи вам предстоит самостоятельно, пользуясь учебником.

Работа по группам: 

 рассказать о синтаксической роли местоимений, подтверждая примерами, что местоимения в предложении могут быть разными членами предложений.

Владимир слушал его с презрением и ничего не отвечал.

Алеша любил книги, они стали его лучшими друзьями.

Ничто не убеждает лучше примера.

Никакие шорохи не нарушали этой тишины.

Там лес и дол видений полны…

Вывод по заданиям. Подведем итог самостоятельной работы. Где вы испытывали затруднения? Как оцениваете свои знания на данном этапе?

Оцените себя.

Изучают эталон. Формулируют правило (групповая  работа), сверяют его содержание с теоретическим материалом темы в учебнике.

Записывают алгоритмы на листах, прикрепляют магнитами к доске.

Выдвигают и обосновывают гипотезы.

П: анализ, синтез, подведение под понятие, выведение следствий, моделирование, использование знаково−символических средств, самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Р:планирование, прогно-зирование;

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, осознание приоритетности многих общих проблем над частными, умение сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выбор, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

Физкультминутка

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения глаз

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения глаз? Физическая разминка

  1. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

- Местоимения – ребята дружные, они живут большими семьями, посмотрим на эти семьи. Таблица на слайде.

- Итак, вы видите, работы много. Но это все впереди. Мы подробно изучим каждый разряд, и вы все будете знать о местоимении.

Работа с текстом

Выписать местоимения (Тексты у каждого на столе)

  1. Я, ваш старинный сват и кум,
    Пришел мириться к вам, совсем не ради ссоры.
  2. Тебя, мой куманёк, век слушать я готова.
  3. Вы сами, ваши псы и ваши пастухи,
    Вы все мне зла хотите.
  4. Когда в товарищах согласья нет,
    На лад их дело не пойдет,
    И выйдет из него не дело, только мука.

Оцени свою работу, проверив себя по слайду. 

Выбирают способ, на котором будет основано решение учебной задачи. Проговаривают правило вслух.

Решение задачи по алгоритму. Упражнение на слайде устно, фронтальное проговаривание алгоритма.

П: подведение под понятие, выведение следствий, умение структурировать знания,

освоение способа проверки;

Р: коррекция;

К: умение правильно и осознанно строить высказывание, аргументация своего мнения и позиции в коммуникации

  1. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Организует самостоятельную работу самопроверку по эталону.

Отредактируйте текст. Используйте  вместо повторяющегося существительного мама личные местоимения. Подчеркните личные местоимения, определите их падеж.            

         Мама

        Мама! Мама ласковая и добрая. С  мамой всегда легко и весело. Спасибо маме за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о   маме, береги маму . Мама  заслужила это.

Мама

        Мама!    …   ласковая и добрая. С     …    всегда легко и весело.

Спасибо     ….     за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о   …  ,

береги   …   .    ….   заслужила это.

Мама

         Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

Проверка отредактированного текста.

Анализ  оценка, самооценка итогов работы.

2. Задание «Или нет, или да, а не знаешь – беда».

Местоимение – часть речи?

Личные местоимения ед.ч. склоняются?  

 Личные местоимения мн. ч. склоняются?  

Предлоги с местоимениями пишутся слитно?  

Мы, вы, они – это местоимения ед.ч.  

В русском языке шесть  падежей.

Анализ  оценка, самооценка итогов работы.

Выполняют самостоятельную работу 

Пошаговая самопроверка по эталону.

Ответы учащихся.

1. Мама! Она (И.п.) ласковая и добрая. С нею (Т.п.) всегда легко и весело. Спасибо ей (Д.п.) за тепло. Будь внимателен к маме, заботься о ней (П.п.), береги её (В.п.). Она (И.п.) заслужила это.

2. «Или нет, или да, а не знаешь – беда».

Местоимение – часть речи? (Да)

Личные местоимения ед.ч. склоняются?  (Да)

 Личные местоимения мн. ч. склоняются?   (Да)

Предлоги с местоимениями пишутся слитно?  (Нет)

Мы, вы, они – это местоимения ед.ч.  (Нет)

В русском языке шесть  падежей (Да)

Р: Контроль (в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона) Коррекция (внесение необходимых дополнений и корректив в план  и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта).

Оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

К: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации

8.  Включение в систему знаний и повторение.

Организует самостоятельное выполнение заданий по выбору.

1. Работа по карточкам.

1 уровень.

Задание. Определите падеж местоимений. Выполните задание по образцу.

Я (кто?) – И.п.

Мне………., мной………., обо мне………., мы………., нами………., нас………., нам………., о тебе………., ты………., тобой………., тебе……….

2 уровень.

Задание. Определите синтаксическую роль и падеж местоимений.

1) Я уселся на камень и стал наблюдать.

2) Передо мной простиралось море.

3) Высоко надо мной шумели крыльями птицы.

4) Мне захотелось остаться одному.

5) Над тобой голубым ковром раскинулось бескрайнее небо.

6) Он поджал лапу и внимательно посмотрел на меня.

3 уровень.

Задание. Исправьте речевые недочеты. Составьте небольшой текст, используя исправленные предложения.

Сколько сейчас время?

На его никто не обращал внимания.

Здесь я чувствую как дома.

Мой товарищ, он учился плохо.

Рано утром он пошел в ихнюю школу, где были ихние и наши друзья.

Обобщение. Ребята, какие трудности вы испытывали при выполнении заданий? Как вы рассуждали, когда выбирали ответ?

Выбирают задания, самостоятельно выполняют задания по выбору. Через 10 минут работа проверяется по эталонам. Ученики сами оценивают результат работы.

– Как называются слова, которые были вашими помощниками?

К: уметь отвечать на вопросы, слушать и понимать других.

Р: уметь оценивать результаты деятельности (своей, чужой)

П: уметь находить нужную информацию.

  1. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Организует фиксацию нового знания в памяти учащихся, анализ учебной деятельности учащимися, оценивание учащимися своей деятельности на уроке, фиксацию затруднений как направление для работы на следующих уроках. 

Подведение итогов работы.

Продолжите фразу:

Местоимение – это…, подтвердив примерами.

Заполните анкеты, продолжив фразу:

  • Сегодня я узнал(а), …
  • Я задумался(ась) о том, что …
  • У меня особенно получилось…
  • Я не понял(а), почему…

Оцените свою работу, продолжив фразу:

  • На уроке работал…..(хорошо, отлично, удовлетворительно)
  • Я думаю, что мог бы работать ….
  • За работу на уроке я ставлю себе оценку …..

- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.  

Выставление оценок. Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию.

Обобщает сказанное.

Благодарит за работу. Оценивает.

Фиксируют результаты своей деятельности в соответствии с поставленными задачами, оценивают свою деятельность и деятельность товарищей.

П: рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; Л: самооценка на основе критерия успешности, адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности;

К: выражение своих мыслей с достаточной полнотой и точностью, формулирование и аргументация своего мнения и позиции в коммуникации, использование критериев для обоснования своего суждения. 

Р: оценка (выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения).

10. Домашнее  задание.

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

1. Задания для умников и умниц!

Напишите лингвистическую сказку «В стране местоимений»

2. Заменить существительные местоимениями, употреблять их в речи, упр. № 398 из  параграфа 68.

3. Кто научился употреблять местоимения в речи, но не уверен, что самостоятельно сможет выполнить задание, то скажите себе «Я работал хорошо!» и составить тест по данной теме.

3. Кто научился отличать местоимения от других частей речи,  употреблять их в речи и может объяснить тему товарищу, скажите себе: «Молодец!» и придумайте 5-6 предложений по теме « В лесу», указать  роль местоимений. (Записывают домашнее задание, соответствующее его уровню).

-Оцените учебную деятельность класса.

-Спасибо за хорошую работу. Все молодцы! До свидания!

 

Записывают задание в дневник. Подают дневники для оценки учителю.

Дифференцированные  задания  (П.,  Л)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка в 6 классе. Тема" Местоимение как часть речи. Разряды местоимений"

Первый урок по изучению местоимения. Урок сопровождается компьютерной презентацией....

Урок русского языка "местоимение"

"Местоимение. Урок-обобщение"...

Урок русского языка "местоимение"

Урок-обобщение по теме "Местоимение"...

Конспект урока русского языка "Местоимения в тексте"

Класс: 6Тема: «Местоимения в тексте»Цели:деятельностная — формирование способности учащихся к новому способу действий, связанному с построением структуры изученных понятий и алгоритмов о местоимении, ...

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе по теме «Функциональные омонимы: тоже (союз) – то же (местоимение с частицей); также (союз) – так же (местоимение с частицей); чтобы (союз) – что бы (местоимение с частицей) и др.»

Урок русского языка в 7 классе по программе В.В.Бабайцевой (В.Бабайцева, Л.Д.Беднарская «Сборник заданий. 6-7 класс» к учебнику В.В.Бабайцевой «Русский язык. Теория. 5-9 классы») посвящен одной из тру...

урок русского языка "Местоимение"

Цель урока: создание условий для ознакомления обучающихся с признаками местоимения.Тип урока: урок «открытия» новых знаний.Задачи урока:Дать определение местоимения как части речи в с...

Презентация к уроку русского языка "Местоимение"

Урок-игра для повторения и обобщения материала по теме "Местоимение"...