Обособление определений как средство создания художественной образности.
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Паршина Татьяна Анатольевна

*   Повторение лингвистической сущности обособления, основных сведений об условиях обособления;

*   Выявление роли обособленных  определений как средства создания художественной выразительности;

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_8kl.docx26.02 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок

по русскому языку в 8классе

МБОУ НСОШ № 30

Учитель: Паршина Татьяна Анатольевна.

Тема:

Обособление определений как  средство создания художественной образности.

Целеполагание:

  • Повторение лингвистической сущности обособления, основных сведений об условиях обособления;
  • Выявление роли обособленных  определений как средства создания художественной выразительности;
  • Отработка умений правильно ставить знаки препинания при обособленных определениях и приложениях, интонационно правильно произносить предложения с данными конструкциями;
  • Воспитание трудолюбия, способности к самореализации творческого потенциала.

Актуализация знаний.

Слово учителя.

На сегодняшнем уроке мы продолжим изучать тему «Обособление определений и приложений». Исходя из формулировки темы, попробуйте определить цели данного урока.

(Мы должны повторить понятие – обособление-, основные условия обособления определений и приложений; отработать умения, связанные с постановкой знаков препинания при обособлении определений; интонационно правильно произносить предложения с данными конструкциями, выразительно читать); (Мы должны научиться в своем высказывании – письменном и устном – использовать обособление как  средство выразительности).

Беседа:

  • Что значит обособление? Каков лингвистический смысл этого слова? Что такое обособление? (Смысловое и интонационное выделение второстепенных членов с целью придать им некоторую синтаксическую самостоятельность).
  • Какова их роль в предложении? (Они уточняют высказанную мысль, конкретизируют описание действия, дают углубленную характеристику лицу или предмету, вносят в предложение экспрессивную окраску).
  • Назовите условия обособления, приведите пример из учебника, соответствующий данному виду обособления. Попробуйте сравнить отрывок из «Песни о Соколе» Горького, насыщенный обособленными членами  предложения с записью, лишенной этих конструкций.
  • Какое главное средство выразительности пронизывает текст? (Олицетворение: словесное описание картины ночного моря очень выразительно: оно богато олицетворениями: море спит, уснуло, лениво;  метафора: ткань облаков; аллитерация:  золотые узоры звезд- фонетическое средство выразительности. Все это создает ясную, выразительную картину ночного моря).
  • Что вы можете сказать о другой записи? (Текст стал блеклым, невыразительным, он потускнел, потерял смысл и интонационную выразительность, художественное очарование).

Работа с картиной И.К.Айвазовского «Лунная ночь. Купальня в Феодосии».

  • Можно ли это произведение живописи рассматривать как иллюстрацию прочитанного вами отрывка? (Картина выражает состояние покоя, умиротворенности, мягкого движения волны. Мы видим протянувшуюся по водной глади лунную дорожку, мягкий оранжевый свет, как будто бы пролитый луной по морской глади, золотистые блестки лунного света. Море величаво,  спокойно, в его ночном дыхании скрыто много сдержанной силы).
  • По картине составьте и запишите 2-3 предложения с согласованными обособленными определениями.
  • С каким средством выразительности связаны ваши обособления? Выразительное чтение составленных предложений.

Слайд «Девятый вал».

Слово  учителя.

И.К.Айвазовский – известный художник-маринист.

  • Кто такой маринист? (Художник, изображающий морские виды).

Лексическая работа.

Марина – картина, изображающая морской пейзаж.

  • Какие слова, связанные с этим корнем вы можете вспомнить? (Женское имя – Марина. Подводная лодка –субмарина [суб-под], аквамарин – драгоценный камень цвета морской волны. Кажется, если вглядеться  в аквамарин, то увидишь тихое море. В прозрачной его глубине есть оттенки мягкого зеленоватого цвета и бледной синевы).

Слово учителя.

Художник Айвазовский – мастер морского пейзажа. Он говорил: «Море – это моя жизнь». Страстная любовь к морю, способность передать его дыхание и волнение – вот источник притягательной силы его картин.

В  его картинах – все, связанное с морем: и огненные закаты, и светозарные восходы, и колдовство лунных ночей, неистовство бурь. На его картинах мы можем увидеть, как нежная волна набегает на берег, и сквозь кружево ее пены виден прибрежный песок. Художник создал исчерпывающую энциклопедию кораблекрушений на море. Создавая кораблекрушения, он вспоминает и свое путешествие из Англии в Испанию. В Бискайском заливе корабль попал в жестокую бурю. Все обезумели от страха. Художник держался рядом с капитаном, он тоже испытал чувство отчаяния, но вместе с тем его не покидала способность любоваться прекрасной грозной стихией. Тогда руки его потянулись к палитре. Самая знаменитая картина – «Девятый вал». Грядет девятый вал – самая грозная, самая разрушительная, самая мощная волна, по бытующему в народе преданию. Мы видим обломок потерпевшего крушения корабля, спасшихся на нем людей. Тьма ночи уже прорезана светом солнечных лучей, и может быть, светом надежды. И может быть, отчаянная воля к спасению победит разбушевавшийся океан.

Какой страшной и своевольной  может быть разбушевавшаяся стихия, Айвазовский показал и на картине «Буря на Черном море».

  • Какое задание предлагает нам текст упр.482?

Создать сочинение-миниатюру. Прочитать текст упр.482. Как вы думаете, какая самая актуальная для нашего урока орфограмма заложена в тексте?

(-Н- и –НН- в суфф.страд.причастий: выпишем эти причастия, запишем их поморфемно, сформулируем правильно.

Продолжим нашу работу. Сочинение-миниатюра или составление предложений на основе лексического материала, предложенного для описания картины. Обмен тетрадями, выставление оценок).

Переход к понятию «Синтаксические синонимы».

На доске записаны предложения для преобразования.

Термин – обособление- был введен в 1914г. профессором  Пешковским в работе «Русский синтаксис в научном освещении», а до этого ученые –лингвисты рассматривали обособление как «сокращение придаточного предложения». Это значит, что часто обособленные члены предложения тяготеют к придаточным в СПП.

О бурях, созданных Айвазовским, Ф.М.Достоевский писал: «Буря…г.Айвазовского изумительно хороша, как все его бури, и  здесь он мастер – без соперников…». В его буре есть упоение, есть вечная красота, поражающая зрителя. [… х,]… есть та вечная красота, которая поражает зрителя. [     ], (которая…).

Перед нами синтаксические синонимы.  В чем разница? (Придаточное  более обстоятельно и полно передает содержание высказывания.Придаточный оборот отличается смысловой емкостью и лаконичностью).

  • Какова сфера употребления причастного оборота? (Причастный оборот больше соотнесен с книжными стилями речи).
  • Для чего нужна эта замена?(Чередование причастных оборотов с придаточными предложениями предупреждает неуместное синтаксическое однообразие).

Анализ-исследование поэтического текста.

Перед нами стихотворение  второй половины 19века С.Надсона, прожившего всего 26лет.

Выразительное чтение стихотворения «У моря».

Образ моря занимает в творчестве поэта особое место. Именно рядом с морем, в Ялте, поэт пытался спастись от терзавшей его тяжелой болезни. Поэтому его морская лирика светла и в то же время обречена, как меняющееся день ото дня настроение поэта.

  • Каковы составляющие образа моря?  Какой будет опорная лексика? (Туман, скалы, берег, даль, волны). Она традиционная  для маринистической поэзии 19в. Но в каждом отдельном стихотворении она являет собой неповторимый образ моря.
  • Какое чувство передано в стихотворении? (Чувство восторга перед красотою моря).
  • С помощью каких художественных образов передано это чувство? Соотнесите ваши наблюдения с темой нашего урока. Выписываем средство выразительности и пример, фрагмент поэтического текста. Сначала работаем в парах, потом объединяемся в группы и делимся своими наблюдениями.

[Обособленные  приложения: «он, этот зыбкий хрусталь», «сын края метелей…;  антитеза:хмурая, бледная природа севера противопоставляется жемчужному, бирюзовому морю; риторические восклицания: «Так вот оно, море!» «А даль-то какая!» эпитеты: «тревожно»  и «тяжко»,  хрусталь –«зыбкий», пена – «жемчужная»,  взоры – «усталые», природа- «хмурая и бледная»; обращение риторическое: «мерно шумящие воды»; анафора: «Как пылко, как жадно…», «Сын края метелей» - «Сын хмурой природы»; инверсия:  «тревожно и тяжко взбегает…»; градация: он стонет, грозит, негодует…]

  • Кто из вас видел море? Поделитесь впечатлениями.

В стихах о море Надсон сумел предугадать и наметить образы, которые в дальнейшем будут развиты в творчестве других поэтов, например, созвучие с «Песней о соколе» Горького и предчувствие символизма с его неразгаданной глубиной.

Подведение итогов уроков.

Домашнее задание: подбор примеров с обособленными определениями и приложениями из художественных текстов. Стихотворение В.Жуковского «Море» («Безумное море, лазурное море…»).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Понятие об обособлении. Обособленное определение.

Презентация к уроку русского языка. Содержит материал для наблюдения....

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

Технологическая карта "Обособление определений с обстоятельственным оттенком. Изобразительно-выразительные функции обособленных определений в речи".

Технологическая карта урока русского языка для учащихся 8 класса в рамках изучения темы "Обособленные определения"...

Стилистическая роль обособленных определений в художественных текстах

В художественной литературе используются все виды обособленных определений, и при этом определения несут не только структурную, но и смысловую, тексто-, сюжетообразующую, эстетическую функцию, функцию...