Рабочая программа элективный курс по русскому языку «Русское речевое общение» 10 класс
элективный курс по русскому языку (10 класс) на тему

     Программа элективного курса «Культура русского речевого общения» составлена на основе авторской программы В.М. Шаталовой Культура русского речевого общения. М.: Изд-во МГОУ, 2005 г. и учебно-методического комплекта Шаталова В.М., Зубакина О.Н.  Русское речевое общение. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2007 г.   Программа предусматривает 1 час в неделю ( 34 часа в год).

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Видновская средняя общеобразовательная школа № 4

                                                                                                                                                           

                                                                                                                                                                       

                                                                                                                         

                                                                                                                                                                           Утверждаю:

                                                                                      Директор МБОУ «Видновская СОШ № 4»    

                                                                                             

                                                                                "31"августа 2018г..

                                                                                    ________________Селищева Н.В.

                                                           

Рабочая программа

элективный курс по русскому языку

«Русское речевое общение»

10 класс

Учитель: Солопова Татьяна Николаевна

                                                                          2018г.

                                                                       г.Видное

Оглавление

Пояснительная записка.        3

Основное содержание.        4

Требования к уровню подготовки обучающихся.        4

Календарно-тематическое планирование        5

Перечень учебно-методического обеспечения        7

Согласовано:        7


  1.  Пояснительная записка.

     Программа элективного курса «Культура русского речевого общения» составлена на основе авторской программы В.М. Шаталовой Культура русского речевого общения. М.: Изд-во МГОУ, 2005 г. и учебно-методического комплекта Шаталова В.М., Зубакина О.Н.  Русское речевое общение. Учебное пособие для учащихся общеобразовательных учреждений Московской области. – М.: Изд-во МГОУ, 2007 г.   Программа предусматривает 1 час в неделю ( 34 часа в год).

    Проблема речевой подготовки школьников относится к одной из актуальнейших в современной системе образования. Программа учебного предмета «Культура русского речевого общения» определяет содержание коррекции и совершенствования речевой подготовки старшеклассников, формирование их речевой деятельности и речевого поведения, соответствующих социальному заказу современного  общества и требованиям к формированию языковой личности. В 10-х классах идёт процесс дальнейшего развития языковой личности. Особенностью изучения русского языка в старших классах является то, что обучение ориентировано на коррекцию и совершенствование навыков и умений грамматически правильной, точной, логичной, выразительной, уместной и целесообразной устной и письменной русской речи; навыков и умений коммуникативно-целесообразного использования языковых средств в разных сферах и средах речевого общения.

         Содержание данного учебного предмета определено не только целью развития культуры русского речевого общения как доминирующего признака общей культуры выпускника школы, но и целью возрождения национального самосознания средствами языка, что определяет как теоретическо-практическое знание, так и ее воспитательно-патриотическое значение.

                 Знания о речевом общении и речевом воздействии, о восприятии, воспроизведении, порождении русской речи, о национальной речевой традиции, речевом идеале, речевом поведении (культуре речи и культуре мысли) и т.д. должны стать инструментом коррекции и совершенствования знаний о речеведческих понятиях и коммуникативных (речевых) навыках и умениях.

      В результате работы учащиеся должны быть подготовлены к представлениям социальной роли русской речи, родного языка в жизни современного общества, о качествах культурного в речевом отношении активного члена общества – человека; владеющего устной и письменной речью, отвечающей коммуникативным требованиям: грамматической правильности, точности, логичности, выразительности, уместности и целесообразности; знающим правила языковой и стилистической нормы, человека, способного на этой основе оценить свою и чужую речь, исправить ошибки и недочеты; свободно пользоваться теоретическим и практическим материалом по культуре речи, соблюдая правила русского красноречия, т.е. человека, умеющего анализировать речевую ситуацию и выбирать наиболее эффективную стратегию и тактику речевого поведения

       В 10 классе методическая задача работы с текстом сложна и многоаспектна, ее решение должно состоять не только в том, чтобы определить приемы работы, которые помогли бы учащимся корректировать и совершенствовать свою речь в учебно-естественных формах речевого общения, когда неизбежно стимулируются индивидуальные речевые умения и навыки, но и в том, чтобы наметить и реализовать те приемы, которые способствуют усвоению наиболее сложных моментов восприятия, воспроизведения и порождения текста с минимальными психолингвистическими и лингвистическими затратами.

  1. Основное содержание.

10-й класс

Тема 1. Речевое общение и речевое воздействие – 2 ч.

Речь: понимание, восприятие, воспроизведение и порождение русской речи. Язык – важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык. Русский язык как государственный язык Российской Федерации.

Тема 2. Язык и речь. Основные виды речевой деятельности. Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет – 2 ч.

Речевой акт. Речевая роль.Основные формы речи. Сферы и среды речевого общения. Речевая ситуация (говорящий–слушающий; пишущий–читающий; предмет речи; условия речевого общения). Речевое поведение, речевая этика, речевой этикет.

Тема  3. Текст как результат речевой деятельности – 8 ч.

Текст – феномен речевого общения. Основные признаки текста (смысловая цельность, завершенность, связность, тема и др.).

Текст как смысловое и структурное единство.

Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста. Функциональные стили и типы речи.

Отбор и организация языковых средств с учетом содержания, цели, адресата, формы речи, условий общения: речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей (разговорного, официально-делового, научного, публицистического, художественного). Жанры текстов разных стилей.

Тема 4. Культура речевого общения – 6 ч.

Владение нормами литературного языка: орфоэпическими, лексическими, словообразовательными, морфологическими, синтаксическими, правописной (орфографической и пунктуационной) и стилистическими. Владение коммуникативными качествами речи: умениями и навыками грамматически правильно, точно, логично, выразительно, уместно, целесообразно излагать свои мысли на русском языке во всех видах речевой деятельности.

Тема 5. Устный русский текст. Общая характеристика – 2 ч.

Звуковая организация текста. Интонация как средство передачи смысла и его эмоциональных характеристик.

Словесное и логическое ударение. Невербальные средства общения (жест, мимика). Обиходно-разговорный устный текст.

Тема 6. Письменный русский текст – 4 ч.

Официально-деловой, научный, публицистический, художественный текст как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем, как средство сохранения непреходящих ценностей культуры в будущем. Жанры текстов.

Тема 7. Литература как вид словесного (речевого) искусства – 1 ч.

Художественный текст: поэтический, прозаический, драматический.

Тема 8. Монологические и диалогические формы речи и текста – 3 ч.

Беседа, спор (полемика), дискуссия, публичное выступление.

Тема 9. Вторичный текст. Учебно-интеллектуальные цели создания текстов: план, конспект, тезисы, реферат, аннотация, обзор – 6 ч.

  1. Требования к уровню подготовки обучающихся.

Интенсивная, интегративная методика комплексной работы с текстом может быть реализована для создания культуры речевого общения. Успешно сформированные умения: кратко излагать основное содержание текста научного, публицистического и художественного стиля, связно, логично и аргументировано строить высказывание в устной и письменной форме, т.е. учитывать задачи речи, типы речи.

В результате у старшеклассников должны сформироваться: коммуникативные умения, которые необходимы для построения любого связного высказывания, каким бы простым по содержанию и композиции оно ни было:

– осмыслить тему и строго соблюдать ее границы;

– подчинять свое высказывание определенной теме и основной мысли;

– составлять план высказывания, конкретизирующий тему и основную мысль высказывания;

– отбирать материал, касающийся высказывания;

– излагать материал логически последовательно, в соответствии с планом;

– правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами (лексическими, грамматическими) орфографическими, пунктуационными);

– совершенствовать свое высказывание.

Для чего необходимо научиться:

– собирать материал из различных источников и систематизировать его;

– строить свое высказывание в определенной жанрово-композиционной форме (повествование, описание, рассуждение) и с использованием сложных композиционных форм (например, повествование с элементами описания, описание с элементами рассуждения и т.п.);

– соблюдать стилевое единство текста;

– использовать эмоционально-экспрессивные средства языка;

– использовать синонимические средства языка (лексические, морфологические, синтаксические);

– кратко записывать основное содержание текста (составление тезисов и конспектов);

– строить устное публицистическое высказывание в композиционной форме, специфичной для устной речи: сообщение, доклад, выступление (дискуссионное, агитационное, приветственное и др.).

  1. Календарно-тематическое планирование

Название разделов и тем

Кол-во часов

Плановые сроки прохождения

Скорректированные сроки прохождения

1. Речевое общение и речевое воздействие

2

1

Речь:понимание, восприятие, порождение русской речи.

1

07.09.

2

Язык-важнейшее средство человеческого общения. Русский национальный язык.

1

14.09

2. Язык и речь

2

3

Основные виды речевой деятельности

1

21.09

4

Речевое поведение. Речевая этика, речевой этикет.

1

28.09

3. Текст как результат речевой деятельности

8

5

Основные признаки текста

1

05.10

6

Текст как смысловое и структурное единство

1

19.10

7

Структурно-семантическая и коммуникативная организация текста

1

26.10

8

Стили речи

1

02.11

9

Типы речи

1

09.11

10

Речевые и языковые особенности текстов отдельных стилей

1

16.11

11

Жанры текстов разных стилей

1

30.11

12

Анализ текста публицистического стиля

1

07.12

4. Культура речевого общения

6

13

Нормы литературного языка

1

14.12

14

Орфоэпические нормы

1

21.12

15

Лексические нормы

1

28.12

16

Орфографические нормы

1

11.01

17

Словообразовательные нормы

1

18.01

18

Проверочная работа

1

25.01

5. Устный русский текст. Общая характеристика

2

19

Звуковая организация текста

1

01.02

20

Интонация как средство передачи смысла и его эмоциональных характеристик

1

08.02

6. Письменный русский текст.

4

21

Стили речи как отражение национальной жизни и культуры в прошлом и настоящем

1

22.02

22

Жанры текстов

1

01.03

23

Проверочная работа

1

08.03

24

Анализ работ

1

15.03

7. Литература как вид словесного искусства

1

25

Художественный текст: поэтический. Прозаический, драматический

1

22.03

8. Монологические и диалогические формы речи и текста

3

26

Беседа

1

29.03

27

Спор (полемика), дискуссия

1

05.04

28

Публичное выступление

1

12.04

9. Вторичный текст.

6

29

План

1

19.04

30

Конспект

1

26.04

31

Тезисы

1

03.05

32

Реферат

1

10.05

33

Аннотация. Практическая работа

1

17.05

34

Подведение итогов.

1

24.05

  1. Перечень учебно-методического обеспечения

1. О.К.Разумовская «Путешествие в 19 век» Москва, Контур-М 2009г.

2. Л.Г.Смирнова «Культура русской речи» 10-11 классы, Москва, «Русское слово» 2009год.

3.Л.А.Кобзарева «Русский язык 5-11 классы. Технология педагогических мастерских» Издательство «Учитель» Волгоград 2012г.

  1. Согласовано:

протокол заседания

методического объединения

 № 1 от 30.08.2018г.

Согласовано:

заместитель директора

по учебно-воспитательной

работе

______________Бобина О.А.

«31» августа 2018г..


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса Изобразительно-выразительные средства русского языка 9-11 класс

«С русским языком можно творить чудеса. Нет ничего такого в жизни и в нашем сознании, что нельзя было бы передать русским словом. Звучание музыки, блеск красок, игру света, шум и тень садов, нея...

ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "Синтаксический практикум по русскому языку (на материале творчества русских писателей XX века)"

Данный курс предназначен для обучающихся 11- классов.Элективный курс по выбору поможет старшеклассникам глубже изучить частные темы синтаксиса-самого сложного раздела в курсе русского языка. Теоретиче...

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии русского языка» для 11 класса

Рабочая программа элективного курса «Трудные вопросы орфографии  русского языка»для 11 класса...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ЭЛЕКТИВНОГО КУРСА "ИЗОБРАЗИТЕЛЬНО-ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ РУССКОЙ РЕЧИ" 10 класс

Цели рабочей программы элективного  курса по русскому языку в  10 классе:повторение и изучение выразительных средств речи.Задачи курса:воспитание культурно-ценностного отношения к русской ре...

Рабочая программа элективного курса по английскому языку для учащихся 10 классов « Языковой практикум по английскому языку »

Элективный курс «Языковой практикум по английскому языку» выполняет следующие функции:позволяет развить базовый курс английского языка и помочь учащимся подготовиться к сдаче экзамена в фо...