Итоговый урок по русскому языку в 7классе «Причастие»
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Очур-оол Светлана Салчаковна

Урок-экскурсия  в 7 классе

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие».

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о причастии как о части речи, о действительных и страдательных причастиях.
  2. Наблюдать за употреблением причастий в речи.
  3. Учить составлять монологические выказывания на лингвистическую тему.
  4. Воспитание у ребят чуткого отношения к родному языку, к красоте и выразительности речи, интереса к его изучению.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Маршрутный лист

Фамилия и имя____________________________________________

Этап

Выполнение задания

Балл

Макс.

Получено

  1. Н-НН в причастиях

«Лови ошибку!»

Запиши в тетрадь без ошибок:

  1. Отточеный карандаш
  2. расфасованые продукты
  3. написанно мастером
  4. купленный товар
  5. потушенная свеча
  6. куплено в магазине

6

  1. Не с причастиями

«Орфографический спринт»

2 вариант:

Обведите номера словосочетаний, где НЕ с причастиями пишется слитно.

1. .( не) воспитанный человек

2. (не) меркнущий свет

3. (не) ограниченные возможности

4. свобода (не) провозглашена

5. ничем (не) обладающий

6. (не) слушающий никого

7. (не) мечтающий о богатстве

8. средства (не) изысканы

9. гармония (не) достигнута

10. очень (не) учтивый

4

  1. Причастный оборот

«Узнай в лицо»

Работа с учебником (упражнение 407)

2

Итог

12



Предварительный просмотр:

Маршрутный лист 

Фамилия и имя____________________________________________

Этап

Выполнение задания

Балл

Макс.

получено

1. Н-НН в причастиях

«Лови ошибку!»

Запиши в тетрадь без ошибок:

  1. Отточеный карандаш,
  2. расфасованые продукты,
  3. написанно мастером,
  4. купленный товар,
  5. потушенная свеча,
  6. куплено в магазине

6

2. Не с причастиями

«Орфографический спринт»

2 вариант:

Обведите номера словосочетаний, где НЕ с причастиями пишется слитно.

1.( не)воспитанный человек

2. (не) меркнущий свет

3. (не) ограниченные возможности

4. свобода (не) провозглашена

5. ничем (не) обладающий

6. (не) слушающий никого

7. (не) мечтающий о богатстве

8. средства (не) изысканы

9. гармония (не) достигнута

10. очень (не) учтивый

4

3. Причастный оборот

«Узнай в лицо»

Работа с учебником (упражнение 407)

2

Итог

12

Домашнее задание:

1. Интернет – ресурсы: на образовательных порталах найти крылатые выражения, где встречаются причастия.

           www.gramota.ru             slova.ndo.ru             www.ruscorpora.ru

2. Творческое задание (по выбору): сказка, стихотворение, кроссворд, презентация о причастиях.

        


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

ПРИВЕТ!

Слайд 2

Впишите в свободные клеточки в названия части речи, о которой говорится в стихотворении П. Чеснокова Вот свойство мое обязательное: Склоняюсь я, как прилагательное. На все вопросы его отвечаю. Глагол по значению напоминаю. П Р И Ч А С Т И Е

Слайд 3

Причастие - это часть речи, причастная глаголу в образе прилагательного. В.Даль

Слайд 4

Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие»

Слайд 6

ВИДЕО с музеем

Слайд 7

Цифровой диктант 1 - действительное причастие 2 - страдательное причастие Умывающийся мальчик, пойманная рыба, разобранный забор, пролиставший книгу, оберегаемая от росы, лечащий врач, согретые костром, увиденные нами. Код: 1,2,2,1,2,1,2,2. Проверь друга 8 баллов

Слайд 8

Н-НН в причастиях Н НН В кратких причастиях решена В остальных случаях От глаголов совершенного вида Решить – решённый ИСКЛ! РАНЕНЫЙ 2. С приставкой, кроме НЕ покрашенный 3. Есть зависимые слова (в причастном обороте) Крашенный краской забор 4. Есть суффиксы ОВА-ЕВА Линованный ИСК! КОВАНЫЙ, ЖЁВАНЫЙ Прокомментируй экспонат

Слайд 9

НЕ с причастиями Употребляется слово без НЕ или не употребляется? НЕ употребляется Употребляется Слитно Краткое или полное? Краткое Полное Раздельно Есть ли зависимое слово? ДА НЕТ Есть ли противопоставление, частицы? ДА НЕТ Вспомни орфограмму

Слайд 10

1 вариант 2 вариант Обведите номера словосочетаний, где НЕ с причастием пишется слитно. 1. вовсе (не) избалованный ребенок 2. окно (не) завешено шторой 3. (не) достоверная информация 4. (не) лишенный юмора 5. (не) помогающий никому 6. (не) зависимый кандидат 7. (не) устрашимый боец 8. (не) удачная шутка 9. отнюдь (не) праздничный 10. никогда (не) хвастающийся Обведите номера словосочетаний, где НЕ с причастием пишется слитно. 1.( не)воспитанный человек 2. (не)меркнущий свет 3. (не) ограниченные возможности 4. свобода (не) провозглашена 5. ничем (не) обладающий 6. (не) слушающий никого 7. (не) мечтающий о богатстве 8. средства (не) изысканы 9. гармония (не) достигнута 10. очень (не) учтивый 4 балла 1,2,3, 10 3,6,7,8 Орфографический спринт

Слайд 11

Салат «Цезарь » Тщательно промытые листья салата Нарезанные кубиками помидоры Нарезанная кубиками вареная ветчина Натертый на крупной терке сыр Заранее приготовленный соус Подсушенные в духовке сухари

Слайд 12

Тщательно промытые листья салата Нарезанные кубиками помидоры Нарезанная кубиками вареная ветчина Натертый на крупной терке сыр Заранее приготовленный соус Подсушенные в духовке сухари Салат «Цезарь »

Слайд 13

Выбор экскурсовода 21 балл

Слайд 14

РЕФЛЕКСИЯ: - Было интересно … - Я уверен (-а), что не ошибусь в … Мне еще нужно поработать над … Было трудно … Меня удивило … Мне захотелось …

Слайд 15

Домашнее задание: 1 . На образовательных порталах найти крылатые слова и выражения, где встречаются причастия: http://www.gramota.ru http://slova.ndo.ru http://www.ruscorpora.ru 2. Творческое задание: сказки, стихи, кроссворды, презентации о причастиях (выбор).

Слайд 17

СПАСИБО ЗА СОТРУДНИЧЕСТВО!



Предварительный просмотр:

СКАЗКА О ПРИЧАСТИИ

   Жили-были в сказочной стране Морфология царь – Глагол и царица – Прилагательное. И была у них дочка Причастие. Родители очень любили свою девочку. Тем более что она была похожа и на папу, и на маму. От мамы-Прилагательного Причастие унаследовала род, число и падеж, а также окончания. Папа-Глагол передал дочке свои два времени (настоящее и прошедшее), совершенный и несовершенный вид, возвратность. А раз во всех семьях главный всегда папа, то и Причастие все называли особой формой Глагола.

   Так они и поживали. Причастие подрастала на радость родителям. К ее глагольной основе прибавлялись суффиксы –УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ), -ОМ(-ЕМ), -ИМ, -НН, -ЕНН, -Ш, -ВШ, -Т.

 И Причастие становилась все красивее и красивее.

   Причастие была девочка общительная. У нее было много друзей. К ней приходили Существительные, Местоимения, Наречия и Неопределенные формы глагола. Играя, они слушались Причастие и отвечали на ее вопросы. Всех вместе их называли Причастным оборотом. Когда же их собиралось много, при них всегда находилась няня-Существительное, которую звали Определяемым словом. Вся веселая маленькая компания зависела от него и немного побаивалась. Отношения у них были удивительные: Если на прогулке Определяемое слово шло впереди и не могло видеть, как ведут себя малыши, оно вызывало на помощь Запятую, которую ставило после себя, перед Причастным оборотом. А если шумная ватага бежала перед Определяемым словом, то Запятая была уже не нужна, няня и сама наблюдала за ребятами.

   Мама-Прилагательное очень ценила эту дружбу и всегда говорила: «Дружи с ребятами, общайся, и тогда вредная частица НЕ никогда не пристанет к тебе, и ты с ней будешь писаться РАЗДЕЛЬНО. Но если только ты останешься одна, НЕ тут же к тебе привяжется, и писаться с ней ты будешь СЛИТНО!».

     Как и всякий ребенок, Причастие могла бать и послушной, и непослушной. Бывало, она делала все, что ей скажут старшие, и тогда ее называли Действительным Причастием. Но иногда приходилось просить ее и заставлять работать, тогда она получала имя Страдательного Причастия. Но что удивительно, и в том, и в другом случае Причастию всегда помогали суффиксы: работали вместе с ней суффиксы –УЩ(-ЮЩ), -АЩ(-ЯЩ),  

-ВШ, -Ш, а «страдали» - ЕМ(-ОМ), -ИМ, -НН, -ЕНН.

   

   Шли годы. Ничего особенного в жизни Причастия не происходило. Её часто звали на помощь людям при написании текста. Особенно часто Причастие употребляли в научном стиле речи. Одно только ее не устраивало. Ведь была она уже взрослой, могла дружить, с кем хотела, помогать людям, а все по-прежнему считали ее Особой формой глагола.

   Пусть у Причастия нет будущего времени, но будущее у нее есть: кто знает, может быть, пройдут годы, Причастие все-таки станет Самостоятельной частью речи.

КОНЕЦ.            Все поклонились.



Предварительный просмотр:

Урок-экскурсия  в 7 классе

«Обобщение и систематизация знаний по теме «Причастие».

Цели урока:

  1. Обобщить и систематизировать знания о причастии как о части речи, о действительных и страдательных причастиях.
  2. Наблюдать за употреблением причастий в речи.
  3. Учить составлять монологические выказывания на лингвистическую тему.
  4. Воспитание у ребят чуткого отношения к родному языку, к красоте и выразительности речи, интереса к его изучению.

Ход урока.

Слайд 1.

I. Организационный этап (мотивация к учебной деятельности):

Когда встречаем мы рассвет,

Мы говорим ему ... (Дети хором) ПРИВЕТ! 

С улыбкой солнце дарит свет,

Нам посылая свой ... (Дети хором) ПРИВЕТ! 

При встрече через много лет

Вы крикните друзьям ... (Дети хором) ПРИВЕТ! 

И улыбнутся вам в ответ

От слова доброго ... (Дети хором) ПРИВЕТ!

Желаю вам успеха на уроке.

Чтобы быть успешным на уроке вам нужно быть СТАРАТЕЛЬНЫМИ, ВНИМАТЕЛЬНЫМИ и СООБРАЗИТЕЛЬНЫМИ.

II. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся

Слайд 2

  1. Ребята, давайте отгадаем  название части речи, о которой говорится в стихотворении П. Чеснокова:

Вот свойство мое обязательное:
Склоняюсь я, как прилагательное.
На все вопросы его отвечаю.
Глагол по значению напоминаю.    
ПРИЧАСТИЕ

Слайд 3

Создание мотивации: Обсуждение эпиграфов:

- О какой части речи говорит нам Даль? Почему?

Часть речи, причастная глаголу,
в образе прилагательного.
В.И.Даль

-  Определите тему урока. Запишите тему в тетрадь.                                              Слайд 4

-  Сформулируйте цели по опорным словам:

1. Мы должны обобщить (знания о причастии, о действительных и страдательных причастиях).

2. Наблюдать за (употреблением причастий в речи).

3. Учиться чему?  (выполнять морфологический разбор причастия, правильно строить высказывания, бережно относиться к родному языку).

III. Этап подготовки учащихся к активному усвоению знаний

- Все, что нас окружает, нужно беречь. Особенно, если это редкие ценные вещи. Такой ценностью для нас является наш родной язык – как культурное наследие народа, часть  его истории.

- А где хранятся редкие ценные вещи?

- Что такое музей?

- А Юля посмотрит, что обозначает слово МУЗЕЙ?  (ответ Салчак Саглай)

-  Ребята, я приглашаю вас в музей русского языка. Работать мы будем в рабочих тетрадях и в маршрутных листах. Но эти маршрутные листы необычные – они похожи на древнюю бумагу.  С них начнется история нашего лингвистического музея.

- В  музее русского языка  много разных залов, в каждом из которых представлены своеобразные экспонаты: части речи, морфемы, фонемы, знаки препинания. Мы с вами сегодня будем сотрудниками музея в зале «ПРИЧАСТИЕ». Нам нужно подготовить зал к открытию и быть готовыми рассказать посетителям музея об этой удивительной части речи. А какие экспонаты представлены в музее мы узнаем с помощью маршрутного листа. Какие темы в нем обозначены?

- А вот звание экскурсовода музея русского языка получит тот, кто к концу урока наберет большее количество баллов, будет самым активным.

IV.  Повторение теоретического материала (проверка домашнего задания):

-  Мы должны сообщить  посетителям теоретические сведения о причастиях. И чтобы  было интересно, сделаем это в необычной, творческой форме.

Итак,  группа ребят подготовили сказку о причастиях. Внимательно смотрим и после поработаем с кластером.

Слайд 5.

СКАЗКА

- Молодцы! Спасибо!

- Ребят, которые слушали сказку, я попрошу составить из кластеров схему морфологических признаков причастия.

- А вот актеры – мальчики  должны будут привести интересные примеры действительных причастий, актрисы – страдательных. Запишите примеры в тетради.

КЛАСТЕРЫ

(ученики плакат крепят на доску – комментарий) + примеры причастий актеров (устно)

- Первый экспонат в музее  готов к показу. 

Слайд 6.

- Ребята, у посетителей музея могут возникнуть вопросы об одной и двух буквах Н-НН в причастии. А вот как раз и экспонат на эту тему. Кто сможет прокомментировать его так, как это делают экскурсоводы в музее?   (один ученик с указкой у доски комментирует)

- Проверьте свои знания, выполнив упражнение «Лови ошибку». Перепишите  словосочетания в рабочую тетрадь из маршрутного листа, исправляя ошибки. Один из вас поработает у доски.

КОММЕНТИРОВАНИЕ

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

- Окна Национального музея имени 60-ти богатырей  были открыты, и  важные документы разлетелись по залу. Оглянитесь вокруг. Сейчас мы их соберем и аккуратно распределим. Как только заиграет музыка, первый ряд найдет среди разлетевшихся листочков суффиксы действительных причастий, второй – страдательных. Прикрепите их на первый экспонат по группам. Работу заканчиваем сразу же, как только  музыка стихнет.

МУЗЫКА веселая                       Слайд 7.

Слайд 8.

Не  с причастиями

- Ой! Что это, ребята? А, это еще один экспонат. Да он не обычный, а в виде алгоритма.

- Какова его тема? Посмотрите, как устроен алгоритм.

- Как бы вы рассказали о нем посетителям музея? Кто попробует?

Слайд 9.

- Прекрасно. Выполним задание  «Орфографический спринт» на эту тему.

Работать будете по вариантам.    Обведите номера словосочетаний, где НЕ с причастиями пишется слитно.                            

ВЗАИМОПРОВЕРКА  

 схемы ЭКСПОНАТ

Причастный оборот

- Ну а это уж совсем необычный экспонат – зашифрованный. Даже мне не понятно, о чем он.

-Кто объяснит его?

- Откройте  учебники и найдите упражнение 407.  Работать вы будете по рядам.  Вам необходимо из каждого предложения выписать определяемое существительное и причастный оборот (только их) в рабочую тетрадь. 1-й ряд – работает над предложениями 1,2,  2-й ряд – над 4,5 предложениями.

ПРОВЕРКА С ПОМОЩЬЮ ДОКУМЕТ-КАМЕРЫ.

-  Следующий экспонат в музее – «Употребление причастий в речи». Как часто причастие мы  используем в речи?

САЛАТ «ЦЕЗАРЬ»

Слайд 10-11.

- Ну, что ж ребята, прекрасный экспонат в наш лингвистический музей. А может быть самый притягательный, особенно если посетители будут голодны.

Подведение итогов урока:

- А теперь составим автобиографии действительного и страдательного причастий.  Заполните пропуски в карточках. Работу выполняйте в парах.

(Автобиография причастия)

- Мы подготовили экспонаты к демонстрации. А кто же будет экскурсоводом?

 Посчитайте набранные вами в процессе работы баллы и запишите их на таблички, которые лежат у вас на столах.  (выходят к доске экскурсоводы)

НАГРАЖДЕНИЕ ПОБЕДИТЕЛЕЙ – ЭКСКУРСОВОДОВ  Слайд 12.

- У настоящего экскурсовода музея должна быть указка, а также  книжка для ценных записей. Приглашайте в свой музей  русского языка учеников других классов. Как знающие специалисты вы можете помочь ребятам 6 класса в следующем году усвоить сложный материал по теме «Причастие» с помощью своего музея.

- Вам, сотрудники музея, тоже хочу подарить записные книжки для важных теоретических сведений. В них уже есть интересный материал для музея, с которым вам предстоит поработать дома.

ИНТЕРНЕТ – РЕСУРСЫ

        

РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 15.

        Наша работа в музее русского языка на сегодня закончена, но она будет продолжаться при изучении других разделов курса.

C:\Documents and Settings\Крюковы\Рабочий стол\7898510vq5.jpg

- Не забывайте о ценности каждого произнесенного вами слова. Пишите свою историю с помощью добрых, светлых, нежных слов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7классе "Различение частицы не и приставки не"

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Целью урока является обоб...

Конспект урока по русскому языку. Что такое причастие? 6 класс.

Данная тема изучается в разделе: «Причастие в языке и речи».Тип урока – урок открытия нового знания....

План-конспект открытого урока по русскому языку в 7классе по теме : "Наречие".

Данный материал даёт возможность повторить и закрепить основные  правила правописания наречий, формирует умение применять теоретические знания на практике....

Методическая разработка урока по русскому языку по теме: "Причастие как часть речи"

Методическая разработка урока по теме : "Причастие как часть речи". 7 класс...

Разработка урока по русскому языку в 7классе

Тема: Различие глаголов по временам.Цель урока: Формировать умение различать глаголы по временамЗадачи:1.Образовательные-Учить различать глаголы по временам-Упражнять в распознавании глаголов среди др...

Открытый урок по русскому языку в 7классе "Обобщение изученного по теме "Наречие"".

Урок направлен на обобщение и расширение сведений о наречии как части речи, повторение орфограмм, связанных с изучением наречия; усвоение знаний в их системе....