Элективный курс по стилистике
рабочая программа по русскому языку (10 класс)

Балашов Денис Юрьевич

Рабочая программа элективного курса

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon elektiv.kurs_po_stilistike.doc105 КБ

Предварительный просмотр:

Основы стилистики деловой речи

Элективный курс

Профильное обучение в старшей школе

Пояснительная записка

В условиях развития современного общества задачей школы является не только обучить ребенка основным программным предметам классического образования, но и подготовить его к реальной жизни, дать практические знания, умения и навыки, которые позволят школьнику свободно ориентироваться в окружающем его мире. Школа должна осуществлять преемственность с вузом, закладывать фундамент тех знаний, которые впоследствии потребуются учащемуся при подготовке по специальности. Таким образом, необходима разработка модели связи образования с наукой и прорывными производствами. В рамках реализации данной модели сейчас  активно внедряют в школьный образовательный процесс профильное обучение. Одним из наиболее востребованных является профильное образование с экономическим уклоном.

Данная программа элективного курса «Основы стилистики деловой речи» направлена на формирование информационно-коммуникационной компетентности учащихся; на развитие у школьников тех знаний, умений и навыков, которые необходимы специалисту экономического профиля. Владение языковым аппаратом официально-делового стиля, нормами и правилами построения деловой речи, соблюдение делового этикета – основные  составляющие успеха любого современного делового человека.

Цель программы:

Формирование речевой и коммуникативной компетенции у школьников  в условиях развития современной экономики; содействие развитию личности, способной к сотрудничеству и межличностному взаимодействию.

Задачи программы:

- расширить речевой опыт учащихся в различных речевых сферах;

- углубить знания школьников об официально-деловом стиле;

- обучить нормам официально-делового стиля;

- развить лингвистическое и стилистическое чутье;  

- сформировать навыки составления и ведения деловой документации, понятийный аппарат;

- познакомить с особенностями психолингвистики, основами невербальной коммуникации;

- воспитать языковую культуру и культуру межличностного общения.

Отличительные особенности программы:

Отведенного школьной программой времени на освоение стилистики русского языка не достаточно для полноценного овладения данной дисциплиной, для детального изучения ее разделов, в частности столь активно используемого в современном обществе официально-делового стиля. Данная программа предлагает углубленное изучение различных аспектов стилистики деловой речи. Помимо основ деловой речи, учащиеся смогут познакомиться с понятием психолингвистики, освоить средства невербальной коммуникации, узнать о «языке телодвижений» и т.д.

Познание строится на основе учебного сотрудничества.

Данный материал рассчитан на один год обучения.

Особенности возрастной группы:

Программа адресована учащимся 10-11 профильного класса.

Состав группы постоянный.

Набор в группу осуществляется в свободном порядке на основе желаний, потребностей школьников и их родителей.

Количество детей в группе: 10-15 человек.

Режим занятий:

Продолжительность занятий

Периодичность в неделю

Количество часов в неделю

Количество часов в год

1 час

1 раз

1 час

34 часа

Прогнозируемые результаты:

Учащиеся овладевают знаниями основ стилистики русского языка и деловой стилистики в частности; приобретают навыки делопроизводства и публичного выступления; владеют устной и письменной деловой речью; умеют пользоваться разнообразием языковых средств, отбирать их в соответствии с заданной ситуацией; обладают навыком аналитического слушания; оперируют грамматическими средствами русского языка и оправданно используют их в деловой речи.

Методическое обеспечение программы:

Чередование теории и практики, использование на занятиях элементов интерактивной игры, просмотр видеофрагментов позволяют сделать обучение разнообразным, увлекательным, развить творческую активность учащихся, стимулировать мыслительную деятельность. Практическое использование теоретического материала, создание «учебных ситуаций» способствует прочному усвоению знаний учащимися.  


Содержание программы

Учебно-тематическое планирование

№ п/п

Наименование разделов и тем занятий

Содержание занятий. Основные понятия.

Количество часов.

Формирование речевой и коммуникативной компетенции.

1

Введение в предмет. Сферы речи в современном русском языке. Официально-деловой стиль.

Понятие стилистики. Смысловая точность речи. Выбор слова. Стилевая разновидность языка. Сферы: повседневная, деловая, научная, общественно-политическая, эстетическая. Предназначение речи в социальной жизни. Характеристика официально-делового стиля. Состав участников речевого акта и их роли.

1

2

Культура делового общения. Устная и письменная коммуникация.

Обзорное занятие. Деловое общение – устное и письменное, диалогическое и монологическое, межличностное и публичное, непосредственное и опосредованное, контактное и дистантное. Восприятие устной и письменной речи. Сходства и различия устной и письменной коммуникации. Особенности устной и письменной речи в зависимости от сферы речи. Письменная и устная деловая речь. Совещание, собрание, реклама, светское общение.

1

Нормы и сублексикон устной деловой речи.

3

Структура, формы и жанры деловой коммуникации.

Структура деловой коммуникации (начало, передача информации, аргументирование, опровержение  / поддержка доводов собеседника, принятие решений). Формы (деловая беседа по телефону, совещание, пресс-конференция, презентация, собрание акционеров, брифинг, выставки товаров). Жанры (публичные речи, интервью, комментарий, спор, дискуссия, деловой спор, полемика, дебаты, прения).

1

4

Диалогическая и монологическая речь. Полилог. Дистантное общение.

Сферы употребления диалогической и монологической речи. Использование монологической или диалогической речи согласно коммуникативной цели. Монолог как развернутая реплика диалога. Доклад, сообщение, публичное выступление, презентация и др. как жанры монологической речи.

1

5

Специфика основных жанров деловой коммуникации. Деловая беседа, совещание, конференция, презентация, брифинг, собрание акционеров и  т.д.

Репродуктивная и продуктивная (авторская) речь: участие в обсуждении, чтение «с листа», общение с журналистами, учет адресата и условий коммуникации, умение переформулировать. Тема, цель, перечень обсуждаемых вопросов, время начала и окончания, место проведения делового общения, структура, правила проведения, программа, понятие о пресс-ките и т.д.

1

6

Требования к публичной речи. Публичное выступление.

Инвенция. Диспозиция. Элокуция. Меморио. Цели публичной речи. Жанры публичной речи. Особенности публичного выступления в деловой сфере. Языковые средства, используемые в жанрах публичного выступления. Роли слушающего и говорящего.

1

7

Урок-практикум:

Публичное выступление.

Применение учащимися полученных теоретических знаний на практике.                         1) Представление школьниками заранее подготовленного дома публичного выступления. Аналитическое слушание. 2) Импровизированное публичное выступление по одной из предложенных учителем тем.

1

8

Деловой этикет.

Виды этикета. Речевой этикет. Деловая этика. Этикетная формула. Служебный (деловой) этикет. Приветствие. Прощание. Благодарность. Просьба. Извинение. Предложение. Приглашение.

1

9

Риторское мастерство – залог успеха делового общения.

Риторика – часть культуры делового общения. Эмоциональность речи, тропы. Правила построения деловой речи. Виды вопросов, употребляемых в деловом взаимодействии. Ораторское мастерство.

1

10

Урок-практикум:

Турнир риторов.

Выполнение учащимися практических заданий. Индивидуальные и групповые виды работы.

1

11

Психолингвистика. Средства невербальной коммуникации. Искусство убеждать.

Понятие психолингвистика. «Язык мимики и жестов», психология телодвижения. Внешний вид. Скорость речи. Высота голоса.

1

12

Психолингвистика. Средства невербальной коммуникации. Искусство убеждать (Продолжение темы).

Речевой портрет. Приемы лингвистического программирования.

1

13

Урок-практикум:

«Экспертиза личности».

Аналитическое слушание.

1

14

Фоноционные средства деловой речи. Фонетические нормы.

Понятие фоники и фоностилистики. Значение звуковой организации речи. Фонетические средства языка, имеющие стилистическое значение. Благозвучие речи (сочетаемость звуков, эстетическая оценка звуков, частота повторения звуков в речи, длина слова). Звуковые повторы, Исключение из текста слов определенного звучания. Работа над фоникой в процессе авторедактирования.

1

Нормы и сублексикон письменной деловой речи.

15

Письменная деловая речь. Жанры. Этикет делового письма.

Ведение корреспонденции. Стандартные выражения и формулы вежливости. Виды делового письма. Форма отправления. Заявление, резюме, статья, отчет, приглашение, объявление и т.д. Языковые средства воздействия на читателя. Словарь делового человека.

1

16

Язык деловых бумаг. Виды управленческих документов.

Документация – разновидность письменной деловой речи. Правила оформления документов. Устав. Положение. Инструкция. Приказ. Постановление. Служебная записка. Докладная записка. Распорядительные документы. Акты и протоколы. Контракты. Автобиография. Заявление. Доверенность. Апелляция. Деловая переписка.

1

17

Типы текстовой организации.

История официально-делового стиля. Трафарет. Анкета. Таблица. Типовые модули. Правила оформления и составления деловых бумаг.

1

18

Делопроизводственная практика.

Практика составления и оформления деловых бумаг и управленческих документов.

1

Грамматика официально-делового стиля.

19

Функционально-стилевое расслоение лексики. Смысловой и стилистический отбор средств в официально-деловом стиле.

Лексические нормы деловой речи. Терминированная лексика. Канцеляризмы. Паронимия. Плеоназм. Тавтология. Фразеология деловой речи. Лексическая сочетаемость. Стилистическое использование и правомерность употребления в деловой  речи  синонимов, антонимов, омонимов и полисемии.

1

Стилистика частей речи.

20

Стилистика имени существительного.

Место существительного в официально-деловом стиле. Стилистическое использование грамматических категорий имени существительного. Колебания в роде. Дифференциация значений в зависимости от родовых окончаний. Особенности склонения некоторых слов. Склонение некоторых имен и фамилий. Употребление наименования должностей. Сложносокращенные слова. Употребление категории числа.

1

21

Стилистика имени прилагательного.

Место прилагательного в официально-деловом стиле. Стилистическое использование грамматических категорий имени прилагательного. Употребление полной и краткой форм. Формы степеней сравнения. Употребление притяжательных прилагательных. Стилистическая характеристика вариантных форм прилагательного.

1

22

Формы имени числительного.

Место числительного в официально-деловом стиле. Стилистическое использование грамматических категорий имени числительного. Сочетания числительных с существительными. Употребление собирательных числительных. Числительные в составе сложных слов. Стилистическая характеристика вариантных форм имени числительного.

1

23

Употребление местоимений в официально-деловом стиле.

Употребление местоимения в официально-деловом стиле. Стилистическая характеристика вариантных форм местоимений. Местоимение и контекст. Пропуск местоимения-подлежащего при сказуемом-глаголе. Плеонастическое повторение местоимения в роли подлежащего.

1

24

Стилистика глагола.

Место глагола в официально-деловом стиле. Стилистическое использование грамматических категорий глагола. Образование некоторых личных форм глагола. Недостаточные глаголы. Варианты видовых форм. Двузначность конструкций с глаголами на –ся. Формы причастий и деепричастий.

1

25

Употребление наречий, предлогов, союзов в официально-деловом стиле.

Стилистическая оценка разрядов наречий. Производные предлоги. Сложные союзы.

1

26

Урок-практикум:

Устранение морфолого-стилистических ошибок.

Закрепление знаний о стилистике частей речи. Отработка навыка морфолого-стилистического использования частей речи в языке деловых бумаг.

1

Синтаксическая стилистика.

27

Стилистическое использование различных типов простого предложения в официально-деловом стиле. Грамматическая координация подлежащего и сказуемого.

Типы простого предложения. Стилистическое использование порядка слов. Стилистическая оценка главных членов предложения. Варианты согласования подлежащего и сказуемого.

1

28

Стилистическая оценка вариантов управления. Согласование определений и приложений.

Определение при существительном общего рода, при существительном, имеющем при себе приложение, при существительном, зависящем от числительных два, три, четыре. Два определения при одном существительном. Определение при существительных – однородных членах. Приложения – географические названия. Слова-вставки.

1

29

Использование однородных членов предложения в официально-деловом стиле.

Стилистическое использование однородных членов. Союзы и предлоги при однородных членах. Ошибки в сочетаниях однородных членов. Связь между однородными членами и обобщающим словом. Неоднородные синтаксические конструкции.

1

30

Употребление вводных и вставных конструкций в языке деловых бумаг.

Стилистическое использование вводных компонентов. Тематические группы вводных компонентов, характерные для  официально-делового стиля. Правила их введения в текст.

1

31

Употребление типов  сложного предложения в языке деловых бумаг.

Стилистическое использование различных типов сложного предложения. Речевые ошибки при употреблении сложных предложений.

1

32

Стилистическая оценка параллельных синтаксических конструкций.

Нормативное употребление причастных и деепричастных оборотов. Замена придаточного определительного причастным оборотом. Синонимика деепричастного оборота и других конструкций. Конструкции с отглагольными существительными.

1

33

Делопроизводственная практика.

Закрепление знаний о синтаксической стилистике. Отработка навыка стилистического использования синтаксических единиц в языке деловых бумаг.

1

34

Итоговый урок:

Интерактивная игра «Собрание акционеров».

Систематизация и обобщение знаний за год. Учащиеся становятся акционерами предприятия (выбирают сферу деятельности, название фирмы, утверждают кадровый состав).  Подготовка игры (составление и рассылка приглашений на собрание, сопроводительных писем; составление документации предприятия и т.д.). На уроке проводится непосредственно собрание с использованием различных жанров устной и письменной деловой речи, освоенных учащимися за год.

1


Материально-техническое обеспечение программы:

  1. Кабинет
  2. Доска
  3. Компьютер
  4. Интерактивная доска
  5. Телевизор
  6. Видеомагнитофон
  7. CD-проигрыватель
  8. DVD-проигрыватель

Библиография:

  1. Гольцова Н.Г., Шамшин И.В. Русский язык. 10-11 классы. – М., 2006. - 464 с.
  2. Голуб И.Б. Стилистика русского языка. – М., 2008. – 448 с.
  3. Касумова М.Ю. Деловой русский язык / Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология». – М., 2004.  – С. 70-73.
  4. Розенталь Д.Э. Справочник по правописанию и литературной правке / Под ред. И.Б.Голуб. – М., 2003. – 368 с.
  5. Соколова О.В., Рябинина Л.А. Практическая стилистика / Элективные курсы в профильном обучении: Образовательная область «Филология». – М., 2004. – С. 73-76.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Элективный курс "Практическая стилистика" 10 класс

Данный элективный курс предназначен для учащихся 10-11 классов и рассчитан на 34 часа.Стилистика – наука разветвленная и многосторонняя. Область её теории и практического применения охватывает в...

Элективный курс "Марий стилистика нерген мутланымаш"

Это элективный курс поможет подготовить выпускников к экзаменам...

Элективный курс " Секреты стилистики"

Данный элективный курс может быть предложен учащимся 9-х классов....

Программа элективного курса "Практическая стилистика"

Программа элективного курса "Практическая стилистика" в рамках дистанционного обучения...

Элективный курс "Практическая стилистика" для 10 класса

Задания экзаменационного теста по русскому языку различны по способам предъявления языкового материала. Экзаменуемый работает с отобранным языковым материалом, представл...

Рабочая программа элективного курса "Практическая стилистика"

Программа курса составлена на основе государственной программы по русскому языку под редакцией Власенкова А.И. и инструктивно-методическому письму « О преподавании русского языка в 2006-2007 учебном г...

Программа элективного курса "Практическая стилистика" для учащихся 11 класса социально-гуманитарного профиля

Элективный курс "Практическая стилистика" создан в поддержку профильного изучения русского языка в  11 классе социально-гуманитарного профиля....