"Роль фразеологизмов в речи"
презентация к уроку по русскому языку (5 класс)

Белоусова Ольга Анатольевна

Исследовательская работа.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Роль фразеологизмов в нашей речи Авторы: группа учащихся 5 класса Руководитель: Белоусова Ольга Анатольевна, учитель русского языка и литературы МБОУ СОШ п.Зеленоборск

Слайд 2

«Фразеологизмы –это перлы, самородки и самоцветы родного языка…» А.И.Ефимов

Слайд 3

Зачем нужны фразеологические обороты в нашей речи? Проблема:

Слайд 4

Как это понять???

Слайд 5

Актуальность: В настоящее время возникла проблема отсутствия знаний о фразеологизмах, и сейчас она стоит особенно остро, потому что выпускники 9 и 11-х классов стали сдавать ГИА и ЕГЭ. Оказалось, что многие из старшеклассников с большим трудом находят фразеологические обороты в тексте, не понимают их значение, не умеют употреблять фразеологизмы в речи. Фразеологические обороты – особый пласт русского языка, часть культуры нашего народа, – должны возвратиться в нашу речь и обогатить её. Наша задача – узнать как можно больше о фразеологизмах, проведя определённую поисковую работу.

Слайд 6

проведя определённые исследования в области языкознания, изучить природу фразеологизмов и научиться употреблять фразеологизмы в своей речи. Цель работы:

Слайд 7

произвести поиск необходимой языковой информации о фразеологизмах; выяснить источники происхождения фразеологизмов; познакомиться с фразеологическими словарями русского языка; составить свой иллюстрированный альбом «Фразеологизмы в рисунках». Задачи работы:

Слайд 8

I. Теоретическое изучение темы: лексическое значение и этимология фразеологизмов; -история появления фразеологизмов в языке; _ группы фразеологизмов по происхождению; _работа с фразеологическими словарями. Этапы работы

Слайд 9

II. Практическая часть: Опрос учащихся и учителей нашей школы на тему: «Фразеологизмы и их использование в речи» и составление циклограмм. Проведение внеклассного мероприятия-лингвистической игры «Фразеологизмы». Составление и оформление альбома «Фразеологизмы в рисунках».

Слайд 10

Мы узнали, что фразеологизмы – это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Поэтому фразеологизмы часто можно заменить одним словом, менее выразительным. На краю света (земли) – далеко; намылить шею – проучить, наказать; зарубить на носу – запомнить.

Слайд 11

Что такое фразеологизм? Фразеологизм (от греческого фразис – выражение, оборот речи + логос – учение) – устойчивое по составу и структуре, лексически неделимое и целостное по значению словосочетание или предложение. Фразеологизм употребляется как некоторое целое, не подлежащее дальнейшему разложению и обычно не допускающее внутри себя перестановки своих частей. Фразеологизмы существуют на протяжении всей истории языка. Уже с конца 18 века они объяснялись в специальных сборниках и толковых словарях под различными названиями (крылатые выражения, афоризмы, идиомы, пословицы и поговорки). Еще М. В. Ломоносов, составляя план словаря русского литературного языка, указывал, что в него должны войти « фразесы », «идиоматизмы», «речения», то есть обороты, выражения. Однако фразеологический состав русского языка стал изучаться сравнительно недавно.

Слайд 12

Источники фразеологизмов 1) исконно русские (топорная работа, зелёная улица) ; 2) старославянские (ищите и обрящете ) ; 3) латинские и греческие (авгиевы конюшни, внести лепту); 4) западноевропейские (синий чулок, бросить перчатку)

Слайд 13

Фразеологизмы , пришедшие из мифов. Ариаднина нить - то, что помогает найти выход из затруднительного положения. Ахиллесова пята – уязвимое место. Дамоклов меч – нависшая, угрожающая опасность. Двуликий Янус - двуличный человек.

Слайд 14

Фразеологизмы, пришедшие из Библии: Глас вопиющего в пустыне – напрасные призывы, остающиеся без ответа. Допотопные времена – доисторические времена. Зарыть талант в землю – о человеке, не развивающем свои природные способности. Манна небесная – неожиданная удача.

Слайд 15

Из народных сказок пришли фразеологизмы: и я там был, мёд-пиво пил, избушка на курьих ножках Кащей бессмертный , Лиса Патрикеевна, ни в сказке сказать, ни пером описать поди туда - не знаю куда, принеси то - не знаю что; скоро сказка сказывается, да не скоро дело делается. при царе Горохе , сказано – сделано, сказка – ложь, да в ней намёк сказка про белого бычка, три дня и три ночи. это всё присказка, сказка будет впереди.

Слайд 16

Фразеологизмы из басен Крылова «А Васька слушает ,да ест» - человек, равнодушно относящийся к упрекам, замечаниям, критике, высказанной в его адрес и продолжающий заниматься своим делом. (Басня «Кот и повар»). «А ларчик просто открывался» - проблема, которая казалась сложной, нерешаемой, оказывается, решается легко . (Басня «Ларчик»). «Что сходит с рук ворам, за то воришек бьют» - что можно делать высоким по званию, то нельзя делать низким по званию . (Басня «Воронёнок»). «Рыльце у тебя в пуху» - быть причастным к чему-нибудь преступному, неблаговидному. (Басня «Лисица и Сурок»).

Слайд 17

Из устной речи людей различных профессий Многие фразеологизмы были созданы в устной речи людей различных профессий: - В речи столяров (топорная работа, без сучка, без задоринки) - В речи железнодорожников (ставить в тупик, зелёная улица) - В речи музыкантов (задавать тон, играть первую скрипку).

Слайд 18

Заимствованные фразеологизмы Заимствованные фразеологизмы пришли к нам из других языков: Из старославянского языка Соль земли (наиболее выдающиеся представители народа, цвет общества), Не от мира сего (не приспособленный к жизни, далёкий от её забот), На сон грядущий (перед сном), Как зеницу ока (очень заботливо, тщательно беречь). - немецкого смотреть сквозь пальцы (сознательно не замечать что-либо) откладывать в долгий ящик (на неопределённое время) - французского не в своей тарелке (неудобно, скованно, не на месте), с высоты птичьего полёта (с такой высоты, что всё видно, сверху )

Слайд 19

Фразеологизмы в других языках Английские фразеологизмы: « To kill two birds with one stone » - убить двух птиц одним камнем. (Убить двух зайцев) « Hungry as a hunter » - голодный как охотник (голодный как волк) « Rolling in money » - кататься в деньгах (денег куры не клюют)

Слайд 20

Фразеологические словари

Слайд 21

Любимый фразеологизм У учителей – ни свет ни заря. У учеников – как с гуся вода. У родителей – зарубить на носу.

Слайд 22

Что такое фразеологизм?

Слайд 23

Приведите примеры фразеологизмов

Слайд 24

Используете ли вы фразеологизмы в своей речи?

Слайд 25

Какую роль имеют фразеологизмы в нашей речи? Ответы учителей: Украшают нашу речь, делают ее более выразительной Заставляют думать, размышлять о значении сказанного Эмоционально обогащают нашу речь Ответы учеников: Украшают нашу речь Помогают точно выразить свою мысль

Слайд 26

Результаты исследования показали: Понятие «фразеологизмы» знакомо малому количеству учеников . Примерно две третьих учеников затрудняются назвать какой-нибудь фразеологизм. Всего лишь десятая часть опрошенных учеников используют фразеологизмы в своей речи. Всего несколько опрошенных учеников понимают значимость фразеологизмов в речи. Педагоги школы знакомы с понятием «фразеологизмы», используют их в своей речи, приводят множество примеров и считают что фразеологизмы - это неотъемлемая часть нашей речи.

Слайд 27

Мы изучаем и рисуем фразеологизмы

Слайд 28

Отгадай фразеологизм!

Слайд 29

Вывод: Фразеологизмы украшают нашу речь, делают её выразительной и яркой

Слайд 30

Литература Использованная литература Фёдоров А. И. Фразеологический словарь русского литературного языка: ок. 13 000 фразеологических единиц.— М.: Астрель: АСТ, 2008. В. П. Жукова, А. В. Жукова. Школьный фразеологический словарь русского языка. : М. «Просвещение» – 1983г. Русский язык: Теория. 5-9 класс: Учебник для общеобразовательных учреждений/ В.В. Бабайцева, Л.Д. Чеснокова. – М.: Дрофа, 2004 Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Сочинения и экзамены на отлично. Стилистика и культура речи. – М.: Махаон, 2005. Розенталь Д.Э. и др. Русский язык для школьников 5-9 классов. Путешествие в страну слов. Учебное пособие. – М.: Дрофа, 1995

Слайд 31

Спасибо за внимание!!!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи.

Материал по теме "Свойства и источники фразеологизмов. Роль фразеологизмов в речи" с конспектом урока и презентацией к нему....

Роль фразеологизмов в обогащении словарного запаса учащихся.

В данной работе идет речь о фразеологических оборотах и их роли в обогащении словарного запаса учащихся. Роль фразеологизмов велика. Фразеологизм имеет ряд существенных признаков: устойчивость, воспро...

Роль фразеологизмов в изучении числительных.

В данной статье приведены наблюдения над взаимосвязью разных уровней языка и предлагаются задания для  учащихся,которые могут помочь  осознать взаимосвязь морфологии и фразеологии....

Разработка открытого урока по русскому языку в 6 классе по теме: «Фразеология. Роль фразеологизмов в речи»

Цель урока:  знакомство с фразеологизмами – устойчивыми сочетаниями слов, их ролью в обогащении речи.Задачи урока:1)    Образовательная: сформировать у учащихся представление о фра...

"Роль фразеологизмов в речи"

Исследовательская работа....

Конспект урока "Источники фразеологизмов. Использование фразеологизмов в речи. Фразеологические словари"

Русский язык — один из самых красивых и богатых языков в мире. За долгую историю своего формирования он претерпел множество преображений, изменений и напитался различными словарными оборотами, к...

Проектная работа по внеурочной деятельности «Жизнь слова» на тему «Фразеологизмы и их роль в нашей речи»

  Проект творческий ,краткосрочный  ,продолжительностью 1 месяц.Тема проекта: Фразеологизмы и их роль в нашей речиАктуальность: проект, посильный школьникам 5 класса, реальн...