Имя числительное как часть речи.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс)

Никифорова Светлана Ивановна

Открытый урок в 9 классе по теме "Имя числительное как часть речи".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislit._kak_chast_rechi.docx20.09 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: ”Имя числительное как часть речи”.

Цель: познакомить с именем числительным как частью речи.

Задачи:  

- формировать умение находить имена числительные в тексте, задавать вопросы к числительным;

- наблюдать различие вопросов к количественным и порядковым числительным, анализировать использование количественных и порядковых числительных в речи;

- развивать речь учащихся;

- воспитывать интерес к урокам русского языка.

Тип урока: изучение нового учебного материала.  

 

Ход урока.

1.  Орг.  момент.

- Дружно встали, подтянулись,

Друг другу мило улыбнулись,

Посмотрели на меня.

Работать готовы?

- Да.

2. Повторение пройденного материала.

 Какую часть речи мы с вами изучили?

-Что такое наречие?

- На какие вопросы отвечают наречия?

Прочитайте предложение. Найдите в предложении наречие. (Слайд 1)

На небе ярко сверкали звезды.

Докажите свой выбор по схеме.

Слово        -это наречие      относится к глаголу….

                                              отвечает на вопрос…?

                                              обозначает….действия

                                              неизменяемая часть речи

3. Введение в тему.

- Сегодня мы познакомимся ещё с одной частью речи, которая часто употребляется в нашей речи. А с какой, вы скажете сами, если внимательно послушаете  стихотворение О.Высоцкой «Веселая грамматика»

Существительное – школа, (Слайд2)

Просыпается – глагол.

С прилагательным – веселый

Новый школьный день пришел.

Встали мы – местоименье,

Бьет числительное – семь.

За ученье, без сомненья,

Приниматься надо всем.

Мы наречием отлично

На уроках дорожим.

Соблюдаем мы привычно

Дисциплину и режим.

Не и ни у нас частицы,

Нам их надо повторять

И при этом не лениться

И ни часу не терять!

- О какой неизвестной нам части речи говорит автор стихотворения?

- Об имени числительном.

4.Сообщение темы урока.

Сегодня на уроке мы будем говорить об имени числительном.

Тема нашего урока «Имя числительное как часть речи» (Слайд 3)

Открываем тетради , записываем число и тему урока.

5. Изучение нового материала.

 1)Знакомство с количественными и порядковыми числительными.

- Итак, что же такое имя числительное?

     Везде и во всём нас окружают числа. Без чисел невозможна наука и сама жизнь.

    Слова, называющие числа, образуют в русском языке самостоятельную часть речи – имя числительное.

    Что делают числительные? Числительные считают. Они могут указывать количество предметов: (сколько?) три и могут считать предметы по порядку: (какой? который?) пятый.

    Огромную роль в жизни человека играют числа первого десятка. Из них и возникло многообразие числительных, позволяющих не только вести счёт, но и употреблять их в речи, использовать в пословицах, загадках.

- На каких уроках вы встречаетесь с числительными?

-На математике (это числа, и их количество)

-На истории (это обозначение дат, веков)

-На физкультуре (при построении, при выполнении нормативов)

– Приведите примеры числительных, ответив на вопросы.
– Сколько тебе лет?
– В каком классе ты учишься?
– Сколько учеников в нашем классе?
– На каком этаже находится наш класс?
– Поставим вопросы к числительным.
– Все ли вопросы одинаковы?

(Нет)

Правильно.

-Числительные, отвечающие на вопрос сколько? И на вопрос какой?

-Чем они отличаются и как называются вам поможет узнать ваш верный друг и помощник учебник.

2)Работа с учебником.

- Открывайте учебники на странице 173.

- Выполняем упр. 239, стр.173

- Чтение правила на стр.174

Работа с правилом по схеме (Слайд 4 )

 3)Отгадайте загадки. Найдите в них числительные. (Слайд 4)

Восемь ног, как восемь рук,

Вышивают мухам круг.  (Паук.)

Один седой, другой молодой,

Третий скачет, а четвертый плачет.                  (Времена года.)

Три глаза, как три приказа.

А красный – самый опасный.               (Светофор.)

Четыре братца друг за другом бегут,

Все никак не догонят.                       (Колеса.)

6. Физминутка. (Слайд 5)

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – на стульчик тихо сесть.

- Какая новая часть речи встретилась в физминутке?

- Имена числительные.

- Какие это числительные?

- Количественные.

- Почему? Как определили?

- Отвечают на вопрос сколько?

7. Закрепление нового материала.

1) Выборочный диктант.

    Учитель диктует предложения, учащиеся записывают только имена числительные.

     В нашей семье пять человек. Сестра Марина учится в четвертом классе. Брату Саше исполнилось восемь лет. Он – ученик восьмого класса. Я учусь в девятом классе.

     Вот уже два года мы живем в большом красивом доме. Наша квартира расположена на третьем этаже. Квартиру выделил завод, на котором пятнадцать лет работают родители.

2) Игра  «Волшебники» (Слайд 6)

-Превратите количественные числительные в порядковые числительные.

(Один – первый, два – второй, три – третий, четыре – четвертый, пять – пятый, шесть – шестой.)

3)Я предлагаю вам составить небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные.

Меня зовут … . Мне … лет.  Я учусь в … классе.

В нашем классе … человек: … девочек и …

мальчиков. Сегодня по расписанию у нас …

уроков. Сейчас идет … урок.

(Устно зачитывают по предложению). Запишите рассказ в тетрадь.

4) Прочитай пословицы и поговорки. Найди в них имена числительные.

   Одно дерево срубишь – десять посади. Первый в совете и первый в ответе. Скажешь слово, а прибавят десять. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Первый поклон богу, второй хозяину с хозяйкой, третий всем добрым людям.

5) Самостоятельная работа.

  Спиши. Подчеркни числительные.

      Ване исполнилось семь лет. Саша перешел в седьмой класс. Эта книга стоит три рубля. В школе заканчивается третья четверть. Мать приходит с работы в пять часов. Строители заканчивают пятый этаж дома. У Иры четыре брата. Игорь занял четвертое место в соревновании по бегу.

8. Итог урока.

- С какой новой частью речи познакомились на уроке?

- С именем числительным.

- На какие вопросы отвечают имена числительные?

-

9.Рефлексия.

– Оцените свою работу на уроке при помощи имени числительного.

- Я доволен своей работой на уроке – цифра 5

- Я хорошо работал, но умею лучше – 4

- Работа не получилась, не доволен собой -3

 

 

 

 

 

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме "Числительное как часть речи" с использованием педагогической технологии "Развитие критического мышления учащихся"

Формирование навыков фиксации мыслей и образов, удерживать их, рассматривать со всех сторон, активизировать процесс познания. ...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые

Имя числительное как часть речи. Числительные количественные и порядковые...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды чис...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....