Урок по теме "Имя числительное как часть речи. Разряды числительных"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Данный конспект урока ориентирован на работу по учебнику  Л.М. Рыбченковой, О.А. Александровой «Русский язык 6 класс»

Конспект урока «Имя числительное как часть речи. Разряды числительных» содержит обучающие, развивающие и воспитательные цели, необходимое оборудование, дидактический материал. На уроке применяются разнообразные формы и виды работ обучающего, обобщающего, тренировочного характера.

Дидактический материал  подобран в соответствии с возрастом,  что позволяет оптимизировать процесс обучения, сделать его более результативным.

Данный урок предназначен для учащихся 6-х классов. Это урок изучения нового материала по морфологии,  позволяет познакомить учащихся с новой частью речи - именем числительным, дать учащимся общее представление о числительном, его синтаксической роли в предложении, морфологических признаках.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imya_chislitelnoe.docx108.32 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта открытого  урока русского языка  по ФГОС «Имя числительное как часть речи»

Учитель: Ульянова Наталья Владимировна

 Класс: 6д класс

Тема:  « Имя числительное как часть речи».

Дата проведения: 30.01.2021

Тип урокаизучение нового материала.

Тема

«Имя числительное как часть речи»

Цель темы

Дать понятие о числительном как о части речи, показать общее значение, морфологические признаки и синтаксическую роль числительных; формировать умения находить в тексте числительные, развивать умения обобщать изученный материал, делать самостоятельные выводы; на материале заданий создать условия для воспитания любви к родному языку и культуре; способствовать развитию культуры речи учащихся.

Целеполагающие задачи

Предметные: обучающиеся смогут дать определение понятиям «числительное», его общее грамматическое значение, морфологические свойства, синтаксические функции, дать определение понятиям «порядковое числительное», «количественное числительное»», и выявлять отличия между ними.

Метапредметные: обучающиеся смогут анализировать и характеризовать общее грамматическое значение, морфологические признаки имени числительного, определять синтаксическую роль имен числительных разных разрядов, отличать имена числительные от слов других частей речи со значением количества, распознавать количественные, порядковые, собирательные имена числительные: приводить примеры.

Личностные: обучающиеся смогут определять границы собственного знания и незнания; осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к языку; стремление к речевому совершенствованию.

Основные понятия

имена числительные, количественные имена числительные, дробные имена числительные, собирательные имена числительные, порядковые имена числительные, склонение имён числительных.

Метапредметные связи

Литература, развитие речи, математика.

Ресурсы:

- основные

- дополнительные

Книгопечатная продукция: учебник «Русский язык» 6 класс

Карточки с заданиями

Формы работы

Работа фронтальная, индивидуальная, в парах, в группах.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1.Мотивация к учебной деятельности. (3 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к учебной деятельности посредством создания эмоциональной обстановки;

осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности, создание предпосылок для эмоционально комфортной обстановки на уроке.

Приветствие учащихся. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой.

Предлагаю сегодняшний урок русского языка начать с… математики.

На доске записаны примеры. Выполнив несложные математические действия, вы получите ответ.

(К) 10+3 =____+7 = ____(от)______-10 =____-5=_____.

Я желаю вам сегодня на уроке получить свои заслуженные пятерки.

-Ребята, отгадайте ребусы . Сгруппируйте словарные

ребусы

слова по частям речи

-Внимательно прочитайте записанные на слайде слова и разделите их на 3 группы в соответствии с частью речи (запись в тетрадь)

-По какому признаку вы определили слова в первый столбик?(имена существительные)

- Назовите орфограммы в словах.

-Назовите часть речи слов, помещенных во второй столбик? (имена прилагательные). Какое слово вы записали в 3 столбик , что оно обозначает

- Как вы это определили? Докажите.

Сформулируйте тему сегодняшнего урока.

- Запишем тему урока в тетрадях.

Сформулируйте цель урока, опираясь на его тему. Используйте опорные фразы.

1.Познакомиться с именем числительным как…;

2.Учиться отличать имя числительное … .

Приветствуют учителя, друг друга, проверяют готовность к уроку, психологически настраиваются на урок.

1.бетон 2.талант 3.одиннадцать

4. юный 5. терраса

Фронтальная работа.

Учащиеся отгадывают ребусы, записывают слова  и работают индивидуально, распределяя слова на 3 группы.

Дают устные ответы  на поставленные учителем вопросы.

Повторяют орфограммы в словах

Записывают тему, определяют цель урока. Цель урока:

1.Познакомиться с именем числительным как частью речи;

2.Учиться отличать имя числительное от других частей речи.

 Самоопределение (Л1, осуществление гражданской идентификации личности)

Целеполагание (Р1, принятие учебной задачи)

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (К1, общение и взаимодействие, планирование учебного сотрудничества (К2, ориентировка на позицию партнера, К5, формулировка)

Построение речевого высказывания в устной форме,П3 ,П2, использование знаково-символических средств для решения задач, П8, анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков.

2.Актуализация знаний и пробное учебное действие. (10 мин.)

Цель:

актуализировать учебное содержание, необходимое для изучения нового материала;

актуализировать мыслительные операции: сравнение, анализ, обобщение;

зафиксировать затруднение при выполнении учащимися пробного учебного действия

Но прежде чем мы продолжим занятие, скажите: что вы знаете   об имени числительном?

Историческая справка.

Числительное - древняя часть речи.  Название «Числительное» произошло от слова «число». Древние люди считали, что числа управляют миром, они не только обозначали количество, но и передавали определенный смысл. Так, 1 в древности почти у всех народов указывало на единую божественную силу, а 7 в старину рассматривалась как некое магическое, волшебное число. Объяснялось это, возможно тем, что человек воспринимает окружающие явления- свет, запахи, вкус- через семь «отверстий» в голове (два глаза, два уха, две ноздри и рот). По частоте употребления в речи числительное занимает восьмое место.

-У вас на столах лежат таблицы, которые  мы заполняем  в течение урока

                                   Числительное

Известная информация

Новая информация

1.Перед нами ряд слов: пять, дюжина, тысяча, единица, миллион, двенадцать, десяток, тройственный, шестьдесят, тридцатка, сорок, миллионный,  втроём, пятьсот, семерка, девяносто, дважды, утроить, тройка.

-Есть ли что-нибудь, их объединяющее? (все они, так или иначе, называют число или количество).

-Можно ли считать, что все эти слова принадлежат к одной и той же части речи? Чем отличаются числительные от других частей речи?

- Один из лингвистов писал:   «Можно заметить, что в обычной речи числительные весьма ограничены в своих возможностях употребляться в значении предметности. Количественное значение может передаваться  словами других частей речи: тройка, пятерка, сотня; утроить, удесятерить». В таком случае, зачем нам нужны числительные?

Если вы понаблюдаете за своей речью, то убедитесь, что без имени числительного, вы не могли бы общаться. Убедимся в этом , наблюдая за грамматическими и синтаксическими функциями  имени числительного.

2.Разделите слова на две группы и запишите в столбики:

 Пять, двадцать, четырнадцатый, семь, десятый, сто четыре, пятисотый, тридцать, восьмидесятый, семнадцать, двенадцатый

-По какому признаку вы распределили числительные?   (количественные и порядковые числительные).

Координирует работу, помогает сформулировать вывод:

По значению числительные делятся на количественные, 

которые обозначают целое отвлеченное число или количество предметов (сколько?) и порядковые, которые обозначают порядок при счете ( какой?)

Используемый ЦОР:  Мультимедиа урок. Поддерживает тему "Имя числительное как часть речи.

http://school-collection.edu.ru/catalog/res/7f0e9e7e-e62d-448c-9441-855ff1ff4ebc/view/

1.Коллективная работа – обзорное повторение сведений по теме «Имя числительное».

Отвечают на вопросы учителя. Выписывают имена числительные

записывают информацию в таблицу

2.Работа в паре

(Ответ учащихся.)

Пять,двадцать,семь
семнадцать,сто четыре.

Отвечают на вопрос сколько?, укзывают на количество предметов

Четырнадцатый ,десятый,пятисотый,восьмидесятый,двенадцатый.

Отвечают на вопрос какой?, указывают на  порядок предметов при счете

Отвечают на вопросы, определяют разряды  имени числительного, выводы записывают в таблицу

Л4, формирование картины мира культуры как порождения предметно-преобразующей деятельности человека, Л7, формирование позитивной самооценки, Р2, планирование своих дйствий, Р5, адекватное восприятие оценки учителя Р7, оценка правильности выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок, К5, формулирование собственного мнения, К6, умение договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, П3, построение речевого  Контроль (Р4, учет правила в планировании и контроле способа решения)

Оценка (Р7, оценка правильности выполнения действий на уровне адекватной ретроспективной оценки)

3.Этап закрепления с проговариванием во внешней речи (10 мин.)

Цель: воспитывать личность со сформированными коммуникативными навыками,

 1. Определите роль  выделенных слов в предложении. Какой можно сделать вывод?

Дважды два – четыре.  

Семеро одного не ждут.

Первый блин комом.

Я родился в тысяча девятьсот девяносто восьмом году

Он положил в рюкзак  три  учебника. Девушка заказала две чашки какао.

3.Какие особенности выделенных слов вы можете отметить? Как называется  это лексическое явление ?

С детства люблю слушать сказку «Три поросенка»

Лучше три порошком  пятна на парте

Тебе нравится герой фильма «Один дома»?

Один-  главный бог скандинавских племен.

Семью  пять будет тридцать пять.

Семью надо беречь.

Участникам семинара раздали сорок  буклетов.

Сорок было не счесть.

Тьма накрыла город.

На площади собралось тьма народу.

Найдите в словаре, как образованы «тьма», «сорок»

Историческая справка:

В Древней Руси этим словом называли мешок, куда помещалось ровно четыре десятка беличьих или соболиных шкур — набор на одну шубу. Вскоре мешок исчез, а словом сорок стали называть любые предметы в количестве четырех десятков.

В древнерусском счете  тьма –это 10 тыс.

 1.Работа в парах

Учащиеся определяют синтаксическую роль числительного (имена числительные бывают разными членами предложения , в сочетании с существительными являются одним членом предложения)

Учащиеся находят в словаре и выписывают лексическое значение слова «тьма», «сорок»

Коррекция  (Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач (П3, построение речевого высказывания в устной и письменной форме)

Управление поведением партнера (К7, построение понятых для партнера высказываний, учитывающих, что он знает и видит, а что нет, К 10, использование речи для регуляции своего действия)

Динамическая пауза (2 мин.)

Цель: сменить вид деятельности.

Утром бабочка проснулась,

Улыбнулась, потянулась.

Раз- росой она умылась.

Два- изящно покрутилась.

Три – нагнулась и присела.

На четыре –улетела.

Отгадайте кто это?

Загадки про цифры

Отгадайте-ка, ребятки,                                            

Что за цифра – акробатка?                                

Если на голову встанет,                              

Ровно на три больше станет.                      

                             (Шесть)                                          

Есть, друзья, такая птица,                           

Если сядет на страницу,                            

 Очень рад бываю я,

А со мною вся семья.

                            («Пять»)

Повторяют движения за учителем

Учащиеся отгадывают загадки, связанные с темой «Имя числительное», отвечают хором

Личностные: установка на здоровый образ жизни и ее реализация на уроке.

4. Включение изученного в систему знаний и повторение.(15 мин.)

Цель:

мотивировать учащихся к деятельности;

координировать деятельность учащихся;

контролировать

выполнение заданий

1.Из данных слов выпишите слова, обозначающие порядок чисел  при счёте: 

Первый, весенний, пятничный, семидесятый, семидневный, годовой, сороковой, шестичасовой, пятнадцатый, одиннадцатое, квартальный.

2. Найдите и выделите главные слова в словосочетаниях

После шестого урока

С семью книжками

Пятый урок

В трех примерах

Четыре книжки

3. Работа с ЦОР «Синтаксические функции имени числительного»

http://files.school-collection.edu.ru/dlrstore/7d07d5b6-7add-425e-ba8d-8b12a400db36/index_listing.html

4.Работа с текстом. Списать, вставив пропущенные буквы, подчеркнуть числительные как члены предложения, определить разряды числительных.

 

Уд…вительное рядом.

Р…стения называют зелёными фабриками воздуха. Один г…ктар леса погл…щает в один час около в…сьми литров углекислоты. Столько углекислого газа выд…ляют двести человек.

5.Не во всех предложениях сказуемое правильно согласовано с подлежащим. Отметьте ошибки

Четыре кота залезло на дерево

Сколько котов залезли на дерево?

Сколько котов залезло на дерево?

Четыре кота залезли на дерево.

6.-Ребята, приведите примеры, где в нашей жизни встречаются имена числительные? Где пригодятся  нам знания  о числительном?

Продолжите заполнение таблицы.

1 группа

  • Выполните задание:

Объясните разницу между понятиями "число" и "имя числительное"?

-Как записывают число в математике и в русском языке?

Решите задачу .числительные запишите словами

Из одного здания в одно и то же время с разной скоростью вышли 376 мальчиков и 532 девочки. Через некоторое время из этого же здания с одинаковой скоростью вышли 38 взрослых. Сколько всего  учеников и учителей разошлись по домам после занятий в школе?

2 группа.

  • Назовите автора и название произведения, из которого взят этот отрывок. Найдите числительные.

Там лес и дол видений полны;

Там о заре прихлынут волны

На брег песчаный и пустой,

И тридцать витязей прекрасных

Чредой из вод выходят ясных,

И с ними дядька их морской...

Приведите примеры  словосочетаний « числ..+ сущ.». из других литературных произведений

  • Вспомните  загадки, пословицы и поговорки, в которых есть числительные

 

3 группа.

  • Составить небольшое сообщение о погоде, используя в нем числительные.

7. Предлагаю выполнить тестовое задание и проверить, насколько хорошо вы научились находить числительные и давать им характеристику.

А1. Найдите словосочетание с именем числительным.

1.Удвоить усилия.

2. Двоюродный брат.

3. Получить двойку.

4. Два балла.

А 2. Найдите словосочетание с порядковым числительным.

1.  Пятиэтажный дом.

2.  Пять этажей.

3.  На пятом этаже.

4.  Пятьдесят пять ступенек.

А 3. Найдите предложение с количественным числительным.

1.  Трое друзей отправились на рыбалку.

2.  На третий день погода улучшилось.

3.  Он ошибался трижды.

4.  К Насте приехала троюродная сестра.

А 4. Найдите предложение с главным членом – именем числительным.

1.  Четыре и семь – одиннадцать.

2.  Мы живем на двенадцатом этаже.

3.  Я хожу в школу к двум часам.

4.  В восемь часов утра начнется интересная передача.

А теперь проведем самопроверку. На доске - ключ к тестам. Поставьте оценку:

0 ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

3 и более ошибок – «2»

8. И последнее… Перед вами предложения:

  •  У меня не хватает 5 баллов.
  • Я  купил в магазине ¼  пирога.
  • 2 участникам соревнования вручили ценные подарки.
  • С  33 этажа  нашего дома открывается замечательная панорама города.
  • Вместе с 12 килограммами апельсинов привезли 34 килограмма яблок.

Назовите, какие числительные не обозначают целое число? Как они называются?

Какое числительное состоит из двух корней? Как называются слова, состоящие из нескольких корней? А как называются такие имена числительные?

Из скольких слов состоит числительное тридцать четыре?   А как называются такие имена числительные?

Можем ли мы ответить на все заданные вопросы? Нет. Ответы на некоторые вопросы мы найдем на следующем уроке. А потому наша таблица на сегодняшнем уроке будет заполнена не до конца.

1.Работа в паре

Учащиеся выполняют упражнение по заданию.

2.Учащиеся выполняют  работу, после чего обмениваются тетрадями и проверяют работу соседа. При проверке оценивают по эталону

3.Группа учащихся выполняет работу на компьютере.

4.Списывают текст, вставляя пропущенные буквы(повтор изученных ранее орфографических правил), находят числительные, ставят к ним вопросы, определяют по вопросам их синтаксическую роль, пользуясь новой информацией определят их разряды

5.Вслух проговаривают свои предложения, аргументируя их.

Работа в группе.

Работа в группе.

Работа в группе.

7.Самостоятельно выполняют предложенное тестовое задание.

Соблюдают тишину, не мешают друг другу работать.

По окончании выполнения тестового задания осуществляют самопроверку по эталону, выставляют себе отметки согласно предложенной схеме

Контроль, коррекция, выделение и осознание усвоенного (Р4, осуществление итогового и пошагового контроля по результату, Р5, адекватное восприятие оценки учителя, Р8, внесение необходимых корректив в действие после его завершения на основе его оценки и учета характера сделанных ошибок)

Самоопределение (Л6, самооценка личности, Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

Умение выражать свои мысли (К1, понимание возможности различных позиций других людей, отличных от собственной, К3,4, учет разных мнений и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве)

П16, 17,выдвижение гипотез и их обоснование)

Регулятивные : контроль, коррекция, выделение и осознание того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

личностные : самоопределение

5.Рефлексия. (3мин.)

Цель:

оценить результаты собственной деятельности

Рефлексия.

«Продолжи мысль»

Я понял, что………

Мне понравилось…………

Я хочу…………….

 -. Удачи всем. Спасибо.

Учащиеся высказывают свое впечатление от урока. Каким сегодня был урок?

Рефлексия (П5, структурирование знаний,

Смыслообразование (Л7, формирование адекватной позитивной самооценки, самоуважения и самопринятия)

6.Домашнее задание:

Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

На выбор:

1 уровень – упр.345 (списать текст, вставить пропущенные буквы, подчеркнуть числительные как члены предложения, определить их разряды).

2 уровень –  Выписать из учебника географии предложения, в которых даётся информация о размерах Земли, о расстоянии от ее центра до экватора и до полюсов. Подчеркнуть числительные как члены предложения, определить их разряд. Объяснить, с какой целью используются в этих предложениях имена числительные. Сделать вывод.

3 уровень – Написать небольшое сочинение на тему «Что  было бы, если бы в нашем мире исчезли цифры?». Подчеркнуть числительные как члены предложения, определить их разряд.

Записывают домашнее задание


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка с использованием здоровьесберегающих технологий "Имя числительное как часть речи" в 6 классе

Автор делится опытом своей работы по применению новых педтехнологий на уроке русского языка...

Конспект урока по теме "Имя числительное как часть речи. Количественные и порядковые числительные"

Конспект открытого урока в 6 классе. Цели урока:1. Введение понятия «количественные» и «порядковые» числительные.2. Формирование, развитие умения находить в тексте и в устной речи имена числительныеНа...

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе «Имя числительное как часть речи».

Урок по русскому языку - знакомство с именем числительным. Адаптирован для учащихся шестого класса (I отделение) коррекционной школы II вида....

Конспект открытого урока по русскому языку в 6 классе "Имя числительное как часть речи"

Методическая разработка открытого урока по теме "Имя числительное как часть речи".(Конспект,презентация,приложения к уроку)...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Числительное как часть речи. Разряды числительных. Орфограммы числительных.

Памятка о числительном как части речи. В ней представлены разряды числительных, особенности употребления и написания числительных....