урок русского языка "Вводные конструкции" для обучающихся 1 курса по профессии "Лаборант-эколог"
план-конспект занятия по русскому языку (11 класс)

Вознесенская Анна Аверьяновна

Урок рассчитан на 90 минут. Учебник  Русский язык 10-11 класс А.И.Власенков, Л.М.Рыбченкова

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vvodnye_konstruktsii.docx59.6 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА (ПЛАН) ЗАНЯТИЯ № 72

Группа

Дата

Дисциплина

Русский язык

101н

17.04.19

Тема занятия

Практическая работа №61 Вводные конструкции

Вид занятия

Практическое

Метод

Словесный, объяснительно-иллюстативный, практический, репродуктивный, метод развития речи

Прием

Рассказ учителя, беседа, тесты, работа с учебником, самостоятельная работа, работа с таблицей, творческое задание

Форма работы

Коллективная, фронтальная, индивидуальная, в группах

Цели занятия Обучающая:

- систематизировать и обобщить знания о вводных словах, вводных конструкциях и вводных предложениях; углубить понятие об изучаемом явлении;

-формировать умение выражать определённые отношения к высказыванию с помощью вводных слов, использовать вводные конструкции и вводные слова в письменной и устной речи;

-подготовка к ЕГЭ (задание №18);

Развивающая:

-развивать аналитические способности обучающихся (умение сравнивать, выделять, обобщать), умение использовать вводные конструкции и вводные слова в письменной и устной речи;

-совершенствовать навык самостоятельной работы, работы в малых группах, оценки и самооценки, коммуникативный навык;

Воспитатель-ная:

создавать условия для реализации творческих возможностей обучающихся и применения полученных знаний на практике;

-воспитывать активное и сознательное отношение к изучению русского языка.

Результат

Должны

знать

Теорию о вводных словах, вводных конструкциях и вводных предл.

Правила постановки знаков препинания при вводных словах, предложениях и конструкциях

Разряды вводных слов по значению

Слова исключения, не относящиеся к вводным словам и не входящие во вставные конструкции

Должны

Уметь

сравнивать, выделять, обобщать, использовать

вводные конструкции и вводные слова в письменной и устной речи

Самостоятельно работать, оценивать свой уровень знаний

Аргументировать свой выбор ответа

Определять разряды вводных слов по значению, значение вставных контструкций

Отличать омонимичные формы вводных слов и членов предложения

Показатели оценки

результата

Оценка «отлично» ставится за активность на занятии, правильность выполнения заданий, умение работать самостоятельно в группе

Оценка «хорошо» ставится за правильный ответ, но без обоснования

Оценка «удовлетворительно» ставится за менее активную работу

Межпредметные связи

Обеспечивающие

дисциплины

литература

химия

разделы языкознания «орфография», «морфология», «лексика», «синтаксис и пунктуация»

Обеспечиваемые

дисциплины

(модули, МДК)

литература

обществознание

история

Средства

мел, доска, учебники, рабочие тетради, тетради для практических работ,

Обучения

ручки, карандаши, мультимедиа проектор, презентация, раздаточный

дидактический материал

Нормативно –

Программа, ТП, технологическая карта урока,

техническая

методические рекомендации для самостоятельных работ,

документация

методические рекомендации по организации практических занятий

Основная

А.И. Власенков Л.М. Рыбченкова  «Русский язык» 10-11 класс : Просвещение,

Литература

2014, 287с.

Дополнитель-ная

Интернет-ресурсы

литература

СОДЕРЖАНИЕ ЗАНЯТИЯ

этапа

Этапы занятия, учебные вопросы,

формы и методы обучения

Временная

регламентация

этапа

1

Организационный этап:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подготовить обучающихся к работе на уроке.

2 мин

- проверка готовности студентов к занятию;

- проверка посещаемости;

- сообщение темы: «Вводные конструкции»

Эпиграф:

Возьмите вводные слова.

От них кружится голова..

А.Кушнер

2

Этап подготовки обучающихся к активному и сознательному усвоению материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – организовать и направить на достижение цели познавательную деятельность обучающихся, постановка целей учебной деятельности.

- вовлечение студентов в процесс постановки целей и задач занятия (Постановка проблемного вопроса).

Вводные (вставные) конструкции, которые, по образному выражению русского языковеда Александра Матвеевича Пешковского, внутренне чужды «приютившему их предложению, подобно пуле, попавшей в организм».

-как вы понимаете это высказывание?

Попробуем сформулировать цели урока.

С какой целью мы изучаем тему «вставные конструкции»?

Предполагаемые ответы:

-вспомнить и закрепить знания о вводных словах;

- подготовиться к решению заданий ЕГЭ (задание 18);

-закрепить умение обогащать свою речь вставными конструкциями.

-Чтобы достичь поставленные цели нам необходимо решить задачи. Какие?

- вспомнить теоретический материал;

- закрепить знания с помощью выполнения различных заданий: работы с текстом, с решением заданий тестового типа и т.д.

- выполнить практическую  работу.

2 мин

- обоснование необходимости изучения данной темы

для эффективного освоения дисциплин и модулей;

 Нужны ли нам знания о  вводных словах. Безусловно, они необходимы. Знания правил об употреблении вводных слов и вставных конструкций делает нашу речь грамотнее, понятнее, организованнее.

Вводные слова играют огромную роль в речи человека. Они могут даже выручить человека в сложной ситуации.

   Вводные слова помогают точнее разобраться в написанном, быстрее понять текст, прочитать его с нужной интонацией. Помогают они и пишущему более точно передать свои мысли и чувства, сделать высказывание более выразительным и доступным.

  Благодаря вводным словам слушающий последовательно включается в процесс развития мысли.  Использование вводных слов в речи говорит о постоянном внимании к родному слову, к способам выражения мыслей.

Поэтому вне зависимости от того, какую профессию вы получаете, необходимо изучение данной темы на уроке русского языка.

3

Этап формирования знаний, умений, навыков:

3.1

Этап повторения знаний:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – дать обучающимся конкретное представление об изучаемых фактах, явлениях, основной идее изучаемого материала; добиться от обучающихся восприятия, осознания, первичного обобщения и систематизации новых знаний, усвоения обучающимися способов, путей, средств получения знаний, оперирования ими.

Александр Христофорович Востоков называл Вставные конструкции  одним из преднамеренных приемов, позволяющих автору выделить и подчеркнуть то, что по его мнению, могло бы остаться незамеченным.

- как вы понимаете это высказывание?

Абрам Борисович Шапиро считал, что это «слова, группа слов, предложение или даже группа предложений, имеющих особую функцию – добавочного, ранее не предполагавшегося ко включению в основную ткань предложения, замечания. Вставными называются слова, словосочетания и предложения, которые вносят в основное предложение дополнительные сведения, попутные замечания, уточнения, пояснения, поправки и т.д.

  1. ВЫРАЖАЮТ ЧУВСТВА ГОВОРЯЩЕГО.

К СЧАСТЬЮ, К НЕСЧАСТЬЮ, К РАДОСТИ, К ОГОРЧЕНИЮ и др.

Например:

К великой моей досаде, Швабрин …объявил, что песня моя нехороша.

  1. Выражают уверенность, неуверенность, предположение, возможность.

конечно, несомненно, без всякого сомнения, безусловно и др.

Например:

И в самом деле, послышались голоса внизу.

  1. Указывают на источник сообщения.

говорят, сообщают, передают, по словам, по сведениям..и др.

Например:

Ведь я, как вам известно, из рядовых.

  1. Указывают на связь мыслей, последовательность их изложения.

итак, следовательно, наоборот, напротив, далее, наконец и др.

Например:

Впрочем, он был в душе добрый человек.

  1. Указывают на приемы и способы оформления мыслей

словом, одним словом, иначе говоря, коротко говоря и др.

Например:

Словом, они были счастливы.

  1. Слова, обращенные к собеседнику с целью привлечь его внимание.

видишь (ли), понимаешь (ли), представьте себе, извините и др.

Например:

А я, видите ли, никогда не служил.

Запомните!                     

 Не являются вводными следующие слова и сочетания слов.

буквально, будто, вдобавок, вдруг, ведь, в конечном счете, вот, вряд ли, все-таки, едва ли, даже, исключительно, именно, как будто, как раз, между тем, приблизительно, примерно, притом, причем, тем не менее и т.д.

Например:

Слышится будто грохотание грома.

Все словно изменилось с тех пор.

 

- Вспомним, что такое омонимы?

Омонимия вводных слов и членов предложения

Вводные слова иногда в предложении возможно перепутать с другими частями речи. Омонимичными могут быть следующие слова: наконец (если является обстоятельством, то не вв.слово, а если указывет на порядок мыслей, то является вв. словом); значит (если является сказуемым – то не вводное слово), главным образом (если можно заменить сочетанием «больше всего» - то это не вводное слово); однако ( если можно заменить союзом но – то это не вводное слово, также оно может быть междометием, например Однако, какой ветер!)

18 мин

  Вводные предложения

Вводные предложения по своей роли похожи на вводные слова. 
Примеры:

Я думаю, он приедет завтра.

(я думаю = по-моему)

Это интервью, если я не ошибаюсь, было опубликовано год назад.

(если я не ошибаюсь = по-моему)

 Как и вводные слова, вводные предложения выражают разные значения.
Например:

Я думаю(полагаюсчитаюуверен, ...) – степень достоверности, уверенности.

Как известно (как сообщили по радиокак сообщили в СМИкак сказано в докладе и т.п.) – источник информации.

Как и вводные слова, вводные предложения выделяются в устной речи интонационно, а в письменной – пунктуационно: запятыми, реже – тире.

Вставные конструкции отличаются от вводных слов и предложений рядом черт.

  1. Они имеют собственные цели высказывания

Пётр – ты уже слышал об этом?- уехал в Китай.

(цель высказывания предложения, содержащего вставную конструкцию, - сообщение, цель вставной конструкции – вопрос)

  1. Вставные конструкции имеют свой спектр значений: они содержат дополнительные замечания, комментарии, разъяснения или служат средством активизации внимания собеседника:

Он – ты слушаешь меня или нет? – позвонил только через год.

(активизация внимания собеседника)

  1. Вставные конструкции имеют структуру самостоятельного предложения. Это могут быть как простые, так и сложные предложения.

В деревне (я имею в виду деревню, ближайшую к нашему дачному посёлку) был большой пруд.

(в данном примере и предложение, и вставная конструкция имеют структуру простого предложения, но структура вставной конструкции осложнена обособленным определением)

В устной речи они выделяются интонационно, а в письменной – пунктуационно: посредством скобок или тире.

Примеры:

Наконец – как я об этом мечтал! – я закончил школу и поступил в университет.

И вот бывшие одноклассники (вы представляете?) встретились через пятьдесят лет!

Этап проверки понимания обучающимися нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – установить осмыслили ли обучающиеся связи и отношения фактов, содержание новых понятий, закономерностей, устранить обнаруженные пробелы.

С целью проверки понимания материала мы с вами проведем небольшую работу, а затем будем работать в группах.

Цифровой диктант: (выполняется в рабочих тетрадях)

Если согласны с утверждением, то «ДА» - 1, если «НЕТ» - 0      

1) При помощи вводных конструкций говорящий (пишущий) выражает своё отношение к тому, что он сообщает.

2) Вводная конструкция в предложении «К сожалению, я узнал об этом поздно» выражает радость.

3) Вводные конструкции являются членами предложения.

4) Вводные конструкции могут употребляться в разных местах предложения.

5) Вводное слово НАВЕРНОЕ нужно употреблять только в данной форме.

6) В предложении «Мы относимся к счастью по-разному» есть вводное слово.

7) Слова КАК БУДТО, ВРЯД ЛИ, ПОЭТОМУ никогда не являются вводными.

8) Вводные слова связаны с другими членами предложения по способу примыкания.

9) Вводные слова не являются членами предложения.

10) Вставные предложения на письме выделяются только запятыми.

 Ответы (100 100 1110)  

Взаимопроверка

Критерии: 0-5=»2», 6-7=»3», 8-9=4, 10-«5»        

Работа в группах: обучающиеся делятся на группы по 4 человека. Каждой группе выдаются задания. На их выполнение отводится 15 минут.

10 мин

Задания группы №1

Установите соответствие между значениями вводных конструкций и вводными конструкциями в предложениях.

  1. А. Вводное слово выражает чувства говорящего.
  2. Б. Вводное слово выражает оценку говорящим степени реальности сообщаемого.
  3. В. Вводное слово — призыв к собеседнику с целью привлечь его внимание.
  4. Г. Вводное слово указывает на оформление высказываемых мыслей.
  1. 1. Это, видите ли, далеко не вся правда. (В)
  2. 2. Плавание, к сожалению, становилось однообразным. (А)
  3. 3. Мы пытались его уговорить, и это, по всей вероятности, нам удалось бы. (Б)
  4. 4. Все это, прямо скажем, не соответствует действительности.(Г)
  5. 5. Задерживать их было, конечно, бесполезно. (Б)
  6. 6. День, на радость всем, выдался солнечным. (А)

15 мин

Задания группы №2

 Установите, что представляют собой выделенные части предложения (знаки препинания на расставлены).

  1. Часть сложного предложения.
  2. Вставное слово.
  3. Вставное предложение.

А) Я не понимал теперь я понял что меня ждет.

Б) Дом правда был небольшим.

В) Известно что разговор состоялся.

Г) Все это как вы можете догадаться уже не новость.

  1. А, 2- Б , 3- В,Г

Распространите предложения вставными конструкциями.

1.Горный воздух (…) действует благотворно на здоровье человека.

2.(…) у этого человека наблюдалось постоянное и непреодолимое стремление окружить себя оболочкой, создать себе футляр.

3.Полевая клубника (…) уже поспела.

4.Орловская деревня (…) обыкновенно расположена среди распаханных полей.

Справка: я уверен; мы говорим о восточной части орловской губернии; без всякого сомнения; одним словом

Группа 3

Укажите предложения, содержащие вставные конструкции (знаки препинания не расставлены).

  1. К досаде его добавилась жалость.
  2. Это значит что была допущена ошибка.
  3. К моему великому счастью все обошлось.
  4. Выбор именно тот которого ждали. (именно – частица в данном случае, усиливает значение; в других случаях – союз = а именно, за ним следует перечисление)
  5. Расскажите пожалуйста все сначала.
  6. Он я непременно в этом уверен придет.

Дополните каждое предложение вставными предложениями, которые отвечали бы на вопросы, указанные в скобках.

1) Утки (сколько было уток?) каждое утро дружно шагали к пруду.

2) Иван Матвеевич был уже тогда (когда мы с ним по¬знакомились?) человеком немолодым.

Группа 4

С данными словами составьте пары предложений, употребив их в роли вводных и в роли членов предложения.

Казалось, кажется, видно.

Пример ответа:

Казалось, ей глубоко безразлично. Дорога, казалось, длилась вечно.

Кажется, сегодня будет дождь. Мне кажется, что ты торопишься.

Видно, Катерина ко мне равнодушна. Ему было видно, что она скрылась за поворотом.

Докажите, что в скобках даны вставные конструкции. Научитесь выразительно читать эти отрывки.

1) Татьяна (русская душою,

Сама не зная почему)

С ее холодною красою

Любила русскую зиму,

2) Он подал руку ей. Печально

   (Как говорится, машинально)

   Татьяна молча оперлась.

3) Быть может (лестная надежда!)

Укажет будущий невежда

На мой прославленный портрет

И молвит: то-то был поэт!

(А. Пушкин)

Группа 5

Задание:

Составьте инструкцию по работе в химической лаборатории, используя вставные конструкции (5-6 предложений).

Назовите, какое значение имеют использованные  вами вставные конструкции.

Группа 6

Найдите в предложениях вставные конструкции.

1) Тогда я встал и выйдя из дому отправился по аллее по которой — я в том не сомневался — пошла и она. 2) Воробей упал из гнезда (ветер сильно качал березы аллеи) и сидел неподвижно беспомощно растопырив едва прораставшие крылышки. 3) Орловская деревня (мы говорим о восточной части Орловской губернии) обыкновенно расположена среди распаханных полей, близ оврага кое-как превращенного в грязный пруд. 4) Он застал у них в гостиной секретаря посольства из немцев, длинного-длинного, белокурого, с лошадиным профилем и пробором сзади (тогда это было еще внове). 5) Я не успел хорошенько заметить его лица (коляска слишком быстро промчалась мимо) но мне показалось что он был глубоко тронут. (И. Тургенев)

Придумайте и запишите 2 предложения с вставными конструкциями.

Проверка выполнения заданий. Выслушивание ответов по группам.

20 мин

3.3

Этап закрепления нового материала:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – закрепить у обучающихся знания и умения, необходимые для самостоятельной работы по новому материалу.

Закрепление: работа над выполнением практической

11 мин

Практическая работа №61

Вводные конструкции

Цель: закрепить умение видеть вводные конструкции в предложении и правильно расставлять знаки препинания в них.

Задание: выполните тесты.

  1. Определите значение вводного слова в предложении (запятые не расставлены)

Когда мы подошли к большим папа к великой нашей радости объявил что по просьбе матушки поездка отложена до завтрашнего дня.

А) уверенность  Б) неуверенность  В) чувства говорящего  Г) порядок оформления мыслей  Д) источник информации

2. Укажите предложение с вводным словом.

А) На дворе не было видно ни зги.  Б) Он определённо заблуждается.  В) Вряд ли  (частица) он сегодня придёт.  Г) Видно письмо ещё не  дошло по адресу.  Д) Видно что мне здесь делать нечего.

3. В каком предложении нет вводных слов?

А) Грязный двор офицерского собрания казался чёрным.  Б) Сверкнула молния и кажется где-то прогремел гром.  В) К счастью он услышал вдруг шум голосов.  Г) Во-первых в кармане не было ни копейки.  Д) Наступила наконец и весна.

4. Что обозначают вводные слова в предложении?

Горный воздух безо всякого сомнения действует благотворно на здоровье человека.

А) источник информации  Б) уверенность  В) чувства  Г) порядок мыслей  Д) неуверенность

5. В каком предложении вводное слово указывает на порядок оформления мыслей?

А) Челкаш прошептав что-то снова улёгся.  

Б) Как нарочно никто не собирался расходиться.

В) Таким образом напрашивается несколько вопросов.  

Г) Несомненно отстать на пол-очка было очень обидно.

Д) К моему большому сожалению ясность ума у вас напрочь отсутствует.

6. Выберите предложение, в котором слово однако выступает в роли вводного слова и выделяется запятыми с двух сторон.

А) Мы уехали однако сними не простились.  

Б) Его не любили однако жалоб на него не поступало.

В) Мы выбрали изящную однако (противительный союз)дешёвую мебель.

 Г) Нам пора возвращаться однако! (междометие)  

Д) Она однако не могла сдержать слёз.

7. Сколько в предложении знаков препинания?

Безусловно когда переступаешь порог дома Льва Толстого когда шагаешь по его земле когда читаешь его произведения это абстрактное определение начинает кажется приобретать как бы осязаемую плоть контуры зримой конкретности.

А) 3  Б) 4  В) 5  Г) 6  Д) 7

8. Сколько в предложении знаков препинания?

Вот наконец мы взобрались на гору остановились и оглянувшись по сторонам ахнули.

А) 2  Б) 3  В) 4  Г) 5  Д) 6

10 мин

Проверка ответов

(обмен тетрадями, учитель зачитывает ответ и критерии)

1-в, 2-б,г  3-а, 4-б, 5-в, 6-д, 7 – д, 8-г

Критерии оценки: 0-4= «2», 5-6= «3», 7 =«4», 8= «5».

1 мин

4

Подведение итогов занятия:

10 мин

- обсуждение и оценка результатов самостоятельной работы

 ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – формирование у обучающихся умения анализировать результаты своей учебной деятельности.

Рефлексия–

  1. Закончите фразы

Студентам предлагается закончить фразы:

Я научилась (-ся) .

Я запомнила (-ил)…

Я рада ( рад)… £

Теперь я …

Мне хочется сказать … J?.

2. Самооценка результатов своей работы.

- Оцените результаты своей работы

А) я все понял, могу этот материал объяснить другому;

 Б) я сам все понял, но объяснить другому не берусь;

В) для полного понимания мне нужно повторить тему;

 Г) я ничего не понял.

Сдайте оценочные листы.

Какое задание было самое трудное?

Какое задание было самое интересное?

Я рада ( рад)…

Мне хочется сказать…

- выставление оценок.

- Если останется время, можно прочесть стих-е  А. Кушнера

  Возьмите вводные слова.

От них кружится голова,

Они мешают суть сберечь

И замедляют нашу речь.

И всё ж удобны потому,

Что выдают легко другим,

Как мы относимся к тому,

О чём, смущаясь, говорим.

Мне скажут: «К счастью…»

                           И потом

Пусть что угодно говорят,

Я слушаю с открытым ртом

И радуюсь всему подряд.

Меня, как всех, не раз, не два

Спасали вводные слова,

И чаще прочих среди них

Слова «во-первых», «во-вторых».

Они, начав издалека,

Давали повод не спеша

Собраться с мыслями, пока

Не знаю где была душа.

5

Этап информации обучающихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению:

ДИДАКТИЧЕСКАЯ ЗАДАЧА – подвести итоги и выставить оценки, сообщить обучающимся о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения.

Критерии оценивания (смотреть в «показатели оценки результата»)

2 мин

- повторение материала, подготовка к практической работе.

- стр. 122-123 упр. 157

- составить карточку из пяти предложений, в которых есть вводные конструкции. На карточке, кроме расстановки знаков, к каждому предложению должно быть предложено какое-либо задание: определение типа вводной конструкции, полный синтаксический разбор, разбор словосочетаний, объяснение трудных случаев орфограмм.

Преподаватель

Вознесенская

 Анна Аверьяновна


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта "Формирование навыков грамотного письма на уроках русского языка у обучающихся 2 ступени через рациональные приемы умственной деятельности"

Актуальность данного опыта определяется необходимостью создания условий для формирования навыков грамотного письма у обучающихся через рациональные приемы умственной деятельностиЕжегодно повышаются тр...

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»

«Развитие коммуникативной компетентности на уроках русского языка у обучающихся 5-х классов через инновационные технологии в рамках ФГОС»...

Урок русского языка для обучающихся 7 класса. Тема:"Семь цветов наречия".

Цель урока: познакомить учащихся с понятием о наречии (посредством эффективного вида запоминания-эйдетизма), подготовить учащихся к восприятию орфограмм по теме.Оборудование урока: таблица, акварельны...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, об...

Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 7 класса (ОС "Школа 2100") по теме "Повторение изученного о деепричастии"

Урок по теме «Повторение изученного о деепричастии»  из раздела «Деепричастие в языке и речи», относящийся к  уроку обобщения и систематизации знаний,  разработан для учащихся 7  к...

Разработка урока русского языка для обучающихся 5 «Б» класса VII вида по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».

Разработка урока русского языка  по теме: «Самостоятельные и служебные части речи».урок предназнаен для обуающихся с ОВЗ...

Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала

Учебно-методический материал по теме "Оптимизация уроков русского языка для обучающихся с ОВЗ через визуализацию учебного материала" (из опыта работы)...