Технологическая карта урока по русскому языку по теме: «Правописание гласных О и Е в падежных окончаниях имен прилагательных»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Тип урока: общеметодологической направленности

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tehnologicheskaya_karta_uroka_5b.docx32.31 КБ

Предварительный просмотр:

                                                МАОУ ««Средняя общеобразовательная школа №4»

Технологическая карта урока по русскому языку

по теме: «Правописание гласных О и Е  в падежных окончаниях имен прилагательных»

                                                                                                                          Карту составила:

                                                                                                                          Растегаева М.Д.

                                                                                                                           учитель русского языка и литературы  1    

                                                                                  квалификационной категории        

                                                                                                                           МАОУ «СОШ №4»

                                                   

г. Набережные Челны

                                                                                                            2018г

Технологическая карта урока 

Предмет:  русский язык

Класс: 5б
Тип урока:  общеметодологической направленности

Учитель Растегаева М.Д.

Тема

«Правописание гласных О и Е  в падежных окончаниях имен прилагательных»

   Цель

 Деятельностная цель: формирование способности обучающихся к новому способу действия.

Образовательная цель:обратить внимание обучающихся на связь имени прилагательного с существительным в словосочетании и предложении;показать способ выбор окончаний прилагательных;развивать мотивацию к познавательной деятельности.

Задачи

Обучающие: пополнение знаний об имени прилагательном,ознакомление с ролью прилагательных в речипополнить практический опыт учащихся в употреблении имен прилагательных в словосочетаниях, предложениях и связном тексте, обратить внимание на роль прилагательных в речи.

Развивающие: совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки; развитие образного мышления; расширить словарный запас обучающихся за счет употребления в речи прилагательных.

Воспитательные:формирование умений сотрудничать при выполнении упражнений; воспитание внимания и уважения к слову; развитие интереса к родному языку,к изучению предмета.

Планируемые
результаты

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому сомосовершенствованию.

Метапредметные:

познавательные:осуществлять информационную переработку текста; находить грамматические ошибки, недочеты, исправлять их; осмысливать содержание теоретической статьи учебника;

коммуникативные:планировать учебное сотрудничество;

Предметные: знать правила написания гласных в падежных окончаний имён  прилагательных; возможности смешения падежных окончаний в форме мужского рода (-ый, -ий, -ой) и невозможности проверить окончания вопросом;.

Основные понятия

  Орфограмма, имя прилагательное, словосочетание

Ресурсы:

   основные

дополнительные

Русский язык. 5 класс. Учеб. Для общеобразовательных организаций. В 2 ч. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова. М.: Просвещение, 2015г.

Презентация к уроку, раздаточный материал.

Формы работы
учащихся

Фронтальная, индивидуальная, работа в паре,  построение урока с учетом  работоспособности учащихся эвристический метод;

Ход урока

Содержание урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Формируемые УУД

I.Самоопределение к деятельности (мотивация). Организационный этап.

Цель – создание доброжелательной атмосферы, мотивация на учёбу, создание ситуации успеха.

Приветствие  обучающихся, проверка  их готовности к уроку.  

Приветствие учащихся, подготовка к уроку

Слушают.

Познавательные: осознают познавательную задачу

II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Активизирует все мыслительные операции, познавательные процессы (внимание, речь, память, мышление) и предоставляет индивидуальные задания на применение нового знания.

- Ребята, какую большую тему мы изучаем на протяжении нескольких уроков?

- Назовите морфологические признаки прилагательного.

-Назовите синтаксическую роль прилагательного.

Диктует предложение:

На лесной полянке дети лакомились спелой земляникой.

- Выполните синтаксический разбор предложения.

-Выпишите словосочетания сущ.+прил. Укажите главное и зависимое слово. Определите род, число, падеж прилагательных.

Используют изученный ранее материал по теме «Имя прилагательное как часть речи». Развивают речь, память.

- Имя прилагательное.

- Самостоятельная часть речи, отвечает на вопрос какой?, обозначает признак предмета.

- Род, число, падеж.Определение и сказуемое.

1 ученик у доски, остальные в маршрутных листах записывают, выполняют синтаксический разбор предложения.

На лесной полянке, спелой земляникой.

Познавательные:осознанное и произвольное построение речевого высказывания; анализ

Регулятивные: выполнение учебной деятельности; саморегуляция в случае затруднения целеполагание.

Коммуникативные: формулирование понятных высказываний, используя термины, в рамках учебного диалога

III. Постановка учебной задачи. Создание проблемной ситуации.

После ответов детей уточняет цель и тему урока\

-Какому окончанию имени прилагательного вы доверяете?

-Почему?

-А в слабой позиции?

- Как вы думаете, какова будет тема урока?

- Какие  задачи сегодня на уроке вы себе поставите?

Формулируют конкретную цель своих будущих, учебных действий, устраняющих причину возникшего затруднения (чему учиться).

-Ударному.

-Сильная позиция.

-Нужно проверять.

-Правописание падежных окончаний имен прилагательных.

-Узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных.

Познавательные: пытаются решить задачу известным способом, самостоятельное выделение и формирование цели.

IV. Построение проекта выхода из затруднения.

Предлагает мини – исследование

Работа в паре.

На доске написаны словосочетания.

-Ребята, решите орфографические задачи в окончании прилагательных и определите последовательность своих действий.

В красив.. лесу, удивительн.. тишиной, зимн.. вечером, из гибк.. ветви.

Сверим с выводом авторов учебника

Ученики выдвигают гипотезы, составляют алгоритм действий.

  1. В словосочетании определить главное слово(сущ.)
  2. Определить род, число, падеж  сущ.
  3. Поставить вопрос от существительного к прилагательному.

V. Первичное закрепление

1)Предлагает послушать текст и поработать с ним. Даётся учителем задание на листочках, и текст проецируется на доске.

Как прекрасно весен.. утро в лесу! Вот из-за син… полоски далек.. леса выкатилось красн.. солнце. В его утренн… лучах пламенеют вершины могуч… сосен, которые растут у самой реки. Я смотрю на широк… поле за рекой, вижу стройн… ели с пушистыми ветвями, вдыхаю аромат лёгк.. весен… воздуха и слушаю радостн.. пение птиц.

1)-Определите тему текста, главную мысль.

-Как можно озаглавить текст?

-Определите стиль речи и тип речи.

- Зачитайте прилагательные.

2)Решите орфографические задачи, комментируя свои действия.

-Обратите внимание на произношение в Р.п.: на месте -ого-, -его- буква г обозначает звук (в). 

-Окончания прилагательных в каких падежах мы проверяем по вопросам?

-Почему нельзя проверить окончания прилагательных в И.п. и В.п.?

2)- Вы убедились в том, что прилагательные помогают точно, ярко и образно описать предмет, чувства, настроение. Но для того, чтобы наша речь была красива, очень важно правильно употреблять прилагательные.

 -Исправьте грамматические ошибки в словосочетаниях. Укажите род, число, падеж; выделите окончания.

С чудесной ландышем-__________;

у аккуратных девочки-_____________;

о весёлые ручейке-____________;

над нежным облаками -_________.

Формулируют свои наблюдения. Делают вывод по этому виду работы

Стиль: художественный.

Тип речи: повествование с элементами описания.«Весеннее утро в лесу».

Благодаря прилагательным.

Выходят по очереди, в тексте на доске решают орфографическую задачу.

-Далекого, легкого, весеннего.

-В косвенных падежах.

-Прилагательные м.р. отвечают на вопрос: какой?, но имеют разные окончания: -ый, -ий, -ой.

Комментируют свои действия.

На слайде ответы:

1)с чудесным ландышем (м.р.,ед.ч.,Т.п.)

2)у аккуратной девочки(ж.р.,ед.ч.,Р.п.)

3)о веселом ручейке(м.р.,ед.ч., П.п.)

4)над нежными облаками(мн.ч., Т.п.)

Личностные:проявлять творческое отношение к процессу раскрытия смысла выражения, высказывания.

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 -Предлагаю вам выполнить тест.1.Как изменяется имя прилагательное?

а) по родам и падежам

б) по падежам

в) по родам, числам, падежам

2.Как определить падеж прилагательных?

а) по окончаниям  прилагательных

б) по вопросу от существительного к прилагательному

в) по падежу существительного, с которым связано прилагательное

3. Отметь имя прилагательное с окончанием –ом.

а) на низк… потолке

б) близк… другом

в) горяч… сердцем

4. Отметь строку, в которой неверно написаны окончания имен прилагательных.

а) Вечерние новости, домашнее задание, ласкового солнца.

б) Летнем утром, в зимним пальто, осеннем днем.

в) Ранней весною, у лесного озера, домашние животные

Выполняют тест, проверяют по эталону (на слайде).

Ключ к тесту:

1-в

2-в

3-а

4-б

Оценивают свою работы по следующим критериям:

нет ошибок – «5»

1 ошибка – «4»

2 ошибки – «3»

4 ошибки – «2»

Познавательные: использовать приобретённые знания при выполнении учебного задания.

VII. Рефлексия.

-Итоги.

- Вспомните учебные задачи к уроку, которые вы ставили.

-Как ты собираешься преодолевать трудности?

Отметки за урок.

- Я ставил перед собой задачу узнать, как пишутся падежные окончания имен прилагательных.

Сегодня на уроке я научился…

Своей работой на уроке я …

Урок заставил меня задуматься о …

Я понял, что …

Мне было интересно, потому что …

Мне было трудно…

Регулятивные: констатация  необходимости продолжения действий

Познавательные: рефлексия способов и условий действия; контроль и оценка процесса и результатов деятельности

Коммуникативные: строят небольшие монологические высказывания

VIII. Этап информирования учащихся о домашнем задании.

№582 (обязательно)- обозначить окончания прилагательных в стихотворении Е.Благининой «Радуга»;

№581-описать, как выглядит наша местность в эти весенние дни.

Слушают и записывают задания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"

Конспект урока по русскому языку на тему "Правописание гласных перед Н и НН в причастиях"...

Технологическая карта урока по русскому языку 7 класс «Правописание НЕ с разными частями речи. Словообразование наречий»

Технологическая карта урока русского языка в 7 классе к учебнику С.И.Львовой, В.В.Львова....

Технологическая карта урока по русскому языку на тему: «Местоимение как часть речи»

Тип урока: комбинированный:Форма работы: индивидуальнаяЦель урока: создать необходимые условия для понимания обучающимися того, что местоимение часть речи, которая указывает на предмет, не называя его...

Конспект урока русского языка по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных

Конспект открытого урока русского языкав 6 классе по теме: Правописание о-е после шипящих в окончании имен прилагательных...

технологическая карта урока по русскому языку на тему " "Не с именами прилагательными" (6 класс)

урок изучения новой темы с использованием технологии развития критического мышления...

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса

Презентация к уроку по русскому языку по теме "Правописание гласных в корне слова" для обучающихся 10 класса...