Методическая разработка урока в 5 классе по ФГОС «Суффикс – значимая часть слова»
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Сычева Ольга Геннадьевна

С целью здоровьесбережения чередуются различные формы работы: устные задания – с письменными, коллективные – с самостоятельными. На уроке есть место и индивидуальной работе учащихся, и работа в парах, в группе. Наличие заданий творческого характера позволяют не только поддерживать познавательный интерес учащихся на протяжении всего урока, но и развивать интеллектуальные и творческие способности. Большое значение для формирования различных компетентностей у школьников имеет работа с текстом, к которому предлагается выполнить ряд заданий, что помогает  повторить и закрепить уже изученный материал, обратиться к отработке новых знаний, увидеть целостность текста, поработать с его речевыми  особенностями. Эта работа  важна для подготовки к сдаче экзаменов в новой форме. Обучающие должны научиться осмысливать значения изученных суффиксов, дифференцировать их и употреблять при письме соответствующие слова. Для достижения и оценивания ожидаемых результатов используется тестирование, изучение результатов деятельности учащихся.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_v_5_kl._po_fgos.docx51.25 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Большемеминская средняя общеобразовательная школа»

Верхнеуслонского муниципального района Республики Татарстан

Методическая разработка урока в 5 классе по ФГОС

 «Суффикс – значимая часть слова»

                                                                           

                                                                           Сычева Ольга Геннадьевна

                                                                учитель русского языка и литературы

                                                                  первой квалификационной категории

2015 г.

Оглавление

Введение------------------------------------------------------------------------------3

Методическая разработка урока------------------------------------------------5

Заключение--------------------------------------------------------------------------20

Список использованной литературы--------------------------------------------22

                                                   Введение

В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние на стилистическую сферу употребления слов в речи. В основу настоящей методической разработки урока по русскому языку положена совместная деятельность учителя и учащихся в ходе  закрепления и совершенствования знаний по теме «Суффикс – значимая часть слова». Данный  урок проводится  по учебно – методическому комплексу по  русскому языку под редакцией Т.А. Ладыженской,   урок разработан с учётом  современных требований ФГОС и возрастных особенностей учащихся.  В результате учебной деятельности на занятии школьники сами  отслеживают усвоение материала, делают выводы. Задания построены по принципу усложнения, а дифференциация  их  по уровню сложности позволяет создать на уроке «ситуацию успеха». Ведь творчество обучающихся проявляется в умении осуществлять нешаблонные действия, в умении ставить новые цели, осуществлять контроль и оценку  собственных знаний, планировать свои действия. Учитель должен выполнять функцию координатора деятельности и партнёра учеников, стараться увлечь учащихся проблемой, стимулировать творческое мышление учащихся, проявлять терпимость к ошибкам учеников, предлагать свою помощь или адресовать к нужным источникам информации. На данном уроке используются различные методические приёмы:

- словесные (беседа с учащимися по теме, ответы на вопросы, воспроизведение правил);

- наглядные (слайды презентации);

- практические (выполнение заданий).

С целью здоровьесбережения чередуются различные формы работы: устные задания – с письменными, коллективные – с самостоятельными. На уроке есть место и индивидуальной работе учащихся, и работа в парах, в группе. Наличие заданий творческого характера позволяют не только поддерживать познавательный интерес учащихся на протяжении всего урока, но и развивать интеллектуальные и творческие способности. Большое значение для формирования различных компетентностей у школьников имеет работа с текстом, к которому предлагается выполнить ряд заданий, что помогает  повторить и закрепить уже изученный материал, обратиться к отработке новых знаний, увидеть целостность текста, поработать с его речевыми  особенностями. Эта работа  важна для подготовки к сдаче экзаменов в новой форме. Обучающие должны научиться осмысливать значения изученных суффиксов, дифференцировать их и употреблять при письме соответствующие слова. Для достижения и оценивания ожидаемых результатов используется тестирование, изучение результатов деятельности учащихся.

Раздел программы курса  « Русский язык» – «Морфемика» (5 класс)

Тема урока : «Повторение  и обобщение изученного по разделу «Суффикс» слайд 1

(Учебник: Русский язык. 5класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч.  Ч.2 /Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский. – М.: Просвещение, 2012. – 176 с. )

Цели:

1. Обобщить знания обучающихся по изученному материалу раздела «Суффикс», привести в систему и проверить степень освоенности всех тем.

2.Способтвовать развитию умения систематизировать материал, обобщать, делать выводы, формировать лингвистическую зоркость и чувство языка у ребенка; отрабатывать орфографическую и пунктуационную грамотность.

3. Содействовать формированию  потребности в овладении грамотным письмом, развитии речи;  внимания,  самодисциплины; умения работать в паре, группой; в каждом ученике воспитывать нравственно и физически здоровую личность, способную к творческой деятельности; формировать ответственное отношение к природе, развивать потребность общаться с природой, наслаждаться её красотой;  повысить мотивацию учебной деятельности за счёт стандартной формы урока.

Оборудование:  мультимедийный проектор, презентация, ноутбук, индивидуальные карточки

Форма урока: урок закрепления знаний

                                                                       Технологическая карта урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Универсальные учебные действия

1. Организационный этап. Слайд 2

Взаимное приветствие.

Ребята, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, глубоко вдохните в себя радость доброго утра и пусть в течение всего урока у вас будет хорошее настроение. Девизом нашего урока будет пословица «С малой удачи начинается большой успех».

- как вы понимаете значение пословицы?

Взаимное приветствие

Учащиеся объясняют смысл пословицы

Личностные: самоопределение; умение выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: уважительное отношение друг другу

II.Проверка домашнего задания. Воспроизведение и коррекция опорных знаний учащихся.

1.Маш…нист, урал…ц,  доч…нька, ш…рстяной, и…следователь, с…неватый, ог…нёк, з…леноватый.

- выделите суффиксы в данных словах, объясните их значение. Слайд 3

2. Блиц -опрос

1. Назовите значимые части слова.

2. Назовите изменяемую часть слова. (Окончание)

3. Как называется часть слова без окончания или неизменяемое слово

целиком? (Основа слова)

4. Назовите морфемы, из которых может состоять основа слова.

(Приставка, корень, суффикс)

5. Главная значимая часть слова – это… (корень)

6. Часть слова, которая находится перед корнем и служит для образования слов (приставка)

 7. Часть слова, которая находится после корня и обычно служит для образования слов (суффикс)

8. Произнесите правильно скороговорку и найдите в ней однокоренные слова: «Косарь траву косит косой».

9. Я прочитаю пословицу, а вы назовите, какие «добрые» ласковые суффиксы любит народная речь.

Хороша дочка Аннушка, коли хвалят мать да бабушка. (-ушк-, -к-)

- Определите  цели   урока

Учащиеся выделяют суффиксы, объясняют их значение

Учащиеся отвечают на вопросы, за правильные ответы получают жетоны.

Оцените свои знания по этому разделу

Регулятивные: корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения.

  1. Постановка цели и задач. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Ребята, послушайте загадку К. Чуковского

Вместе весело идём,

Всюду, всюду мы вдвоём.

Мы гуляем по лугам,

По зелёным берегам.

Вверх по лестнице взбегаем

Вдоль по улице шагаем.

Но чуть вечер на пороге

Остаёмся мы без ног

А безногим – вот беда

Ни туда, и ни сюда!

Что ж! Полезем под кровать

Будем там тихонько спать

А когда вернуться ноги,

Вновь поскачем по дороге (сапоги)

- подберите к слову сапоги однокоренные слова.

Ключ: сапожки, сапожник

- выделите суффиксы, докажите, что эти слова однокоренные, составьте со словом сапожник словосочетания

 сапоги (Записывают в тетрадь слова «сапожки» и «сапожник»).                                                                                                                                                                                                                                           Они однокоренные, т.к. у слов «сапожки» и «сапожник» есть общая часть, в которой содержится их общее значение.                  - Различия в составе и оттенке значения.

Выделяем одинаковый кореньэтих слов сапож-) и окончания (сапожк  – и    сапожник -  (нулевое).

Учащиеся составляют словосочетания: весёлый сапожник, добрый сапожник

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

Познавательные: логические – анализ объектов с целью выделения признаков; сопоставлять характеристики объектов по одному (нескольким) признакам; выявлять сходство и различия объектов. Личностные: применять правила делового сотрудничества

4. Актуализация знаний. Работа в парах.

1. Творческая работа слайд 4

1.Замените словосочетания одним словом с нужным суффиксом, выделите суффиксы, объясните значение.

2.Составить отзыв на ответ соседа по парте.

Любящий мечтать, житель Москвы, музыкант, играющий на скрипке, тот, кто любит шутить,  женщина – повар.

Ключ:  Мечтатель, москвич, скрипач, шутник, повариха.

Работают в парах, обсуждают затруднения

  1. Работа с текстом. Слайд 6

Перед вами отрывок из рассказа Г. Снегирева

 ( заранее раздать каждому ученику).  Давайте прочитаем его.

 Весной в горах лежит белый-пребелый сверкающий снег. И солнце здесь горит ярче, чем вн...зу в д...лине, где уже пр...билась первая р.. .стительность.

Ч...рный ворон молча обл...тает горы. Д...леко слышен ш...рох его крыльев, даже говорливый горный ручей не может их приглушить. Медленно кружит ворон летит от одной в...ршины к другой. Внезапно раздае...ся глухой шум падающей снежной лавины. Справа нав...рху в...днеются облака снеговой пыли.

- Ребята, докажите, что это текст. Какие средства связи между предложениями используются в этом тексте? К какому стилю и к какому типу речи отнесем мы этот отрывок? Определите основную мысль отрывка и озаглавьте текст.

- Задание: вставить пропущенные буквы и знаки препинания, объяснить графически правописание.

.- Сделаем синтаксический разбор последнего предложения.

- морфемный разбор слов “облетает”, “горный”, “приглушить”, “наверху”. Найдите еще в тексте слова, образованные с помощью суффиксов.

3.  А теперь поиграем в игру «Составь слово».  От слова “пингвиненок” нужно взять корень, от слова “слониха” – суффикс, от слова “стремилась” – окончание. Какое слово у нас получится?.. Верно – пингвиниха. Вот так слово! Нет такого слова в словарях. А Геннадий Снегирев именно так придумывал слова. Это его слово. Понятно, что оно обозначает? (Да, самку пингвина).

- Смотрите, какие еще слова придумал Снегирь “рябчата”, “рябчиха”, “чайчата”, “чайчонок”, “сорочата”, “чомгоята”. Все эти слова взяты из очерков Г. Снегирева “Рябчата”, “Остров серебристых чаек”, “Птенцы сороки”, “Чомгоята”. Что они обозначают? Что помогло писателю придумать эти слова? (Суффиксы.)  Какое значение имеют эти суффиксы? Попробуйте свои необычные слова придумать с помощью этих суффиксов. (Ответы учащихся) Ребята, так имеет право составлять слова только признанный писатель. А мы с вами сейчас просто играли.

Индивидуальное сообщение учащегося о Г. Снегирёве, знакомство с выставкой книг Г. Снегирёва.

Замечательный знаток природы, блестящий писатель Геннадий Снегирев в своих поэтических рассказах умел открыть ребенку окружающий мир во всей его увлекательности и новизне.

Учащиеся работают с

напечатанным для каждого текстом. Один ученик вслух комментирует текст

Учащиеся пробуют составлять слова самостоятельно

Регулятивные: планирование, прогнозирование.

 Познавательные: моделирование; логические – решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство. Коммуникативные – инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации

  1.  Физкультминутка  Слайд 7

Гора — горка, лес — лесок, поле — полюшко, сом — сомище, внук — внучек, город — городок, мяч — мячик, слово — словечко.

При указании на слово, в котором нет суффикса, дети приседают. Если в слове есть суффикс — поднимают руки вверх.

-Назовите суффиксы из данных слов, которые вы запомнили.

Учащиеся называют суффиксы из данных слов

  1. Решение проблемной ситуации (работа в группах)

- Разделитесь на группы. На листе бумаги покажите схематично с помощью условных знаков порядок нахождения суффиксов.  - Давайте сравним ваши алгоритмы с алгоритмом в учебнике.

Прибежал, рыбка, колосок, огородник, волосок, колхозник,  шубка, прицепил.

Прочитайте слова. Объедините их попарно. Добавьте ещё по два слова по этим же признакам.

Рыбка, шубка

– это имена существительные. У них одинаковый суффикс –к-.

Какое смысловое значение имеет суффикс –к-?

Колосок, волосок.

Это тоже имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ок-. Он имеет уменьшительное значение.

Огородник, колхозник.

Это имена существительные. В словах одинаковая морфема суффикс –ник-. Он обозначает род деятельности человека.

- Какой вывод вы можете сделать по поводу морфем? (Каждая морфема имеет своё значение).

- Каждая морфема слова имеет своё значение и играет свою роль в слове. И не просто играет роль ,  но и может полностью изменить значение слова.

Взаимопроверка.  Обсуждение и устранение разночтений.                                                  

 Это родственные слова: они близки по значению, их общее значение содержится в корне, но у второго и третьего слова есть и своё, дополнительное значение, которое проявляется при образовании слова и содержится в суффиксе.

Чтение алгоритма в учебнике, определение группы, наиболее правильно определившей алгоритм.

Регулятивное: контроль, оценка, коррекция; корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учетом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения. 

Познавательные: умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач; рефлексия способов и условий действия.

 Коммуникативные: управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 Барабанчик, лётчик (Одинаковые ли это суффиксы?)
-Кто не прав, образуя название человека по профессии, роду занятий?
Вывод. Суффиксы имеют разное значение, нужно быть внимательным при  употреблении.

Регулятивные: планировать решение учебной задачи: выстраивать последовательность необходимых операций (алгоритм действий).

5. Самостоятельная работа с взаимопроверкой.

6.Игра «Найди свое место». Играют учащиеся 3-х групп, а 4 группа проверяет.  У каждого ученика карточка  с записанным суффиксом. По классу развешаны плакаты:
Жители какой-либо страны, города, края
Уменьшительно-ласкательное значение
Обозначение людей по профессии, роду занятий
Образование отчеств
Образование прилагательных.
Детям нужно найти свой дом-плакат.

7.Тестовая работа. Самопроверка слайд 8

  1. Суффикс - это

А. Часть речи

Б. Часть слова

2.Часть слова, которая стоит после корня и служит для образования новых слов

А. приставка,

 Б. основа,

 В. суффикс;

3.Все слово без окончания

А. основа ,

Б. приставка,

В. суффикс;

4.Изучает состав слова

А.синтаксис,

Б. морфемика,

 В. фонетика.

5. В каком слове нет суффикса –ИК?

А. ящик, Б. прыщик, В. клещик Г. борщик
6. В каком слове суффикс –ЧИК- не имеет уменьшительно-ласкательного значения?
А. баллончик, Б. медальончик, В. захватчик, Г.магазинчик

Ключ: 1-Б,2-В,3-А,4-Б,5-А,6-В Слайд 9

Учащиеся самостоятельно прикрепляют карточку с суффиксом в «свой» кармашек

Учащиеся выполняют тестовые задания, двое учащихся работают за ноутбуком, выполняя онлайн-тесты

6.Домашнее задание (карточки индивидуальные с дифференцированными заданиями)

  1. Рефлексия.

Инструктаж по выполнению. Слайд 10

1.Выписать из текста слова, состоящие из следующих морфем:

  • корень + окончание
    2) корень + суффикс + окончание
    3) приставка +  корень + суффикс + окончание 
    4) приставка + корень + суффикс
    5) корень + суффикс (не входит в основу) + окончание

Над прудом поземка вьется,
Тени длинные легли.
И негреющего солнца
Красный шар висит вдали.

2.Используя суффиксы, написать сочинение-миниатюру на тему "Осенний этюд".

3. Запишите ряды однокоренных слов по образцу: баскетбол –баскетболист- баскетболистка.

Волейбол, шахматы, парашют, теннис, велосипед

  1. Упражнение  399

Чем понравился урок? Слайд 11

- Что нового узнали?

- Что осталось не понятным, или что ещё хотелось бы узнать?

Отгадайте загадку:

 Корень мой находится в цене,

 В очерке найди приставку мне,

 Суффикс мой в тетрадке все встречали,

 Вместе всё- стоит  теперь в журнале

 ( оценка)

 Поставьте оценку себе и мне!

 Почему вы так оценили?

Выставление оценок

Регулятивные: анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека; формирование контрольно-оценочной деятельности: оценивать уровень владения тем или иным учебным действием (отвечать на вопрос «что я не знаю и не умею?»). Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; Познавательные: рефлексия.

Заключение

          Урок русского языка был проведён в 5  классе по учебнику Русский язык. 5класс. Учеб. для общеобразоват. учреждений. В 2ч.  Ч.2 /Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А. Тростенцова и др.; науч.ред. Н.М. Шанский.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

На уроке использовались следующие методы и формы обучения:

1. Методы управления учебной деятельностью и восприятия информации:

а) по источнику передачи и восприятия информации – словесные, наглядные, практические;
б) по степени самостоятельности учащихся – репродуктивные и проблемно-поисковые;
в) по степени управления учебной деятельностью – учебная деятельность, организованная и управляемая учителем, самостоятельная деятельность уч-ся, работа с учебником.

  1. Методы контроля и самооценки

а) фронтальная работа, опрос;
б) тестовая работа;
в) самоконтроль.

  1. Формы организации познавательной деятельности: фронтальные (учитель-класс), индивидуальные (учитель-ученик), групповые (учитель-группа).
  2. Выбранные методы обучения и способы управления учебной деятельностью подчинены целям и задачам урока и соответствуют уровню обучения учащихся пятого класса
  3. Планируемый объем учебного материала, и сложность информации учтены с учетом психофизиологических особенностей  школьников и  учебными возможностями учащихся 5-го класса.
  4. Кратковременность организационного момента,  быстрое включение всех учащихся в  деловой ритм урока послужило стимулирующим введением в учебную деятельность, а также  создало эмоционально-деловой настрой и обеспечило необходимую мотивацию

Список литературы

1. Федеральный государственный образовательный стандарт утвержден 1 февраля 2011 года

2 .Русский язык . 5 класс . Учеб. Для общеобразоват. учреждений в 2 ч.  Ч 2 ( Т.А. Ладыженская , М . Т. Баранов , Л . А . Тростенцова  и др. ; науч . ред . Н . М . Шанский ) . -  М . :  Просвещение , 2012 . – 176 с . :  

3. Бабушкина Т.В. , Гурьева Н . Н. Русская графика . Тверь , 2001.

4 . Контрольно – измерительные материалы . Русский язык . 5 класс / Сост.   Н . В. Егорова . М . : ВАКО , 2009.

 5 . Диск «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия. Уроки русского языка. 5 класс».

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока для классов специальной (коррекционной) школы (VIII вида) «Этикет телефонного разговора. ( Части телефонного разговора. Этикетные фразы. )»

В рамках предмета "культура общения" во всех классах педагогам предлагается обратиться к теме телефонного этикета. В своей разработке я попыталась объединить различные виды работы, использование ТСО и...

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1)

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1)Автор: Звербулис Наталья Борисовна, ГБОУ Гимназия№227 Фрунзенского района Санкт-ПетербургаКраткий конспект урока (без...

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» (Часть 1) Презентация к уроку

Методическая разработка урока усвоения новых знаний по теме «Лондон» Презентация к уроку с видеофрагментом (видеофрагмент доступен по ссылке с nsportal)...

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

Методическая разработка урока русского языка «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.»

Методическая разработка урока русского языка  «Анализ текста. Исследование степени многозначности слова. Функции метафоры.» способствовует формированию у учащихся цельного представления о ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе на тему «Суффикс – значимая часть слова»

В системе языка морфемы имеют особый статус, они играют важную практическую роль в речевой деятельности человека, так как участвуют в оформлении слов как частей речи. Также морфемы оказывают влияние н...