Урок русского языка в 5 классе на тему "Фразеологизмы"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Посыпкина Елена Юрьевна

Данный урок является вторым в теме "Фразеологизмы" и служит для развития творческого потенциала и расширения словарного запаса учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Челсменская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района

Конспект урока

русского языка в 5 классе

на тему:

«Фразеологизмы и употребление их в речи»

                                                                     Разработала

                                                                                         учитель русского языка

                                                                         и литературы

                                                                                Посыпкина Елена

                                                                  Юрьевна

2018 год


Предмет:

Русский язык

Место урока в системе уроков

14-й урок в разделе «Лексикология и фразеология»

Тема урока:

Фразеологизмы и употребление их в речи

Цель урока:

сформировать понятие фразеологизма и познакомить учащихся со смысловой значимостью фразеологизмов и их функциями в русском языке

Задачи урока:

1. Образовательные: углубить познания учащихся о богатстве русского языка; научить распознавать фразеологизмы в речи и объяснять их лексическое значение; познакомиться с происхождением фразеологических оборотов; развивать умения составлять предложения с использованием фразеологизмов.

2. Воспитательные: формировать толерантное отношение, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей; формировать коммуникативную и жизнетворческую компетентности учащихся; воспитывать любовь к русскому языку, его красоте, многозначности;

3. Развивающие: развивать творческие способности, образное мышление и познавательную активность, развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи; обогащать речь учащихся

Тип урока:

Открытие новых знаний

Методы обучения:

Наблюдение над языком, деятельностно-практический

Формы работы:

индивидуальная, парная, групповая

Оборудование:

  1. фразеологический словарь,
  2. мультимедийное оборудование (проектор, компьютер, экран),
  3. презентация «Фразеологизмы и употребление их в речи»
  4. рисунки учащихся
  5. Проекты учащихся: «История одного фразеологизма» (презентация), «Живые свидетели прошлого» (источники происхождения русских фразеологизмов) - презентация


ХОД УРОКА:

Этапы урока/время (мин.)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приветствие. Оргмомент

0,5 мин.

- Здравствуйте, дети! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга, улыбнитесь.  Садитесь.

(Для самоконтроля каждому выдаю Рабочий лист урока).

Приветствие детей

Учащиеся подписывают рабочие листы.

Актуализация опорных знаний

5 мин.

Беседа с учащимися. Блиц-опрос. На короткий вопрос нужно дать короткий ответ.

- Что изучает лексикология?

- Что называют лексикой?

- Какое значение слова называют лексическим?

- Чем отличаются слова однозначные и многозначные?

- Как отличить прямое значение слова от переносного?

- Что такое синонимы? Омонимы? Антонимы?

- А сейчас внимание на экран. СЛАЙД 1.

Решите самостоятельно небольшой тест по данной теме. Внимательное прочитайте задание, прежде чем решить его. На выполнение работы 4 мин.

Затем самопроверка по эталону, который появится на экране после выполнения заданий. Каждое правильно выполненное задание отметьте значком «+». Оцените себя по данным критериям.

СЛАЙД 2.

Самопроверка.

1. фауна

2. железный характер

3. счастье-несчастье

4. жара-зной

5. тушить овощи – тушить свет

Критерии оценки:

0 ош. – 5

1 ош. – 4

2 ош. – 3

3 – 5 ош. - 2

Тест по теме «Лексика»

1. Какое слово является однозначным? Выпишите его.

А) кисть

Б) фауна

В) игла

Д) трубить

2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении? Выпишите это словосочетание и подчеркните данное слово.

А) золотое кольцо

Б) темная ночь

В) старинная крепость

Г) железный характер

3. В каком предложении есть антонимы? Выпишите их.

А) Рана заживает, а рубец остаётся.

Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

В) Метель метёт, и вьюга плачет.

Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

4. В каком предложении есть синонимы? Выпишите их.

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

5) Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы. Составьте с ним два словосочетания, чтобы был понятен смысл слова.

Говядину можно тушить с овощами.

Пробное учебное действие.

Подведение к теме урока и целеполагание

4 мин.

СЛАЙД 3.

- Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: “Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка”.

- Почему мальчик спрятал щенка?

- Что же означает это выражение?

- Знаете ли вы, как называются такие выражения в русском языке?

- В этих выражениях слова теряют свою самостоятельность, а смысл имеет только все выражение в целом. Так, в приведенном примере “собаку съела” значит “имеет большой опыт, знания в чём-либо”.

- А сейчас попробуем выполнить необычное задание.

СЛАЙД 4.

Фронтальная работа

Задание (устно): найти ошибочное толкование выражений, данных слева, и попробовать дать правильное объяснение

тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост

наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму

заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить

кот наплакал – довести кота до слёз

подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку

показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку

спустя рукава – прилежно

во весь дух – очень быстро

от доски до доски – от начала до конца

- Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.

СЛАЙД 5.

- Какие цели вы перед собой поставите перед изучением нового языкового явления?

Обучающиеся высказывают предположения, обсуждают их с одноклассниками.

Ребёнок не знал, что означают слова «собаку съела».

Учащиеся делают предположения

Учащиеся отвечают

Примерные ответы учащихся:

Тянуть кота за хвост – делать что-то медленно, кое-как

Наломать дров – сделать что-то не так, испортить

Заморить червячка – поесть

Кот наплакал – мало

Подложить свинью – сделать кому-то плохо

Показать, где раки зимуют – наказать

Остальные значения верны.

- Фразеологизмы

- понять, что такое фразеологизм, узнать, где найти его значение, научиться употреблять их в речи и др.

Введение в тему

5 мин.

- Давайте наметим план нашей работы. Какие ключевые вопросы вы себе поставите по теме урока?

(после высказанных детьми предположений на экране демонстрируется план работы) СЛАЙД 6.

План:

а) Что такое фразеологизм?

б) Как рождаются фразеологизмы?

в) Какова роль фразеологизмов в речи?

 - Итак, если лексика изучается в разделе «Лексикология», то какой раздел языкознания изучает фразеологизмы?

- Верно, фразеология. СЛАЙД 7.

Фразеология

Фразис (Phrasis) –           «выражение»        

Логос (Logos) –«учение»

- Что же такое фразеологизмы или фразеологические обороты? Ответ подскажете сами.         Откройте учебник «Теория», параграф 66 (стр.88 – 89). СЛАЙД 8.

Найдите ответы на следующие вопросы:

1) Что такое фразеологизмы?

2) Могут ли фразеологизмы иметь антонимы и синонимы?

3) Какова роль фразеологизмов в речи?                        

4) Где найти значение фразеологизмов?                                              

- Обратите внимание на то, что слова, входящие во фразеологизм, нельзя воспринимать буквально. Они имеют переносное значение, узнать которое можно во фразеологическом словаре (показать словарь и сказать о его функциях) СЛАЙД 9.

- Действительно, фразеологизмы делают нашу речь ярче, выразительнее, богаче. Убедиться в этом нам поможет следующий текст (выводится на экран и у каждого на парте)

(Проверка умения находить в тексте фразеологизмы и умение их заменять словами – лексическими значениями).

СЛАЙД 10.

- Найдите в данном тексте фразеологизмы и выпишите их, объясняя их значения (лексические значения даны в словах для справки). Работаем в парах. 3 мин.

- А теперь проверим, что у вас получилось. (Дети читают свои варианты, а затем сверяются с эталоном на экране)

СЛАЙД 11.

Ни свет ни заря – рано

Кошки скребли на душе – плохо

Бил баклуши – бездельничал

Тянул кота за хвост – кое-как

Ни жив ни мертв – усталый

С горем пополам - еле-еле

Как снег на голову – неожиданно

Метал громы и молнии – злился

Зарубить на носу – запомнить

Хоть кол на голове теши – хоть бы что

- Оцените свою работу и занесите в лист самооценки.

- Фразеология.

Ответы детей:

Фразеологизмы – устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одному слову. Фразеологизмы могут иметь синонимы и антонимы. Например, два сапога пара – одного поля ягоды (синонимы), спустя рукава (плохо) – засучив рукава (усердно, хорошо) – антонимы.

Учащийся читает текст.

- Жители удивительной страны предлагают нам рассказ Н. Носова, загадочный и необычный.

            Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошел к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив, ни мертв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

          Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое – как, сильно сердился.

  Первичное закрепление

6 мин.

Групповая работа (1 группа – более слабые ученики, 2 группа – более сильные)

- На выполнение заданий отводится не более 3-4 мин.

СЛАЙД 12.

Творческий диктант (1 группа): даны фразеологизмы, в которых пропущены слова.

СЛАЙД 13.

Соотнести фразеологизм и его лексическое значение (2 группа)

- Проверим правильность выполнения задания группой № 1, затем группой № 2.

(дети зачитывают фразеологизмы, и постепенно на слайде демонстрируется ключ к заданию)

Ключ к заданию № 1. СЛАЙД 14.

Без задних НОГ; брать себя в РУКИ; бросать слова на ВЕТЕР; взять голыми РУКАМИ; водить за НОС; ВОДОЙ не разольёшь; вывести на чистую ВОДУ; делать из мухи СЛОНА; держать язык за ЗУБАМИ; ждать у моря ПОГОДЫ; за тридевять ЗЕМЕЛЬ; зарубить себе на НОСУ; днём с огнём не СЫСКАТЬ; ДЕРЖАТЬ в ежовых рукавицах; палец о палец не УДАРИШЬ.

- Обратите внимание на рисунок (на слайде). Какой фразеологизм изобразил художник?

(зарубить на носу)

Ключ к заданию № 2. СЛАЙД 15.

Глаза на мокром месте                          

Часто плачет

С глазу на глаз                                        

Наедине

Глаза разгорелись                              

Сильно что-то захотелось

Глаза открылись                                

Узнал истинное положение

Вкладывать душу                                    

Отдавать себя целиком

Не ударить в грязь лицом                     

Показать себя с лучшей стороны

Находить общий язык                            

Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Ломать голову                                         

Думать, решать что-нибудь трудное

Оказать медвежью услугу                      

Подвести кого-либо

Комар носа не подточит                          

Не к чему придраться

Уйти не солоно хлебавши                         

Не получить того, на что рассчитывал

Душа в душу

Жить дружно, в согласии

- Посмотрите на рисунок (на слайде). Угадайте фразеологизм.

(медвежья услуга)

Оцените свою работу и занесите результат в лист самооценки.

Критерии:

1-2 ош. – «5»

3-5 ош. – «4»

6 – 8 ош. – «3»

1 Задание: вставить пропущенные слова  (задание напечатано на листе)

Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …; взять голыми …; водить за …; … не разольёшь; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; днём согнём не …; …в ежовых рукавицах; палец о палец не …

2 задание: соединить стрелками фразеологизмы и их лексические значения.

Глаза на мокром месте                          

Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        

Часто плачет

Глаза разгорелись                                  

Узнал истинное положение

Глаза открылись                                     

Наедине

Вкладывать душу                                    

Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                     

Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык                            

Отдавать себя целиком

Ломать голову                                         

Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу                      

Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит                          

Подвести кого-либо

Уйти не солоно хлебавши                         

Жить дружно, в согласии

Душа в душу                                              

Не к чему придраться

Творческое восприятие темы (защита проектов по теме урока)

7 мин.

- Несколько дней назад некоторым из вас было дано творческое задание – проект. Тему и результат проекта мы сейчас и увидим.

1 пара учащихся представляет проект ««История одного фразеологизма» (презентация),

2 ученица рассказывает об источниках происхождения русских  фразеологизмов (презентация)

        (см. презентации)

Заключительный этап урока. Рефлексия

2 мин.

«Всё, что изобретает язык, помогает людям не только обмениваться информацией, но и радовать друг друга весёлой шуткой, метким словом, ярким образным выражением».

   -Человек только тогда по- настоящему владеет языком, когда умеет свободно пользоваться его фразеологическим богатством.

 - Подведем итоги. Итак, как вы поняли, что же такое фразеологизм? Каково значение фразеологизмов в речи?

СЛАЙД 16.

- В заключение урока мне бы хотелось, чтобы вы высказали свое мнение о сегодняшнем уроке.

Продолжите фразу:

- Мне больше всего понравилось…

- У меня получилось…

- Я могу похвалить одноклассников за…

- Меня удивило…

- Для меня было открытием, что…

- У меня не получилось…, потому что…

- На будущее я учту…

- А теперь выставите себе оценку за сегодняшний урок. Сдайте рабочие листы, рядом с вашими оценками я поставлю свои.

Ответы учащихся

Домашнее задание

1 мин.

- Дома я предлагаю вам выполнить одно из предложенных заданий на выбор (каждому выдаю распечатку заданий):

СЛАЙД 17.

1)        подготовить сообщение «История одного фразеологизма»

2)        нарисуйте фразеологизм на  альбомном листе, составьте с ним предложение. Попробуйте с помощью рисунков передать шуточное толкование фразеологизмов: как сельдей в бочке, втирать очки, на нем лица нет, попасть в переплет, на воре шапка горит, кипеть от негодования.

3)  «С ног до головы» - назовите как можно больше фразеологизмов, в которых есть следующие слова:

Нос       Рука     Голова   Глаз   Палец

- Благодарю за работу.



Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО учителя: Посыпкина Елена Юрьевна

Класс: 5-й.    Предмет: русский язык.

Тема урока: «Фразеологизмы и употребление их в речи».

Место урока в системе уроков по изучаемой теме: 14-й урок в разделе «Лексикология и фразеология»

Цель урока: сформировать понятие фразеологизма и познакомить учащихся со смысловой значимостью фразеологизмов и их функциями в русском языке

Задачи урока: 

Образовательные: углубить познания учащихся о богатстве русского языка; научить распознавать фразеологизмы в речи и объяснять их лексическое значение; познакомиться с происхождением фразеологических оборотов; развивать умения составлять предложения с использованием фразеологизмов.

Воспитательные: формировать толерантное отношение, личную ответственность за выполнение коллективной работы, доброжелательное отношение к ответам других детей; формировать коммуникативную и жизнетворческую компетентности учащихся; воспитывать любовь к русскому языку, его красоте, многозначности

Развивающие: развивать творческие способности, образное мышление и познавательную активность, развивать навыки нахождения и правильного употребления фразеологизмов в речи; обогащать речь учащихся

Этап урока

Время, мин.

Цель

Методы и приемы работы

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Результат

Организацион

ный

0,5

Проверка готовности обучающихся, их настроя на работу

---

---

Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку, выдает рабочие листы учащимся

Приветствуют учителя и друг друга, проверяют свою готовность к уроку, подписывают рабочие листы урока

Готовность класса к уроку

Актуализация опорных знаний

5

Выявление степени понимания учащимися изученной темы

Беседа, тест

И

Задает вопросы, комментирует данное учащимся задание

Отвечают на вопросы учителя, выполняют задания индивидуально.

Понимание учащимися теоретических основ изученной темы.

Пробное учебное действие.

Подведение к теме урока и целеполагание

4

Подведение детей к теме урока и постановке задач урока. Пробудить интерес учащихся к новой теме

Наблюдение, беседа, толкование выражений

Ф

Подводит детей к самостоятельному формулированию темы и целей урока. Уточняет понимание учащимися поставленных целей урока.

Формулируют тему урока и записывают ее в рабочий лист.

Подписывают листы самооценки.

Понимание учащимися поставленных целей урока.

Введение в тему

5

Понимание учащимися основных теоретических сведений темы

Работа с текстом, наблюдение, беседа

П

Ф

Формулирует задание. Предлагает задания для работы в парах. Обеспечивает мотивацию выполнения. Указывает объект наблюдения. Побуждает к высказыванию своего мнения

Ищут ответы на ключевые вопросы темы. Выполняют задание в парах.

 Отвечают на вопросы учителя, высказывают свои предположения, объясняют свой выбор

Понимание учащимися теоретических основ изучаемой темы.

Первичное закрепление

6

Соотнесение фразеологизма с его значением

Групповая работа

Г

Проводит инструктаж учащихся. Организует выступление групп, обмен мнениями

Выбирают и объясняют свой выбор

Осмысление учащимися изучаемого материала

Творческое восприятие темы (защита проектов по теме урока)

7

Осознание каждым учащимся степени овладения изученным материалом

Защита проектов

И

П

Организует презентация творческих работ. Обеспечивает положительную реакцию детей на творчество одноклассников.

Представляют результат проекта.

Осуществляют самооценку. Высказывают свое мнение.

Понимание учащимися цели задания. Качественная оценка работы класса и отдельных учеников

Подведение итогов урока

Рефлексия

2

Соотнесение поставленных задач урока с достигнутым результатом, фиксация нового знания постановка дальнейших целей

Рефлексия, контроль

Ф

Задает вопросы по теме урока. Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учащихся на уроке.

Формулируют конечный результат своей работы на уроке. Называют основные позиции нового материала и как они их усвоили (что получилось, что не получилось и почему)

Оценка результативной и процессуальной сторон работы класса и отдельных учащихся.

Домашнее задание

1

Закрепление изученного на уроке материала

Наблюдение, беседа

Ф

Мотивирует учащихся к выполнению домашнего задания, дает комментарий к его выполнению.

Записывают домашнее задание в дневниках. Слушают комментарии учителя.

Понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

* ФОУД – форма организации учебной деятельности (Ф – фронтальная, И – индивидуальная, П – парная, Г – групповая).



Предварительный просмотр:

Рабочий лист по теме «__________________________»

Фамилия, имя___________________________________

Задание № 1 (повторение изученного)

Тест по теме «Лексика»

1. Какое слово является однозначным? Выпишите его.

А) кисть

Б) фауна

В) игла

Д) трубить

Ответ:_________________

2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении? Выпишите это словосочетание и подчеркните данное слово.

А) золотое кольцо

Б) темная ночь

В) старинная крепость

Г) железный характер

Ответ:_____________________

3. В каком предложении есть антонимы? Выпишите их.

А) Рана заживает, а рубец остаётся.

Б) Пришлось долго, терпеливо ждать.

В) Метель метёт, и вьюга плачет.

Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает.

Ответ:_________________________________

4. В каком предложении есть синонимы? Выпишите их.

А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников.

Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам.

В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя.

Г) Яблоки не кислые, а сладкие.

Ответ:_______________________________

5) Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы. Составьте с ним два словосочетания, чтобы был понятен смысл слова.

Говядину можно тушить с овощами.

Ответ:___________________________________________

Моя оценка:____________  Оценка учителя:__________

Задание № 2. Найдите в данном тексте фразеологизмы и выпишите их, объясняя их значения (лексические значения даны в словах для справки).

Жители удивительной страны предлагают нам рассказ Н. Носова, загадочный и необычный.

            Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошел к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив, ни мертв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин. Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши.

          Слова для справок: неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое – как, сильно сердился.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Моя оценка:____________  Оценка учителя:__________

Задание № 3.  вставить пропущенные во фразеологизмах слова  (1 группа)

Без задних …….…; брать себя в ……..; бросать слова на ……..; взять голыми ……....…; водить за ……….; ………. не разольёшь; вывести на чистую ………....; делать из мухи ………; держать язык за …………; ждать у моря…………; за тридевять ………….; зарубить себе на ………….; днём согнём не………. …; …………..в ежовых рукавицах; палец о палец не ………….…

Моя оценка:____________  Оценка учителя:__________

Соединить стрелками фразеологизмы и их лексические значения  (2 группа)

Глаза на мокром  месте                         

Сильно что-то захотелось

С глазу на глаз                                        

Часто плачет

Глаза разгорелись                                  

Узнал истинное положение

Глаза открылись                                   

Наедине

Вкладывать душу                                 

Думать, решать что-нибудь трудное

Не ударить в грязь лицом                     

Добиваться, достигать полного взаимопонимания

Находить общий язык                         

Отдавать себя целиком

Ломать голову                                      

Показать себя с лучшей стороны

Оказать медвежью услугу                    

Не получить того, на что рассчитывал

Комар носа не подточит                      

Подвести кого-либо

Уйти не солоно хлебавши                    

Жить дружно, в согласии

Душа в душу                                              

Не к чему придраться

Моя оценка:____________  Оценка учителя:__________


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тест по теме «Лексика» 1. Какое слово является однозначным? Выпишите его. А) кисть Б) фауна В) игла Д) трубить 2. Какое словосочетание содержит слово в переносном значении? Выпишите это словосочетание и подчеркните данное слово. А) золотое кольцо Б) темная ночь В) старинная крепость Г) железный характер 3. В каком предложении есть антонимы? Выпишите их. А) Рана заживает, а рубец остаётся. Б) Пришлось долго, терпеливо ждать. В) Метель метёт, и вьюга плачет. Г) Ученье в счастье украшает, а в несчастье утешает. 4. В каком предложении есть синонимы? Выпишите их. А) Жара стояла неделю, и зной измучил путников. Б) Дерево ценят по плодам, а человека – по делам. В) В каждой бочке мёда есть ложка дёгтя. Г) Яблоки не кислые, а сладкие. 5) Из данного предложения выпишите слово, которое имеет омонимы. Составьте с ним два словосочетания, чтобы был понятен смысл слова. Говядину можно тушить с овощами.

Слайд 2

Ключ к тесту 1. фауна 2. железный характер 3. счастье-несчастье 4. Жара - зной 5. тушить овощи – тушить свет 0 ошибок – «5» 1 ошибка – «4» 2 ошибки – «3» 3 – 5 ошибок – «2» Самопроверка Критерии оценки

Слайд 3

Интересный факт Писатель К.И. Чуковский в книге “От двух до пяти” рассказал об интересном случае: « Когда ребёнок услышал, что пришедшая в гости старуха “собаку съела” в каких-то делах, он спрятал от неё любимого щенка». Если сейчас говорят « собаку съел », то имеют в виду, что человек многое повидал и испытал, и плохое и хорошее, и его уже трудно удивить. К.И.Чуковский

Слайд 4

Найдите ошибочное толкование выражений тянуть кота за хвост – мучить бедное животное, таская за хвост наломать дров – заняться заготовкой дров на зиму заморить червячка – держать червячка впроголодь, долго не кормить кот наплакал – довести кота до слёз подложить свинью – подарить на Новый год мягкую игрушку показать, где раки зимуют – пригласить на зимнюю рыбалку спустя рукава – прилежно во весь дух – очень быстро от доски до доски – от начала до конца

Слайд 5

ТЕМА УРОКА: Фразеологизмы и употребление их в речи Урок русского языка в 5 классе Посыпкина Елена Юрьевна, учитель русского языка и литературы

Слайд 6

Ключевые вопросы урока: Что такое фразеологизм? К ак рождаются фразеологизмы? Какова роль фразеологизмов в речи?

Слайд 7

Фразеология

Слайд 8

«Теория», параграф 66 (стр.88 – 89). Найдите ответы на ключевые вопросы темы: 1) Что такое фразеологизмы? 2) Могут ли фразеологизмы иметь антонимы и синонимы? 3) Какова роль фразеологизмов в речи? 4) Где найти значение фразеологизмов?

Слайд 9

Фразеологический словарь

Слайд 10

Найти в тексте фразеологизмы и объяснить их значения Я проснулся ни свет ни заря. На душе кошки скребли. Пошел к Винтику, долго бил баклуши, тянул кота за хвост. Вернулся ни жив, ни мертв. Съел с горем пополам суп. Тут как снег на голову свалился Пилюлькин . Он метал громы и молнии. Велел зарубить на носу, что надо мыть руки перед едой. А мне хоть кол на голове теши. Слова для справок : неожиданно, рано, бездельничал, скверно, злился, запомнить, плохо, еле-еле, хоть бы что, усталый, кое – как, сильно сердился.

Слайд 11

Ключ к заданию: Ни свет ни заря – рано Кошки скребли на душе – плохо Бил баклуши – бездельничал Тянул кота за хвост – кое-как Ни жив ни мертв – усталый С горем пополам - еле-еле Как снег на голову – неожиданно Метал громы и молнии – злился Зарубить на носу – запомнить Хоть кол на голове теши – хоть бы что

Слайд 12

Работаем в группах Задание для группы № 1 : вставить пропущенные слова и восстановить фразеологизмы Без задних …; брать себя в …; бросать слова на …; взять голыми …; водить за …; … не разольёшь; вывести на чистую …; делать из мухи …; держать язык за …; ждать у моря …; за тридевять …; зарубить себе на …; днём согнём не …; …в ежовых рукавицах; палец о палец не …

Слайд 13

соединить стрелками фразеологизмы и их лексические значения (для группы 2) . Сильно что-то захотелось Часто плачет Узнал истинное положение Наедине Думать, решать что-нибудь трудное Добиваться, достигать полного взаимопонимания Отдавать себя целиком Показать себя с лучшей стороны Не получить того, на что рассчитывал Подвести кого-либо Жить дружно, в согласии Не к чему придраться Глаза на мокром месте С глазу на глаз Глаза разгорелись Глаза открылись Вкладывать душу Не ударить в грязь лицом Находить общий язык Ломать голову Оказать медвежью услугу Комар носа не подточит Уйти не солоно хлебавши Душа в душу

Слайд 14

Ключ к заданию (группа 1) Без задних НОГ; брать себя в РУКИ; бросать слова на ВЕТЕР; взять голыми РУКАМИ; водить за НОС; ВОДОЙ не разольёшь; вывести на чистую ВОДУ; делать из мухи СЛОНА; держать язык за ЗУБАМИ; ждать у моря ПОГОДЫ; за тридевять ЗЕМЕЛЬ; зарубить себе на НОСУ; днём с огнём не СЫСКАТЬ; ДЕРЖАТЬ в ежовых рукавицах; палец о палец не УДАРИШЬ. Самооценка: 1-2 ош . – «5» 3-5 ош . – «4» 6 – 8 ош . – «3» Какой фразеологизм изобразил художник?

Слайд 15

Ключ к заданию (группа 2) Глаза на мокром месте Часто плачет С глазу на глаз Наедине Глаза разгорелись Сильно что-то захотелось Глаза открылись Узнал истинное положение Вкладывать душу Отдавать себя целиком Не ударить в грязь лицом Показать себя с лучшей стороны Находить общий язык Добиваться, достигать полного взаимопонимания Ломать голову Думать, решать что-нибудь трудное Оказать медвежью услугу Подвести кого-либо Комар носа не подточит Не к чему придраться Уйти не солоно хлебавши Не получить того, на что рассчитывал Душа в душу Жить дружно, в согласии Самооценка: 1-2 ош . – «5» 3-5 ош . – «4» 6 – 8 ош . – «3» Угадайте фразеологизм.

Слайд 16

Подведём итоги: Продолжите фразу: Мне больше всего понравилось… Я узнала (а) … У меня получилось… Я могу похвалить одноклассников за… Меня удивило… Для меня было открытием, что… У меня не получилось…, потому что… На будущее я учту…

Слайд 17

Домашнее задание (на выбор) 1) Используя фразеологизмы, составить небольшой шуточный рассказ. 2) нарисуйте фразеологизм на альбомном листе, составьте с ним предложение. Попробуйте с помощью рисунков передать шуточное толкование фразеологизмов: как сельдей в бочке, втирать очки, на нем лица нет, попасть в переплет, на воре шапка горит, кипеть от негодования . 3) «С ног до головы» - назовите как можно больше фразеологизмов, в которых есть следующие слова: нос , рука, голова, глаз, палец


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Жемчужины русской речи (история одного фразеологизма) Презентацию выполнили учащиеся 5 класса: Гусев Никита, Смирнов Никита 2015 год

Слайд 2

Цель работы : выявить, что обозначают и как появились в русском языке фразеологизмы: «ахиллесова пята», «бить баклуши», «зарывать талант в землю», «крокодиловы слёзы». Задачи для группы: Узнать историю происхождения некоторых фразеологизмов; Выяснить лексическое значение данных фразеологизмов, Подобрать к данным фразеологизмам синонимы и антонимы (если есть)

Слайд 3

Ахиллесова пята Ахилл — любимый герой множества легенд Древней Греции. Это непобедимый, отважный человек, которого не брали никакие вражеские стрелы. Вы наверное часто слышали фразеологизм Ахиллесова пята. Так причем же его пята, если он был непобедимым и отважным?! Легенда рассказывает, что мать Ахилла Фетида, желая сделать сына неуязвимым, окунула мальчика в воды священной реки Стикс. Но, окуная, она держала его за пятку (пяту), и пятка оказалась незащищенной. В одном из сражений Парис, противник Ахилла, пустил стрелу в пятку Ахилла и убил его. Всякое слабое, уязвимое место человека называют ахиллесовой пятой .

Слайд 4

Бить баклуши Бить баклуши — бездельничать. А что такое баклуши? Ведь должно же слово иметь свой собственный смысл? Да, конечно. Когда на Руси хлебали щи и ели кашу деревянными ложками, десятки тысяч кустарей били баклуши, то есть кололи чурбанчики липового дерева на заготовки для мастера-ложкаря. Работа эта считалась пустячной, ее выполнял обычно подмастерье. Потому и стала она образцом не дела, а безделья. Конечно, все познается в сравнении, и работа эта казалась легкой лишь на фоне каторжного крестьянского труда. И далеко не у каждого получится сейчас хорошо баклуши бить.

Слайд 5

Зарывать талант в землю Талант — денежная единица в античном мире. Выражение возникло от евангельской притчи о рабе, которому хозяин дал на время один талант, и он, вместо того, чтобы пустить его в оборот и приумножить, зарыл в землю. На это хозяин сказал: «Лукавый раб и ленивый. Надлежало отдать серебро мое торгующим, — и я получил бы его с прибылью». С тех пор о человеке, не сумевшем развить свои способности, свой дар, говорят, что он зарыл свой талант в землю.

Слайд 6

Крокодиловы слёзы Выражение «проливать крокодиловы слезы» мы употребляем по отношению к человеку неискреннему, который лицемерно сокрушается и сочувствует нам по какому-либо поводу, причиной которого часто бывает сам. Говорят, человек льет крокодиловы слезы тогда, когда фальшиво сопереживает нам, в душе ухмыляясь и радуясь неудачам, выпавшим на нашу долю. Очень долгое время люди думали, что крокодил проливает горючие слезы над своей жертвой. Все дело в том, что у крокодилов несовершенна система удаления избытка солей из организма. А специальные железы, помогающие почками вывести лишние соли, располагаются как раз возле глаз. Вот почему во время работы этих желез и появляется жидкость, которую ошибочно принимают за слезы. Эта теория объясняет, почему крокодилы «плачут» во время еды не всегда.

Слайд 7

Выводы Таким образом, мы выяснили историю происхождения некоторых фразеологических оборотов и поняли, что употреблять в своей речи фразеологизмы необходимо, если хотите, чтобы в кругу друзей вас слушали с интересом, затаив дыхание. « Сидит как в рот воды набравши, земля из-под ног ушла, пятая спица в колеснице — все эти и подобные им присловья, - писал поэт Н. Асеев, - картинно воспроизводят некоторые положения, характеризующие действие или состояние, хотя и не соответствуют логике в прямом смысле. Картинность и образность речи действуют здесь поэтическими средствами на воображение слушающего, заставляя его переживать сказанное сильней, чем если бы обратился к нему говорящий с речью безобразной, чисто логической ».

Слайд 8

Ресурсы: Арсирий А. Т. «Занимательные материалы по русскому языку» - М., Просвещение, 1995 г.; http://www.poluchi5.ru/015907-1.html https://yandex.ru/images/ - картинки


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...