Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"
методическая разработка по русскому языку (5 класс)

Шестопалова Нина Петровна

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме "Роль имён существительных в речи"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА  Роль имён существительных в речи

Предмет   русский язык.
Класс  5
Автор УМК   Разумовская М.М.
Тема урока Роль имён существительных в речи

Тип урока Урок открытия новых знаний.

Цели урока (образовательные): создать представление о роли существительных в образной речи; находить в тексте и использовать в речи существительные в переносном значении; закрепить знания о метафоре и сравнении;  о тексте: теме,  главной мысли, микротеме, заголовке.

Универсальные учебные действия:

Личностные:  личностное, профессиональное, жизненное самоопределение; смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация; учебно- познавательная мотивация; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности.

Регулятивные: целеполагание;  планирование; прогнозирование; контроль; коррекция; оценка; саморегуляция; высказывание предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока; поиск пути её решения; соотнесение цели и результата своей деятельности; определение степени успешности работы.

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск, выделение необходимой информации, преобразование  информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия; смысловое чтение; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; разрешение конфликтов; управление поведением партнера; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил  речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

Этап урока

Цель этапа

Содержание учебного материала

ФОУД

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Формируемые УУД

I.

Мотивация к учебной деятельности

Создание доброжелательной атмосферы, включение учащихся в деятельность

Здравствуйте, ребята!

Рада всех приветствовать на нашем уроке!

Не привыкайте к чудесам, –

Дивитесь им, дивитесь.

Не привыкайте к небесам

Глазами к ним тянитесь,

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам,

Прикладывайтесь к родникам,

Ничто не повторится!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье.

Все будет так – и все не так

через одно мгновенье!

- Сегодня на уроке мы будем впадать в изумленье, удивляться, приглядываться, тянуться к знаниям.

Приветствует, проверяет готовность класса к уроку, создает эмоциональный настрой, желает  успеха.

Определяют готовность к уроку. Включаются  в  деловой  ритм

Личностное, самоопределение; учебно- познавательная мотивация; (Л) целеполагание;  (Р)

II. Актуализация знаний

Проверка знаний, умений и навыков учащихся об имени существительном

Игра  «Третий лишний».

Пальто, кино, окно

Доч…, меч…, ноч…

Санки, лыжи, коньки

Дерево, весна, картофель

Учитель, доктор, пилот

О мам…, о матер…, о мамочк…

Кошка, дом, стол

Москва, Том, том

Коллективная

Высвечивает на экране слова, проводит фронтальную беседу:

Какое слово лишнее?

Почему лишнее?

Правильно ли товарищ ответил?

Находят среди трёх существительных  лишнее по каким-либо параметрам, объясняют, почему оно лишнее

Учебно- познавательная мотивация; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. (Л) саморегуляция; высказывание предположения на основе наблюдений; поиск пути её решения; соотнесение цели и результата своей деятельности; определение степени успешности работы. (Р)

поиск, выделение необходимой информации, преобразование  информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера.(П)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил  речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.(К)

Тесты по теме «Имя существительное».

Индивидуальная работа по карточкам

В течение урока проверяет качество выполнения задания, выставляет   оценку

Применяя знания о морфологических признаках и синтаксической роли имени существительного, выбирают и  записывают  правильный вариант ответа

Личностное самоопределение; (Л; целеполагание;  поиск пути  решения проблемы; (Р)

структурирование знаний; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. (П)

Тренажер «Правописание имён существительных»

Идивидуальная работа на компьютере

Фиксирует в классном журнале оценку, выставленную компьютером

Применяя знания по орфографии и пунктуации, вставляют пропущенные буквы и знаки препинания

Анализировать сравнивать, обобщать, делать выводы, работать по способу действия (П).

III. Подготовка к восприятию  темы урока

Лингвистический анализ текста с последующим выходом на проблемную ситуацию урока

Имена существительные  - очень важные слова в нашей речи. Учёные установили, что в речи человека они занимают примерно четвёртую часть всех употребляемых слов.

Да и самыми первыми словами ребёнка тоже являются имена существительные: мама, папа, баба… И это вполне понятно: ребёнок жадно смотрит на мир и пытается понять,  как называются окружающие его предметы.  А все  они имеют своё наименование, которое выражается именем существительным. Именно поэтому так важна его роль в языке: существительное помогает точно выразить мысль.

Но не только точность и ясность достигается употреблением существительных: умелое их использование придаёт речи выразительность и красоту. В этом мы можем убедиться, обращаясь к лучшим образцам русской художественной литературы. Писатели и поэты искусно  используют в своей речи и существительные в переносном значении, и существительные синонимы, и существительные-антонимы.

Богатство и образность русской речи во многом зависит от удачного употребления слов ведущей части речи.

Коллективная

Координирует деятельность учащихся:

  1. Докажите, что перед вами текст.
  2. Определите тему данного текста.  (На какой вопрос вы должны ответить?) (О чём этот текст)
  3. Главную мысль. (На какой вопрос вы должны ответить?) (Что именно говорится о предмете речи?)
  4. Давайте озаглавим этот текст.
  5. Запишем заголовок в тетрадь – это и есть тема нашего урока.
  6. Давайте составим план этого текста. (Что мы для этого должны сделать ?)

Применяя знания о тексте, доказывают что перед ними текст, определяют тему, главную мысль текста,

Озаглавливают текст и записывают в тетрадь.

Составляют и записывают в тетрадь план текста

 Личностное самоопределение; смыслообразование: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация; учебно- познавательная мотивация;(Л).

высказывание предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока (Р)

самостоятельное формулирование познавательной цели; смысловое чтение; (П)

 планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками; постановка вопросов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил  речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К)

III. Введение в тему с формулировкой целей урока.

Осознание роли имён существительных в речи.

План этого текста будет служить и планом нашей беседы о роли существительного в  речи.

  1. Действительно ли существительные занимают  такую большую  часть всех употребляемых слов?

Этот вопрос изучали наши скептики. Вот к каким выводам они пришли.

  1. Ответ на второй пункт плана вы получили у своих мам: какое первое слово вы сказали?

Коллективная

Создаёт условия для проблемной ситуации. Проводит параллель с ранее изученным материалом.

Выступают с  результатами индивидуальных исследований по темам:   частоту употребления существительных в  текстах различных стилей: художественном, публицистическом, разговорном.

Ответ на проблемный вопрос, формулировка вывода в тетради

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; учебно- познавательная мотивация; (Л) целеполагание;  высказывание предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока; поиск пути её решения; (Р)

самостоятельное формулирование познавательной цели; поиск, выделение необходимой информации, преобразование  информации; структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П).

постановка вопросов; разрешение конфликтов; умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил  речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. К)

IV. Физкультминутка

Предупреждение общего утомления учащихся, переключение их с умственной деятельности  на физическую.

  1. Считалочка-разминка:

Раз-два-три-четыре-пять…

Все умеем мы считать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим.

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим!

Раз - подняться, потянуться!

Два - нагнуться, разогнуться!

Три- руками три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире!

Пять – руками помахать!

Шесть – за парту тихо сесть.

  1. Гимнастика для глаз

(по специальной таблице).

Коллективная

Вместе с детьми выполняет упражнения для снятия напряжения мышц тела и глаз

Вместе с учителем выполняют упражнения для снятия напряжения мышц тела и глаз

Установление учащимися связи между целью  деятельности и ее мотивом.(Л)

V. Закрепление темы

Наблюдение за использование в художественных произведениях  существительных в переносном значении.

1.  Беседа:

- Как называется  оборот речи, в котором слово употреблено в переносном значении? (Троп)

- Какие тропы вы знаете? ( Эпитет, метафора, олицетворение, сравнение)

- Приведите примеры данных тропов

Коллективная

Проводит беседу, оценивает знания

Отвечают на вопросы, приводят примеры.

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; учебно- познавательная мотивация;  (Л) предположения на основе наблюдений; формулирование темы, проблемы урока; поиск пути решения проблемы (Р); структурирование знаний; осознанное и произвольное построение речевого высказывания в  письменной форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия; смысловое чтение; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера. (П)

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил  речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К)

  1. Выразительное чтение текста:

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Весёлой пёстрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Берёзы жёлтою резьбой

Блестят в лазури голубой.

Как вышки, ёлочки темнеют,

А между клёнами синеют

То там, то здесь, в листве сквозной,

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и сосной,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пёстрый терем свой.

  1. Комплексный анализ текста по вопросам:
  • Аукцион орфограмм «Кто больше назовёт орфограмм в этом тексте».
  • Спишите последнее предложение, устно его охарактеризуйте, нарисуйте схему.
  • Давайте понаблюдаем: в качестве каких тропов употребляются в художественных текстах имена существительные.
  • Как отличить сравнение от метафоры?

Коллективная, парная

Проводит беседу, оценивает знания и умения

Отвечают на вопросы, выполняют практическую работу

  1. Выполнение Упр.142, 144

Самостоятельная

Консультирует, оценивает работу

Выписывают сравнительные обороты  и метафоры вместе с глаголами, к которым они относятся.

Делают вывод о роли имён существительных в создании метафор и сравнений.

VI . Развитие творческих способностей

Формирование умения пользоваться именами существительными в переносном значении  для создания  художественного текста

Игра «Аукцион тропов»:

Глядя на картину «Цветистый луг», придумать как можно больше тропов (метафор, сравнений, олицетворений). Сначала  каждый работает самостоятельно, затем формируются 3-4 группы. Группы по очереди называют тропы, побеждает команда, придумавшая наибольшее количество тропов

Индивидуальная, групповая

Уточняет понимание задания, осуществляет индивидуальный контроль

Высвечивает на экране репродукцию картины

Подбирают самостоятельно, затем в группах примеры тропов, используемых для устного рисования; озвучивают результаты своей деятельности

установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; нравственно-этическая ориентация; (Л) соотнесение цели и результата своей деятельности; (Р) построение речевого высказывания в устной  форме; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. (П) планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;  умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли; соблюдение правил  речевого этикета; умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. (К)

VII. Рефлексия

Организовать оценивание учащимися собственной деятельности

  • Какой была тема урока?
  • Какую проблему мы решали?
  • Как её решили?
  • Чему научились на уроке?
  • Назовите ключевые слова темы.
  • Как вы считаете, мы справились с задачей урока?

Коллективная

Организует рефлексию через подводящий диалог.

 

Отвечают на вопросы, подводят итог работы

Адекватное понимание причин успеха или неуспеха в учебной деятельности. (Л); определение степени успешности работы (Р);

умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения (К)

VIII. Домашнее задание 

Организация самостоятельного выполнения задания на тему урока

Написать мини-сочинение  (0,5 стр.) на темы:

1-вариант

« Роль существительных-тропов в произведениях художественной литературы»

1 ряд – в прозе. 2 ряд – в поэзии.

2-вариант

« Роль существительных-тропов в произведениях устного народного творчества»

1  1 ряд – в пословицах и поговорках.

2        2 ряд  – в загадках.

Индивидуальная

Уточняет понимание задания

Записывают задание в дневник

Установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом (Л); прогнозирование (Р); выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий (П);  умение слушать и слышать других (К)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

технологическая карта урока. Русский язык, 5 класс. Склонения существительных.

Технологическая карта урока выполнена в соответствии с требованиями ФГОС. Вместе с данной картой необходимо импользовать раздаточный материал в виде путевого листа урока....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Технологическая карта урока. Русский язык 6 класс.«Н-НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительных»

Класс: 6Предмет: Русский языкТип урока, вид: урок изучения новых знаний и способов действий, комбинированныйДата проведения: 29.01.2018Учитель: Дремова Т.Н.  Цели урока: 1.   Образ...

Методическая разработка . Технологическая карта урока.Русский язык .7 класс."Употребление предлогов в речи."

Технологическая карта урока  . Русский язык. 7 класс. "Употребление предлогов в речи"....

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...