Конспект урока русского языка "Обобщение по теме "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Планируемые результаты

Предметные: повторить и обобщить знания по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение работать с разными типами лингвистических словарей, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи.

Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon obobshchenie_po_teme_leksika.doc84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока русского языка (5 класс)
«Обобщение по теме «Лексика».

Предмет

Русский язык

Класс

5

Тема урока

Обобщение по теме «Лексика».

Тип урока

Поворительно-обобщающий

Цели урока

Образовательные: создать условия, способствующие повторению и обобщению знаний по теме
"Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы " и применению их в нестандартных учебных ситуациях.

Развивающие: содействовать развитию коммуникативной культуры личности, интереса к учению, самостоятельному поиску для решения учебных задач; способствовать формированию  умений работать в группе, развитию информационной компетенции, творческих возможностей.

Воспитательные: воспитывать любовь к русскому языку, бережное отношение к слову, активную жизненную позицию.

Планируемые результаты

Предметные: повторить и обобщить знания по теме "Лексика. Синонимы, антонимы, омонимы» и применять их в нестандартных учебных ситуациях; совершенствовать навыки анализа художественного текста; развивать умение работать с разными типами лингвистических словарей, определяя особенности употребления в нем синонимов, антонимов, омонимов; расширить словарный запас учащихся; развивать навыки устной и письменной речи.

Метапредметные: овладевать различными приёмами отбора и систематизации материала, умением извлекать и преобразовывать информацию, представленную в разных формах; быть готовым слушать собеседника и вести диалог; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения; определять цели предстоящей учебной деятельности, последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в разной форме; участвовать в  разнообразных формах организации учебной деятельности, уметь работать индивидуально и в группе, находить общие решения.

Личностные: мотивация к учению и изучению русского языка, обеспечивать значимость решения учебных задач, связывая их с реальными жизненными ценностями и ситуациями, развитие познавательных интересов, учебных мотивов, формирование адекватного понимания причин успеха, формирование самоуважения и самопонимания

Технологии

Проектная, личностно-ориентированная, информационно-коммуникативная, проблемно-диалогическая,  технология дифференцированного обучения.

Формы работы

Коллективная, групповая, творческая, проектная, ролевая игра


СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

Время (в мин.)

ИКТ

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемые результаты (УУД)

1.

Организа-ционный момент

1

Слайд 1

Приветствует учащихся, создает комфортную рабочую атмосферу в классе, проверяет готовность к уроку:

-

Приветствуют учителя, настраиваются на работу.

2.

Актуализа-ция знаний

5

Слайд 2

Слайд3        

Перед вами предложения (на слайде).

  1. В глаза хвалит, а за глаза бранит.
  2. Жди горя от моря, а беды от воды.
  3. Где умному горе, там глупому веселье.
  4. Добрый плачет от радости, а злой от зависти.
  5. Знать не знаю, ведать не ведаю.
  6. Солнце на ели, а мы еще не ели.
  7. Лодырь и бездельник – им праздник в понедельник.
  8. Ученье – свет, а неученье – тьма.

Задаёт вопросы:

- Попробуйте разделить данные предложения на 3 группы.

- Какие лингвистические явления они иллюстрируют?

-Обменяйтесь тетрадками и произведите взаимопроверку

Читают пословицы и поговорки,

Находят однотипные языковые факты.  Находят основания для классификации языковых явлений. Размышляют на лингвистические темы. Проводят самоанализ и взаимопроверку

Познавательные: структурирование знаний.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

Регулятивные:

самокоррекция.

3.

Целеполага-ние

1

Слайд 4

Задает вопросы:

- Ребята, попытайтесь предположить, о чем мы будем говорить сегодня на уроке.

- А как называется раздел лингвистики, изучающий названные вами языковые явления.

На доске появляется тема урока.

Формулируют тему урока:

- Повторение по теме «Лексика». Синонимы, антонимы, омонимы.

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование темы.

4.

Мотивация к учебной деятель-ности

1

Мотивирует учащихся к учебной деятельности.

Узнают о сюжетной линии урока.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества.

5.

Целеполага-ние.

2

Слайд 4

Подводит учащихся к формулировке гипотез (предметных целей урока):

- Перед началом исследования ученые должны выдвинуть гипотезы. Что сегодня на уроке нам предстоит доказать?

Под руководством учителя формулируют гипотезы:

1. Синонимы -….

2.  Антонимы-…

3. Омонимы - ...

Регулятивные: целеполагание.

Коммуникативные: формулирование гипотез.

6.

Физминутка

1

Слайд 5

Предлагает поиграть и снять статическое напряжение: нужно хлопнуть в ладоши, когда прозвучит глагол совершенного вида. А если звучит глагол несовершенного вида, то повернитесь лицом друг другу и улыбнитесь. (Называю глаголы из  произведения  А.С.Пушкина):

Простился, снарядился, села ждать (его), ждет-пождёт, смотрит (в поле), (очи)  разболелись, видит, вьется (вьюга), (снег) валится, проходит, (глаз она) не сводит.

- Из какого произведения эти глаголы?

Выполняют упражнения на снятие статического напряжения.

Настраиваются на позитивную работу в группах.

Актуализируют знания о глаголах совершенного и несовершенного вида;

Познавательные:

Опираются на уже известное;

7.

Обобщение изученного:

1. Проектная работа в группах
2. Презента-ция проектов

20

15

5

Следит за ходом работы, при необходимости своевременно оказывает помощь. Если участник группы досрочно справился с заданием, учитель может оценить его, предложив другие виды работы

Узнают о дальнейшей сюжетной линии урока.

Слушают рекомендации учителя по организации проектной деятельности. Получают задания.  Старший научный сотрудник распределяет роли, организует и контролирует работу в группе, участвует в деятельности.

Познавательные: умение строить высказывание, структурирование знаний, поиск информации.

Коммуникативные: разрешение конфликтов, умение выражать свои мысли, управление поведением партнера, планирование учебного сотрудничества.

Личностные: смыслообразование.

Регулятивные: планирование, прогнозирование, контроль, коррекция.

8.

Контроль усвоения материала

5

Слайд 6

Предлагает выполнить задание
Тест, аргументировать свой ответ:

1. В каком ряду представлены синонимы?

1)жизненный - житейский

2)высокомерие - надменность

3)высокий - низкий

4)комнату заставили мебелью - меня заставили учиться

2. Укажите слово, имеющее омоним.

1)успех

2)острый

3)топить

4)сидеть

3. Укажите лишнее слово в ряду синонимов.

1)молчаливый

2)неразговорчивый

3)спокойный

4)безгласный

4. Найдите словосочетания, в которых слова являются омонимами.

1)годы прошли – студенты прошли;

2)площадь прямоугольника – городская площадь;

3)сборка деталей – сборка на юбке;

4)счастливый брак – производственный брак;

6 В этом предложении есть антонимы:

1) Без труда не выловишь и рыбку из пруда.

2) Береги платье снову, а честь смолоду.

3) От доброго не бегай, а худого не делай.

7.В этом предложении есть антонимы:

1) Век живи – век учись.

2) Волков бояться – в лес не ходить.

3) От нужды умнеют, а от богатства глупеют.

Находят основание для классификации языковых явлений.

Участвуют в тестировании.

Проводят самоанализ и взаимопроверку.

Регулятивные: контроль, самоконтроль.

Коммуникативные: понимать учебные задачи.

9.

Подведение итогов урока

1

Анализирует работу учащихся на уроке. Дает рекомендации

Анализируют свою работу и работу группы на уроке.

Регулятивные: саморегуляция.

Коммуникативные: умение выражать свои мысли.

10.

Дифферен-цированное домашнее задание

1

Слайд 9

 Объясняет технологию выполнения домашнего задания (на выбор):
1. Упражнение № 304

Записывают домашнее задание в дневники. Получают рабочий материал, если выбирают вариант №3 домашнего задания.

Регулятивные: планирование.

Личностные: самоопределение.

11.

Рефлексия

3

Слайд 10

Слайд 11

Рефлексию по методике «Незаконченное предложение» (продолжить любое из понравившихся предложений):

- На этом уроке я узнал, что...

- Мне было сложно, когда...

- Я удивился, когда...

- Я едва не отчаялся, но...

- Я наконец-то понял, что...

- Хотелось бы, чтобы этот урок...

Всем спасибо за урок!

Рефлексируют. Выражают личное отношение к процессу и результатам урока.

  Познавательные: рефлексия деятельности.

Личностные: самоопределение, самооценка.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект урока русского языка в 5 классе по теме "Разделы русского языка"

конспект урока русского языка в 5 классе коррекционных школ 2 вида по теме "Разделы русского языка" в форме путешествия "Регата по заколдованным островам" с презентацией и  физминуткой...

Конспект урока русского языка в 11 классе "Гимн русскому языку"

Первый урок русского языка в 11 классе можно провести необычно, например в форме игры. Предлагается работа в группах....

Конспект урока русского языка в 9 классе с использованием методов и приёмов личностно ориентированного подхода в образовании. Тема урока: Международное значение русского языка

Данный урок можно проводить как в начале, так и в конце учебного года, приурочив его к празднованию Дня славянской культуры и письменности. Учитель по своему усмотрению может использовать предложенный...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

План-конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-". Презентация к уроку русского языка по теме "Буквы о и а в корне -кос- - -кас-".

Данный конспект урока  разработан для уч-ся 6 класса  по материалу учебника М.Т.Баранова "Русский язык ". В конспект урока включены фрагменты презентации, схемы, таблицы для использования ин...

Конспект урока русского языка Тема урока: «Общенародный русский язык».

Конспект урока русского языкаПредмет: русский языкКласс: 5Учебник: «Русский язык. 5 класс» ФГОС. Москва, Вентана-Граф, 2012 г. под ред. Шмелёва А.Д.Название раздела: На каком языке мы гово...