Таблица "Виды придаточных"
учебно-методический материал по русскому языку (9 класс)

Чмиль Маргарита Александровна

Таблица предназначена для повторения и систематизации знаний по теме

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dlya_dettabl_vidov_pridatochnyh_ispr_fev_13.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Виды придаточных предложений

Вид придаточного

Вопросы

Значение придаточной части

Союзы

Союзные слова

Указательные слова в гл. части

От чего задается вопрос из гл.  части

Место придаточного

Пример

Определитель-ные

Какой? Который?

Чей?

Дает характеристику или раскрывает признак

-------

Какой, который, каков, чей, кто, что, где, куда, откуда

Тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой

От существительного или от слова в значении существительного

Строго после определяемого слова

[Люблю людей], (которым жизнь в радость). [Около деревни протекает река], (исток которой находится в лесных предгорьях).

[Мысль, (что вижу ее в последний раз), придавала ей в моих глазах что-то трогательное].

Местоименно- определительные (местоименно-соотносительные)

Кто именно? Что именно?

Конкретизирует значение местоимения из гл части

--------

Какой, который, каков, кто, что

Тот, такой, таков, все, каждый, всякий, любой, то,

От местоимения

До и после определяемого слова

(Кто ищет), [тот всегда найдет]. [Вечер казался таким], (каким его утро обещало).

Изъяснительные

Падежные вопросы

Поясняют слова главной части, которые нуждаются в дополнительном разъяснении

что, чтобы, как, ли, будто,

как будто, словно,

 если бы, пока

кто, что, чей, как, отчего, зачем, почему, где, когда, куда, сколько

То, тот

От слов со значением:

речи (говорить, объяснять; обещание, сообщение), 

чувств (чувствовать, горевать, нравиться), 

мысли (решить, думать, мечтать, верить, знать), ощущений (видеть, слышать)

После того слова, к которому относятся

Иногда порядок нарушается, чтобы усилить внимание к информации

[Мы сами должны верить в то], (чему мы учим наших детей).

[Ты говоришь], (что теплой дождемся весны).

 [Он сказал это и почувствовал], (как  у него холодеет лицо).

(Что волки жадны), [всякий знает].

Обстоятельственные места

где? куда? откуда?

Обозначает место или пространство, где находится или происходит то, о чём говорится в гл. части

-----------

Где, куда, откуда

Там, туда, оттуда, везде, всюду

от всего гл. предл

Любое место в предл

[Вдруг там, (где прибой свои белые фонтаны), поднялся орёл]. (Где труд), [там и счастье].

времени

Когда? Как долго? С каких пор? До каких пор? На сколько времени?

Содержит указание на время совершения действия, о котором говорится в главном предложении.

когда, пока,

как только, лишь только, едва,

в то время как, покамест, прежде чем

-----------------

Тогда,

до тех пор

от всего гл. предл

Любое

 (Когда пьёшь воду), [помни об источнике].

[До тех пор буду любить], (пока не умру).

(С тех пор как вечный судия мне дал всеведенье пророка), [в глазах людей читаю я страницы злобы и порока].

сравнения

Как? Как что? Как кто? Чем кто? Чем что? Насколько? В сравнении с чем? Подобно чему?

Содержит пояснение содержания гл предл путём сравнения, основанного на ассоциациях

как, будто,

как будто, словно, точно,

подобно тому как,

чем — тем,

как если бы

----------------

Так, насколько

от всего гл. предл

Любое

Не путай со сравн. оборотом! Он содержит имя сущ. с завис словами, но в нём нет сказуемого!!!

[Деревья шуршали листьями], (будто кто-то крался в тишине).

(Чем ближе я подъезжал к дому), [тем сильнее билось сердце.

Он был труслив, как заяц.(ПП со ср. об.)  Земля, как железо, звенела.(ПП со ср.об.)

Вид придаточного

Вопросы

Значение придаточной части

Союзы

Союзные слова

Указательные слова в гл. части

От чего задается вопрос из гл.  части

Место придаточного

Пример

образа действия и степени

как?

 каким образом? в  какой мере? до  какой степени?

Содержит указание на образ или способ совершения действия, на меру чего-либо, на степень признака, о которых говорится в гл предл.

Что, чтобы, как, будто, как будто, словно

Как, насколько

Такой, таков, настолько, столько, так.

Указ слова образуют соотносительные пары с союзами:

так – что

такой – что

до того – что

настолько - что

От сочет. с указат словом

Всегда после главного

[Руки его дрожали до такой степени], (что он был не в состоянии расстегнуть пальто).  

[В русской земле столько прелести], (что всем художникам хватит на тысячи лет).

[Старик и говорил так], (как будто  было очень холодно).

цели

зачем?

с  какой целью? для чего?

Уточняют цель, назначение действия, о котором говорится в гл. предл.

чтобы,

для того чтобы, с тем чтобы, дабы,

 затем чтобы, лишь бы, только бы

для того, затем, с тем

Для того, затем, с тем

от всего гл предл

Любое

(Чтобы вскарабкаться наверх), [надо сложить крылья].  (Чтоб чем-нибудь играть от скуки), [копье стальное взял он в руки].

условия

при каком условии?

Содержит указание на условие, от которого зависит осуществление того, о чем говорится в гл. части

если, когда, кабы, ежели, коли (коль),

как скоро

----------------

В том случае, тогда

от всего гл предл

Любое

(Коль ты старый человек), [дядей будешь нам навек]. [Любое дело можно загубить], (если делать его равнодушными руками).

(Когда все виноваты), [тогда никто не виноват].

причины

почему?  отчего?

по какой причине?

Указывает на причину или основание того, о чём говорится в гл предл.

потому что, оттого что,

так как, ибо, затем что, благодаря тому что,

ввиду того что, в силу того что

--------------

потому, оттого,

ввиду того, вследствие того

от всего гл предл

Любое

В главн. части содержится следствие, в придаточн. – причина.

[Собаки приутихли], (потому что никто не тревожил их). [Меня лечил полковой цирюльник], (ибо в крепости другого лекаря не было).

[Никогда не отказывайтесь от малого в работе], (ибо из малого строится великое).

следствия

Что из этого следует? Вследствие чего это произошло?

Указывает на результат действия, о котором говорится в гл. предл.

Так что

---------

-------

от всего гл предл

После главного.

В главн. части содержится причина, в придаточн. – следствие.

[Пожары продолжались шесть суток подряд], (так что нельзя было различить ночи от дня). [Его не было дома], (почему я и оставил записку). [Во время сильной бури вывернуло с корнем высокую старую сосну], (отчего и образовалась яма).

уступки

несмотря на что?

вопреки чему?

Указывают на действие, которое произошло вопреки тому, о чём говорится в гл. предл.

хотя, несмотря на то, что, пусть, пускай, даром что

 СС с усилительной частицей НИ: что ни, как ни, где ни, кто ни, сколько ни

Противит. союзы: но, а, однако, тем не менее, всё же

от всего главн. Предл.

Любое

(Хоть будешь ты ещё любить), [но к чувствам прежним нет возврата]. (Даром что парню 19 лет), [а в работе любого казака за пояс заткнёт].


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Виды придаточных. СПП с придаточным определительным (урок+презентация)

Этот урок знакомит девятиклассников с видами придаточных предложений. Работа на уроке построена по принципу дифференцированного обучения...

Урок русского языка в 9 классе "Сложноподчинённые предложения с несколькими придаточными.Виды подчинения придаточных предложений."

Данный урок отвечает требованиям системно-деятельносного подхода.Урок "открытия" новых знаний.Разработка содержит презентацию к уроку и большой дидактический материал....

Урок русского языка в 9 классе "СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места."

Урок " СПП с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными времени и места " для 9 класса составлен на основе учебника Л.А.Тростенцовой, Т.А.Ладыженской и др. Материал урока предполагает разноу...

Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места

Разработка урока на тему "Сложноподчиненные предложения с придаточными обстоятельственными. СПП с придаточными места", цель которого: показать особенности СПП с придаточными места; совершенствовать ор...

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...