Технологическая карта урока русского языка 6 класс
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Мельникова Любовь Александровна

Технологическая карта урока русского языка (ТДМ) 6 класс "Переходные и непереходные глаголы"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Учитель русского языка и литературы 

муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Основная общеобразовательная школа № 15» г. Улан-Удэ

Мельникова Любовь Александровна        

Предмет: русский язык

УМК под ред. В.В. Бабайцевой

Класс: 6        

Технология деятельностного метода

Тема: Переходные и непереходные глаголы.

Цель деятельности педагога:  создать условия для успешного усвоения знаний о переходных и непереходных глаголах.

Задачи:

Личностные: воспитывать внимательное отношение друг к другу, умение выслушивать своего товарища, быть культурным, воспитанным.

Метапредметные: формировать умение  видеть задачу в контексте проблемной ситуации и в самой жизни; умение находить способы решения поставленной цели; умение планировать, контролировать и оценивать  свои действия; умение слушать собеседника и вести диалог, высказывать свою точку зрения, правильно говорить; умение провести рефлексию своих действий на уроке.

Предметные: познакомить учащихся с переходными и непереходными глаголами, научить различать их в тексте и использовать в речи.

Тип урока: урок первичного предъявления новых знаний.

Целевое назначение: 

Деятельностная цель: формирование у учащихся способностей к самостоятельному построению новых способов действия на основе метода рефлексивной самоорганизации.

Образовательная цель: расширение понятийной базы по учебному предмету за счет включения в нее новых элементов.

Результативность обучения: воспроизведение своими силами правил, понятий, алгоритмов, выполнение действий по образцу.

Необходимое техническое оборудование: мультимедийное оборудование.

Формы работы учащихся: парная, групповая, фронтальная.

Понятия:  глагол, переходность и непереходность, возвратность, прямое дополнение.

Планируемые результаты:

Личностные: осмыслить значение общения для передачи и получения информации;  формировать ответственное отношение к учению с учетом устойчивых познавательных интересов; формировать уважительное отношение к русскому языку как родному языку русского народа  и как к государственному языку; формировать интерес к языковой и речевой деятельности, осваивать правила общения;

Метапредметные: принимать и сохранять цель  и учебную задачу, соответствующую этапу обучения (определённому этапу урока) с помощью учителя;  высказывать своё предположение относительно способов решения учебной задачи;  проговаривать вслух последовательность производимых действий, составляющих основу  осваиваемой деятельности; оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий,  вносить соответствующие коррективы;  целенаправленно слушать учителя и одноклассников, участвовать в обсуждении и  решении познавательных задач;  ориентироваться в учебнике  и использовать условные обозначения при усвоении материала урока;

Предметные: различать переходные и непереходные глаголы, использовать в своей речи.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Планируемый результат

1

Организационный момент

Приветствие. Проверка готовности к уроку.  Создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке.

Предлагаю улыбнуться соседу по парте и отправиться в путешествие с друзьями за знаниями  (слайд)

Приветствуют  учителя.

Личностные

Положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.

2

Этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности

Беседа по уточнению и конкретизации первичных знаний.

-С какими морфологическими признаками глагола вы уже знакомы?

-Проверим на слайде. - Какой признак  не назвали?

 

-Почему? Могли бы вы его назвать?

-Значит, о чем сегодня пойдет речь? Назовите тему урока.

-На доске вы видите цифры  и комментарии к ним

  1.   Ничего не знаю
  2.    Что-то слышал
  3.  Имею неполные знания
  4.  Знаю эту тему

   Обведите в кружочек цифру, обозначив  тот уровень знаний, на котором вы находитесь в настоящее время.

Посмотрим, что изменится к концу  урока

Отвечают на вопрос учителя

-Спряжение, время, вид, число, род, 

-Переходность-непереходность.

Объясняют свой выбор

- Нет, потому что не изучали.

- Переходные и непереходные глаголы  

Коммуникативные УУД

взаимодействуют с учителем и друг с другом во фронтальном режиме, слушают и слышат собеседника

Познавательные  УУД

Осуществляют сериацию.

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы

Регулятивные УУД

Слушают в соответствии с целевой установкой.

Осуществляют пошаговый самоконтроль результатов.

2.1

Постановка цели и задач урока

- Какую вы поставите перед собой цель?

- А какие задачи?

- Научиться отличать переходные и непереходные глаголы

- узнать: что такое Переходность?  

Почему так называется признак?

Правильно употреблять глаголы в речи.

Познавательные  УУД

По вызову учителя (или по желанию) отвечают на поставленные вопросы.

Анализируют вербальную информацию.

Коммуникативные УУД 

Владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу

Высказывают предположения на основе наблюдений.

Формулируют проблему (цель, задачи) урока.

3.

Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

(определение основной проблемы урока)

- Посмотрите на две колонки словосочетаний, что между ними общего и чем они отличаются?

- В обеих колонках словосочетания глагол +существительное. У всех вид связи управление. Но в первой колонке все существительные в винительном  падеже стоят, а во второй в косвенных падежах. В первой колонке нет предлогов

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Высказывать предположения на основе наблюдений.

Познавательные  УУД

 Сравнивают, анализируют, делают выводы, устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят рассуждения.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

везти  санки

увидеть  мальчика

написать письмо

учу уроки

бродить по лесу

стоять на носочках  

помогать маме

руководить командой

- Как вы думаете, как эти две колонки связаны с темой нашего урока?

-В одной колонке переходные глаголы,  а в другой непереходные

4

Этап построения проекта выхода из затруднения

-Давайте выяснять, что же такое переходность? Обратите внимание смысл слова.

-Правильно. Вспомните, что обозначает глагол?

-Значит, что должно переходить?

-Действие кто выполняет?

- Действительно, действие, производимое одним предметом, переходит на другой предмет, поэтому такие глаголы и называются переходными.

-  Вернемся к словосочетаниям. В какой колонке действие переходит на другой предмет?

- Обратите внимание и скажите, в каком падеже стоят существительные

 в первой колонке?

Сделайте вывод, в первой колонке какие глаголы?

- Обратимся к слайду, какие перед вами глаголы?

  Везти (что?) санки

 Увидеть (кого?) мальчика (сущ.)

 Увидеть (кого?) их (мест.)

- обратите внимание

 

- ПЕРЕХОДНЫЙ глагол всегда имеет при себе существительное или местоимение без предлога, которое не просто стоит в В.п., а является объектом того действия, которое называет глагол.

 - А вот у НЕПЕРЕХОДНЫХ  глаголов действие не переходит прямо на предмет. От непереходных глаголов мы можем задать  любые вопросы, кроме вопросов КОГО? ЧТО?  т.е. кроме вопросов В.п. без предлога.

Плакать (что?) … а ничего. Просто плакать и всё. Действие ни на что  не переходит.

Бродить (что?) … опять ничего!

- Действие ни на что не переходит, следовательно, что можем сказать о таких глаголах?  ( Слайд)

- Что-то должно куда-то переходить.

- глагол обозначает действие предмета.

-Действие.

- Предмет.

- В первой колонке.

- в винительном падеже без предлога.

- в первой колонке переходные глаголы

- переходные глаголы

-глаголы  НЕПЕРЕХОДНЫЕ

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Высказывают предположения на основе наблюдений.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности.

5

Этап реализации построенного проекта

-К непереходным относятся глаголы, обозначающие движение и положение в пространстве, физическое и нравственное состояние,

например: лететь, болеть, стоять, страдать (слайд)

-определите, что обозначают, данные  слова

- Обратите внимание на  словосочетание

  Простоять час (В.п.)

  Жить неделю (В.п.)

- является ли  существительные  объектом действия, которое называется глаголом?

-Переходный ли глагол в словосочетаниях?

Несмотря на то, что существительное в обоих словосочетаниях  стоит в В.п. без предлога  глагол является НЕПЕРЕХОДНЫМИ, потому что существительное не является объектом действия, которое называется глаголом.

Жить неделю (В.п.)

глагол непереходный, так как «неделя» не испытывает воздействие со стороны субъекта.

Лететь -  движение в пространстве

Болеть -  физическое  состояние

стоять - положение в пространстве

страдать -  нравственное состояние

- существительные не являются объектом действия, которое называется глаголом, хотя стоят в Винительном падеже, глагол непереходный.

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

 Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

6

Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи

-Попробуем узнать, переходными  или непереходными являются следующие глаголы, подберем к ним существительные.

 - Запишите в тетради глаголы

 строить                                читать
подавать                              помогать
стоять                                  работать

- Сделайте вывод: как определить глагол переходный или нет?

- Обратите внимание на данные словосочетания, в чем их особенность? Гордиться сестрой

Учиться в школе

-В чем особенность возвратных глаголов?

Ребята, мы часто слышим выражение: Извиняюсь.

-правильно ли так говорить?

-Как вы думаете, возвратные глаголы могут быть переходными?

- Обратимся к слайду

 Ваня одевается.

Ваня одевает брата.

-Скажите, ребята, каким членом предложения является существительное, на которое переходит действие?

-Ребята, при определении переходности на что в первую очередь нужно обратить внимание?

-где мы можем проверить полученную информацию?

- Обратимся к учебнику, проверим, всю ли информацию мы получили.

Записывают задание в тетрадях, объясняют свой выбор

Вывод: если при глаголе может стоять сущ. В вин. пад. без предлога,  является объектом действия, которое называется глаголом, то глагол - переходный

- Они возвратные.

- Действие возвращается на предмет, который его производит.

- правильно говорить: извините

- (Нет, потому что  суффикс -ся не даёт ПЕРЕХОДИТЬ на другой предмет. Он как бы возвращает действие к самому человеку или предмету, который это действие выполняет.

- Существительное, на которое переходит действие, является в предложении дополнением. В данном предложении это прямое дополнение.

- Надо выяснить возвратный или невозвратный глагол, если невозвратный, то зададим вопрос к существительному

- в учебнике

Читают правила в учебнике.

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

 Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

 Осуществляют речевой самоконтроль в процессе речевой деятельности

7

Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

(Работа в группах)

- Пользуясь полученными знаниями, составьте алгоритм определения переходности  (работа в группах).

- выберите представителя из каждой группы, чтобы представить алгоритм.

- А теперь посмотрим составленный мною  алгоритм и сравним.   (слайд)

Учащиеся в группах составляют  алгоритм определения переходности, объясняют свой выбор.  

Учащиеся  сравнивают составленный  в группах алгоритм с алгоритмом, представленным на слайде учителем. Формулируют  выводы наблюдений.

Познавательные  УУД

Устанавливают закономерности, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей.

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

 Регулятивные УУД

 Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

 Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

В группах самостоятельно контролируют свое время и управляют им.

Принимают решения в проблемной ситуации на основе переговоров.

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют в группе для решения задания.

Устанавливают и сравнивают разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выводы.

8

Этап включения в систему знаний и повторения

(Применение новых знаний)

- вернемся к учебнику, выполним    упражнение по вариантам 

- Ну а теперь поиграем в 4 –й лишний с последующей проверкой  на  слайде

Страдать, купить, белеть, стоять.

Любит, учится, стонет, сидит.

Волноваться, одеваться, падать, косить

     Подошёл, научился, взял, исчез

Найдите ошибки в определении переходности глаголов (представлены на слайде):

1) Постучались в дверь (переходный)

2) Открыл дверь (переходный)

3) Спросил их (непереходный)

4) Взял пилу (непереходный)

5) Отвечают мне (непереходный)

-  Скажите переходность это постоянный или непостоянный признак?

- Ребята, нужно ли нам уметь отличать переходные и непереходные глаголы? Пять лет учились в школе, не знали ничего о переходности, может, и не надо ничего знать?

Посмотрите на слайд

Озёра обезрыбели.

Браконьеры обезрыбили озёра.

Путники обессилели от жажды.

Испытания обессилили путников.

 

- Посоветуйтесь в парах, определите переходность глаголов и сделайте вывод, почему в одном случае буква е, в другом - и

выполняют по вариантам.

Выписывают 4-лишний глагол

1)Постучались в дверь (непереходный)

2) Открыл дверь (переходный)

3) Спросил их (переходный)

4) Взял пилу (переходный)

5)Отвечают мне (непереходный)

Высказывают своё мнение

Работают в парах.

Высказывают свои предположения.

Формулируют выводы наблюдений.

Объясняют свой выбор.

Познавательные УУД

Владеют приемами отбора и систематизации материала.

Анализируют, сравнивают, устанавливают сходства и различия, группируют.

Устанавливают закономерности, выдвигают гипотезу, строят логическое  рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей

Коммуникативные УУД 

Взаимодействуют с учителем, слушают и слышат собеседника, владеют монологической речью; адекватно используют речевые средства для решения учебных задач.

Формулируют собственное мнение и позицию, аргументируют её и координируют её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

Регулятивные УУД

 Слушают в соответствии с целевой установкой.

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Физминутка (Задача: способствовать сохранению здоровья учащихся)

Организация и проведение физминутки.

Слайд

Зарядка для глаз.

Упражнения для снятия усталости глаз.

Психологическая и физическая разгрузка.

8.1

Тренинг освоенного способа действия

(Применение новых знаний)

1.Самостоятельная работа  (буквенный диктант) с последующей самооценкой

1 печатать    2 познакомиться      3  подойти

4 выучить     5 написать          6 продавать

7 спеть        8 выйти                9 прибежать       10 подружиться

Критерии оценивания: Нет ошибок -«5»

1-2 ошибки  - «4»

3-5 ошибок  - «3»

2. Дифференцированная работа

Учащиеся сами решают, выполнить творческую работу (написать ли им сочинение-миниатюру) или определить в представленном тексте переходные и непереходные глаголы и привести по 3 своих примера переходных и непереходных глаголов.

Сочинение-миниатюра   (слайд)

Продолжите текст. Какие глаголы вы будете  использовать переходные или непереходные?

Весенние ручейки бегут, торопятся... У каждого ручья свой голос. Один чуть шепчет, другой звонко кричит. И каждый о своём. Хочешь узнать лесные, полевые, болотные тайны  - сядь у ручья и послушай...

1

п

2

н

3

н

 4

п

5

п

6

п

7

п

8

н

9

н

10

н

Учащиеся выполняют задание, обмениваются листочками, проверяют, сравнивают ответы с ответами на слайде, оценивают.

Самостоятельно в тетрадях выполняют выбранное  задание.

Презентуют полученный  текст.

Регулятивные УУД

Принимают и сохраняют учебную цель и задачу.

Адекватно самостоятельно оценивают правильность выполнения действия и вносят необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации.

Познавательные УУД

Структурируют текст, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста.

 Выстраивать последовательность событий.

Коммуникативные УУД 

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Владеют письменной речью.

9.

Этап рефлексии учебной деятельности на уроке и информирования учащихся о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

Подведем итоги:

  -Что нового узнали на уроке?

 - Какие глаголы являются переходными?

  • - Как соотносятся категории переходности и возвратности?

- Удалось ли нам ответить на вопросы, которые задали в начале урока?

- Достигли своей цели?

Д/з. всем учащимся прочитать материал учебника на стр. 126-127.

Дифференцированная работа

(Учащимся предлагаю выполнить задания на выбор)

1) Вспомните стихотворение В.В. Маяковского «Кем быть»? Там есть такие строчки:

Книгу переворошив,

Намотай себе на ус -

Все работы хороши,

               Выбирай на вкус!

 - Предлагаю вам выбрать какую-либо профессию и описать действия, которые выполняет данный специалист. Укажите переходные и непереходные глаголы в получившемся тексте

Или

2) Упр. 254 На основе фотоколлажа составить предложения, отвечая на вопрос: что делают с помощью этих предметов? Указать, переходный или непереходный использован в каждом случае.

- В заключение урока посмотрите на слайд, закончите высказывания

Я вспомнил, что…

Я узнал…

Я понял…

Было интересно…

Особенно понравилось…

Вызвало затруднение…

Было сложно…

Я ничего не понял…

- Вернемся к шкале знаний, оцените себя:

0 – ничего не понял

1 – что-то понял

2 – понял, но есть вопросы

3 – хорошо понял

На доске изображена шкала знаний от 0 до 3. На партах учащихся лежат самоклеящиеся  закладки зеленого и желтого цвета. Учащиеся подходят к доске и крепят закладки на шкале знаний. Желтые показывают  уровень знаний учащихся в начале урока,  зелёные являются  результатом знаний учащихся на конец урока.

Подводят итоги своей работы

Регулятивные УУД:

Соотносят цели и результаты своей деятельности.

Определяют степень успешности работы.

Коммуникативные УУД 

Адекватно используют речевые средства для решения различных коммуникативных задач.

Познавательные УУД

Владеют приемами отбора и систематизации материала.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе "Имя существительное" (урок актуализации знаний и умений, урок повторения)

В связи с введением ФГОС ОО изменились и требования к поурочному планированию. Конспект урока в нашем привычном понимании я представила  в виде технологической карты....

Технологическая карта урока русского языка На тему: «Синтаксис и пунктуация» (урок-путешествие) 5 класс

Цели для ученика:Уметь: выделять из предложений словосочетания, делать полный синтаксический разбор простого предложения, верно расставлять знаки препинания в предложениях с прямой речью, однородными ...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. УМК: учебный комплекс под редакцией С.И.Львовой. Русский язык. 5 класс. Тема урока: Объяснение лексического значения слов путем подбора синонимов и антоним

Тип урока:  Открытие нового знания.Цели:  повторить понятия «синонимы», «антонимы»;            формировать умение использовать синонимы...

Технологическая карта урока русского языка в 5 классе. Тема урока: Синтаксис и пунктуация.

Повторить и обобщить сведения, изученные в разделе «Синтаксис. Пунктуация» в начальной школе....

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе по теме: «Причастие в языке и речи. Грамматическое значение причастия».

Цель урока: познакомить учащихся с причастием как особой формой глагола и ее грамматическими признаками....

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...