Достижение образовательных результатов на уроках русского языка с помощью исследовательских проектов
статья по русскому языку

Известно,что учитель способен развивать универсальные учебные действия, учить грамотно работать с информацией, интегрировать способы учебной деятельности, используя на уроках информационно-коммуникационные технологии, моделирующие различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что и способствует развитию УУД. С этой целью на уроках русского языка в основной школы активно применяю технологию исследовательских  проектов.Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных  результатов, способствует развитию познавательных универсальных учебных действий. А совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений. 

Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных  результатов, способствует развитию познавательных универсальных учебных действий. А совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Достижение образовательных результатов на уроках русского языка с помощью исследовательских проектов

        Результаты общего образования  выражены не только в предметном формате, но, прежде всего, имеют характер универсальных (метапредметных) умений. Так проявляется тенденция усиления общекультурной направленности образования, универсализации и интеграции знаний. Такой пересмотр целевых установок и приоритетов в определении образовательных результатов заставляет включить в состав основных образовательных программ программу формирования универсальных учебных действий.

Каждый учебный предмет раскрывает различные возможности для формирования УУД, а учебные предметы гуманитарного цикла, в том числе и русский язык, наиболее адекватны для их формирования.

        Универсальные учебные действия представляют собой целостную систему, определяемую общей логикой возрастного развития и соотношением разных их видов Учитель способен развивать универсальные учебные действия, учить грамотно работать с информацией, интегрировать способы учебной деятельности, используя на уроках информационно-коммуникационные технологии, моделирующие различные условия учебного процесса, к которым ребёнку необходимо быстро адаптироваться, что и способствует развитию УУД.

          Сегодня в продаже достаточно много различных готовых программных продуктов, помогающих  на уроках русского языка развивать УУД. Среди репетиторов наиболее применимыми  являются «1С: Репетитор. Тесты орфографии»,  «1С:  Репетитор. Тесты пунктуации» (автор О. И. Руденко-Могун) издатель АОЗТ «1С», програм¬ма "Фраза", комплекты дисков по подготовке к ЕГЭ. С помощью данных компьютерных программ учитель осуществляет  оперативный контроль промежуточных результатов мыслительной деятельности учеников, определяет  уровень сформированности общеучебных универсальных действий, ведет   отслеживание динамики индивидуального развития каждого ученика, таким образом способствуя развитию регулятивных учебных действий.

         Однако данные программы, способствуя развитию навыка контроля и самоконтроля, не могут служить средствами наглядности, которая является особенностью преподавания русского языка  в школе на всех этапах урока: при опросе, при объяснении нового материала и в процессе закрепления новых знаний. А потому для развития УУД на уроках русского языка мы используем возможности среды PowerPoint. Это позволяет представить учебный материал более ярко, внести в урок новизну, создаёт экономию времени. Информация, представленная на слайде в виде схемы, таблицы, иллюстрации, бесспорно, более информативна за счет цветового выделения и анимации. Увеличивается активность учащихся на уроке, естественным образом достигается оптимизация темпа работы учеников. Улучшается усвоение нового материала, так как в результате преобладания наглядно-образного мышления школьники легче воспринимают подаваемую таким образом информацию (цветные картинки, движущееся изображение и др.).

           Презентации удобны тем, что отбирается именно тот материал, который необходим для конкретного урока и в нужной последовательности. Слайды в сочетании с анимацией, интерактивными элементами обеспечивают качественно новый уровень предоставления материала, позволяют сделать урок более ярким, увлекательным.

        Использование информационных и телекоммуникационных технологий позволяет повысить качество учебного процесса, но требует кропотливой совместной деятельности учителя и учеников. Учащиеся могут участвовать в разработке элементов урока, тем самым, развивая творческое мышление, в результате чего у большинства детей повышается мотивация учебной деятельности. Если на первых этапах внедрения ИКТ в урок разработка презентации целиком  ложилась на плечи учителя, то сейчас работа по созданию своей презентации – это проектная деятельность учащихся.  Кроме того, используя различные возможности ИКТ, учащиеся создают и свои программы тренажеры.

Работа над исследовательскими проектами гармонично дополняет в образовательном процессе  учебную деятельность и позволяет работать над получением личностных и метапредметных результатов образования в более комфортных для этого условиях, не ограниченных временными рамками отдельных уроков. Нацеленность проектов на оригинальный конечный результат в ограниченное время создает предпосылки и условия прежде всего для достижения регулятивных метапредметных  результатов, способствует развитию познавательных универсальных учебных действий. А совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений.

Оптимальное сочетание традиционных уроков и уроков с использованием ИКТ способствуют развитию УУД, формируют положительную мотивацию к изучению предмета. Использование данных технологий позволяет:

- отслеживать динамику овладения способами обработки информации; повышать интенсивность мыслительной деятельности

- развивать скорость и качество мыслительных операций (логические универсальные действия);   

 -  формировать общеучебные  универсальные действия (в том числе знаково-символические), коммуникативные УУД;  

- интегрировать способы учебной деятельности, т. е. развивать и общеучебные, и личностно-коммуникативные УУД.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Пути достижения метапредметных результатов на уроках русского языка

Нестандартные формы и методы обучения на уроках русского языка и литературы...

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности.

Достижение метапредметных, образовательных результатов на уроках иностранного языка и во внеурочной деятельности....

Трёхуровневые задания как новая форма оценивания образовательных результатов на уроках русского языка. 9 класс

Работа написана по теме: "Сложносочиненные предложения с придаточными изъяснительными"...

Формирующее оценивание как современный подход к оценке образовательных результатов учащихся. (Уроки русского языка и литературы).

Освоение новых приемов формирующего оценивания позволяет  повысить  профессиональный уровень, сделать уроки более эффективными и интересными, достичь более высоких итоговых результатов ...

Читательская компетенция как метапредметный образовательный результат на уроках русского языка и литературы

Данный материал предназначен для учителей русского языка, содержит информацию по разработке заданий для развития читательской компетенции учащихся  на уроках русского языка и литературы...