Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Касперова Елена Викторовна

Конспект урока по русскому языку в 8 классе "Диалектные слова"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_8_kl_dialektnye_slova.docx22.04 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Диалектные слова».

Цели урока:

Обучающие: повторить понятие о лексике как разделе науки о языке; закрепить знания учащихся о группе слов в лексике;

Развивающие: продолжить формирование умений определять лексическое значение слов; совершенствовать навыки работы со словарями;

Воспитательные: прививать уважительное отношение к словарному богатству русского языка.

Задачи урока: (слайд 2)

1) Изучить основные понятия по теме;

2) Научить обучающихся определять значение диалектных слов с помощью словаря.

3) Сформировать у обучающихся целостное представление о богатстве русской лексики;

4) На примере художественных произведений развивать речь обучающихся;

5) Определить значение употребления диалектных слов.

Оборудование: конверты с текстами, словарь и портрет В.И.Даля, проектор.

        Ход урока.

I) Организационный момент. (1 мин)

II)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

 Учитель:

-Вчера мы хорошо поработали,изучая лексику русского языка. Надеюсь,что и сегодня наша с вами работа будет плодотворной.

Работа по вопросам.

-Что мы изучали на прошлом уроке?

- Ребята, вспомните на какие две группы делятся все слова русского языка.

 ( Общеупотребительные и необщеупотребительные ).

-Какую подгруппу необщеупотребительных слов мы уже изучили?

( Профессианолизмы ).

- Что это за слова?

2) Перед вами диалог. Из данного текста выписать профессиональные слова и расставить в них ударения.

-Я из диспансера. В ряде областей зафиксирована вспышка коклюша. Моё намерение – сделать вам прививку.

-У меня предрасположение к аллергии, лучше я сделаю флюорографию, ответил спортсмен с явным желанием выпроводить нежданную гостью.

-Я не уйду, - уперлась женщина.

Натиску пришлось уступить. Представительница диспансера, в блекло-голубом медицинском халате мастерски откупорила на столе флаконы с лекарством, потом взяла пациента за руку и начала вводить лекарство.

Слова вывести на экран, провести взаимопроверку.

Диспансера, коклюша, прививку, к аллергии, флюорографию, откупорила, пациента, лекарство.

Анализ сделанной работы.

Вопросы для самоконтроля.

«Лист успеха». (приложение 1).(Обучающимся предлагается отметить те положения, которые ими хорошо усвоены)

 

Профессиональные и общеупотребительные слова.

Я знаю.

+ или -

- Какие слова называются профессиональными?

-Какие слова называются общеупотребительными?

-Сфера использования профессиональных слов.

-Какие слова называются диалектными?

Сфера употребления диалектных слов.

Я умею.

-Составлять предложения с профессиональными словами.

-Разграничивать профессиональные и общеупотребительные слова друг от друга.

-Определять значение диалектных слов.

Учитель:

- Прошу назвать те вопросы, на которые вы не смогли дать ответ.

Исходя из них, сформулируйте тему и цель урока.

Запись темы урока в тетрадь.

II)Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Работа с текстом (текст распечатан).

                                                  Литовка. (слайд 3)

Тёма жил на юге. Однажды летом он приехал к дедушке в сибирскую деревню. Рано утром дедушка пригласил Тёму на сенокос и сказал:

-Внучек, возьми там в сарае литовку. Я её сейчас наточу.

Тёма долго переминался с ноги на ногу, а потом спросил:

-Как ты сказал, дедушка? Это же национальность такая есть…Мужчина – литовец, а женщина – литовка.

-Вон оно что! – рассмеялся дедушка. –Это у нас так         называют,

                                                                                                (косу)

которой траву         .

                          (косят)

-Вот чудеса! – удивился Тема.

Задания к тексту.

-Выразительно прочитайте текст.

-Почему внук не понял дедушку? (Он не знал, что так в сибирской деревне называют косу).В чём причина?

-Выскажите свои предположения, что обозначает это слово?

-Найдите и выпишите незнакомое слово,а рядом – объяснение.

Проверка написанного и выявление индивидуальных затруднений. Правильно написали те обучающие, которые как-то знакомы с бытом старой русской деревни. Некоторые поняли из контекста, что литовка- это коса.

III. Выявление места и причины затруднения.

Учитель:

-Что помешало некоторым ребятам дать правильные ответы?

( -Мы никогда не употребляли и не употребляем это слово в своей речи, нигде не слышали его).

-Так говорят не везде в России.

-Это слово необщеупотребительное, его знают не все люди, а лишь живущие в Сибири.)

Учитель:

-Правильно.Это слово диалектное.

-Прочитаем  и запомним определение в учебнике с.

Учитель:

-В русском языке различают три основных группы диалектов: севернорусские диалекты, южнорусские диалекты, среднерусские диалекты.  Давайте понаблюдаем, как звучит одно и то же слово в разных областях России.

Работа с таблицей. (Сравните как произносится одно и то же слово в разных областях России. Сделайте вывод.)

Общеупотребительные слова

Диалектные слова.

Северные

южные

свекла

свекла

бурак

говорить

баить

гутарить

дом

изба

хата

красивый

баской

личманистый

Учитель:

-Мы живём на юге и не знаем диалектные слова северян, но это можно исправить, если будем читать художественные произведения. Читать не поверхностно, а вникая в детали и подробности. Ведь крестьянскую жизнь мы можем увидеть в музее, кино или прочитать в книге русского писателя. В художественной литературе мы можем встретить диалектизмы, и надо понимать их.

-Итак, как вы считаете, каковы наши задачи дальнейшей работы на уроке?

-Научиться находить диалектные слова и понимать их значение.

-Правильно. А что для этого нужно делать?

1)-Больше читать художественные произведения о деревне, о жизни людей в разных регионах.

2)-Внимательно читать примечания самих писателей, объясняющих диалектные слова (сноски).

3)- Уметь пользоваться толковыми словарями.

4)-Читая, пытаться понять из контекста, что обозначает то или иное слово.

IV.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

-работа по нахождению диалектизмов в толковом словаре.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи:

1. Знакомство с Толковым словарём В.И.Даля. Показать портрет В.И.Даля. (слайд 4)

Учитель: Наиболее употребительные в художественных произведениях диалектные слова включаются в толковые словари русского литературного языка, при них даётся отметка обл. (т.е. областное). Существуют специальные диалектные словари русских народных говоров. В «Толковом словаре живого великорусского языка» В.И.Даля много диалектных слов, собранных им в разных концах России.

2.Упражнение 119 (прочитать и ответить на вопрос).

- Чему посвятил всю свою жизнь В.И.Даль?

3.Найдите в толковом словаре 3 диалектных слова. Какие общеупотребительные слова им соответствуют? Выпишите их в паре. Составьте с одним из них предложение.

4. Самостоятельная работа в парах с текстами. (тексты распечатаны).

Учитель: Диалектные слова встречаются в художественной литературе и служат определенным художественным целям. Перед вами тексты с отрывками из известных вам произведений.

5.Найти в произведениях русских писателей диалектизмы. Выписать их и объяснить цель их использования писателем.

В.Г.Распутин «Уроки французского».

-мальчишка…в перешитых из отцовских галифе и заправленных в чирки марких светло-зелёных штанах со следами вчерашней драки.

И.С.Тургенев «Бежин луг».

-кругом всё такие буераки, овраги, и в оврагах всё казюли водятся.

М.Пришвин «Кладовая солнца».

-Настя шмыгнула к загнетке и опрокинула в корзину весь чугунок.

В.П.Астафьев «Конь с розовой гривой».

-Дедушка был на заимке, километрах в пяти от села.

-…ребятишки собираются на увал по землянику.

- Наберёшь ты ягод целый туесок.

Обучающиеся самостоятельно выполняют данную работу, осуществляют самопроверку. Им даются на листах ключи к ответам.

Заимка – земельный участок вдали от села, вспаханный его владельцем.

Туесок – берестяная корзина с тугой крышкой.

Увал – пологий холм, имеющий значительную протяжность.

Загнетка – углубление в русской печи, куда сгребаются горячие угли.

Казюли – по-орловскому: змеи.

Чирки – в Сибири самодельная обувь.

Буерак – небольшой овраг, а также провал между сугробами.

6. Игра «Найди пару» - кто быстрее.

 - Найти соответствие между диалектизмами и общеупотребительными словами:

Кочет         Овраг

Вечерять        Волк

Зенки        Петух

Слухать        Рано

Утирка        Глаза

Балка        Ужинать

Бирюк        Слушать

Спозаранку        Полотенце

Учитель:

-Мы узнали сегодня ещё об одной группе слов, их употреблении в обычной речи и в художественной литературе. Как называются такие слова? Скажите, может быть, они не нужны, ведь есть же общеупотребительные слова с тем же значением?

Ответы обучающихся.

Учитель:

-А вот как считают ученые. (вывести на экран слова).

«…Потерять диалектные слова – это значит потерять для науки, для истории нашего народа, истории его духовной и материальной культуры, его языка значительную часть того, что составляло содержание жизни миллионов людей в течение многих столетий. Вот почему наш долг, наша святая обязанность сохранять эти неоценимые сокровища живой народной речи…». (По Г.Мельниченко).

Учитель:

-Ребята, сделайте вывод. Как вы понимаете слова Мельниченко? (ответы обучающихся)

-И вы сегодня показали, что не чужды живой народной речи. Вы молодцы!

7.Подведение итогов урока. Рефлексия.

-С какими трудностями мы столкнулись на уроке?

-Смогли ли мы их преодолеть?

-Что нам в этом помогло?

-Какое диалектное слово вам понравилось больше всего? Почему?

8. Д/з: Учебник п.24

Дифференцированное:

-упр. №118 (слабые обучающиеся)

-составить «Толковый словарь моего села». (сильные обучающиеся)

Приложение.

1 слайд. Тема урока: Диалектные слова.

2 слайд. Задачи урока:

3 слайд. Текст «Литовка».

4 слайд: Портрет В.И.Даля, «Толковый словарь».

5 слайд.  Слова Г.Мельниченко.

6 слайд. Вопросы для рефлексии. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...