Конспект урока русского языка по теме "Односоставные предложения" 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Смолина Ирина Владимировна

Конспект урока русского языка "Односоставные предложения" 8 класс

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 8-м классе по теме "Виды односоставных предложений"

Тип урока: Изучение нового материала и первичное закрепление.

Цель урока:

1. Способствовать формированию представлений о видах односоставных предложений по значению и способу выражения главного члена, развитию навыков разграничения и выделения односоставных предложений в художественном тексте и речи.

2. Продолжить развитие умения школьников находить нужные сведения в тексте учебной статьи, выделять главную мысль в её содержании и применять полученные знания на практике.

3. Воспитывать посредством художественного слова чуткое и бережное отношение к близким людям.

I. Организационный этап.

1. Вводное слово учителя.

Сегодняшний урок  посвящен одному из самых светлых праздников - Дню Матери. Позвольте начать его строками стихотворения Расула Гамзатова.

2. Чтение отрывка стихотворения Расула Гамзатова « Мама» учителем:

 Воспеваю то, что вечно ново.

 И хотя совсем не гимн пою,

 Но в душе родившееся слово

 Обретает музыку свою...

 Слово это — зов и заклинанье,

 В этом слове — сущего душа.

 Это искра первого сознанья,

 Первая улыбка малыша.

 Слово это сроду не обманет.

 В нем сокрыто жизни существо,

 В нем — исток всего.

 Ему конца нет.

 Встаньте!... Я произношу его:

 Мама.

И пусть самые близкие вам люди, ваши мамы, помогут вам сегодня усвоить тему урока, которая пока остается тайной.

II. Повторение изученного.

Для начала повторим теоретические сведения, проведем блиц-опрос по изученным темам.

III. Запись даты.

1. Разминка. Устно.

У: На  слайде №1 записано предложение. Его можно считать второй темой урока.

От чистого сердца простыми словами давайте, друзья, потолкуем о маме.

Задание: Выделить грамматическую основу предложения и дать его синтаксическую характеристику, расставить знаки препинания.

(Побудительное, невосклицательное, простое, односоставное, распространенное, осложнено обращением.)

Основная тема все еще остается закрытой, хотя мы уже приступили к работе над ней.

II. Этап подготовки учащихся к активному и осознанному усвоению нового материала.

1. Лексико-орфографическая работа.

Работа в парах:  У каждого на парте есть карточка с изображенной на ней буквой. Вам необходимо записать в тетрадях прилагательные, начинающиеся с этой буквы, которые характеризовали ваших мам. Какие они, ваши мамы? Слов может быть несколько. Обратите внимание на правописание этих слов.

Если затрудняетесь, можете обратиться к толковому словарю в учебнике со стр. 237.

Варианты слов могут быть следующими:

О - очаровательная

Д -   добрая

Н - нежная

О - оригинальная

С – современная (светлая)

О - обаятельная

С - сердечная

Т - талантливая

А – аккуратная (активная)

В - великолепная

Н – ненаглядная)

О - обворожительная

Е – единственная

Дети называют записанные ими слова, в случае затруднения учитель предлагает свои варианты, обращая внимание на правописание слов. Заготовленные таблички вывешиваются на доску друг под другом. В итоге из начальных букв складывается слово.

1. Кто догадался: как звучит тема урока? (По начальным буквам записанных слов)

2. Запись темы: «Односоставные предложения и их виды».

3. Фронтальная беседа.

Итак, на уроке речь пойдет об односоставных предложениях.

Попробуйте определить цель урока.

(Учащиеся дают свои варианты, учитель подводит итог)

Наша задача: научиться распознавать односоставные предложения и определять их вид по значению и способу выражения главного члена.

1. Какие предложения по наличию главных членов различают в русском языке?

2. Чем односоставные предложения отличаются от двусоставных?

III. Объяснение нового материала. (Этап усвоения новых знаний)

1 ряд  - параграф 21, прочитать выбрать материал для схемы.

2 ряд – параграф 22, прочитать выбрать материал для схемы.

3 ряд – параграф 23, прочитать выбрать материал для схемы

  • Отчет о работе групп, составление схемы и запись ее на доске.

Закрепление.

Определить вид односоставных предложений:

1. Берегите их от черных шалей!

    Берегите женщин от войны!

2. Нет счастливей тех, чья мать жива.

3. Весь мир поместили в ладони и тебе подарили одной

4. Детство. Дом. Молодая мама.

Определите главный член предложения.

Из Параграфа 24 нам предстоит узнать еще один вид односоставных предложений.

Запись в схему.

IV. Этап проверки понимания учащимися нового материала.

1. Работа с сигнальными карточками.

1.1.Это предложение односоставное:

1. В доме добрыми делами занята,

    По квартире тихо бродит доброта.

2. Настоящая мать человеку дается однажды.

3. Братья мои, берегите своих матерей.

1.2. Это предложение односоставное, определенно-личное:

1. Дай твои руки расцеловать, самые добрые в целом свете.

2. Самое нежное слово - мама.

3. Нет милее дружка, чем родная матушка.

1.3. Это предложение неопределенно-личное:

1. Восславим женщину-мать, чья любовь не знает границ.

2. Весь мир поместили в ладони и тебе подарили одной.

3. Пуще глаза маму берегите от обид, от тягот, от забот.

1.4. Это предложение безличное:

1. Мать всегда против смерти.

2. При солнышке тепло, при матери добро.

3. Нет милее дружка, чем родная матушка.

1.5. Это предложение назывное:

1. А мамины глаза с годами все добрее и добрее.

2. Лучше всех на земле мама, моя мама.

3. Утро. Солнце. Моя мама.

2. Самостоятельная работа.

Каждый ученик получает лист с заданиями для самостоятельной работы.

Самостоятельная работа. Ф.И._________________________

Задание: Определите вид односоставного предложения, морфологические признаки главного члена (сказуемого). Распределите предложения в таблице.

 (Указать № предложения)

1. Трудно жить, навеки мать утратив.

2. В чем упрекнуть тебя посмеют, увидев с проседью виски?

3. Повидайся со мной, родная, появись легкой тенью на миг.

4. Сеешь жизнь, как в поле просо!

Средь туманов и ветрил, светишь ярче всех светил.

Отгоняя тучи бед, зажигаешь жизни свет.

5. Матери, русские матери, в горе своем сединой убеленные, над обелисками низко склоненные.

6. Возраст твой считают не годами, а заботой, лаской и теплом.

7. И все-таки лучше всех на земле мама, моя мама.

8.  Без сна ночей твоих прошло немало.

Назывные

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Безличные

V.  Подведение итогов.

1. Фронтальная беседа.

1. Какая задача стояла перед вами?

2. Что удалось узнать?

3. Как оцениваете свои знания?

4. Что оказалось трудным?

5. Как вы думаете: с какой целью был выбран такой практический материал?

Пусть не смолкают слова благодарности в адрес лучшей из женщин на Земле.

Пусть вечно звучит гимн женщине-матери.

VI. Домашнее задание.

VII. Оценивание учащихся.



Предварительный просмотр:

Тема урока 

Виды односоставных предложений  

Тип урока 

Урок первичного предъявления новых знаний

    

План урока

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

  

Цели урока 

1. Способствовать формированию представлений о видах односоставных предложений по значению и способу выражения главного члена, развитию навыков разграничения и выделения односоставных предложений в художественном тексте и речи.

2. Продолжить развитие умения школьников находить нужные сведения в тексте учебной статьи, выделять главную мысль в её содержании и применять полученные знания на практике.

3. Воспитывать посредством художественного слова чуткое и бережное отношение к близким людям.  

Формы и методы обучения 

        Фронтальная, групповая, коллективная, индивидуальная формы. Активные и интерактивные  методы: самостоятельное изучение материала, составление схемы, дидактическая игра, обучение алгоритму.

Основные термины и понятия 

односоставные предложения: определенно-личное, неопределенно-личное, безличное, назывное.

  

Планируемые образовательные результаты: 

Научатся: составлять схемы, выбирать   главное, пересказывать текст, определять типы односоставных предложений, использовать  их в своей речи.

Получат возможность научиться: распознавать односоставные предложения и определять их вид по значению и способу выражения главного члена, выполнять  действия по образцу, алгоритму.         

Организационная структура урока 

  

Этап урока 

Деятельность учителя 

Деятельность учащихся 

Формы организации совзаимодействия на уроке 

УУД 

Организационный момент 

  

1.Сообщает о празднике, которому посвящен урок – Дне Матери. 

2. Читает отрывок из стихотворения Р. Гамзатова «Мама»

1. Слушают  

2. Обдумывают

Коллективная  

Формирование ценностных оринтиров (личностные,

регулятивные)  

Актуализация знаний 

  

Оценивает качество вопросов и ответов, использованных при блиц-опросе  

Формулируют вопросы по изученным темам и контролируют правильность ответов.

Коллективная  

Познавательные,

коммуникативные

  

Изучение нового материала 

  

Предложил задание по группам:

1 ряд  - параграф 21, прочитать, выбрать материал для схемы.

2 ряд – параграф 22, прочитать, выбрать материал для схемы.

3 ряд – параграф 23, прочитать, выбрать материал для схемы  

Готовят отчет о работе групп, составляют схемы и записывают ее на доске

Групповая  

Познавательные,

коммуникативные  

Первичное осмысление и закрепление 

  

1. Дал задание определить вид односоставных предложений по главному члену предложения:

1. Берегите их от черных шалей!

    Берегите женщин от войны!

2. Нет счастливей тех, чья мать жива.

3. Весь мир поместили в ладони и тебе подарили одной

4. Детство. Дом. Молодая мама.

2. Организовал работу с сигнальными карточками 

Осмысливают первично полученные теоретические знания и применяют их   на практике.

2. Осуществляют выбор необходимой сигнальной карточки с прочитанным предложением

индивидуальная 

Коллективная 

Познавательные,  

регулятивные

Итоги урока. 

Рефлексия 

  

Фронтальный опрос

Отвечают на вопросы: 1.Какая задача стояла перед вами?

2. Что удалось узнать?

3. Как оцениваете свои знания?

4. Что оказалось трудным?

5. Как вы думаете: с какой целью был выбран такой практический материал?

Коллективная          

  Личностные

познавательные

регулятивные коммуникативные

Домашнее задание 

  

Написать письмо маме, используя односоставные предложения  

  

  

  

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 9-м классе при подготовке к написанию сжатого изложения.

Урок строится с применением педтехнологии "Развитие критического мышления через чтение и письмо" в 9 классе при подготовке учащихся к выпускному экзамену, часть С....

Конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Правописание приставок пре- и при-"

Предлагаю конспект урока в 6-ом классе с мультимедийным приложением "Правописание приставок при- и пре-", построенного по технологии проблемного обучения. Это первый урок по данной теме. На нём учащие...

Конспект урока русского языка "Культура речи" 10 класс.

Урок русского языка в 10 классе. Цель: совершенствование культуры речи. Путем исследования текстов, речевых ситуаций ученики создают перечень признаков хорошей речи. Разные виды работ. В течение всего...

План-конспект урока русского языка в 6-ом классе по теме "Буквы ы-и в корне после приставок".

ЦЕЛЬ урока: 1) познакомить уч-ся с условиями выбора и написания букв Ы и И после приставок;  учить находить данную орфограмму в словах и правильно писать буквы Ы и И после приставок; уметь ...

конспект урока русского языка в 5-ом классе по теме "Алфавит"

Урок-практикум русского языка в 5 классе по теме «Алфавит». Это интегрированный урок русского языка и родной литературы. Структура урока: организационный момент, целеполагание, формирование новых поня...

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Конспект урока русского языка в 7-м классе по теме: "Правописание причастий (обобщение)". 7-й класс .

Цель:обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы;развитие орфографической и пунктуационной зоркости учеников;развитие логического мышления и аналитических н...