Элективный курс для учащихся 10-х классов «По тропам родного края » на материале романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»
элективный курс по русскому языку (10 класс)

Курс «По тропам родного края » призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Нахождение троп на практике предлагается на фрагментах романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах». Соответственно, предлагаемый элективный курс позволит обучающимся познакомиться с произведением современного писателя, живущего на Югорской земле, который в традициях своей национальной культуры и эстетики пытается осмыслить своеобразие современного мира, разобраться в героической и трагической истории нашей многонациональной Родины и нашего края, пытается понять, кто же он, современный человек. Знакомство с жизнью и творчеством Е.Д.Айпина в краеведческом аспекте поможет обучающимся увидеть своеобразие литературы края, лучше понять художественную достоверность многих произведений.
Ценность краеведения заключается в том, что оно пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы.

Мой элективный курс – это синтез  теории о стилистических средствах русского языка, знакомства с творчеством и произведением писателя родного края, а самое главное – подготовки и тренировочных заданий к ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл elektivnyy_kurs.docx112.32 КБ

Предварительный просмотр:

Элективный курс для учащихся 10-х классов

«По тропам родного края »

на материале романа Е.Д.Айпина

«Божья Матерь в кровавых снегах»

  1. Пояснительная записка

     Элективные курсы являются важнейшим средством построения индивидуальных образовательно - профессиональных программ, которые в значительной степени связаны с выбором каждым старшеклассником содержания образования в зависимости от его интересов и способностей. Культура восприятия художественного произведения важна как основа формирования литературного вкуса, умений и навыков читать грамотно, вдумчиво, анализировать, осознанно делать выводы. Актуальность программы данного элективного курса определяется необходимостью развития аналитических навыков учеников и оказания помощи учащимся в повышении лингвистической и коммуникативной компетенции, что в целом обеспечивает формирование нового качества знания и соответствует современным образовательным тенденциям. Анализ словесной ткани произведения позволяет глубже понять его истинное содержание, его истинную идею, вооружает учащихся знаниями, необходимыми для самостоятельного толкования смысла и эстетических качеств художественного текста.

Конечно, изучение изобразительных средств имеет и чисто практическую направленность – подготовку учащихся к сдаче Единого Государственного Экзамена.

Авторская программа элективного курса по русскому языку «По тропам родного края» на материале романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах» составлена  для учащихся 10 классов общеобразовательных школ. Срок реализации – 4 месяца (1 раз в неделю), 14 часов.

     Содержание элективного курса состоит в том, что он направлен на удовлетворение познавательных интересов обучающихся в области русского языка и литературы, развитие навыков исследовательской деятельности и реализацию творческих возможностей личности.

В современной программе уроков русского языка и литературы очень мало внимания уделяется изучению стилистическим средствам, поэтому школьники плохо разбираются и путаются в понимании и понятиях троп и стилистических фигур родного языка.

Из этого следует, что актуальной  задачей  для учителя-словесника стала разработка методической системы, которая предусматривала бы организацию процесса обучения русскому языку с учетом эстетических возможностей изучаемых языковых  явлений, способствовала бы развитию у школьников чувства слова, формирования у них потребности в совершенствовании собственной речи и формированию чисто практического умения выполнять задания № 24 в ЕГЭ .

В условиях модернизации образования, в рамках подготовки к государственной аттестации учащихся в форме ЕГЭ перед учащимися встает необходимость не только работать с тестами, при решении которых ученики показывают знание теоретического материала, но и анализировать предложенный им текст.

В  части экзаменационной работы в 11 классе одно из заданий предполагает нахождение ряда выразительных средств языка (№24), которые использованы автором для выражения собственного отношения к предложенной в тексте информации.

Вместе с тем, форма Единого государственного экзамена предусматривает написание сочинения-рассуждения. А для того чтобы выполнить задание, учащийся должен понять, какова позиция автора относительно затронутой в тексте проблемы. В этом ему помогает знание изобразительно-выразительных средств языка, их роли в тексте. Знание стилистических приемов и средств школьниками способствует также более точному и глубокому анализу и, следовательно, пониманию разновидностей речи: художественной, публицистической, научно-популярной, разговорной. Умелое и уместное использование изобразительно-выразительных средств русского языка обогащает речь, придает образность.

Курс «По тропам родного края » призван актуализировать и углубить знания, ранее полученные учащимися в процессе изучения русского языка и литературы. Нахождение троп на практике предлагается на фрагментах романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах». Соответственно, предлагаемый элективный курс позволит обучающимся познакомиться с произведением современного писателя, живущего на Югорской земле, который в традициях своей национальной культуры и эстетики пытается осмыслить своеобразие современного мира, разобраться в героической и трагической истории нашей многонациональной Родины и нашего края, пытается понять, кто же он, современный человек. Знакомство с жизнью и творчеством Е.Д.Айпина в краеведческом аспекте поможет обучающимся увидеть своеобразие литературы края, лучше понять художественную достоверность многих произведений.
Ценность краеведения заключается в том, что оно пробуждает интерес и любовь к родному краю и его истории, помогает полнее ощутить и осознать связь литературы с жизнью, активизировать и обогатить имеющиеся знания отечественной литературы.

Работа с романом «Божья Матерь в кровавых снегах» предполагает и формирование нравственных ценностей. Текст подобран так, чтобы учащиеся задумывались и о нравственности, и о выборе жизненно важных решений, и о взаимоотношениях с другими людьми, и об отношении к земле, на которой мы живем.

Наш элективный курс – это синтез  теории о стилистических средствах русского языка, знакомства с творчеством и произведением писателя родного края, а самое главное – подготовки и тренировочных заданий к ЕГЭ.

     В начале курса учащиеся работают с небольшим по объему текстом, чтобы не было трудностей с определением проблематики, с анализом изобразительно-выразительных средств. В конце курса учащиеся работают с большими по размеру фрагментами романа, где несколько проблем переплетаются между собой.

Структурно-элективный курс состоит из трех разделов. Первый раздел: «Изобразительно-выразительные средства языка.Тропы» направлен на изучение теоретических сведений об изобразительно-выразительных средствах языка – тропах, основанных на переносном значении слов, повторение основных видов, их функций и рассмотрение их на примерах. Во втором: «Тропы и нахождение их в тексте» на материале романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах» дается справка о писателе и его произведении, совершенствуются навыки анализа на примере данного текста, закрепляются полученные знания о тропах, проводятся практические упражнения. Третий раздел: «Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание №24», на котором обучающиеся  выполняют практические работы, самостоятельно находят тропы в рецензиях и  делают выводы, как результат реализации своих творческих возможностей.

     За основу данного элективного курса взят роман Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах».

     В результате изучения элективного курса учащиеся должны:

  1. Знать основные виды изобразительно-выразительных средств русского языка, понятие и функции тропов, связь тропов и художественного текста;
  2. Познакомиться с фактами из биографии и творчеством Е.Д.Айпина;
  3. Ознакомиться под руководством учителя с текстом романа Е.Д.Айпина;
  4. Уметь грамотно высказывать и обосновывать свое отношение к художественному произведению;
  5. Уметь находить тропы в художественном тексте и обосновывать свой выбор, знать значения тропов;
  6. Уметь создавать собственные произведения с различными видами тропов;
  7. Самостоятельно выполнять задание №24.

Главная цель курса – помочь старшеклассникам расширить и углубить знания о стилистических средствах русского языка, максимально подготовиться к выполнению задания В8, познакомиться с Е.Д.Айпиным и проанализировать его роман.

Задачи курса:

  1. систематизировать знания о стилистических приемах и средствах;
  2. дать понятие о тропах и их функциях  в тексте;
  3. усовершенствовать навык нахождения изобразительно-выразительных средств в тексте, умение объяснять их роль ( на материале романа Е.Д.Айпина);
  4. обогатить свой словарный запас;
  5. усовершенствовать навык осознанного применения выразительных средств для развития собственной монологической устной и письменной речи;
  6. сформировать навыки исследовательской деятельности обучающихся;
  7. развивать навыки анализа художественного текста;
  8. совершенствовать умения оперировать теоретико-литературными понятиями и терминами как инструментом филологического анализа текста.

Среди форм проведения ведущими являются лекция, практикум, среди методов работы необходимо указать эвристический, исследовательский.

Методы и приемы обучения:

  • слово учителя;
  • беседа;
  • работа со словарями;
  • анализ текста;
  • работа с таблицами и схемами;
  • коллективная работа;
  • самостоятельная работа;
  • тестирование;
  • написание сочинения.

Планируемые результаты:

- школьники могут выделить основные признаки стиля текста;

- могут выделить тропы в тексте, объяснить функцию, признаки и взаимосвязь;

 - знают произведения родного края;

- умеют самостоятельно выполнять анализ текста на изобразительно-выразительные средства;

- могут самостоятельно и качественно выполнить задание №24 в  ЕГЭ.

Методические рекомендации

Основываясь на своем педагогическом опыте, думаю, что ни один ребенок не желает потерять те духовные ценности, которые познал сам, с товарищами и педагогами. Также каждый учащийся в старших классах настроен на успешную сдачу экзаменов и поступление в высшее учебное заведение.  В связи с этим материал, имеющий нравоучительный характер, а также практикум задания №24  дает возможность проводить занятия при активном сотрудничестве самих учащихся.

Необходимо отметить, что для занятий предлагаются сначала  фрагменты из романа небольшого объема, в большей степени эмоциональные, так как молодое поколение волнует, что происходит здесь и сейчас,  объем текста будет увеличиваться от занятия к занятию. В конце рассматриваются уже объемные рецензии на роман.

Ожидаемый результат:

Результативность данного элективного курса будет определяться количеством и качеством выполненных обучающимися практических работ, уровнем развития связной речи школьников.

План элективного курса:

  1. Вводное занятие. Что делает нашу речь выразительной.
  1. Язык художественной литературы. Средства выразительности речи. Тропы и стилистические фигуры.
  1. Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Антонимы, синонимы, омонимы, окказионализмы.
  1. Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Паронимы, термины, фразеологизмы.
  1. Стилистические фигуры.
  1. Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Аллегория, оксюморон.
  1. Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Перифраза, эпитет, ирония, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, гипербола.
  1. Знакомство с фактами из биографии Айпина и его романом. Закрепление знаний о тропах, нахождение их в тексте. На материалах романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах».

  1. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание №24 на материалах романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»
  2. Написание сочинения-миниатюры с различными видами тропов,  нахождение тропов в рассказах Е.Д.Айпина и объяснение их функций,  решение №24.

  1. Итоговое занятие. Использование стилистических фигур и троп как средство выразительности русской речи

Итого: 14 часов.

№ п/п

Перечень разделов, тем

Количество часов

Вид занятий

  1. Теоретические сведения о изобразительно-выразительных средствах русского языка (тропах)

1.

Вводное занятие. Что делает нашу речь выразительной.

1

Лекция

2.

Язык художественной литературы. Средства выразительности речи. Тропы и стилистические фигуры.

1

Лекция, практическая работа

3.

Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Антонимы, синонимы, омонимы, окказионализмы.

1

Лекция, практическая работа

4.

Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Паронимы, термины, фразеологизмы.

1

Лекция, практическая работа

5.

Стилистические фигуры.

1

Лекция, практическая работа

6.

Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Аллегория, оксюморон.

1

Лекция, практическая работа

7.

Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Перифраза, эпитет, ирония, метафора, олицетворение, сравнение, метонимия, гипербола.

2

Лекция, практическая работа

II.Закрепление теории о тропах, нахождение их в тексте. (на материале романа Е.Д.Айпина)

8.

Знакомство с фактами из биографии Айпина и его романом. Закрепление знаний о тропах, нахождение их в тексте. На материалах романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах».

2

Лекция, практическая работа, аналитическая работа.

Работа в группах и индивидуальная.

Работа с текстом.

III.Подготовка к ЕГЭ, задание №24. (на материалах романа Е.Д.Айпина)

9.

Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание №24. На материалах романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»

1

Лекция, практическая работа, аналитическая работа.

Групповая работа и индивидуальная.

Работа с текстом, решение тестов.

10-11.

  Написание сочинения-миниатюры с различными видами тропов,  нахождение тропов в рассказах Е.Д.Айпина и объяснение их функций,  решение задания 24.

2

Работа с текстом, решение тестов, написание сочинения.

12.

Итоговое занятие. Использование стилистических фигур и троп как средство выразительности русской речи

1

Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция. Идиостиль.

Содержание курса

     1. Введение.

Вводное занятие. Что делает нашу речь выразительной.

  1. Язык художественной литературы. Средства выразительности речи. Тропы и стилистические фигуры.

Художественный образ, стилистические средства языка. Понятие о тропах. Понятие о стилистических фигурах. Стилистическая окраска слов. Функционально-стилевое расслоение лексики. Эмоционально-экспрессивная окраска слов.

Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Антонимы, синонимы, омонимы, окказионализмы.

Стилистика, понятие об антонимах, понятие о синонимах, понятие об омонимах, понятие об окказионализмах. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Лексическая стилистика. Смысловые единицы речи. Паронимы, термины, фразеологизмы.

Понятие о паронимах, понятие о терминах, понятие о фразеолагизмах. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Стилистические фигуры.

Понятие о стилистических фигурах, об их функциях и роли в тексте. Работа с примерами, с тестами.

  1. Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Аллегория, оксюморон, эпитет, олицетворение.

Лексика. Понятие об иносказании. Понятие об аллегории. Понятие о тропах. Эпитет. Простые эпитеты, постоянные эпитеты. Олицетворение.

Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Тропы – лексические образные средства речи. Переносное употребление слов. Перифраза, ирония, метафора, сравнение, метонимия,синекдоха,  гипербола, литота. 

Понятие о гиперболе. Понятие о литоте. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами. Понятие об иронии. Перифраза. Метонимия. Понятие о синекдохе.  Понятие о сравнении. Сравнительный оборот. Метафорические образы. Метафоры развернутые. Работа с примерами из художественных текстов, с тестами.

  1. Знакомство с фактами из биографии Айпина и его романом. Закрепление знаний о тропах, нахождение их в тексте. На материалах романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах».

Практические задания по тропам. Знакомство с литературой Хантов. Факты из биографии Е.Д.Айпина, творчество. Роман «Божья Матерь в кровавых снегах». Нахождение тропов в тексте романа, обоснование их функций.

  1. Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание №24. На материалах романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»

Знакомство с заданием №24. Практические упражнения, тестовые упражнения на материале романа «Божья Матерь в кровавых снегах». Выполнение задания.

  10-11.  Написание сочинения-миниатюры с различными видами тропов,  нахождение тропов в рассказах Е.Д.Айпина и объяснение их функций,  решение задания ЕГЭ.

Работа с предложенным текстом, решение тестовых заданий. На материале романа Е.Д.Айпина. Нахождение тропов в рассказах Е.Д.Айпина.  Самостоятельное выполнение задания №24 из ЕГЭ. Дополнительное задание – составление собственного кейса задания №24. Написание сочинения-миниатюры.

12. Итоговое занятие. Использование стилистических фигур и троп как средство выразительности русской речи

Анализ изобразительно-выразительных средств, их роль в тексте. Авторская позиция. Идиостиль. Представление собственных результатов: сочинения, собственных кейсов заданий ЕГЭ №24, план-схемы по теории Тропов, дополнительного материала.

 

Требования к уровню подготовки обучающихся

В результате освоения программы учащиеся должны знать:

  • определения понятий:  «стилистика», «изобразительно-выразительные средства русского языка», «тропы», «фигуры речи», «гипербола», «литота»,  «ирония», «эпитет», «олицетворение», «сравнение», «метафора», «метонимия», «синекдоха», «перифраза», «оксюморон», «аллегория».
  • схему анализа текста на наличие тропов;
  • содержание задания №24 из ЕГЭ;
  • факты из биографии Е.Д.Айпина, роман «Божья Матерь в кровавых снегах»;
  • коммуникативные качества речи: правильность, точность, логичность, понятность, краткость, богатство, чистота, выразительность, уместность.

 В результате освоения программы учащиеся должны  уметь:

  • дать определения понятиям:  «стилистика», «изобразительно-выразительные средства русского языка», «тропы», «фигуры речи», «гипербола», «литота»,  «ирония», «эпитет», «олицетворение», «сравнение», «метафора», «метонимия», «синекдоха», «перифраза», «оксюморон», «аллегория».
  • анализировать тексты;
  • находить в текстах изобразительно-выразительные средства языка (тропы и стилистические фигуры), объяснять цель их употребления;
  • определять позицию автора путем анализа изобразительных средств языка;
  • выполнять задания №24  самостоятельно;
  • создавать план-схемы по теории тропов;
  • создавать собственные кейсы заданий №24;
  • использовать изобразительно-выразительные средства языка (тропы) при создании собственных текстов.

Список использованной литературы для учителя

  1.  Александров В. Н. Десять дней до экзамена: русский язык: учеб. пособие для 10—11 кл. / В. Н. Александров, О. И. Александрова. — Челябинск, 2006.
  2. Александров В. Н. Единый государственный экзамен: русский язык: справочные материалы, контрольно-измерительные упражнения, создание текста / В. Н. Александров, О. И. Александрова, Т. В. Соловьева; под ред. И. П. Цыбулько. — Челябинск, 2004.
  3. Развитие речи. Выразительные средства художественной речи: пособие для учителя / Г. С. Меркин, Т. М. Зыбина, Н. А. Максимчук, О. С. Рябикова; под ред. Г. С. Меркина, Т. М. Зыбиной. — М., 2002.
  4. Симакова Е.С. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Выразительность русской речи» / Е.С.Симакова. – М.: АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2008. – 94с.
  5. Хаустова Д.А.Русский язык. Письмо по памяти. 6-9 классы: дидактические материалы / Д.А.Хаустова. – М.: Айрис-пресс, 2006. – 128с.

     6. Косинцева Е.В., Куренкова Н.В. «Все в этом мире от Бога..»: роман Е.Д. Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»: Департамент образования и молодежной политики Ханты-Мансийского окр.-Югры, Обско-угорский ин-т прикладных исслед. и разраб. - Ханты-Мансийск : ИИЦ ЮГУ, 2010.

      7. Еремей Айпин. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора,2010. – 255 с. – (Серия «Будущие нобелевские лауреаты»).

Список использованной литературы для ученика

  1. Загоровская О. В. , Григоренко О. В. Русский язык.  Готовимся к ЕГЭ. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. Часть С. Признаки текста. Средства связи в тексте. Средства выразительности. Сочинение – рассуждение/ О.В.Загоровская, О.В.Григоренко. – М.:, «Просвещение», 2010
  2. Еремей Айпин. – СПб.: Амфора. ТИД Амфора,2010. – 255 с. – (Серия «Будущие нобелевские лауреаты»).
  3. Стилистический энциклопедический словарь русского языка / под ред. М.Н. Кожиной; члены редколлегии: Е.А. Баженова, М.П. Котюрова, А.П. Сковородников. — 2-е изд., испр. и доп. — М. Флинта: Наука, 2006. — 696 с.

ВХОДНОЙ ОПРОСНИК

1.Знаете ли вы что такое «Стилистика»?

1) да

2) нет

2. Какой из стилей речи самый богатый?

1) художественный

2) научный

3) публицистический

4) разговорный

5) деловой

 Почему?_____________________________________________________________________

3. Знаете ли Вы писателей народов Севера? (если да, то кого)

4. Вам известны произведения из хантыйской литературы? (если да, то какие)

_____________________________________________________________________________

5. Как вы думаете, что такое «авторский стиль» писателя?

_____________________________________________________________________________

6. Какие изобразительно-выразительные средства языка вы знаете?

7. Как вы думаете, есть ли разница между тропами и стилистическими фигурами?

1) да

2) нет

8. Знаете ли вы что такое сравнение, эпитет, метафора?

1)да

2)нет

3) общую характеристику знаю, без особенностей

4) очень хорошо знаю, могу легко найти в тексте

9. Можете ли вы отличить гиперболу от перифраза?

1)да

2)нет

3) что это?

10. Можете ли вы привести примеры олицетворения или синекдохи?

1)Да, _______________________________________________________________________

2)Нет, знаю только определения этих слов

3)Нет, что это?

11. Назовите известные вам тропы

____________________________________________________________________________

12. Готовитесь ли вы к ЕГЭ?

1)да, прорешиваю тесты

2)нет, ещё рано

3)нет, сдам без подготовки

13. Знаете ли вы, что в ЕГЭ есть определенный блок заданий, связанных со знаниями об изобразительно-выразительных средствах языка?

1) да

2)нет

3)я не знаю, что есть в ЕГЭ

УРОК 1

Тема: тропы художественной речи: эпитеты, метафоры и сравнения

Цели урока: освоение теоретических понятий, которые способствуют более глубокому постижению конкретных художественных произведений

Задачи урока:

·        Познакомить учащихся с понятиями:  тропы, эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраз, гипербола, литота, аллегория, ирония;

·        Научить находить их в тексте;

·        Способствовать развитию творческой деятельности самого ученика.

Оборудование:  проектор, раздаточный материал.

Ход урока

 

I.                   Вступительное слово учителя

Хорошая художественная книга никого из нас не оставит равнодушным. Почему? Потому что она интересна своими событиями и героями и написана образно и эмоционально. Написать книгу интересно, образно и эмоционально – это искусство. Овладеть искусством художественного слова может каждый, если захочет этого. Но сначала нам нужно знать, а с помощью чего можно сделать нашу речь – устную и письменную – красивой и образной. 

Сегодня нас ждет работа над словом, потому что это главный инструмент писателей и поэтов, чьими произведениями мы восхищаемся. Русский писатель Максим Горький говорил: «Нет слова, которое было бы так замашисто, бойко, так вырвалось бы из-под самого сердца, так бы кипело и животрепетало, как метко сказанное русское слово». А поэтесса Анна Ахматова называла русское слово царственным.

Как же использовать лексическое богатство русского языка, чтобы слова стали «царственными», а наша речь -  живая, наглядная и красочная? 

II. Проведение входного анкетирования.

 III. Постановка задачи урока, вступительная беседа

Вопросы учащимся:

- Какие стили речи вы знаете?

- Какой из стилей самый богатый? Почему?

Ученики  называют особенности художественного стиля: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка. Этот стиль позволяет испытывать эстетическое наслаждение, сопереживание.

Обобщая ответы, отметим, что художественный стиль является "ключом" к душе человека. "Ключ" этот можно подобрать при помощи изобразительно-выразительных средств языка. Сегодня на спецкурсе мы начнем работу над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте.

IV. Работа по определению изобразительно-выразительных средств языка в тексте. Приложение4. 

Сначала повторим, что изобразительно-выразительные средства языка - это тропы и стилистические фигуры. 

 Учитель: Образность речи очень часто достигается благодаря употреблению слов в переносном значении. Что такое переносное значение слова?

Ученики: это значение, которое возникает в результате переноса названия с одного явления действительности на другое на основании какого-то сходства. 

Учитель: приведите пример переносного значения слова. Например: работа кипит (т.е. проявляется в сильной степени, как кипящая вода))

Слова, которые использует писатель в переносном значении, называются тропами (это греческое слово в переводе – «образ, поворот, оборот»). Тропы нужны художнику слова для наглядности изображения тех или иных предметов.

Итак, тропы - это обороты речи, в которых слово или сочетание слов употреблено в переносном значении для усиления художественной выразительности. (Учащиеся записывают понятие в тетрадь)

Учитель:  назовите известные вам тропы.

Ученики: эпитет, сравнение, метафора, олицетворение, метонимия, синекдоха, перифраза, гипербола, литота, аллегория, ирония.

Названные тропы записываются на доске и в тетрадях.

  1. Задание учащимся: в предложенном тексте найти тропы, т.е слова и выражения в переносном значении.

Грозовая туча курилась пепельным дымом и быстро опускалась к земле. Вся она была однообразного аспидного цвета. Но каждая вспышка молнии открывала в ней синие пещеры и извилистые трещины, освещенные изнутри розовым мутным огнем. Пронзительный блеск молний сменялся в глубине тучи полыханием медного пламени.                                                                                                           (К. Паустовский)  

 Учитель: теперь рассмотрим каждый троп подробнее.

2.1   ЭПИТЕТЫ – красочные, образные определения, чаще всего выраженные прилагательными. . (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) 

Примеры:

Статные осины высоко лепечут над вами; Длинные, висячие ветки берез едва шевелятся, могучий дуб стоит… (И.С.Тургенев)

Воздух чист и свеж, как поцелуй ребенка (М.Ю.Лермонтов)  

Иметь в виду: в качестве эпитетов могут выступать не только полные и краткие прилагательные, но и наречия. Они образно характеризуют не предметы, а действия. Например: Сквозь волнистые туманы пробирается луна. На печальные поляны льет печально свет она (А.Пушкин). Кроме того, существительные тоже могут быть эпитетами. Например: Жила в высоком тереме девица-красавица.

Задание учащимся: в предложенном четверостишии М.Лермонтова найти эпитеты и сказать, какой частью речи они выражены.

Ночевала тучка золотая

На груди утеса-великана, (сущ.)

Утром в путь она умчалась рано,

По лазури весело играя.

 Подберите эпитеты к словам ГЛАЗА , ЖИЗНЬ, ЯЗЫК.

2.2   СРАВНЕНИЕ – это сопоставление одного предмета или явления с другим, придающее описанию особую образность, наглядность, изобразительность.  (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) 

Сравнение – художественный прием, основанный на уподоблении одного явления другому. В сравнительных оборотах используются сравнительные союзы КАК, СЛОВНО, КАК БУДТО и др.

Способы выражения сравнения:

  1. СПП с придаточным предложением сравнения

( союзы что, как, как будтобудто, точно, словно)

Он говорил с нами так спокойно, будто ничего не произошло.

  1. Сравнительный оборот с союзами как, будто, как будто, точно,словно

Застыл, как изваяние.

  1. Существительное в Дат. падеже с предлогом подобно

Жужжало подобно пчеле.

  1. Существительное в Тв. падеже

Завертелся волчком.

  1. Наречие, соответствующее моделям по-…ому, по-…ему, по-…и.

Ходить по-утиному, сидеть по-турецки

  1. Фразеологические обороты

Бежать как на пожар.

  1. Сущ. в Им. падеже в роли сказуемого или приложения

Глаза как блюдца.

Сравнение — средство художественной изобразительности, в котором существенные свойства явления (предмета сравнения) раскрываются благодаря сопоставлению его с другим явлением (образом сравнения). Сравнение служит наглядному изображению картины, окрашенной эмоцией, открытию взаимосвязи явлений.

1) Составление таблицы «Способы выражения сравнения».

Способы выражения сравнения

Примеры

1) сравнительным оборотом с союзами как, будто, как будто, как бы, словно, что, точно:

Труслив как заяц; Недозрелый умок, словно вешний ледок; Дурака учить что воду решетом носить.

2) придаточным сравнительным в сложноподчиненном предложении:

Мечется, словно горячих углей в сапоги насыпали

З) существительным в творительном падеже:

Нос крючком, борода клочком

4) существительным в роли именного сказуемого:

Слово серебро, молчание золото

5) сравнительной степенью прилагательного или наречия:

Совет дороже денег

б) наречием с приставкой по- и суффиксами -ому-, -ему-, -и-:

Он крест кладет по-писаному, поклоны ведет по-ученому

7) оборотом со словами: подобно, похож, кажется, напоминает и др.:

Без работы день годом кажется;

Веселая песня подобна крылатой птице: уносится далеко, далеко

8) фразеологизмом:

Похожи, как две капли воды

9) отрицательным сравнением:

Не былинушка в чистом поле зашаталася, зашаталася бесприютная моя головушка.

Определите способ выражения сравнений в данных отрывках:

  1. Под ним Казбек, как грань алмаза, снегами вечными сиял. (М. Лермонтов)  ср.оборот с союзом как
  2. Морозной пылью серебрится его бобровый воротник. (А. Пушкин) сущ. в тв. П = снег, иней
  3. На глаза осторожной кошки похожи твои глаза. (А. Ахматова) при помощи слов подобный, похожий, это.
  4. Руки милой – пара лебедей – в золоте волос моих ныряют. (С. Есенин) сущ. в роли именного сказуемого
  5. Внизу, как зеркало стальное, сияют Озера струи. (Ф. Тютчев)ср.оборотом с союзом  как
  6. Лед неокрепший на речке студеной слово как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов)
  7. Из перерубленной старой березы градом лилися прощальные слезы. (Н. Некрасов)слезы=сок , сущ. в ТВ.п
  8. Ее глаза – как два тумана, полуулыбка, полуплач, ее глаза – как два обмана, покрытых мглою неудач. (Н. Заболоцкий) ср. оборотом с союзом как

Отрицательные сравнения (стилистический прием): (используется в УНТ)

То не ветер ветку клонит,

Не дубравушка шумит;

То мое сердечко стонет,

Как осенний лист, дрожит.

Не осенний мелкий дождичек

Брызжет, брызжет сквозь туман:

Слезы горькие льет мОлодец

На свой бархатный кафтан.

Ещё примеры:

Глаза, как небо, голубые; Листья желтые, как золотые… (А.Твардовский)

Там как черная железная нога, побежала, поскакала кочерга (К.Чуковский)

Учитель: И эпитеты, и сравнения придают речи образность – но какая между ними разница?

Ученики: эпитет не содержит прямого сопоставления в тексте с предметом или явлением, а при сравнении приводится и то, что сравнивается, и то, с чем сравнивается.  

 Задание учащимся: в предложенных примерах найти образные сравнения.

Под голубыми небесами великолепными коврами, блестя на солнце снег лежит. (А.Пушкин)

Мелкий грибной дождь… шепчет что-то свое… и чуть заметно возится в кустах, будто трогает мягкой лапкой то один лист, то другой (К.Паустовский)

Был он рыжий, как из рыжиков рагу, рыжий, словно апельсины на снегу… (Р.Рождественский)

2.3  МЕТАФОРА – употребление слова в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений (другими словами – неназванное сравнение) (Учащиеся записывают понятие в тетрадь) АССОЦИАЦИИ

Сходство может проявляться:

·        По форме (кольцо на руке – кольцо дыма);

·        По цвету (золотой медальон – золотые кудри);

·        По впечатлению (черное покрывало – черные мысли)

·        По расположению предметов (хвост животного – хвост кометы)

·        По другим признакам…

 Метафора создает образ, который передается читателю или слушателю.

Примеры

В саду горит костер рябины красной… (С.Есенин) – огненный цвет гроздьев поэт сравнил с пламенем. Сравнение в этом случае выглядело бы так: Гроздья рябины краснеют, как пламя, и осеннее дерево словно костер.

 Метафора - образное использование переносного значения слова на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов: подошва горы, зерно истины, язык пламени, вышит звездами небосвод, улыбка природы и т. д.

  • Пустых небес прозрачное стекло;
  • Багровый костер заката;
  • Лунный серп;

Развернутая метафора – метафора, представленная каким-либо текстом или отрывком: «Парус» Лермонтова, «Телега жизни» Пушкина, «Порог» Тургенева, «Огоньки» Короленко.

2.4. Олицетворение – разновидность метафоры, перенос свойств живого существа на неживое, на явления природы, предметы и понятия; наделение предметного мира человеческими свойствами, его одушевление.

Метафора – отдельное словосочетание, а олицетворение - это целый образ, складывающийся из отдельных словесных метафор, имеющий в произведении отдельное предметное значение: «Ветер со стоном метался по безлюдному острову. Его печальный голос тоскливо звучал над притихшим лесом».

Здесь даже камни плачут. Цветы мне говорят: «Прощай!» (С. Есенин)

Уж небо осенью … (А. Пушкин) Россия вспрянет ото сна… (А. Пушкин)

Учитель:  в предложенных примерах найти метафоры. 

… в багрец и  золото одетые леса. (А.Пушкин) красные и желтые листья, олиц

Буря мглою небо кроет, вихри снежные крутя, то, как зверь, она завоет, то заплачет, как дитя… (А.Пушкин) описывает бурю, олиц

Ночь тихо спустилась на землю; Земля окутала все белым покрывалом.

Отговорила роща золотая березовым веселым языком (С.Есенин)

Метонимия – (с греч. Переименование) - перенос названия одного предмета на другой на основании смежности: с содержимого на содержание (Съешь еще тарелочку; весь город говорил об этом); с произведения на его творца (Пушкина читали все; Ругал Гомера, Феокрита, зато читал Адама Смита).

Тогда как метафора основывается на сравнении или аналогии таких предметов мысли, которые реально между собой не связаны, независимы один от другого, метонимия основывается на реальной связи, на реальном отношении между предметами.

Например:

1.    Причина вместо следствия: огонь истребил деревню 

2.    Орудие вместо действия: какое бойкое перо! 

3.    Автор - произведение: читаю Пушкина.

4.    Владелец - собственность: сосед горит! 

5.    Материал - вещь: весь шкаф занят серебром; «не то на серебре, на золоте едал»

6.    Содержащее - содержимое: обед из трех блюд; я две тарелки съел.

У К.М.Симонова в одном из стихотворений читаем: «И зал встаёт, и зал поёт, и в зале дышится легко». В первом и во втором случае слово зал означает людей, в третьем – «помещение».

Примерами метонимии являются употребление слов аудитория, класс, школа, квартира, дом, завод для обозначения людей.

Синекдоха – частный случай метонимии, перенос с части на целое.

Наиболее употребительные виды синекдохи:

1.    Часть явления называется в значении целого.

Например: Все флаги в гости будут к нам (А.Пушкин), т.е. корабли под флагами всех стран.

2.    Целое в значении части

Например:

Василий Теркин в кулачном поединке с фашистом говорит:

 - Ах, ты вон как! Драться каской?

Ну не подлый ли народ?

3.    Единственное число в значении общего и даже всеобщего.

Например:  Там стонет человек от рабства и цепей. (М.Лермонтов) Отсель грозить мы будем шведу. (Имеется в виду – шведам)

5.    Замена родового понятия видовым.

Например: …Больше всего береги и копи копейку: эта вещь надёжнее всего ( Вместо родового, более широкого понятия деньги употреблено видовое, более узкое – копейка, а вместо множественного числа употреблено единственное)

Бьём грошом! Очень хорошо! ( В.Маяковский)

Перифраз – от греч. окольный оборот – замена слова (названия или явления) описательным выражением. Северная Пальмира или Северная Венеция вместо Петербург, Мать городов русских вместо Киев, царь зверей вместо лев, черное золотое вместо нефть и т. д.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения. Литота – выражение, содержащее, в противоположность гиперболе, непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо явления:Крошки во рту не было; осиная талия; мальчик с пальчик…

Гипербола может состоять прежде всего в количественном преувеличении (например, «тысячу раз», «целая вечность», «бесценный», у Гоголя про Днепр: «нет реки, равной ему в мире»), но также и в образном выражении. (УНТ)

Используется гипербола для усиления эмоционального воздействия на читателя, а также для того, чтобы ярче выделить в изображаемом явлении те или иные стороны.

Аллегория – от греч. иносказание – передача одного явления через другое; часто используется в сказках, в баснях; лиса – аллегория хитрости, волк – жадности, медведь – неуклюжести, заяц – трудности… Часто целые произведения являются аллегориями: «Анчар» Пушкина. «Премудрый пескарь» Салтыкова- Щедрина…

Ирония – от греч. «скрытая насмешка» – перенос значения по противоположности:«Отколе, умная, бредешь ты, голова?» - (Лисица и осел. И. Крылов). Гвоздин, хозяин превосходный, владелец нищих мужиков. (А.Пушкин) 

V.             Закрепление изученного.

  1. Повторить определения терминов, изученных на уроке. Для чего в текстах используются различные виды троп?
  2. Найти в предложенном тексте примеры эпитетов, сравнений, метафор (каждому учащемуся раздается данный текст):

За четверть часа до захождения солнца, весной, вы входите в рощу, с ружьем, без собаки. Вы отыскиваете себе место где-нибудь подле опушки… Четверть часа прошло. Солнце село, но в лесу еще светло; воздух чист и прозрачен; птицы болтливо лепечут, молодая трава блестит веселым блеском изумруда… Вы ждете. Внутренность леса постепенно темнеет; алый свет вечерней зари медленно скользит по корням и стволам деревьев, поднимается все выше и выше… Вот и самые верхушки потускнели; румяное небо синеет. Лесной запах усиливается, влетевший ветер около вас замирает… (И.С.Тургенев)

 (задание для более слабых учащихся: придумать и записать эпитеты к слову облакасравнения к слову  солнцеметафору к выражению ветер дует)

  1. Соотнесите тропы и их определения

1) метафора

а) перенос значения с одного явления на другое по смежности

2) метонимия

б)  сильное преуменьшение размера, силы, значения и

т.д. какого-либо предмета

3) перифраз

в)  употребление слов в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений

4) ирония

г)  замена названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием

на их характерные черты

5) литота

д)  употребление слова или выражения в смысле, обратном буквальному, с целью насмешки

Ответы: 1-в, 2-а, 3-г, 4-д, 5-б.

Остальные обучающиеся отвечают на вопросы:

Что такое тропы? Для чего они используются?

VI. Рефлексия

Учитель:Итак, какое значение имеют средства выразительности в тексте? (Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства).

-Какие тропы вы знаете?

Назовите троп и придумайте пример к нему.

Обсуждение сложностей, возникших в ходе работы с изобразительно-выразительными средствами.

VII.Домашнее задание

Придумать сочинение –миниатюру на тему «Мой любимый город весной» с пятью видами троп, обозначить троп, написать его значение.

Приложение 4

Изобразительно-выразительные средства языка ТРОПЫ

Перечень тропов

Значение термина

Пример

Гипербола

Средство художественного изображения, основанное на преувеличении.

Глаза громадные, как прожекторы. (В. Маяковский.)

Гротеск

Предельное преувеличение, придающее образу фантастический характер.

Градоначальник с фаршированной головой у Салтыкова-Щедрина.

Ирония

Осмеяние, содержащее в себе оценку того, что осмеивается. Признаком иронии является двойной смысл, где истинным является не прямо высказанный, а противоположный ему, подразумеваемый.

Откуда, умная, бредѐшь ты, голова? (И. Крылов.)

Литота

Средство художественного изображения, основанное на преуменьшении (в противоположность гиперболе).

Талии никак не толще бутылочной шейки. (Н. Гоголь.)

Метафора, развѐрнутая метафора

Скрытое сравнение. Вид тропа, в котором отдельные слова или выражения сближаются по сходству их значений или по контрасту. Иногда всѐ стихотворение представляет собой развѐрнутый поэтический образ.

Со снопом волос твоих овсяных Отоснилась ты мне навсегда. (С. Есенин.)

Метонимия

Вид тропа, в котором сближаются слова по смежности обозначаемых ими понятий. Явление или предмет изображаются с помощью других слов или понятий. Например, название профессии заменено названием орудия деятельности. Много примеров: перенос с сосуда на содержимое, с человека на его одежду, с населѐнного пункта на жителей, с организации на участников, с автора на произведения.

Когда же берег ада Навек меня возьмѐт, Когда навек уснѐт Перо, моя отрада... (А. Пушкин.)

Олицетворение

Такое изображение неодушевлѐнных предметов, при котором они наделяются свойствами живых существ – даром речи, способностью мыслить и чувствовать.

О чѐм ты воешь, ветр ночной, О чѐм так сетуешь безумно? (Ф. Тютчев.)

Перифраз (или перифраза)

Один из тропов, в котором название предмета, человека, явления заменяется указанием на его признаки, наиболее характерные, усиливающие изобразительность речи.

Царь зверей (вместо лев)

Синекдоха

Вид метонимии, состоящий в перенесении значения одного предмета на другой по признаку количественного между ними отношения: часть вместо целого; целое в значении части; единственное число в значении общего; замена числа множеством; замена видового понятия родовым.

Все флаги в гости будут к нам. (А. Пушкин.); Швед, русский колет, рубит, режет.

Сравнение

Приѐм, основанный на сопоставлении явления или понятия с другим явлением.

Лѐд окрепший на речке студѐной словно как тающий сахар лежит. (Н. Некрасов.)

Эпитет

Образное определение; слово, определяющее предмет и подчѐркивающее его свойства.

Отговорила роща золотая Берѐзовым весѐлым языком. (С. Есенин.)

УРОК 2

Тема урока: закрепление теории о тропах, нахождение их в тексте.

 На материале романа Е.Д. Айпина «Божья матерь в кровавых снегах»

Цель урока: знакомсᴛво с бᴎографᴎей и романом Е.Д. Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»; закрепление знаний о тропах через анализ отрывков романа «Божья Матерь в кровавых снегах»; выявление доминирующих тропов в романе; формирование навыков самостоятельной работы с текстом, научиться самостоятельно  мыслить, определять главное, составлять вопросы, отвечать на них, свободно выражая свои мысли.

Тип урока: комбинированный.

Форма урока: интегрированный урок-исследование с использованием приемов технологии развития критического мышления и ИКТ.

Оборудование: портрет писателя, иллюстративный материал, презентация, раздаточный материал.

Технологическая карта урока

Вызов

Осмысление

Рефлексия

мотивация учащихся на работу.

* просмотр презентации об Айпине.

* работа с отрывками из романа “Божья матерь в кровавых снегах ”

*анализ текста

*повторение материала о тропах

*работа с таблицей

рефлексивные вопросы

Ход урока:

У каждого из нас есть три матери:
Первая – это мама,
Вторая – это Родина,
Третья мать – природа.
Е.Д. Айпин

I . Стадия “Вызов”

1) Вступительное слово учителя.

Здравствуйте те, у кого сегодня хорошее настроение.

Здравствуйте те, у кого в душе непогода.

Сегодня у нас урок-закрепление. Пусть он принесёт нам радость общения и наполнит наши сердца добрыми чувствами.

Слайд 1 "Е.Д.Айпин"

Мы предлагаем вам знакомство с той землей, на которой живем, а также закрепление теоретического материала о тропах.  А поможет нам в этом писатель Еремей Данилович  Айпин и его роман  «Божья  матерь в кровавых снегах»

Слайд 2 

Изучение новой темы – биографическая справка о писателе.

“Невысок, угловат, длинные волнистые волосы. Внимательный, неторопливый взгляд зорких глаз таежного охотника. Голос тихий, говор размеренный, спокойный. Эмоции спрятаны где-то в недоступной глубине, выдернуть их на поверхность не так-то просто. Молчалив. Жесты сдержанны, не размашисты, не резки”,- так описал Еремея Айпина тюменский писатель Константин Лагунов.

Слайд 2. Родился он в семье потомственного охотника. Закончил восьмилетку, потом работал в Варьеганском промыслово-охотничьем хозяйстве, проявляя свои способности в рыбалке и охоте.

Слайд 3. Почему стал писателем? “Просто в детстве я слышал много сказок, преданий, охотничьих историй. Всё запоминал, в голове складывались какие-то сюжеты. Хотелось выплеснуть все на бумагу. Я писал, и на душе становилось легко. Любовь к литературной деятельности мне привил школьный учитель Александр Корнеев. Он увидел во мне стремление писать и поддержал меня”.

Слайд 3. В  конце урока мы должны ответить на вопрос,  какими художественно-выразительными средствами пользуется Е.Д.Айпин?  Для чего он использует их?

II. Стадия “Осмысление”.

Вслушайтесь в название романа “ Божья матерь в кровавых снегах”.

Вопросы: Попробуйте сделать предположение, о чём может быть произведение с таким названием? Кто эта Матерь и почему она в кровавых снегах?

Слайд 4. В позднем творчестве Айпина  широко освещается семейная тема, важность семьи и семейных ценностей. В романе, выпущенном в 2002 году, «Божья Матерь в кровавых снегах» через семью автор показывает судьбу народа после событий 1933–1934 гг., известных как Казымское восстание.

Через изменения, происходящие с семьями, автор показывает внутренние, психологические изменения героев. Это изменение особенно ярко выражено в Матери Детей. В начале романа Матерь Детей – Вера Саввична – представляется читателю, как обычная женщина, мать семи детей, жена, хозяйка, которая хранит тепло домашнего очага. В ходе романа, автор показывает, как обычная женщина-мать берет на себя обязанности супруга – главы семейства, после его гибели.

Слайд 5.

Изображая быт хантыйской семьи, прозаик знакомит читателя с традициями, культурными и нравственными ценностями народа. На примере нескольких хантыйских семей, автор показал мужество, самоотверженность и религиозность всего хантыйского народа. Семейная линия неразрывно связана с мотивами материнства и детства, с мотивом дороги и мотивом смерти. Семья в творчестве Айпина рассматривается как основа общества и основа личности, формирующая характер, мировоззрение, нравственные качества человека.

III. Анализ. Работа с фрагментами романа.

На прошлом уроке мы ближе познакомились со стилистическими средствами русского языка -  с тропами. Сегодня мы закрепим ваши знания на тексте романа Е.Д.Айпина «Божья матерь в кровавых снегах».

Давайте повторим:

Что такое тропы?

Какие тропы вы знаете? Что они обозначают? Для чего они в тексте?

(вспомогательная таблица с прошлого урока на столах).

2.1.Работа в группах (карточки). Повторение теории.

1 группа. В каком случае дано неправильное определение тропа?

1) Метафора — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе сходства двух предметов или явлений по какому-либо признаку.
  2) Метонимия — это изобразительный прием, основанный на том, что слово или выражение употребляется в переносном значении на основе смежности двух предметов или явлений.
   3) Олицетворение — это изобразительный прием, основанный на переносе признаков предмета или понятия на живое существо.
   4) Сравнение — это изобразительный прием, основанный на сопоставлении одного явления или понятия с другим.

2 группа. В каком случае дано неправильное определение изобразительно-выразительного средства?

1)Оксюморон — это троп, в котором соединяются обычно несовместимые понятия, как правило, противоречащие друг другу.
 2) Литота — это образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение какого-либо признака предмета, явления, действия.
 3) Перифраз — это оборот, который употребляется вместо какого-либо слова или словосочетания.

2.2. Задание 1. Раздаются  учащимся таблицы, в которых в первой колонке процитированы строчки из романа. Учащиеся определяют тропы, называя их функциональную роль в тексте.

«По груди меховой ягушки скатились на красный снег возле мужниной головы обледеневшие слезы»

эпитет

помогает зримо представить предмет

Красноармейцы стали злы как волки — от холода, от непривычной пищи, от постоев в снежных ямах

сравнение

делает зримым отвлечённое понятие

Но одно правило войны главарь усвоил хорошо: если хочешь выжить, крепко держи в кулаке свое войско.

метафора

образное выражение превращается в реальную картину

« Чум стонал.

Плакал.

Ревел.»

олицетворение

усиливает выразительность речи

Красные черным огнем пронеслись по становью и сожгли сердце женщины.

метонимия

употребляет название предмета на основании внешней или внутренней связи

Красное войско укатило продолжать войну с непокорными остяками.

синекдоха

для выразительности речи

«И женщина заметалась по дому, взялась за привычные домашние дела, чтобы продлить дыхание детей»

перифраза

заменяет название по существенному признаку, избегается повтор слова

В этом заснеженном огромном пространстве сам себе хозяин — что хошь, то и твори. Только будь победителем...тогда сам Верховный правитель Сибири не страшен.

гипербола

чтобы преувеличить значение, обратить внимание

В ночь-заполночь сорвали с Екатеринбургских казарм, погрузили в теплушки, потом пересадили на конный поезд, на сани, а теперь вот — на оленьи нарты. И — вперед на подавление остяцкого восстания! Никто, конечно, не подумал ни о теплой одежде, ни о специальном снаряжении. Нет даже маскхалатов и лыж. Крутись, командир, выполняй приказ! Вписывай славную страницу в летопись доблестной Красной Армии! А тут такую страницу можно вписать, что потом Красная Армия будет отмываться до конца своих дней.

ирония

даёт отрицательную оценку предмета или явления

Определяем правильность выполнения задания.

После работы с таблицей задание усложняется.

Слайд 6. Задание 2. Предлагаем отрывок романа. На ЭКРАНЕ. Задание выполняется устно. Учащиеся определяют тропы в полном тексте.

Земля на полянке, что она присмотрела на окраине сосновой гривки, за зиму окаменела от морозов. И женщина топором рубила землю. Обледеневшие комья, разлетаясь черными слезами Сидящей, сыпались на белый снег. Женщина все рубила и рубила. Рубила тяжко, с неслышным внутренним стоном, словно саму себя кромсала острым топором. Потом в изнеможении опускалась на хрусткий утоптанный наст, сидела неподвижно, уставившись в одну точку, затем, отдышавшись, снова бралась за топорище. К полудню она уходила в чум, и пока выпивала кружку-другую кипятка, топор переходил в руки Романа или Анны. И так изо дня в день. Земля поддавалась с трудом. Земля отчаянно сопротивлялась. Земля не хотела принимать в себя насильственно и преждевременно отправленных в Нижний Мир.Но делать нечего, и Земля каждый день понемногу уступала, позволяя углубиться в свое чрево. Земля все понимала, она знала, что людям деваться больше некуда, что она — их последнее пристанище.

Задание3. Работа по определению изобразительно-выразительных средств языка в романе. Самостоятельная работа.  (Карточки)

-Прочитайте текст, найдите в нем средства художественной выразительности и запишите их в самостоятельно составленную таблицу. Сделайте вывод, какие тропы чаще всего встречаются в тексте?

1 вариант

(1)Все предусмотрено для удачного начала, все для этого есть: и аэропланы, и хорошо вооруженные и обмундированные красноармейцы, и аргиш с опытными каюрами дожидается на ближних ягельниках. (2) От конного поезда придется отказаться — дороги не позволяют, по болотам не проедешь, на переправах можно застрять.

(3)Так он размышлял, прогуливаясь по сумеречному городу. (4) Ему давно хотелось взглянуть на него: все-таки здесь почил светлейший князь Меньшиков, некогда всесильный правитель Российской империи. (5) Впрочем, подумал: таким ли уж всесильным был князь, коль не сумел удержаться у власти?! (6) О чем он размышлял, прогуливаясь в мощной лиственничной роще на высоком взгорье над рекой и бескрайней заснеженной луговиной?! (7)Возможно, сожалел о своих ошибках и просчетах, а возможно, смирившись со своей участью, философски смотрел на жизнь и, возводя белую церковь на опушке лиственничной рощи, вспоминал лучшие свои дни, проведенные рядом с Петром Великим.

(8)Эти лиственницы, высокие, прочные, здоровые, как и сам светлейший князь, будто случайно, по ошибке природы оторвались от родимой плодородной почвы и крепкими корнями вцепились и вросли в этот высокий мыс над крутояром, обрывающимся к реке, к Северной Сосьве. (9) Ведь во всей округе нет ничего более сильного и мощного, чем этот лиственничный лес-великан. (10) Впереди на восток тянется пустынная луговина с редкими кустиками чахлого тальника, а позади, за десятком добротных купеческих домов и двухэтажной гимназией, приютились приземистые избы с огородами да низкорослый, битый всеми ветрами и морозами, ельник, неведомо как выживший на этой суровой земле.

2 вариант.

(1)Мать говорила быстро, скороговоркой, то опуская, то поднимая голову к небу. (2) И не заметила, как помутнел взор Анны и как стали гаснуть ее по-детски чистые глаза. (3) А Мать все говорила и говорила, убеждала дочку, что та будет жить. (4) И вдруг замерла, застыла на полуслове с открытым ртом: левой рукой почувствовала, что у Анны перестало биться сердца… (5) Еще мгновение, не веря этому, окаменевшая Мать сидела молча. (6)Потом, опомнившись, дико закричала. (7) Так закричала, что от ее крика треснули льды и снега болота. (8)Треснуло небо.(9)Треснуло солнце. (10)Все вокруг покрылось трещинами. (11) И Мать повалилась на остывающее тело Анны, завыла нечеловеческим голосом. (12)Ее жуткий вой, вползая во все земные и небесные трещины, расшатывал, казалось, все мироздание.(13) Все рушилось. (14)Все рассыпалось. (15)Казалось, подступал конец Мира, человечества, остяцкого народа и вместе с ним подступала кончина Матери и ее Детей. (16) И эту надвигающуюся катастрофу не сможет предотвратить никто, ибо даже истекающая кровью Божья Матерь оказалась бессильной перед красными.

Далее идет самопроверка учащихся: 1 вариант проверяет 2 вариант и наоборот, выставляются оценки.

Слайд 7. (на слайде даны правильные ответы)

Какие тропы используются Айпиным чаще всего? Как вы думаете почему?

III.  Подведение итогов.

- Кто такой Е.Д.Айпин? Что вы узнали о нем? - Какие тропы вы сегодня повторили? - Какие тропы чаще всего встречались вам в работах над анализом романа? - Как вы думаете для чего использует данные тропы Е.Д.Айпин?

Слайд 8.

Закончите предложение: я сегодня много узнал(а) о...

Мне понравилось, что на уроке....

Я знал(а), что...

Я не понял(а)....

IV. Домашнее задание.

Проанализировать любой рассказ Е.Д.Айпина на наличие тропов. Выписать самые яркие из них, описать их функцию.

УРОК 3

Тема: «Практикум по подготовке к ЕГЭ. Задание В- 8». На материале романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах»

Цель урока: закреплять знания, развивать умения обучающихся, необходимые для выполнения экзаменационного задания В-8  по комплексному анализу текста и определению изобразительно-выразительных средств языка.

Задачи:

  • совершенствовать навыки анализа текста, умения различать тропы и стилистические фигуры;
  • продолжить работу по развитию речи обучающихся, восприятию художественной образности текста;
  • способствовать развитию интереса к изучению русского языка; воспитывать любовь к русскому языку на материале романа Е.Д.Айпина «Божья Матерь в кровавых снегах» .

Тип урока: обобщение и закрепление материала.

Оборудование урока: компьютер, индивидуальные карточки, тесты ЕГЭ, презентация.

Виды работы : фронтальный опрос, индивидуальная работа с карточками, анализ текста, работа с тестами ЕГЭ.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Целеполагание. Вступительная беседа.

Вопросы обучающимся:

-Какие поставим перед собой задачи для работы по данной теме при подготовке к ЕГЭ? (Повторить термины; скорректировать умение находить средства выразительности в тексте, различать виды тропов и других средств выразительности; продолжать развивать умение определять роль средств выразительности в анализируемом тексте.

-Сегодня на уроке мы продолжим работу над изобразительно-выразительными средствами языка и их ролью в тексте.

Слово учителя.

Ребята, вы, наверное, уже догадались, что сегодня наш урок подготовки к ЕГЭ посвящен изобразительно-выразительным средствам языка, знание которых вам пригодится при выполнении задания В8. (Ознакомление с целями урока).

Формулировка данного задания вам хорошо знакома. Задание В8 проверяет умение оценивать письменные высказывания с точки зрения языкового оформления. Для успешного выполнения задания необходимо четко уяснить себе, что же такое языковые средства художественной выразительности, уметь находить их в исходном тексте, правильно называть и уметь отличать самые распространенные из них друг от друга.

В отличие от других видов заданий, задание В8 оценивается наибольшим количеством баллов - по 1 баллу за каждый верно названный термин, поэтому правильное выполнение данного задания поможет вам набрать желаемый высокий балл на экзамене.

Чтобы выяснить, насколько хорошо вы знаете средства выразительности, а заодно, и повторить теорию, проведём урок-практикум.

3.Повторение, актуализация д/з: (фронтальный опрос)

- Какие стили речи вы знаете?

- Какой из стилей самый богатый? Почему? (Художественный стиль: образность, широкое использование изобразительно-выразительных средств языка. Этот стиль позволяет испытывать эстетическую негу)

- На какие группы делятся изобразительно-выразительные средства языка? (Тропы и стилистические фигуры).

-  Вспомните, какие средства относятся к тропам, а какие – к фигурам речи.

- Давайте проверим домашнее задание: какие тропы вы нашли в рассказах Е.Д.Айпина и какие функции они выполняют?

Презентация «Разминка».

А)Разминка «Третий лишний»: объяснить принцип определения лишнего варианта

 1.  а) попасть впросак;

    б) попасть пальцем в небо;

    в) попасть мячом

(а и б - фразеологизмы, в - свободное сочетание слов)

2. а) золотые руки;

    б) золотые серьги;

     в) золотая осень.

(а и в - прилагательные являются эпитетами)

3. а) седая чародейка;

   б) седая старушка;

   в) бессмертный творец «Илиады»

(а и в - перифраз, а - зима, в - Гомер)

Б) 1.  Какой троп используется в следующем предложении: «Ты — моя солнечная красавица, ты — моя лунная красавица…» (Е.Д.Айпин):

  1. сравнение
  2. метафора
  3. эпитет
  4. гипербола

2. Какой троп используется в строчке «Она нежно водила по лицу Анны и страстно, как молитву, громко шептала...» (Е.Д.Айпин):

  1. перифраз
  2. метафора
  3. олицетворение
  4. сравнение

3. Какой троп используется в строчке «Глаза ее, как два озера, были полны слез, но взор все еще оставался ясным» (Е.Д.Айпин):

  1. гипербола
  2. олицетворение
  3. метафора
  4. сравнение

4. Какой троп используется в строчке «Солнышко ЗДЕСЬ! Вот оно, на небе! Солнышко смотрит только на тебя!» (Е.Д.Айпин)

  1. олицетворение
  2. сравнение
  3. перифраз
  4. ирония

5. Какой троп используется в строчке «Она в первый раз вперила в него свои темные глаза — из них брызнул черный огонь ненависти» (Е.Д.Айпин)

  1. сравнение
  2. метафора
  3. эпитет

         4. перифраз

6. Какой троп используется в строчке: «Мгновения медленно наматывались на клубок ее жизни» (Е.Д.Айпин).

  1. эпитет
  2. гипербола
  3. метафора
  4. сравнение.

7. Какой троп используется в строчке «Закончится война, и красное войско уйдет, а поимкой Сени-воина займутся энкэвэдэшники» (Е.Д.Айпин)

  1. сравнение
  2. метафора
  3. ирония
  4. метонимия

4.Работа по теме урока.

Совместная работа класса с рецензией.

Перед началом работы необходимо обсудить список терминов, пояснить каждый из них.

-Прочитайте фрагмент рецензии, составленной на основе предлагаемого романа. В этом фрагменте рассматриваются языковые особенности текста. Некоторые термины, использованные в рецензии, пропущены. Вставьте на месте пропусков цифры, соответствующие номерам терминов из списка.

(1)Остяки из романа Еремея Айпина, помимо первой, напрашивающейся аналогии с киргизами Айтматова, вызвали в моём сознании сравнение –немного диковатое – с жителями планеты Пандора из недавно отшумевшего и резкого фильма Кэмерона «Аватар». (2)Те и другие живут в единстве с природой, тех и других стремится уничтожить более развитая цивилизация. (3)Но, если Кэмерон моделирует фантастический мир и создаёт красивую трёхмерную игрушку, то Айпин, основываясь на подлинных фактах, рассказывает своеобычным языком жёстко о жестоком – не столь удалённом от нас в пространстве-времени. (4)Создаёт и воссоздаёт реаль; мир которой не просто трёхмерен, но физически ощутим. (5)В его произведении снега буквально забрызганы кровью. (6)Казымское восстание, поднятое в 1933 году жителями Обского Севера против советской власти, подавили. (7)Читать роман тяжело, страшно и интересно. (8)Героиня книги пытается уберечь от смерти четырех своих уцелевших сыновей и дочерей. (9)Выживает только младенец Савва.(10) Его спасает старый охотничий пёс Пойтек. (11)Загнанная Матерь детей разговаривает с такой же загнанной волчицей, с небом, птицей, Сидящей землёй – и в воображении соединяется с убитыми полтора десятилетия назад русским царем, царицей и царевичами. (12)Всё в мире (книге) Айпина взаимосвязано. (13)Белогвардейский полковник, прижившийся в этих краях, строит в лесу часовню и пишет семь икон мучеников, похожих сразу и на выходивших его остяков, и на членов семьи Романовых. (14)Люди на равных общаются с животными и растениями.(15) Молитвы Христу не мешают почитать языческих богов. (16) Различия между теми, кто понимает и хранит эту гармонию, и теми, кто несёт гибель, – не в разрезе глаз и не в особенностях житейского уклада. (17) «Вы, русские, друг друга не жалеете... Поэтому вам плохо. (18) А не жалеете вы друг друга потому, что вас много. Сказывают, в ваших городах людей больше, чем деревьев-трав…» (19)Но для пришлецов чужая жизнь – и жизнь вообще – в принципе не имеет ценности. (20)Помазанника  ли Божия, измученной ли женщины, оленей ли, которых поливают пулемётными очередями. (21)Красным Айпин почти отказывает не то, чтобы в человечности: в одушевлённости. (22) Оттого их образы плоски и схематичны. (23) Это оправдано и на событийном, историческом плане – итоги карательной экспедиции на Север были чудовищны. (24)И на мифологическом (поэтика «Божьей матери в кровавых снегах» – поэтика мифа): коммунисты видятся наивно-мудрым остякам, способным предсказать будущее, но не изменить настоящее, фатальной черной силой. Вернее – красной. (25)До знакомства с романом Кочергина «Крещённые крестами» мне представлялось, что добавить что-либо новое к пласту художественной литературы, повествующей об ужасах эпохи культа личности, сложно. (26)После прочтения «Божьей матери в кровавых снегах» – книги о трагедии не только малого народа, но и всей великой страны – я ещё раз убедился в излишней поспешности своих выводов.

(Евгений Мякишев)

Основную тему данного отрывка прежде всего позволяют определить______, которые неоднократно повторяются в 2,5, 11 и 20  предложениях. Текст  пронизан сожалением о том, что люди, воюя,  теряют «человеческий облик». Призывая читателей задуматься над поднятыми проблемами, автор использует _______ (предложения 1,3,23). Свои чувства автор пытается передать с помощью удачно подобранной ______ (стремится уничтожить более развитая цивилизация)и _____( коммунисты видятся наивно-мудрым остякам, способным предсказать будущее, но не изменить настоящее, фатальной черной силой. Вернее – красной). Для обоснования своей позиции автор прибегает к ________ (предложение 26).

      Список терминов:
      1) метафора
      2) фразеологизм
      3) гипербола
      4) синтаксический параллелизм
      5) риторический вопрос
      6) перифраз
      7) гипербола
      8) метонимия
      9) эпитеты
      10) сравнительный оборот

ОТВЕТ: 1, 9,8,6,3

Обсуждение выводов и ответов.

  1. Обобщение, подведение итогов урока.

Учитель: Итак, какое значение имеют средства выразительности в тексте? (Изобразительно-выразительные средства помогают понять коммуникативное намерение автора, все его мысли и чувства).

-Еще раз подчеркнем, насколько важно уметь анализировать текст с точки зрения его изобразительных средств для успешной сдачи экзамена.

Обсуждение сложностей, возникших в ходе работы с изобразительно-выразительными средствами.

  1. Контрольное анкетирование. (Приложение)
  2. Домашнее задание. (обсудить список терминов)

Выполнить задание №24.  (на карточках)

Задание №24. Прочитайте фрагмент рецензии, где анализируются языковые особенности данного текста. Вставьте на места пропусков цифры, соответствующие номеру термина из списка.

(1)Александра Ивановна..(2) Может быть, любовь к первой учительнице, если вам на неё повезло, так же необходима и естественна, как и первая любовь вообще?(3) Вспоминая свои чувства к Александре Ивановне, я думаю, что в моей любви к ней каким-то образом нераздельно слились два чувства - любовь к ней именно, такому человеку, каким она была, и любовь к русской литературе, которую она так умело нам раскрывала.(4) Она нам почти каждый день что-нибудь читала из русской классики или несколько реже что-нибудь из современной, чаще всего антифашистской литературы.(5) Осталось в памяти чтение "Капитанской дочки" Пушкина, как минуты сладчайших переживаний. (6) Если в области духа есть чувство семейного уюта, то я его впервые испытал во время чтения этой книжки, когда в классе стояла мурлыкающая от удовольствия тишина.(7)

Это было совсем, совсем не то! (8 )Сейчас трудно сказать, почему мы с такой силой почувствовали чужеродность её чтения. (9) Конечно, тут и любовь к нашей учительнице, и привычка слышать именно её голос сказались. (10)Этим препятствием была сама временность пребывания этой учительницы с нами. (11)Книга нам рассказывала о вечном, и сама Александра Ивановна воспринималась как наша вечная учительница, хотя, конечно, мы понимали, что через год или два её у нас не будет. (12)Недавно, читая записки Марины Цветаевой "Мой Пушкин", я вспомнил наши чтения "Капитанской дочки" и удивился несходству впечатлений. (13) Мятежную душу будущего поэта поразил в этой книге Пугачёв, он показался ей таинственным, заманчивым, прекрасным. (14) Меня же, как сейчас помню, больше всего поражал и радовал в этой книге Савельич. (15) Не только меня, я уверен, и весь класс.(16)

В образе Савельича Пушкин устроил себе пир, который не всегда мог себе позволить в жизни. (17)Тут преданность выступает во всех обличиях. (18) Величайшее чувство, красоту которого Пушкин столько раз воспевал в стихах. (19)И вот эта идея преданности с неожиданной силой погружала нас в свой уют спокойствия и доверия. (20) Идея преданности самой идее, которая, по-видимому, из-за отсутствия других воплощений высоких человеческих страстей развивалась в нас с трагической (о чём мы не ведали), а иногда и уродливой (о чём мы тем более не ведали) силой.(21) Может быть, именно поэтому чтение "Капитанской дочки" производило тогда такое сладостное, такое неизгладимое впечатление.

"Когда автор вспоминает эпизоды из детства и говорит о любимых героях, его речь особенно эмоциональна, здесь и запоминающиеся ---- (предложение 5, 6, 21), и ---- (предложение 16), и --- (предложение 7).

Осмысливая прошлое, Искандер будто размышляет вслух, поэтому используются такие синтаксические средства, как --- (предложение 5, 9).

Список терминов.

  1. слова с уменьшительными суффиксами;
  2. просторечные слова и формы слов;
  3. эпитеты;
  4. метафора;
  5. сравнительные обороты;
  6. риторическое обращение;
  7. инверсия;
  8. экспрессивный повтор;
  9. ряды однородных членов;

Итоговый опросник

1.Отличаются ли тропы и стилистические фигуры?

1)да

2)нет

2.Перечислите все тропы, которые вам известны.

3.Какой троп используется в строчке «Там припомнят кремлевского горца»:

  1. перифраз
  2. метафора
  3. олицетворение
  4. сравнение

4.Какой троп используется в строчке «Горит костер рябины красной» :

  1. гипербола
  2. олицетворение
  3. метафора
  4. сравнение

5.Какой троп используется в строчке: «И пишет боярин всю ночь напролет, Письмо его местию дышит».

  1. эпитет
  2. гипербола
  3. метонимия
  4. сравнение.

6.Запишите эпитеты к слову  глаза

7.Запишите сравнения к слову  солнце-

_______________________________________________________________

8.Запишите  метафору к выражению ветер дует

9. Напишите кратко определение тропа, либо ключевые слова определений. (что самое главное?)

1) метафора-

2)сравнение-

3)эпитет-

10. Запишите главную функцию тропа, для чего он используется в художественном тексте?

Олицетворение –

11. Какое задание в ЕГЭ направлено на проверку знаний в области  изобразительно-выразительных средств?

1)А часть

3) Б-3

2) №24

4) С часть

12. Сможете ли вы различить такие тропы, как сравнение и метафора?

1)да

2)нет

3)что это?

13. Сможете ли вы найти в тексте тропы и  указать их функции

1)да

2)нет

3)скорее да, чем нет

4)скорее нет, чем да


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Деловой английский"

Курс является элективным и  предусматривает дополнения к темам базовой программы, расширение и углубление знаний учащихся по предмету « Иностранный язык». Курс рассчитан на 34 часа и включает в с...

Внеклассное мероприятие для учащихся 5 – 6 классов «Знай, люби родной край»

мероприятие расчитано на соревнование команд - семейных....

Программа элективного курса для учащихся 10-11 класса "Умей владеть словом"

Элективный курс предназначен для углубления знаний по некоторым разделам стилистики. Электив имеет значение и в подготовке учащихся к ЕГЭ-25 задание"Имеется рецензия....

программа элективного курса по математике для 9 класса "Технология работы с контрольно - измерительными материалами

Структура экзаменационной работы и организация проведения экзамена отличаются от традиционной системы аттестации, поэтому и подготовка к экзамену должна быть другой. В школах подготовка к экзаменам о...

Учебно-методический материал. Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 классов "Введение в инженерную графику"

Особенность курса «Черчение» в средней общеобразовательной школе на данный момент по новой программе для 9 классов – его чрезмерная сжатость, всего  один час  ...

ЭЛЕКТИВНЫЙ КУРС ПО ЛИТЕРАТУРЕ «СЕРЕБРЯНЫЙ ВЕК РУССКОЙ ПОЭЗИИ» В СТАРШИХ КЛАССАХ (Авторская программа элективного курса для учащихся 10-11 класса)

РЕЦЕНЗИЯна программу элективного курса«Серебряный век русской поэзии» в старших классахучителя русского языка и литературы МБОУ « Тогурская СОШ» Ольги Георгиевны Зиновой.Элективный курс «Серебряный ве...

Сборник задач по математике для учащихся 5-7 классов «Задачи о родном крае»

В сборнике собраны задачи об истории и географии Ульяновской  области и Старокулаткинского района....