Урок русского языка в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Урок русского языка на темц "Рассуждение" 5 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rya_rassuzhdenie_5_kl.docx18.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Рассуждение

Цели урока:

  1. Дать понятие о тексте-рассуждении;
    Научить видеть в данном типе текста тезис, доказательства и вывод;
    Научить включать в рассуждение специальные слова (во-первых, во-вторых, значит, следовательно…)
  2. Развивать внимание, логическое мышление школьников, устную и письменную речь.
  3. Привить вкус к языку, пристальное внимание к художественному слову.

Ход урока

1. Слово учителя о цели урока.

2. Актуализация знаний учащихся о типах текста.

– Мы с вами знаем несколько типов текста. Каких?

(Повествование, описание, рассуждение)

– Что вам известно о тексте повествовании?

(В повествовании рассказывается о последовательных действиях. Что было вначале? Как дальше развивались события? Все это можно запечатлеть в нескольких рисунках, которые будут отображать эпизоды происходящего.

В данном типе текста чаще всего используются глаголы)

– Каковы особенности описания?

(В описании даются признаки, качества, свойства предмета (Какой он). Это можно отразить в одном рисунке.

Для передачи описания используются прилагательные)

– Рассуждение имеет свои особенности.

(В этом типе текста выявляются причины событий, их связь. Основной вопрос – почему? В рассуждении должно быть высказано то, что потом объясняется, доказывается и приведены объяснения, доказательства, подтверждающие тезис. Показать в рисунке нельзя.

Чаще всего в рассуждении используются наречия.)

Практическая работа: определите, к какому типу нужно отнести данный текст?

(примеры на слайдах)

Изучение нового материала.

А сегодня на уроке мы познакомимся более подробно с признаками текста рассуждения.

– Что такое рассуждение?

Работа с толковым словарем Ожегова. Выясняем, что данное слово многозначное:

1 – Умозаключение, ряд мыслей, изложенных в логически последовательной форме.

2 – Высказывание, обсуждение.

– Научимся правильно писать данное слово.

Разбор слова по составу: рас-сужд-ени-е.

– В каких жизненных ситуациях человеку необходимо использовать тип текста рассуждение?

(Когда нужно доказать кому-то, что прочитанная книга очень интересная; прошедшее мероприятие было скучным; товарищ поступил неправильно; на уроках постоянно приходится рассуждать, доказывать свою мысль, используя правила, приводя доказательства, примеры…)

– Какова основная задача этого типа текста?

(Объяснить, доказать, установить какую-либо истину)

– Попутно вспоминаем, каково назначение повествования? Описания?

(Повествование – рассказать о каком-то событии; описание – раскрыть признаки предмета)

– Каждый тип текста имеет свою структуру, и ее очень важно соблюдать при создании текста определенного типа.

Практическое задание: по заданной структуре определите тип текста.

А. 1.Общее впечатление от предмета.
2. Детали предмета.

Б. 1. Начало события.
2. Развитие действия.
3. Кульминация.
4.Конец события, развязка.

В. 1. Тезис.
2.Доказательства.
3. Вывод.

– В любом рассуждении есть тезис, доказательства, вывод. ( ТДВ)

– Что такое тезис?

Работа с толковым словарем.

Тезис – основное положение, мысль, которую надо доказать.

– Что такое доказательства?

Работа с толковым словарем.

Доказательства – основные доводы, факты, используемые для подтверждения тезиса.

– Что такое вывод?

Вывод – это то, что следует из сказанного выше.

4. Закрепление материала.

Практическое задание 2:
Найдите доказательство того, что этот текст – рассуждение

ПОЧЕМУ НУЖНО ЗАНИМАТЬСЯ СПОРТОМ?

        Сегодня, наверное, нет на Земле человека, который бы оставался равнодушным к спорту. Все понимают роль спорта, но почему-то остаются в стороне от занятий физической культурой. Одному не хватает времени, другому – терпения. Приобщаются к спорту у экранов телевизоров, "болея" за любимые команды: футболистов, хоккеистов и так далее.

Почему же нужно заниматься спортом?

        Во-первых, развиваются быстрота, ловкость, гибкость.

        Во-вторых – выносливость. Человек тренированный может выдержать большие физические нагрузки.

        В-третьих, если человек регулярно занимается спортом, он может избежать множества заболеваний, в первую очередь – простудных.

        Когда я был маленьким, очень часто болел. Врач посоветовал родителям закалять меня. Так я попал в секцию плавания, где занимаюсь уже несколько лет. Теперь я "забыл дорогу" к врачу.

        Не каждый из нас будет чемпионом, но занятия спортом обязательно помогут нам стать сильными и здоровыми.

Средства связи частей рассуждения.

I.ТЕЗИС.

  •    Докажем это.
  •    Это можно доказать так (следующим образом).
  •    Почему?
  •    И вот почему.
  •    Это объясняется следующим.

II. АРГУМЕНТЫ:

  • 1.Во-первых,…              Например,…
  • 2.Во-вторых,…              К примеру,…
  • 3.В-третьих,…               Допустим,…

III. ВЫВОД.

  • Итак, …     
  • Обобщим всё сказанное.
  • Таким образом, …
  • Следовательно, …

Самостоятельная работа:

Напишите мини-сочинение на тему «Зачем нужно учиться?»

Рефлексия:

Мы познакомились с новым для нас типом текста – рассуждением.

  1. Какова основная задача текста рассуждения?
  2. Назовите структурные элементы рассуждения?
  3. Какие слова-помощники нужно использовать при создании рассуждения?

Домашнее задание.

2 варианта впр.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...