Урок подготовки к подробному изложению.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс)

Афанасьева Ирина Сергеевна

В разрабтке содержится конспект подготовки к подробному изложению, а также презентация к уроку. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Конспект урока.32.63 КБ
Файл Презентация к уроку.938.66 КБ

Предварительный просмотр:

                                                                                                                                   Ход урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Примечания

1. Организационный этап

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: приветственное, вводное, инструктивное слово

Здравствуйте, ребята! Садитесь, пожалуйста!  Запишите, пожалуйста, в тетрадях дату, вид работы и тему урока. Сегодня мы с вами будем готовиться к написанию изложения.

Метод учения: слушание

Приём учения:

глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Письмо. Запись в тетради

Слайд №1 с датой и темой урока

2. Подготовка к восприятию текста

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Ребята, как вы думаете, часто ли в обычной жизни вам приходится пользоваться пересказом? Маша

Метод учения: ответ по предмету

Приём обучения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Очень часто в жизни нам приходится  пользоваться пересказом, только мы не всегда на это обращаем внимания и не следим за его качеством.

В каких случаях мы пользуемся пересказом?

Ваня

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Мы можем пересказать другу какое-то событие, на котором он не присутствовал, например футбольный матч, день рожденья одноклассника, поход в музей. Или родителям пересказать  фильм или спектакль, который они не видели, или кратко пересказать художественное произведение, которое  они не читали.

Правильно.

Как вы думаете, для чего нам нужно уметь пересказывать? Вася

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Умение пересказывать поможет нам развивать зрительную и слуховую память, научиться связно и грамотно формулировать мысли, стать интересным собеседником для друзей.

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Молодцы! Правильно рассуждаете. Ребята, а кто из вас знает, какой вид искусства называется балетом?

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

Балет – это такой вид

 музыкально-театрального искусства, который представляет собой  сочетание  танца, музыки и драматургии.

Правильно. Какие названия балетов каких композиторов  вы  знаете?

Образец устного развёрнутого  ответа по предмету

«Лебединое озеро» « Щелкунчик», «Спящая красавица», П.И.Чайковского,  «Золушка», «Ромео и Джульетта» С.С. Прокофьева, « Сон в летнюю ночь»

Ф.Мендельсона.

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: сообщающее слово учителя, инструктивное слово

Молодцы, правильно.  Кроме того, есть ещё балеты, созданные на основе произведений русской литературы. Это балеты

«Медный всадник»,

«Бахчисарайский фонтан» по произведениям А.С.Пушкина, «Герой нашего времени» по произведению М.Ю.Лермонтова, «Чайка», по пьесе А.П.Чехова, «Конёк- Горбунок» по сказке П.П. Ершова.  Все эти произведения мы будем изучать в следующих классах. Но как же появился балет? Откуда он пришёл к нам? Эту  историю вы сейчас и узнаете. Внимание на слайд. Сейчас мы вместе прочитаем текст, вам нужно его запомнить. Я читаю вслух, вы следите за мной и читаете про себя.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, некритическое, нерефлексивное

Слайд № 2

Показ художественных фотографии из названных учителем балетов.

Слайд № 3 с текстом изложения

«Зародился балет более пятисот лет тому назад в Италии. Примерно в те времена, когда Колумб открыл Америку. Тот балет значительно отличался от современного и представлял собой развлечение королевских дворов. Балетные  движения были похожи на элегантные и простые придворные танцы. Ноги танцовщиков тогда ещё не были обуты в специальные балетные туфли. И балет тогда вовсе не назывался балетом. Это название он получил около века спустя, при дворе французского короля Генриха  III.

Однажды, королева Екатерина Медичи устроила большой праздник в честь свадьбы в королевской семье. Праздник вылился в огромный балет. Организатором его стал итальянский музыкант. Именно он и стал первым в истории человечества хореографом. Представление называлось «Королевский комический балет». С тех пор балетом  стали называть все представления все представлениями подобного рода».   По   материалам «Детской энциклопедии», 117 слов).

3. Знакомство с текстом

Метод обучения: чтение

Приём обучения: выразительное, озвученное чтение

Метод учения: чтение

Приём учения: не озвученное чтение про себя

4.Языковая подготовка к пересказу

Метод обучения: беседа

Приём обучения: репродуктивная, фронтальная беседа

Ребята, о чём говорится в тексте? Таня

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: устный, развёрнутый ответ

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

В тексте говорится о том, что балет зародился в Италии при королевских дворах. Своё современное название он получил при дворе Екатерины Медичи.

Правильно. К какому типу текста мы можем отнести данный фрагмент и почему? Настя

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Это повествование, так как в нём последовательно рассказывается об истории возникновения балета.

Правильно. Как можно озаглавить этот текст?

На сколько частей разделить?

О чём говорится в каждой части?

Образец устного развёрнутого ответа по предмету

Варианты заглавий текста:

«Как появился балет», « Как возник балет»,

«Как зародился балет», «История балета», «История возникновения балета», «Откуда к нам пришёл балет?»

Текст можно разделить на три части.

В первой части говорится о месте и времени возникновения балета, во второй части – о том каким балет был в то время, и в третьей – о первом хореографе.

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения:  инструктивное слово

Ребята, сейчас ещё раз прочитаем текст. Я читаю вслух, вы следите за мной и читаете про себя.  После прочтения, вам нужно будет составить план.

Метод обучения: чтение

Приём обучения: выразительное, озвученное чтение

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, некритическое

Метод учения: чтение

Приём учения: не озвученное чтение про себя

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное слово

Письменно составьте план текста, озаглавьте каждую часть. Каждый работает самостоятельно у себя в тетради.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный ответ по предмету

Образец письменного развёрнутого ответа по предмету

 

Вариант плана

1.Появление балета в Италии

2.Каким был балет при королевских дворах

3. Первый хореограф

(итальянский музыкант).

Метод обучения: слово учителя, списывание

Приём обучения: инструктивное слово, выборочное списывание

Теперь найдите в тексте имена собственные, выпишите их в тетрадь в именительном падеже, подчеркните заглавную букву. Работаем быстро.

Теперь обратите внимание на слайд, проверяем. Кратко запишите лексическое значение выделенных имён собственных, обратите внимание, что словосочетание  «Королевский комический балет» взято в кавычки, так как это название представления.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный развёрнутый ответ по предмету

Образец письменного развёрнутого ответа по предмету

Италия

Америка

Колумб

Генрих III

Екатерина Медичи

Королевский комический  балет»

Слайд № 4

 

Италия

Америка часть света, объединяющая два материкаСеверную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова

Колумб – испанский мореплаватель. Первый из путешественников, который пересек Атлантический океан.

Генрих  III

Екатерина Медичи


«Королевский комический балет»

Метод обучения: слово учителя, словарная работа

Приём обучения: инструктивное слово, лексическая словарная работа

Ребята, теперь откройте словари, найдите слово «хореограф», выпишите его лексическое значение в тетрадь.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения:

письменный развёрнутый ответ по предмету

Образец письменного развёрнутого ответа по предмету

Хореограф –   специалист в области искусства постановки танца

Метод обучения: слово учителя, списывание

Приём обучения: инструктивное слово, списывание с готового языкового материала.

 

Ребята,  обратите внимание на слайд. Перепишите эти слова из текста в тетрадь, выделите орфограммы.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный

ответ по предмету

Образец письменного ответа по предмету

Балет

Пятисот

Зародился

Примерно

Королева

Королевский

Придворные

Праздник

Французский

Хореограф

Танцовщики

Элегантные

Современные

Примерно

Слайд № 5

Балет

Пятисот

Зародился

Примерно

Королева

Королевский

Придворные

Праздник

Французский

Хореограф

Танцовщики

Элегантные

Современные

Примерно

5.Итоговое восприятие текста

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное слово

Ребята, сейчас ещё раз прочитаем текст. Я читаю вслух, вы следите за мной и читаете про себя.

Метод учения: слушание

Приём учения: глобальное, информативное, некритическое

Метод обучения: чтение

Приём обучения: выразительное, озвученное чтение

Метод учения: чтение

Приём учения: не озвученное чтение про себя

6. Создание изложения

( второй урок)

Метод обучения: слово учителя

Приём обучения: инструктивное слово

Письменно перескажите  текст по памяти, опираясь на план, обратите внимание на орфограммы.

Метод учения: ответ по предмету

Приём учения: письменный развёрнутый ответ по предмету (изложение)

Вариант изложения

Балет появился в Италии более пятисот лет тому назад при королевском дворе. Это было время великих открытий. Именно тогда Колумб открыл Америку.

Балет того времени был  не похож на современный. Танцовщики не носили специальные туфли, их движения были элегантные и простые. И своё название балет получил намного позднее, при дворе французского короля Генриха III.

Однажды, французская королева Екатерина Медичи устроила

Пышный праздник в честь свадьбы. Этот праздник перешёл в грандиозное торжество, которое назвали «Королевским комическим балетом». Управлял этим балетом итальянский музыкант, который стал первым хореографом. С тех пор балет существует в том виде, в котором мы привыкли его видеть.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцатое февраля Подготовка к подробному изложению

Слайд 2

Вопросы для репродуктивной беседы на этапе подготовки к восприятию текста Как вы думаете, часто ли в обычной жизни вам приходится пользоваться пересказом? В каких случаях мы пользуемся пересказом? Для чего нам нужно уметь пересказывать? Какой вид искусства называется балетом? Видел ли кто-нибудь из вас балет? Какие названия балетов каких композиторов вы знаете?

Слайд 3

Сообщающее слово учителя о балетах, поставленных на основе произведений русской литературы. Сопровождается показом фотографий из названных балетов. ( «Медный всадник», «Бахчисарайский фонтан», «Герой нашего времени», «Чайка», «Конёк-Горбунок»)

Слайд 9

Первичное чтение текста !

Слайд 10

«Зародился балет более пятисот лет тому назад в Италии. Примерно в те времена, когда Колумб открыл Америку. Тот балет значительно отличался от современного и представлял собой развлечение королевских дворов. Балетные движения были похожи на элегантные и простые придворные танцы. Ноги танцовщиков тогда ещё не были обуты в специальные балетные туфли. И балет тогда вовсе не назывался балетом. Это название он получил около века спустя, при дворе французского короля Генриха III. Однажды, королева Екатерина Медичи устроила большой праздник в честь свадьбы в королевской семье. Праздник вылился в огромный балет. Организатором его стал итальянский музыкант. Именно он и стал первым в истории человечества хореографом. Представление называлось «Королевский комический балет». С тех пор балетом стали называть все представления все представлениями подобного рода».

Слайд 11

Вопросы для анализа текста О чём говорится в тексте? К какому типу текста мы можем его отнести и почему ? Как можно озаглавить этот текст? На сколько частей разделить? О чём говорится в каждой части?

Слайд 12

Вариант плана 1.Появление балета в Италии 2.Каким был балет при королевских дворах 3. Первый хореограф (итальянский музыкант)

Слайд 13

Задание : найдите в тексте имена собственные, выпишите их в тетрадь в именительном падеже, подчеркните заглавную букву. « Зародился балет более пятисот лет тому назад в Италии. Примерно в те времена, когда Колумб открыл Америку. Тот балет значительно отличался от современного и представлял собой развлечение королевских дворов. Балетные движения были похожи на элегантные и простые придворные танцы. Ноги танцовщиков тогда ещё не были обуты в специальные балетные туфли. И балет тогда вовсе не назывался балетом. Это название он получил около века спустя, при дворе французского короля Генриха III. Однажды, королева Екатерина Медичи устроила большой праздник в честь свадьбы в королевской семье. Праздник вылился в огромный балет. Организатором его стал итальянский музыкант. Именно он и стал первым в истории человечества хореографом. Представление называлось «Королевский комический балет». С тех пор балетом стали называть все представления все представлениями подобного рода».

Слайд 14

Проверяем! Запишите лексическое значение выделенных слов. И талия А мерика – часть света, объединяющая два материка , Северную Америку и Южную Америку, а также близлежащие острова. К о лумб – испанский мореплаватель. Первый из путешественников, который пересек Атлантический океан. Г енрих III Е катерина Медичи « К оролевский комический балет»

Слайд 15

Повторное чтение текста !

Слайд 16

Орфографическая работа (списывание с готового языкового материала) Б а лет П я т и с от Зар о дился Пр и мерно К о р о лева Короле в ский Пр и дворные Праз д ник Францу зс кий Х о р е ограф Танцо в щики Эл е г антные С о вр е ме нн ые Пр и мерно

Слайд 17

Заключительное чтение текста. Написание изложения на черновики.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Типы речи. Рассуждение. Подготовка к подробному изложению с творческим заданием. 5 класс.

Русский язык – серьезный и сложный предмет. Учащимся приходится много писать, а потому учитель – словесник должен уделять особое внимание здоровьесберегающим технологиям. Без их применения на уроках р...

Урок развития речи в 5 классе. Подготовка к подробному изложению текста, включающего диалог.

Урок развития речи с использованием Сингапурского метода обучения...

Работа над формированием универсальных учебных действий на уроке русского языка в 5 классе. Подготовка к подробному изложению (ФГОС)

Представляется конспект урока по подготовке к подробному изложению по тексту "Поэма о сирени". Материал может быть использован в качестве предварительной работы к сочинению по картине "Сирень" Кончало...

Конспект урока по развитию речи в 5 классе (подготовка к подробному изложению).

Тема: Подробное изложение текста­повествования. Ц е л ь: определение уровня сформированности умений передавать содержание текста подробно, находить ключевые слова текста, продолжать текст по ...

Презентация к уроку. Подготовка к подробному обучающему изложению «Заботливая канарейка» 6 класс

Презентация содержит в себе все инеобходимые материалы для проведения разработанного урока....

Подготовка к подробному изложению по рассказу М. М. Пришвина "Журка" 6 класс

Данная презентация поможет подготовиться к написанию подробного изложения и учителю, и ученикам. Также, в материалах содержится примерный план изложения, словарно-орфографическая, синтаксическая и пун...

Презентация к уроку развития речи. Подробное изложение. 6 класс

Презентация к уроку развития речи. Подробное изложение. 6 класс...