Урок по русскому языку в 10 классе "Правописание гласных и согласных в приставках"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс)

Талалаева Галина Петровна

Материал предназначен для учителей русского языка и литературы , работающих в 10 классе по программе Н.Гольцовой,  и соответствуе ФГОС

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_po_russkomu_yazyku_v_10_klasse.doc80.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока по русскому языку в 10 классе

Учитель Талалаева Галина Петровна

Тема: «Правописание гласных и согласных в приставках. Буквы Ы-И после приставок»

Тип урока : урок систематизации и обобщения знаний и умений

Цель урока: повторить, обобщить и закрепить знания и умения обучающихся по теме

Задачи урока:

-  актуализировать и систематизировать знания о правописании приставок;

- организовать деятельность обучающихся по формированию умения определять группу

    приставки по написанию и орфограмму, связанную с её написанием;

- совершенствовать орфографические навыки написания приставок.

- активизировать личностный интерес обучающихся к изучению темы;

- развивать логическое и критическое мышление, умение улавливать причинно-следственные связи, систематизировать, обобщать;

- развивать коммуникативную компетенцию , использовать теоретические знания для объяснения способов деятельности;

- воспитывать стремление к осознанию языковых явлений, усвоению норм языка, пониманию значения орфографической грамотности;

- осуществлять нравственное и эстетическое воспитание.

Ход урока

I. Организационный этап.

II. Актуализация знаний. Слайд 1

1.Устная работа с эпиграфом к уроку:

    Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, - это клад, это достояние, переданное нам нашими предшественниками! Обращайтесь почтительно с этим могущественным орудием. И.С.Тургенев

--Как вы понимаете это высказывание?

2) Орфоэпическая разминка. Слайд 2

ЕГЭ задание 4

А) В одном и приведённых ниже слов допущена ошибка в постановке ударения . НЕВЕРНО выделена буква, обозначающая ударный гласный звук. Укажите это слово.

1) оптОвый                                           1) иксЫ
2) вернА                                                2) балУясь
3) кухОнный                                         3) зАгнутый
4) прибЫв                                             4) цепОчка

5)молЯщий    Ответ: 3                          5) СлИвовый      Ответ: 1                                  

 3.Формулировка темы, цели и задач урока. Слайд 3

- Найдите « третье   лишнее» в цепочках слов:

1. п…дойти,  бе…численные, …доровье

2. …гореть,  пред…стория, …дшний

3. пр…морский, пр…рвать, …дание.

   Ответ: здоровье, здешний, здание- это лишние слова, так как в них нет приставок.

- Сформулируйте, пожалуйста, тему сегодняшнего урока. Слайд 4

 -  Запишите в тетрадях тему урока «Правописание приставок. Буквы и-ы после приставок»

- Посмотрите на слайд, где указаны опорные слова и определите цели и задачи нашего урока.

Целеполагание (цели и задачи урока) : вспомнить – узнать – научиться.

Цели урока – систематизировать знания о правописании приставок и совершенствовать орфографические навыки написания приставок, узнать формулировки задания 10 ЕГЭ , научиться правильно их выполнять

 4. Работа по теме урока

- Сегодня на уроке мы будем говорить о приставках. Вспомните, что вам известно о приставках.

- Что такое приставка?

- Продолжите ряд: понимать, отнимать, …

- Каково назначение приставок?

Приставка – значимая часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов.

--Как вы думаете, сколько приставок в русском языке?

- В русском языке более 50 активно действующих приставок.

--На какие  группы можно разделить все приставки?

      Слайд 5.  Первая группа самая беспроблемная: о-, в-, от-, под-, над-, до-, об- и др.

--Что можете сказать о них? ( Они пишутся всегда одинаково).

      Слайд 6.  Вторая группа приставок: без-,  бес-; воз-, -вос-; из-, ис-, раз-, рас-, через-, черес- и др.

--Это изменяющиеся на письме приставки. Как они меняются? (Если корень начинается со звонкого  согласного, в приставке пиши З, если корень начинается с глухого согласного , то в приставке пиши С.)

--А наши с вами « третьи лишние « слова являются исключениями: здесь, здание, здоровье, ни зги .

      Слайд 7. Третья группа- это приставки, написание которых зависит от смысла.Это пре-и при-.

---Что вы помните об их написании? ( Ответы учащихся)

    Слайд 8. Четвёртая группа приставок- это приставки раз-(рас-) и роз-(рос-).

---Посмотрите на слайд ( раздать - рОзданный, расписать – рОспись) и сформулируйте правило их написания. ( Под ударением пишется О, без ударения –А ). Итак, четыре группы приставок.

 --А какие гласные нужно писать после приставок? Сейчас вы, наверное , ожидаете скучной теории…А хотите стихотворение? Слайд 9

   Вдруг раздался страшный рык-

  Это Ы прогнало И от приставки на согласный :

  Был тут Иск – стал розЫск .

  Ясно?!

 Лишь исключение взИмать с буквой И надо писать.

---Попробуйте сформулировать первую часть правила ( ответы учащихся)

Слайд 10

 А приставки иностранные ( суб-, дез-, транс-, пост-, пан-, супер-)-

 Все дамы очень странные.

 Уж такие утончённые  :

 В букву И они влюблённые.

 Ты , дружок, внимательно смотри: после «иностранок» пишем И !

  К ним примкнули наши МЕЖ- и СВЕРХ-,

 Стали сверхИзысканнее всех!

-- Попробуйте сформулировать вторую часть правила ( ответы учащихся)

А теперь найдите в учебнике ( параграф 29) те сведения, которые не нашли отражение в рифмованном алгоритме. Озвучьте их  ( ответы учащихся). Попробуйте составить кластер

        Ы                                                   И

1)После русских приставок                      1) взимать (исключение)

   на согласный                                           2) после русских приставок меж-и сверх-

                                                                     3) после русских приставок на гласный

                                                                     4) в сложносокращённых словах после 1 части

                                                                     4) после иностранных приставок

                                                                     

5.  Физкультминутка. (Звучит музыка) Слайд11

 --Сядьте поудобнее, расслабьтесь,  закройте глаза…Представьте, что вы лежите на зелёной поляне…Поют птицы, лёгкий ветерок доносит ароматы цветов. Вдохните поглубже и выдохните…Тёплый солнечный лучик упал на ваше лицо…Вам хорошо, напряжение и усталость уходят..

6. Закрепление материала.

--А теперь составьте слова с приставками –«иностранками» по теме нашего урока, но вначале обратите внимание на слайд и познакомьтесь со значениями этих приставок. Слайд 12

 Супер-  первая часть сложных слов в значении « главный», «, высшего качества».

Транс- первая часть сложных слов , означающая движение через какое-то пространство.

Дез- первая часть сложных слов, означающая нарушение чего-то, противодействие.

 Пан- первая часть сложных слов, означающая охват чего-нибудь в целом, во всех направлениях.

Контр- первая часть сложных слов, означающая направленный против чего-нибудь

Суб- первая часть сложных слов в значении « подчинённый кому-нибудь, не главный»

( СуперИнфекциЯ, трансИндийский, дезИнформация, панИсламизм, конрИгра, субИнспектор)

1. Подготовка к ЕГЭ. Знакомство с формулировкой задания 10 по сборнику Н.Сениной Слайд 13

--- Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов. ( Учащиеся комментируют ответы).

1. .пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать

2. п..никнуть, пр…дедушка, поз…вчера

3. чере…чур, и…синя-чёрный, бе...крайний

4. вз…скать, без…нициативный, мед…нститут

Ответ: (1 3)

2. Работа с текстом (текст распечатан)

1. Прочитайте стихотворение в прозе И.С.Тургенева «Воробей».

2..Выпишите  слова с пропуском букв в приставках, объясните их написание.

        (1) Я возвращался с охоты и шёл по аллее сада. (2) Собака бежала впереди меня. (3) Вдруг она уменьшила свои шаги и начала красться , как бы п..чуяв перед собой дичь.(4) Я глянул вдоль аллеи и увидал молодого воробья с желтизною около клюва и пухом на голове. (5) Он упал из гнезда( ветер сильно качал берёзы аллеи ) и сидел неп…движно , бе…спомощно ра…топырив едва пр…раставшие крылышки.(6) Моя собака медленно пр…ближалась к нему , как вдруг , с…рвавшись с близкого дерева , старый черногрудый воробей камнем упал перед самой его мордой и, весь взъерошенный, и…кажённый, с отчаянным и жалким писком прыгнул два раза в направлении зубастой ра...крытой пасти.(7) Он кинулся спасать, он заслонил собою своё детище …, но всё его маленькое тело трепетало от ужаса, голос ..дичал и …хрип, он замирал , он жертвовал собой! (8) Каким громадным чудовищем должна была ему  казаться собака! (9) И всё-таки он не мог усидеть на своей высокой, безопасной ветке…(10) Сила, сильнее его воли, …бросила его оттуда.(11) Мой Трезор остановился, п…пятился: видно, и он пр…знал эту силу..(12) Я п…спешил от…звать смущённого пса и удалился, благоговея.(13) Да, не смейтесь, (14) Я благоговел перед той маленькой, героической птицей, перед любовным её порывом.(15) Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти.(16) Только ею, только любовью держится и движется жизнь.

3.. Определите тему и основную мысль текста.

4.  Сформулируйте проблему, поднятую автором текста. Выразите свое отношение к ней.

5. .Определите позицию автора. (Ответы учащихся)

3. Тест. Проверочная работа

Задание 10 из КИМ ЕГЭ (карточки распечатаны)

1.   Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..сечь, пр..одолеть, пр..градить
  2. пр..рывать, пр..стать, пр..маленький
  3. ад..ютант, бул..он, компан..он
  4. об..рвать, д..йти, от..двинуть
  5. р..списка, р..зыск, р..спись        

Ответ: 14

  1. Пресечь, преодолеть, преградить
  2. Прерывать, пристать, премаленький
  3. Адъютант, бульон, компаньон
  4. Оборвать, дойти, отодвинуть
  5. Расписка, розыск, роспись

2.  Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. пр..сечь, пр..гласил, пр..открыть
  2. пр..влечь, пр..дание, пр..дирки
  3. пр..бежище, пр..берег, пр..украсил
  4. пр..дед (исключение), пр..образ, пр..язык
  5. пр..рекаться, пр..красный, пр..милый

Ответ: 35

  1. Пресечь, пригласил, приоткрыть
  2. Привлечь, предание, придирки
  3. Прибежище, приберег, приукрасил
  4. Прадед (исключение), прообраз, праязык
  5. Пререкаться, прекрасный, премилый

3. Укажите варианты ответов, в которых во всех словах одного ряда пропущена одна и та же буква. Запишите номера ответов.

  1. ..десь, ..даваться, ..дание
  2. и..бавиться, и..резать, и..менить
  3. ра..писание, ра..бежаться, ра..украсить
  4. р..спись, р..списаться, р..зыск
  5. пр..лечь, пр..своил, пр..открыл

Ответ: 25

  1. Здесь, сдаваться, здание
  2. Избавиться, изрезать, изменить
  3. Расписание, разбежаться, разукрасить
  4. Роспись, расписаться, розыск
  5. Прилечь, присвоил, приоткрыл

7. Итоги  урока.

- Чем мы  занимались на уроке?

- Какие правила повторили?

- Расскажите правила и приведите примеры.

8.  Рефлексия.

Заполните анкеты, подчеркнув свой ответ.

1. Своей работой на уроке я (доволен / не доволен)

2. Урок мне показался (коротким / длинным)

3. Материал урока мне был (понятен / не понятен; полезен / бесполезен)

4. На уроке мне было (интересно / скучно)

9.  Домашнее задание Параграфы 27-29, упражнение 158 или составить словарный диктант на изученные правила (35 слов).

Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,

6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,

6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Выполните тестовые задания.

1. В каком слове пишется буква А?

а) пр…родитель, б) поз…прошлой, в) п…дкупить, г) от…слать.

2. В каком слове пишется буква З?

а) ра…чертить, б) бе…предельный, в) и…бежать, г) в…тряхнуть.

3. Отметьте слова, в которых пишется буква С.

1) и…ключить, 2) бе…спорно, 3) ра…лагать, 4) бе…граничный, 5) бе…цельно,

6) и…брать, 7) бе…шабашный, 8) ра…лететься, 9) чре…мерно, 10) ра…сечь.

4. В каком слове пишется буква Е?

а) пр…ручить зверя, б) пр…давать значение,

в) пр…крыть пледом, г) пр…терпеться к изменениям.

5. В каком ряду во всех словах пропущена одна и та же буква?

а) расп…ряжаться, с…гласие, поз…вчера;

б) ра…положиться, бе…деятельный, в…помнить;

в) пр…образовать, пр…неприятный, пр…следовать;

г) пр…чина, пр…тензия, пр…чуда.

Ответы: 1. б; 2. в; 3. 1), 2), 5), 7), 10) ; 4. Г; 5. в.

0 ошибок – «5»; 1 ошибка – «4»; 2 ошибки – «3»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урока по русскому языку в 7классе "Различение частицы не и приставки не"

Урок-обобщение по русскому языку « Различение на письме частицы не и приставки не-»  в 7 классе построен  с учётом личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Целью урока является обоб...

Кроссворд "Пробелы в тексте" к уроку русского языка в 5 классе "Правописание гласных и согласных в приставках" (HotPotatoes 6)

Кроссворд "Пробелы" составлен по тексту М. М. Пришвина "Дятел" с использованием программы HotPotatoes 6....

конспект урока по русскому языку - тема: "Правописание гласных после шипящих"

Ознакомление учащихся с правописанием гласных после шипящих: ча-ща, чу-щу, жи-ши.Формирование орфографических знаний, умений и навыков на основе развития орфографической зоркости....

Урок русского языка в 5 классе по теме: «Правописание гласных и согласных в приставках».

Конспект урока русского языка в 5 классе по теме: "Правописание гласных и согласных в приставках"...

Конспект урока русского языка в 4 классе "Правописание гласных и согласных в приставках"

конспект урока по ФГОС, с УУД, учебник 4 кл. по системе Л.В. Занкова...

Конспект урока по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"

Конспект урока  по русскому языку 1 класс "Гласные и согласные звуки и буквы"....