Урок русского языка в 8 классе
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Урок русского языка в 8 классе по теме "Знаки препинания в предложениях с однородными членами". Определены цели и задачи урока. Подобран интересный материал для анализа предложений. Есть раздаточный материал для учащихся.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                                            Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: «Знаки препинания в предложениях с однородными членами».

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Цели: систематизировать знания учащихся по теме урока; совершенствовать навыки правописания предложений с однородными членами.

Задачи: повторить понятие однородных членов предложения и особенности конструкции предложений с однородными членами; продолжить отработку умений находить ряды однородных членов в тексте, правильно оформлять на письме данные конструкции; формировать у уч-ся внимательное отношение к окружающему миру, природе посредством текстов худ. Публицистики, развивать интерес к чтению как худ.литературы, так и исторических мемуаров, русской публицистики, к истории отечества.

Методы: фронтальная беседа, дискуссия, самостоятельная работа с текстом, анализ предложений, тестирование, письменный самоконтроль.

Оборудование: интерактивная доска, компьютер.

Дидактические материалы: тетрадь, учебник, раздаточные материалы, толковый словарь.

Ход урока

  1. Организационный момент и включение в работу

У: Академик Д.С.Лихачев писал: «Наша речь важнейшая часть не только нашего поведения но и нашей личности  наших души и ума».

У: Как вы понимаете эти слова?

Прочитайте высказывание, расставьте знаки препинания, запишите предложение, дайте характеристику предложения.

  1. Объявление целей и задач урока

У: Сегодня на уроке мы должны обобщить знания, полученные ранее, продолжить учиться выбирать и ставить знаки препинания в предложениях с однородными членами.

  1. Проверка домашнего задания

Предлагаю вам  вспомнить, что вы знаете о понятии однородных членах предложения.

Работа с тестовым заданием

Сейчас прозвучат утверждения. Выберите из них верные.   Ответ запишите цифрами.

  1. Однородные члены предложения связаны сочинительной связью.
  2. Однородные члены предложения связаны с одни м и тем же общим для них членом предложения.

  1. Однородные члены всегда соединены сочинительными союзами. (Нет, могут быть связаны бессоюзной связью.)
  2. Однородные члены произносятся с интонацией перечисления.
  3. Однородные члены выражаются словами одной и той же части речи. (Нет)
  4. Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения.
  5. Однородными могут быть только распространенные члены предложения. (Нет)
  6. Однородные члены выполняют одинаковую синтаксическую функцию.

Ответы: 1,2, 4, 6, 8

  1. Закрепление знаний. Работа с текстом А.И.Куприна о Чехове. Анализ предложений.

У: Прочитайте предложенный фрагмент из воспоминаний А.И.Куприна о писателе А,П.Чехове.

   I.  1) Ялтинская дача Чехова была пожалуй самым оригинальным зданием. 2)Вся белая чистая легкая красиво (не)симметричная с вышкой  в виде башни с неожиданными выступами со стекля(н,нн)ой верандой  внизу  и с открытой те(р,рр)асой вверху с разброса(н,нн)ыми  то широкими то узкими окнами. 3)Дача стояла в углу сада окруже(н,нн)ая  цветником. 4)Цветнич…к  был маленький далеко (не) пышный а фруктовый сад еще очень молодой. 5)Росли в нем фруктовые деревья  груши и яблони абрикосы и персики  миндаль. 6)В последние годы сад уже начал пр..носить  (кое)какие плоды доставляя Антону Павловичу много забот и трогательного какого(то) детского удовольствия. 7)Многие видели как он иногда по утрам сидя на корточках заботливо обмаз…вал серой стволы роз или выдёрг…вал сорные травы из клумб.

    II.   Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание. Как часто говорил он, глядя на свой сад прищуренными глазами:

  - Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место. Знаете ли? - прибавлял он вдруг с серьезным лицом, тоном глубокой веры. - Знаете ли, через триста - четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад.

                                                                                                                           (А.И.Куприн)

Выполните задания:

  1. Определите стиль текста, его тему и основную мысль.
  2.  Вставьте  пропущенные орфограммы, а также знаки препинания в 1 части текста.

Ученики: Стиль: художественно-публицистический;

Тема: в тексте повествуется о даче А.П.Чехова, его саде;

Основная мысль текста: А.П.Чехов любил природу и верил в созидательную силу человечества по отношению к природе и миру в целом.

У: Найдите и выпишите в тетрадь предложение, соответствующее следующей характеристике: простое, двусоставное, распространенное, полное, осложнено двумя рядами одн. членов: подлежащими и определениями. ( Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание).Сделайте его синтаксический разбор. (Один ученик работает у доски).

У: У Чехова есть такое выражение «сад сердца». Как вы думаете, что оно значит?

Подберите и запишите свои ассоциации сначала к слову «сад», затем к слову «сердце».

Проверяем, что получилось. Ребята читают сои ассоциативные ряды.

Составьте и запишите предложение, дающее объяснение понятию «сад сердца». Какие синтаксические конструкции позволят вам сделать высказывание полным, выразительным, точным. (ряды однородных членов).       Запишите предложение, включив в него ваши ассоциации в виде ряда(ов) однородных членов.  Продумайте  средства связи.

   Предложение может начинаться так:  «Сад сердца – это…»

(Когда сердце доброе, умеющие видеть, ценить красоту окружающего мира, любящее, оно напоминает цветущий сад. Человек с таким сердцем украшает жизнь других, несет в мир  красоту.)

Прочитайте высказывание:

1)Каждое сердце должно быть маленьким садом. 2)Он должен всегда быть очищен от сорняков и быть полон прекрасных растений и цветов. 3)Кусочек сада не только красив сам по себе но и должен приносить радость всем кто его видит.

Это цитата из «Духовного дневника» императрицы Александры Федоровны, жены последнего русского императора Николая 11.

Расставьте недостающие знаки препинания. В каком предложении не расставлены запятые? Запишите это предложение. Подчеркните ГО.

У:  Продолжите высказывание рядом однородных членов.

В человеке должно быть всё прекрасно:        

Это известное высказывание принадлежит А.П.Чехову, а звучит оно так:

В человеке должно быть все прекрасно: и лицо, и одежда, и душа, и мысли.

  1. Домашнее задание
  1. Напишите небольшое сочинение-рассуждение (объем 8-10 предложений), в котором выразите свое мнение о том, согласны ли вы с высказыванием Чехова. Использовать в сочинении синтаксические конструкции с однородными членами.
  2. Напишите сочинение на лингвистическую тему, рассказав о роли однородных членов предложения в письменной речи.
  3. Выписать из стихотворения в прозе И.С.Тургенева «Нищий» все предложения с однородными членами, объяснить постановку знаков препинания.        

   

      Прочитайте предложенный фрагмент из воспоминаний А.И.Куприна о писателе  А.П.Чехове.

I.  1) Ялтинская дача Чехова была пожалуй самым оригинальным зданием. 2)Вся белая чистая легкая красиво (не)симметричная с вышкой  в виде башни с неожиданными выступами со стекля(н,нн)ой верандой  внизу  и с открытой те(р,рр)асой вверху с разброса(н,нн)ыми  то широкими то узкими окнами. 3)Дача стояла в углу сада окруже(н,нн)ая  цветником. 4)Цветнич…к  был маленький далеко (не) пышный а фруктовый сад еще очень молодой. 5)Росли в нем фруктовые деревья  груши и яблони абрикосы и персики  миндаль. 6)В последние годы сад уже начал пр..носить  (кое)какие плоды доставляя Антону Павловичу много забот и трогательного какого(то) детского удовольствия. 7)Многие видели как он иногда по утрам сидя на корточках заботливо обмаз…вал серой стволы роз или выдёрг…вал сорные травы из клумб.

    II.   Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание. Как часто говорил он, глядя на свой сад прищуренными глазами:

  - Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место. Знаете ли? - прибавлял он вдруг с серьезным лицом, тоном глубокой веры. - Знаете ли, через триста - четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад.

                                                                                                                           (А.И.Куприн)

Задания:      1. Определите стиль текста, его тему и основную мысль.

                    2.Вставьте  пропущенные орфограммы, а также знаки препинания  в 1 части текста.

      Прочитайте предложенный фрагмент из воспоминаний А.И.Куприна о писателе  А.П.Чехове.

I.  1) Ялтинская дача Чехова была пожалуй самым оригинальным зданием. 2)Вся белая чистая легкая красиво (не)симметричная с вышкой  в виде башни с неожиданными выступами со стекля(н,нн)ой верандой  внизу  и с открытой те(р,рр)асой вверху с разброса(н,нн)ыми  то широкими то узкими окнами. 3)Дача стояла в углу сада окруже(н,нн)ая  цветником. 4)Цветнич…к  был маленький далеко (не) пышный а фруктовый сад еще очень молодой. 5)Росли в нем фруктовые деревья  груши и яблони абрикосы и персики  миндаль. 6)В последние годы сад уже начал пр..носить  (кое)какие плоды доставляя Антону Павловичу много забот и трогательного какого(то) детского удовольствия. 7)Многие видели как он иногда по утрам сидя на корточках заботливо обмаз…вал серой стволы роз или выдёрг…вал сорные травы из клумб.

    II.   Но не чувство собственника сказывалось в этой хлопотливой любви, а другое, более мощное и мудрое сознание. Как часто говорил он, глядя на свой сад прищуренными глазами:

  - Послушайте, при мне здесь посажено каждое дерево, и, конечно, мне это дорого. Но и не это важно. Ведь здесь же до меня был пустырь и нелепые овраги, все в камнях и в чертополохе. А я вот пришел и сделал из этой дичи культурное, красивое место. Знаете ли? - прибавлял он вдруг с серьезным лицом, тоном глубокой веры. - Знаете ли, через триста - четыреста лет вся земля обратится в цветущий сад.

                                                                                                                           (А.И.Куприн)

Задания:      1. Определите стиль текста, его тему и основную мысль.

                    2.Вставьте  пропущенные орфограммы, а также знаки препинания  в 1 части текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Коеспект урока русского языка 5 класс "Наш родной русский язык"

Данный конспект составлен по теме "Наш родной русский язык" для 5 класса, УМК под редакцией Е.А.Быстровой.Учебник для 5 класса в 2-х частях.Москва. «Русское слово»,2012....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Роль языка в жизни общества. Язык и человек"

Тип урока: Урок объяснения нового материалаЦель: Формировать представление об изучаемом предмете; сообщить учащимся, что язык – это средство человеческого общения; познакомить с учебником, опред...

Конспект урока русского языка 10 класс «Экология слова, или поговорим о «скверном и святом» в русской речи.»

Цель:   определить проблемы современного русского языка и пути их решения.Задачи:закрепить знания по лексике и стилистике;развивать умение вести дискуссию, аргументировать свою точку зрения...

Урок русского языка. 5 класс "Глагол в языке и речи. Виды глагола"

Традиционный урок русского языка в 5 классе с элементами ФГОС . Технология «Развития критического мышления через чтение и письмо»...