В методическую копилку учителя. Полезный приём для определения границ членов предложения.
статья по русскому языку (8 класс)

Гриценко Елена Эрнстовна

Использования приёма сокращения словесного объёма сказуемого для определения границ членов предложения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Полезный приём для определения границ членов предложения.

Большие трудности при синтаксическом разборе простого предложения или предикативной части сложного вызывает определение границ  его членов, границ каждого члена предложения.  

Что необходимо для определения в определении членов предложения? Как минимум  —  твердое знание грамматической характеристики каждого члена и понимание характера грамматических отношений между частями предложения. Но достаточно ли усвоить, что подлежащее — это главный член предложения, который связан со сказуемым. Не менее важно знать, что подлежащее обозначает тот предмет, признак которого (т.е. действие, состояние , свойство, качество) определяется сказуемым, раскрывается в нем. Сказуемое же — это соотносительный подлежащему главный член, обозначающий признак (действие, состояние , свойство, качество) предмета мысли, выраженного подлежащим. Характер грамматических отношений строится в языке на сопоставлении грамматических форм и значений, в конечном счете — на противопоставлении, это противопоставление и есть форма их связи. Так противопоставляются друг другу формы двух чисел, трех родов, большинства падежей, формы лиц, видов, наклонений и т. д. отсутствие соотносительности всегда осложняет грамматическую классификацию. На противопоставлении конструктивных единиц одного уровня основаны и синтаксические отношения в языке. Ведь не случайно при синтаксическом разборе каждый член отыскивается по его, так сказать , противочлену: подлежащее — по сказуемому, определение — по определяемому  слову и т. д. Очень важно при этом  не сокращать и не расширять словесный объем анализируемого члена предложения, заботиться о достаточной, но в то же время минимальной полноте его содержания, отвечающей его семантической характеристике. Наибольшего к себе внимания требует составное именное сказуемое, грамматические формы которого повторяют грамматические  формы  подлежащего.

Рассмотрим примеры: Краткость — сестра таланта. (А.П. Чехов). Безделье —  вот отец трудностей.(Пословица). Повторенье — мать учения .( Пословица). Вернер — человек замечательный. (М.Лермонтов) Павел Петрович — человек очень неглупый. (Д.Писарев). Он мастер пыль в глаза пускать. (И.Гончаров).

 Подлежащие: краткость, безделье, повторенье, Вернер, Павел Петрович, он.

Сказуемыми должны быть соотносительные по смыслу и синтаксической функции слова или словосочетания, раскрывающие признаки названных  предметов: сестра таланта, отец трудностей, мать учения, человек замечательный, мастер пыль в глаза пускать.

Принять или опровергнуть поможет прием условного сокращения словесного объема сказуемого. Если сокращение приведет к утрате запрограммированного смысла грамматической основы — не говоря уже о полном его искажении — такое сокращение принято быть не может.

Краткость — сестра… Безделье — отец… Повторенье — мать... Вернер —человек… Он — мастер…
Поэтому все приведенные предложения — двусоставные, нераспространенные.

Давайте рассмотрим еще один пример: Безумство храбрых — вот мудрость жизни.

Попробуем сократить словесный объем главных членов: Безумство — вот мудрость. Получается абсурд: одно понятие исключает другое. Остается единственно правильное: Безумство храбрых — подлежащее, вот мудрость жизни — сказуемое.

Другой пример: Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.(А.С. Пушкин) 

Чтобы найти главные члены в предложении, попробуем сократить словесный их  объем:  следовать — есть наука, но в этом случае теряется смысл всего сказанного, поэтому предложение является двусоставным, нераспространенным.

При работе  с  составным именным сказуемым нужно помнить, что его состав способен  еще и осложняться.

Рассмотрим несколько примеров:

Она была не тороплива, не холодна, не говорлива, без взора наглого для всех, без притязаний на успех, без этих маленьких ужимок, без подражательных затей… (А.С. Пушкин).  Это был человек лет пятидесяти, росту повыше среднего, дородный, с широко развернутыми плечами. (Ф. Достоевский)
Старженецкий был красивый человек, еще молодой, широкоплечий, с военной выправкой.

Все предложения осложнены однородными членами предложения, поэтому они  двусоставные, нераспространенные.

Творчество — единственное, чему совершенно безраздельно отдает себя человек.

 Предложение является простым нераспространенным, сказуемое здесь оформлено как придаточная часть сложноподчиненного предложения, но конструкция  по сути придаточной не является, а вместе со словоформой единственное образует монолитное  сказуемое, сокращение которого влечет утрату смысла: творчество — единственное…

Таким образом, в этой статье я хотела показать , что объем какого бы то ни было главного или второстепенного члена не должен смущать. Важно правильно установить его границы, в которых без лишних слов, но достаточно полно отразилась бы  сущность данного члена предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая копилка учителя

Обобщающий урок в 6 классе по теме "Преобразующая сила музыки"...

Презентация "Определение. Втростепенные члены предложения

Аннотация:Урок русского языка в 5-ом классе при изучении темы «Определение.Второстепенные члены предложения»запланирован, как урок по изучению новой темы с использованием ИКТ.Этот урок является первым...

Методическая копилка "Современные дидактические приёмы обучения"

Методическая копилка "Современные дидактические приёмы обучения" может быть использована в публичном выступлении с сообщением на заседании ШМО, при разработке уроков русского языка и литературы, внеур...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Определение - второстепенный член предложения" (с презентацией)

Конспект урока по русскому языку в 5 классе разработан в соответствии с требованиями ФГОС ООО, содержит презентацию, карточки для рефлексии, материал для работы с текстом...

Презентация опыта: "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"

В данной работе "Методическая копилка учителя: приёмы педагогической техники как способ конструктора урока"  использованы материалы из  книги А.Гина "Приёмы педагогической тех...

Определение как член предложения

Раздаточный материал для выполнения домашней работы по теме "Определение"....