Программа курса внеурочной деятельности "Основы журналистики"
рабочая программа по русскому языку (7, 8, 9 класс)

Курс внеурочной деятельности «Основы журналистики» для обучающихся 7-9 классов направлен на овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие в проектной деятельности, которые являются условием формирования межпредметных понятий, таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез. Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon osnovy_zhurnalistiki.doc105.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Ермаковская средняя общеобразовательная школа

Программа курса внеурочной деятельности

познавательной направленности

Основы журналистики

(7-9 класс)

Учитель: Позднякова Наталья Николаевна

высшая квалификационная категория

2020 год

Пояснительная записка

        Курс внеурочной деятельности «Основы журналистики» направлен на овладение обучающимися основами читательской компетенции, приобретение навыков работы с информацией, участие  в проектной деятельности, которые являются условием формирования межпредметных понятий,  таких, как система, факт, закономерность, феномен, анализ, синтез. Обучающиеся смогут работать с текстами, преобразовывать и интерпретировать содержащуюся в них информацию, в том числе:

  • систематизировать, сопоставлять, анализировать, обобщать и интерпретировать информацию, содержащуюся в готовых информационных объектах;
  • выделять главную и избыточную информацию, выполнять смысловое свертывание выделенных фактов, мыслей; представлять информацию в сжатой словесной форме (в виде плана или тезисов);
  • дополнять тексты;
  • составлять собственные тексты.

Цель курса: развитие речи обучающихся (устной и письменной)

Задачи курса:

  • формирование у учащихся ценностного отношения к языку как хранителю культуры, как государственному языку Российской Федерации, как языку межнационального общения;
  • усвоение знаний о русском языке как развивающейся системе, их углубление и систематизация; освоение базовых лингвистических понятий и их использование при анализе и оценке языковых фактов;
  • овладение функциональной грамотностью и принципами нормативного использования языковых средств;
  • овладение основными видами речевой деятельности, использование возможностей языка как средства коммуникации и средства познания;
  • овладение базовым филологическим инструментарием, способствующим более глубокому эмоциональному переживанию и интеллектуальному осмыслению художественного текста;
  • формирование потребности и способности выражения себя в слове.
  • выбор дальнейшего профиля обучения

Планируемые результаты освоения курса

Ученики научатся:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • адекватно понимать, интерпретировать и комментировать тексты различных функционально-смысловых типов речи (повествование, описание, рассуждение) и функциональных разновидностей языка;
  • участвовать в диалогическом и полилогическом общении, создавать устные монологические высказывания разной коммуникативной направленности в зависимости от целей, сферы и ситуации общения с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • создавать и редактировать письменные тексты разных стилей и жанров с соблюдением норм современного русского литературного языка и речевого этикета;
  • анализировать текст с точки зрения его темы, цели, основной мысли, основной и дополнительной информации, принадлежности к функционально-смысловому типу речи и функциональной разновидности языка;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;

Ученик получит возможность научиться:

  • анализировать речевые высказывания с точки зрения их соответствия ситуации общения и успешности в достижении прогнозируемого результата; понимать основные причины коммуникативных неудач и уметь объяснять их;
  • оценивать собственную и чужую речь с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления;
  • писать конспект, отзыв, тезисы, рефераты, статьи, рецензии, доклады, интервью, очерки, доверенности, резюме и другие жанры;
  • осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности;
  • участвовать в разных видах обсуждения, формулировать собственную позицию и аргументировать ее, привлекая сведения из жизненного и читательского опыта;
  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Содержание курса

Содержание курса внеурочной деятельности направлено на развитие и совершенствование коммуникативной компетенции (включая языковой, речевой и социолингвистический ее компоненты), лингвистической (языковедческой), а также культуроведческой компетенций.

В процессе изучения курса внеурочной деятельности создаются условия

  • для развития личности, ее духовно-нравственного и эмоционального совершенствования;
  • для развития способностей, удовлетворения познавательных интересов, самореализации обучающихся, в том числе лиц, проявивших выдающиеся способности;
  • для формирования социальных ценностей обучающихся, основ их гражданской идентичности и социально-профессиональных ориентаций;
  • для включения обучающихся в процессы преобразования социальной среды, формирования у них лидерских качеств, опыта социальной деятельности, реализации социальных проектов и программ;
  • для знакомства обучающихся с методами научного познания;
  • для формирования у обучающихся опыта самостоятельной образовательной, общественной, проектно-исследовательской и художественной деятельности;
  • для овладения обучающимися ключевыми компетенциями, составляющими основу дальнейшего успешного образования и ориентации в мире профессий.

Речь. Речевая деятельность

Язык и речь. Речевое общение. Виды речи (устная и письменная). Формы речи (монолог, диалог, полилог). Основные особенности разговорной речи, функциональных стилей (научного, публицистического, официально-делового), языка художественной литературы. Основные жанры разговорной речи (рассказ, юмористический рассказ, рассказ с необычным построением, рассуждение проблемного характера); научного стиля и устной научной речи (отзыв, конспект, доклад, тезисы, цитирование, библиография, аннотация, дискуссия, рецензия); публицистического стиля и устной публичной речи (путевые заметки, статья, репортаж, интервью, очерк); художественно-публицистического стиля (записные книжки писателей).

Текст как продукт речевой деятельности. Формально-смысловое единство и его коммуникативная направленность текста: тема, проблема, идея; главная, второстепенная и избыточная информация. Функционально-смысловые типы текста (повествование, описание, рассуждение). Тексты смешанного типа.

Специфика публицистического текста.

Анализ текста.

Виды речевой деятельности (говорение, аудирование, письмо, чтение).

Речевая ситуация и ее компоненты (место, время, тема, цель, условия общения, собеседники). Речевой акт и его разновидности (сообщения, побуждения, вопросы, объявления, выражения эмоций, выражения речевого этикета и т. д.). Диалоги разного характера (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог – обмен мнениями, диалог смешанного типа). Полилог: беседа, обсуждение, дискуссия.

Овладение различными видами чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым), приемами работы с учебной книгой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета.

Создание устных высказываний разной коммуникативной направленности  в зависимости от сферы и ситуации общения.

Информационная переработка текста (план, тезисы, конспект, аннотация).

Написание сочинений, статей, дневниковых записей, текстов иных жанров.

Культура речи

Культура речи и ее основные аспекты: нормативный, коммуникативный, этический. Основные критерии культуры речи.

Языковая норма, ее функции. Основные виды норм русского литературного языка (орфоэпические, лексические, грамматические, стилистические, орфографические, пунктуационные). Вариативность  нормы. Виды лингвистических словарей и их роль в овладении словарным богатством и нормами современного русского литературного языка.

Оценивание правильности, коммуникативных качеств и эффективности речи.

Речевой этикет. Овладение лингвокультурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального общения. Невербальные средства общения. Межкультурная коммуникация.

Общие сведения о языке. Основные разделы науки о языке

Общие сведения о языке

Языковые особенности художественного текста. Основные изобразительно-выразительные средства русского языка и речи, их использование в речи (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение и другие).

Основные лингвистические словари. Работа со словарной статьей.

Фонетика, орфоэпия и графика

Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпических норм.

Применение знаний по фонетике в практике правописания.

Лексикология и фразеология

Слово как единица языка. Лексическое и грамматическое значение слова. Однозначные и Стилистическая окраска слова. Стилистические пласты лексики (книжный, нейтральный, сниженный). Фразеологизмы как средства выразительности речи. Основные лексические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления слова в соответствии с его точным лексическим значением, различение в речи омонимов, антонимов, синонимов, многозначных слов; нормы лексической сочетаемости и др.). Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Морфология

Основные морфологические нормы русского литературного языка (нормы образования форм имен существительных, имен прилагательных, имен числительных, местоимений, глаголов, причастий и деепричастий и др.).

Применение знаний по морфологии в практике правописания.

Синтаксис

Типы предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске. Способы передачи чужой речи.

Понятие текста, основные признаки текста (членимость, смысловая цельность, связность, завершенность). Внутритекстовые средства связи.

Основные синтаксические нормы современного русского литературного языка (нормы употребления однородных членов в составе простого предложения, нормы построения сложносочиненного предложения; нормы построения сложноподчиненного предложения; место придаточного определительного в сложноподчиненном предложении; построение сложноподчиненного предложения с придаточным изъяснительным, присоединенным к главной части союзом «чтобы», союзными словами «какой», «который»; нормы построения бессоюзного предложения; нормы построения предложений с прямой и косвенной речью (цитирование в предложении с косвенной речью и др.).

Применение знаний по синтаксису в практике правописания.

Правописание: орфография и пунктуация

Соблюдение основных орфографических норм.

Соблюдение основных пунктуационных норм.

        

Тематическое планирование

Тема

Количество часов

1

Дорога к читателю (экскурсия в редакцию газеты)

4

2

Профессия – журналист (встреча с журналистом местной прессы)

1

3

Тема и основная мысль высказывания

1

4

Научный стиль и устная научная речь: тезисы, конспект, цитирование, аннотация, рецензия, отзыв, доклад, библиография, дискуссия

8

5

Публицистический стиль и устная публичная речь: путевые заметки, статья, репортаж, интервью, очерк, фельетон

8

6

Жанры разговорной речи: рассказ, юмористический рассказ, рассказ с необычным построением, рассуждение проблемного характера

4

7

Художественно-публицистический стиль: записные книжки писателей

1

8

Издательское дело (экскурсия в полиграфический колледж)

4

9

Выпуск газеты

3

ИТОГО

34

Приложение

Тематический раздел: «Публицистический стиль и устная публичная речь: путевые заметки, статья, репортаж, интервью, очерк, фельетон» (10 часов)

Занятие №1.

Тема:  Путевые заметки

 Мать земля родная наша,

 В Дни беды и в дни побед

Нет тебя светлей и краше

И желанней сердцу нет..

А.Т.Твардовский

                Содержание занятия:

  1. Анализ путевых заметок газет и журналов.
  2. Наблюдение над способами введения информации о месте и времени происходящих событий.
  3. Составление путевых заметок.

Путевые заметки, зарисовки – один из древнейших видов публицистической литературы.

Цель путевых заметок – познакомить читателя с родными местами и далекими, неведомыми краями, высказать свои мысли, поделиться своими наблюдениями и размышлениями.

Важную композиционную роль выполняют в путевых заметках описание природы, местности, окружающей обстановки, внешности человека, рассуждения об увиденном.

В путевых заметках выражается личность писателя, его видение мира, его отношение к общественным проблемам своей эпохи.

Занятие№2

Тема: Статья в газету

Я убежден, что молодому писателю очень полезна работа в газете. Это школа, заменить которую в литературе нечем.

К. Федин.

Содержание занятия:

  1. Требования к газетной статье.
  2. Анализ газетных статей.
  3. Написание статьи.

Газетная статья – это рассуждение проблемного характера, предназначенное для опубликования в печати. Факты и явления действительности приобретают вспомогательное значение. На основе их анализа автор делает обобщение и выводы.

В газетной статье используются элементы публицистического стиля:

1. Общественно-политическая лексика.

2. Эмоционально окрашенные слова и обороты речи.

3. Побудительные предложения.

4. Риторические вопросы.

Задача автора статьи – привлечь внимание читателя к какой-то важной проблеме, убедить его в справедливости или ошибочности какой-то идеи, мысли.

Чтобы написать статью в газету необходимо ответить на ряд вопросов:

  1. Какую проблему я поставлю? Интересна ли она для читателей?
  2. Какие аргументы привести в пользу доказательства?
  3. Как начать статью, чтобы вызвать интерес читателя?
  4. Как построить статью?

Занятие №3.

Тема: Репортаж

Многие и многие русские писатели отдавали                репортажу много сил, внимания и находчивости.

                 В.Г.Гиляровский

Содержание занятия.                                                                                    

1. Знакомство со структурой репортажа.

2. Чтение готового  репортажа, его соответствие  требованиям, предъявляемым к репортажу.

3. Сравнение двух репортажей, написанных на одну тему. Выбор наиболее удачного репортажа.

4. Создание собственного репортажа.

Интересная газета – это газета, в которой важные по содержанию материалы преподносятся читателю в разнообразной форме. В различных газетных жанрах.

Один из них – репортаж. В нем сообщается, рассказывается о событиях, очевидцем которых был автор. Репортаж в школьной газете – это ваш рассказ о каком-то важном факте, событии в жизни школы, очевидцем или участником которого вы являлись, рассказ о чем-то новом, интересном.

Структура репортажа:

  1. Описание обстановки, в которой происходит событие, с живыми деталями, разговорами, увиденными или услышанными вами на месте происшествия.
  2.  Рассказ о людях – участниках этого события, раскрытие их внутреннего мира, черт характера.

Кроме обычного, «текстового» репортажа, в газетах нередко появляются фоторепортажи. Иногда в фоторепортажах основную нагрузку несет текст, а иллюстрации играют вспомогательную, подсобную роль. Фотография подчеркивает подлинность, документальную точность того, о чем говорится в репортаже.

Занятие №4.

Тема:  Интервью

Что может быть интереснее и поучительнее беседы с бывалым человеком, участником или свидетелем происшествия? Уверен, что ничто.

                                                                                        В.Г.Гиляровский

Содержание занятия.            

1. Выбор предполагаемого собеседника и подбор вопросов для интервью.

2. Требования к интервью, корректировка составленных вопросов.

3. Анализ интервью, составленных журналистами.

Интервью – беседа журналиста с каким-либо лицом, предназначенная для печати, радио или телевидения.

Содержание интервью – ответы собеседника на вопросы  корреспондента.

В начале интервью сообщаются необходимые сведения о собеседнике, теме и задаче беседы.

Требования к проведению интервью:

  1. Подготовка корреспондента к беседе (знакомство с будущим собеседником, событием, о котором пойдет речь, четко сформулировать вопросы в соответствии с темой и задачей интервью)
  2. Выбор темы, интересной для читателей.
  3. Умение расположить собеседника к разговору.
  4. Умение руководить беседой.

Занятие №5

Тема: Портретный очерк

Осью очерка, по возможности,   всегда должны быть живые люди.

М.Горький.

Содержание занятия:

  1. Тема очерка.
  2. Основная мысль очерка.
  3. Выбор героя очерка.
  4. Языковое оформление очерка.

Задача – познакомить читателя с людьми, героями нашего времени.

Автору необходимо уметь найти наиболее характерное в жизни, в мыслях, поступках конкретного человека и показать его читателю так, чтобы на его примере могли учиться другие.  

     

Чтобы создать очерк необходимо ответить на ряд вопросов:

-  Какова тема очерка?

-  Какую основную мысль я хочу донести до читателя?

- В каком стиле написать очерк?

- Как начать и чем закончить очерк?

- Как назвать?

- В чем проявится моя (авторская) индивидуальность?

- Чему научит этот очерк читателя?

 Занятие№6

Тема: Фельетон

Смех есть признак силы…   Смех…необходим как самое настоящее оружие.

                                                                                          А.В.Луначарский

Содержание занятия:

  1. Приемы создания комического.
  2. Анализ готового материала.
  3. Требования к написанию фельетона.
  4. Выбор темы для фельетона.
  5. Создание фельетона.

Фельетон – это не простой пересказ факта, это маленький рассказ.

Характерные черты фельетона:

- хорошая выдумка,

- художественные краски,

- живая речь,

- живые диалоги.

Прежде чем написать фельетон, автор должен подумать, какую задачу я себе ставлю (кого или что я буду высмеивать и за что)?

Критерии оценки:

Репортаж:

  1. Выбор фактического материала: актуальность, новизна, необычность, возможность вызвать интерес читателей.
  2. Использование изобразительных средств языка
  3. Воспроизведение  картины происшедшего.
  4. Раскрытие характеров людей – участников событий.

 

  Статья в газету:

 1.Злободневность проблемы.

 2. Наличие обобщений.

 3. Убедительность (выбор фактов для решения проблемы)

 4. Использование языковых средств.

 5. Особенности композиции статьи.

 6. Оригинальность названия.

    Портретный очерк:

   1. Выбор темы очерка.

   2. Убедительность.

   3. Насыщенность фактами.

   4. Центральная часть очерка – раскрытие характера человека.

      Путевые заметки:

  1. Выбор темы  путевых заметок.
  2. Особенности композиции.
  3. Выражение авторской индивидуальности, своего видения мира.

Интервью:

1. Выбор темы интервью (актуальность, интерес для читателя).

2. Выбор собеседника (аргументированность выбора).

3. Четкое формулирование вопросов и их соответствие теме интервью.

4. Эмоциональность интервью.

 

Фельетон:

  1. Использование приемов создания комического.
  2. Особенности композиции.
  3. Использование языковых средств.
  4. Оригинальность раскрытия явления.

Литература.

1. Развивайте дар слова: факультативный курс «Теория и практика сочинений разных жанров (8-9 кл.)»: Пособие для учащихся/ Ю.И.Равенский, П.Ф.Ивченков, Г.А.Богданова, С.А.Никольская. Сост.Т. А. Ладыженская, Т.С. Зепалова. – 3-е изд., перераб. – М.:Просвещение, 1986.

        

                                                                                             


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа курса по выбору "Журналистика"

Программа курса по выбору «Журналистика» разработана для учащихся 9 класса, продолжительностью 8 часов (2 месяца). Курс введен с целью подготовки учащихся к осознанному выбору будущей профессии....

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Азбука журналистики"

Образовательная программа «Азбука журналистики» предназначена для учащихся 7-11 классов общеобразовательной школы. Программа направлена на знакомство с профессией журналиста. А также предусматривает у...

ПРОГРАММА КУРСА «Основы детской журналистики» , 5 - 6 класс

Курс "Основы детской журналистики” предлагается для учащихся 5-6-ых классов как элемент активизации интереса к урокам развития речи, развития культуры речи, творческих способностей учащихся, занимающи...

программа по курсу внеурочной деятельности "журналистика" 10 класс

программа по курсу внеурочной деятельности "журналистика" 10 класс...

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Журналистика"

Данная программа внеурочнгой деятельности предполагает  познакомить детей с многообразием журналистских жанров, с основами издательского дела....

Программа курса внеурочной деятельности «Журналистика для начинающих»

Рабочая программа курса внеурочной деятельности разработана в соответствии с ФГОС ООО и с учетом основной образовательной программы основного общего образования МБОУ г. Иркутска СОШ №17  на основ...