рабочая программа по русскому языку 8 вида
рабочая программа по русскому языку (7 класс)

Рабочая программа 8 вида

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл poyasnitelnaya_zapiska.docx71.37 КБ

Предварительный просмотр:

                                          Пояснительная записка

          Рабочая программа по русскому языку (грамматика, правописание и развитие речи) для обучающихся 7 класса VIII вида составлена на основе:

 1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в РФ»

2.Письма Минобрнауки России от 07.06.2013 № ИР-535/07 «О коррекционном и инклюзивном образовании»

3..Примерная адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Решение федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15)

4.Программы специальной (коррекционной) образовательной школы VIII вида: 5-9 кл.: В 2сб. /Под ред. В.В. Воронковой – М: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2013 г. Русский (родной) язык, В.В. Воронкова, раздел «Грамматика, правописание и развитие речи», 2013.

5.Адаптироанная основная общеобразовательная программа обучающихся с умственной отсталостью МБОУ «Баргузинская СОШ»

Предлагаемая программа ориентирована на учебник для 7 классов специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Русский язык. 7 класс: учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида под ред. Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2017 г.

Программой отводится на изучение  письма и развития речи 136 часов, 4 часа в неделю.

Цели и задачи.

Цели обучения коррекционной школы VIII вида – это намечаемые результаты обучения, воспитания, коррекции и развития, направленные на формирование личности.

В достижении намечаемых результатов обучения большое значение имеет преподавание в школе такого предмета как русский язык. В процессе изучения грамматики и правописания у школьников развивается устная и письменная речь, формируются практически значимые орфографические и пунктуационные навыки, воспитывается интерес к родному языку. Элементарный курс грамматики направлен на коррекцию высших психических функций учащихся с целью более успешного осуществления их умственного и речевого развития.

Цель: подготовить учащихся с ограниченными возможностями здоровья к жизни;

сформировать на доступном материале для учащихся достаточно прочные навыки грамотного письма.

Задачи

Специальная задача коррекции речи и мышления школьников с нарушениями интеллектуального развития является составной частью учебного процесса и решается при формировании у них знаний, умений и навыков, воспитания личности.

Овладеть речевой деятельностью в разных ее видах (чтение, письмо, говорение, слушание).

Формировать словообразовательные, орфографические и пунктуационные умения и навыки, речевые умения, обеспечивающие восприятие, воспроизведение и создание высказываний в устной и письменной форме.

Коррекция и развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения.

Обогащать словарный запас, развивать умение пользоваться словарями разных типов.

Воспитывать у учащихся трудолюбие, самостоятельность, терпеливость, настойчивость, любознательность; формировать нравственные и личностные качества, умение планировать свою деятельность, осуществлять контроль и самоконтроль.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

          Личностными результатами изучения курса «Письма и развитие речи» в 7  классе является формирование следующих умений:

понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

уважительное отношение к родному языку, гордость за него.

стремление к речевому самосовершенствованию;

достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

 способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

         Предметными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка;

 уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения;

анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к  определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике.

         Основные требования к знаниям и умениям учащихся

         Учащиеся должны знать:

 главные и второстепенные (без конкретизации) члены предложения;

 название частей речи, их значение;

 наиболее распространенные правила правописания слов.

          Учащиеся должны уметь:

 писать под диктовку текст, применять правила проверки написания слов;

 разбирать слова по составу, образовывать слова с помощью приставок и суффиксов;

 различать части речи;

 строить простое распространенное предложение, простое предложение с однородными членами, сложное предложение;

 писать изложение и сочинение;

 оформлять деловые бумаги;

 пользоваться школьным орфографическим словарем.

Содержание учебного предмета

Повторение

Простое и сложное предложения. Простые предложения с однородными членами. Перечисление без союзов, с одиночным союзом и, союзами а, но. Сложные предложения с союзами и, а, но.

Слово

Состав слова. Корень, приставка, суффикс, окончание. Единообразное написание гласных и согласных в корнях слов, в приставках. Непроверяемые гласные и согласные в корне слов.

Сложные слова. Простейшие случаи написания сложных слов с соединительными гласными о и е.

Имя существительное. Основные грамматические категории имени существительного — род, число, падеж, склонение. Правописание падежных окончаний имен существительных в единственном и множественном числе.

Имя прилагательное. Значение имени прилагательного в речи. Согласование имени прилагательного с именем существительным в роде, числе и падеже.

Правописание родовых и падежных окончаний имен прилагательных в единственном и множественном числе.

Местоимение. Понятие о местоимении. Значение местоимений в речи.

Личные местоимения единственного и множественного числа.

1, 2,3-е лицо местоимений.

Склонение и правописание личных местоимений единственного и множественного числа.

Раздельное написание предлогов с местоимениями.

Глагол. Понятие о глаголе. Изменение глагола по временам (настоящее, прошедшее, будущее) и числам.

Неопределенная частица не с глаголами.

Изменение глаголов по лицам. Правописание окончаний глаголов 2-го лица -шь, -шься.

Изменение глаголов в прошедшем времени по родам и числам.

Глаголы на -ся (-сь).

Предложение

Простое и сложное предложение. Подлежащее и сказуемое в простом и сложном предложении.

Простое предложение с однородными членами. Главные и второстепенные члены предложений в качестве однородных. Распространенные однородные члены предложений. Бессоюзное перечисление однородных членов, с одиночным союзом и, союзами а, но, повторяющимся союзом и. Знаки препинания при однородных членах.

Сложные предложения с союзами и, а, но и без союзов.

Обращение. Знаки препинания при обращении.

Связная речь1

Работа с деформированным текстом.

Сочинения по картине с дополнением предшествующих или последующих событий.

Деловое письмо: объявление (выбор профессии по объявлению), заявление (о приеме на работу), телеграмма.

Повторение пройденного за год.

Учебно - тематический план


 

№ п/п

Разделы
 

Количество часов


 

Контрольные работы

Развитие речи

 1

Повторение

12

1

2

 2

Состав слова

25

1

2

Части речи ( 68 ч )

 3

Имя существительное

18

2

1

 4

Имя прилагательное

11

1

1

 5

Местоимение

20

1

1

 6

Глагол

19

1

 7

Предложение

20

2

2

 8

Повторение изученного за год

11

1

1

9

Итого:

136

10

10


Календарно – тематическое планирование

№п/п

Тема

Кол-во ч

Дата

план

Дата

факт

1

Предложение.

1

2

Простое предложение.

1

3

Предложения распространённые и

нераспространённые

1

4

Предложения распространённые и нераспространённые

1

5

Однородные члены предложения

1

6

Однородные члены предложения

1

7

Сложное предложение

1

8

Союзы и, а, но в сложных предложениях и знаки препинания.

1

9

Союзы и, а, но в сложных предложениях и

знаки препинания.

1

10

Развитие речи. Телеграмма

1

11

Контрольный диктант по повторению.

1

12

Работа над ошибками. Развитие речи.

Деформированный текст.

1

13

Вводный урок.

1

14

Корень и однокоренные слова.

1

15

Приставка - значимая часть слова. Правописание разделительного ъ после приставок.

1

16

Приставка - значимая часть слова. Правописание разделительного ъ после приставок.

1

17

Приставка - значимая часть слова. Правописание разделительного ъ после приставок.

1

18

Суффикс - значимая часть слова.

1

19

Окончание - значимая часть слова.

1

20

Окончание - значимая часть слова.

1

21

Развитие речи. Рассказ по плану.

1

22

Правописание безударных гласных в корне

1

23

Правописание безударных гласных в корне

1

24

Правописание звонких и глухих согласных в корне

1

25

Правописание звонких и глухих согласных в корне

1

26

Правописание непроизносимых согласных в корне

1

27

Правописание непроизносимых согласных в корне

1

28

Гласные и согласные в приставках

1

29

Правописание приставок и предлогов

1

30

Правописание приставок и предлогов

1

31

Правописание приставок и предлогов

1

32

Сложные слова. Соединительные гласные о – е в сложных словах

1

33

Сложные слова. Соединительные гласные о – е в сложных словах

1

34

Контрольная работа по теме «Состав слова»

1

35

Анализ диктанта. Упражнения на закрепление

1

36

Развитие речи. Объяснительная записка

1

37

Тренировочные упражнения

1

38

Имя существительное-18ч. Имя существительное. Роль в предложении

1

39

Основные грамматические категории. Род, число, падеж имен существительных.

1

40

Склонение имен существительных в

единственном числе

1

41

Склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён существительных 1 склонения в единственном числе.

1

42

Склонение имен существительных в единственном числе .Правописание падежных окончаний имён существительных 2 склонения в единственном числе.

1

43

Склонение имен существительных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён существительных 3 склонения в единственном числе.

1

44

Склонение имен существительных в единственном числе

1

45

Контрольный диктант на тему: «Правописание падежных окончаний имён существительных единственного числа».

1

46

Работа над ошибками. Правописание падежных окончаний имён существительных

1

47

Склонение имён существительных во множественном числе

1

48

Склонение имён существительных во множественном числе

1

49

Склонение имён существительных во множественном числе

1

50

Склонение имён существительных во множественном числе

1

51

Правописание падежных окончаний существительных. Самостоятельная работа

1

52

Правописание имен существительных в Р.п. мн.ч. с шипящей на конце. Подготовка к диктанту.

1

53

Контрольный диктант по теме «Имя существительное»

1

54

Работа над ошибками. Упражнения на закрепление.

1

55

Развитие речи. Деловая бумага. Заявление.

1

56

Имя прилагательное 11часов Имя прилагательное. Роль прилагательных в речи.

1

57

Согласование имен прилагательных с именами существительными в роде, числе и падеже.

1

58

Склонение имён прилагательных в единственном числе

1

59

Склонение имён прилагательных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа

1

60

Склонение имён прилагательных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа.

1

61

Склонение имён прилагательных в единственном числе. Правописание падежных окончаний имён прилагательных единственного числа.

1

62

Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

63

Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

64

Склонение имен прилагательных во множественном числе

1

65

Развитие речи. Деловое письмоЗаметка в стенгазету.

1

66

Контрольный диктант по теме «Правописание падежных окончаний имён прилагательных

1

67

Местоимение 20часов. Понятие о местоимении. Значение местоимения в речи

1

68

Упражнения в правильном соотнесении местоимения с именем существительным

1

69

Единственное и множественное число личных местоимений

1

70

Лицо и число местоимений

1

71

Лицо и число местоимений

1

72

Лицо и число местоимений

1

73

Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица

1

74

Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица

1

75

Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица

1

76

Склонение и правописание личных местоимений единственного числа, 1,2 лица

1

77

Склонение и правописание личных местоимений 3 лица единственного числа

1

78

Склонение и правописание личных местоимений 3 лица единственного числа

1

79

Склонение и правописание личных местоимений 3 лица единственного числа

1

80

Склонение и правописание личных местоимений 3 лица единственного числа

1

81

Склонение и правописание личных местоимений множественного числа

1

82

Склонение и правописание личных местоимений множественного числа. Тренировочные упражнения в правописании местоимений

1

83

Самостоятельная работа по правописанию местоимений

1

84

Развитие речи. Заметка в стенгазету на тему: «Выбор профессии».

1

85

Контрольный диктант на тему: «Местоимение».

1

86

Работа над ошибками. Повторение. Части речи. Местоимение

1

87

Глагол19часов.  Роль глаголов в речи.

1

88

Изменение глаголов по времени (настоящее время)

1

89

Изменение глаголов по времени (настоящее время)

1

90

Изменение глаголов по времени (прошедшее и будущее время).

1

91

Изменение глаголов по времени (прошедшее и будущее время).

1

92

Изменение глаголов по числам.

1

93

Изменение глаголов по числам.

1

94

Изменение глаголов по числам.

1

95

Изменение глагола по родам и числам

1

96

Изменение глагола по родам и числам

1

97

Частица НЕ с глаголами

1

98

Изменение глаголов по лицам (1-ое лицо).

1

99

Изменение глаголов по лицам (2-ое лицо).

1

100

Изменение глаголов по лицам (3 лицо).

1

101

Правописание личных окончаний глаголов во 2-ом лице единственного числа

1

102

Правописание глаголов 3-его лица.

1

103

Правописание глаголов на –тся и –ться.

1

104

Правописание глаголов. Тренировочные упражнения

1

105

Контрольный диктант на тему: «Глагол».

1

106

Простое и сложное предложение

1

107

Тренировочные упражнения

1

108

Главные члены предложения в простом и сложном предложении

1

109

Главные члены предложения в простом и сложном предложении

1

110

Простое предложение с однородными членами предложения

1

111

Простое предложение с однородными членами предложения

1

112

Распространенные однородные члены предложения.

1

113

Бессоюзные перечисления однородных членов предложения. Подготовка к самостоятельной работе

1

114

Проверочная работа по теме: «Знаки препинания в простом предложении».

1

115

Однородные члены предложения с одиночным союзом -и-.

1

116

Однородные члены предложения с повторяющимся союзом -и-.

1

117

Союзы а, но при однородных членах предложения.

1

118

Развитие речи. Письмо-поздравление

1

119

Сложное предложение

1

120

Сложное предложение с союзом и, а ,но.

1

121

Сложное предложение без союзов. Подготовка к самостоятельной работе

1

122

Контрольная работа по теме: «Знаки препинания в простом и сложном предложении».

1

123

Обращение.

1

124

Знаки препинания при обращении

1

125

Развитие речи. Деловое письмо. Объявление.

1

126

Состав слова.

1

127

Правописание гласных и согласных в корне слова.

1

128

Правописание гласных и согласных в корне слова

1

129

Части речи (прилагательное, существительное, глагол, местоимение)

1

130

Части речи (прилагательное, существительное, глагол, местоимение)

1

131

Правописание падежных окончаний имен существительных и прилагательных.

1

132

Склонение личных местоимений. Правописание глаголов

1

133

Простое предложение и сложное предложение. Подготовка к диктанту

1

134

Контрольный диктант (итоговый).

1

135

Анализ диктанта. Упражнения на закрепление.

1

136

Развитие речи. Составление рассказа по вопросам

1

Приложение

Фонд оценочных средств

Входной

№1

На какие вопросы отвечают главные члены предложения?

Назови второстепенные члены предложения. Составь предложение

№2

       1. Как отличить сложное предложение от простого?

       2. Дополни.

        а) Части сложного предложения при чтении разделяются голосом, а на     письме

№3

Расставь запятые в предложении с однородными членами.

О О О а О О но О О и О О О и О.

Дополни.

Обращение на письме выделяется______Составь предложение с обращением.

№4

Прочти предложения. Составь схемы. Какое из них простое, а какое сложное?

  Солнце медленно опустилось за лес. Наступил вечер, и солнце медленно опустилось за лес.

Найди в предложении однородные члены, расставь знаки препинания и начерти схему.

Раскинулись луга с лютиками ромашками колокольчиками.

  №5

1.Составь из двух простых предложений одно сложное сначала без союзов, потом с союзом И. Расставь правильно запятые.

  Солнце осветило верхушки сосен. Лес проснулся.

2.Прочитай разговор учителя с учеником. Назови обращение.

- Опять ты делаешь ошибки? Когда ты их исправишь, Рыбкин?

- А как без них я обойдусь? Ведь на ошибках я учусь.

№6

Вставь пропущенные буквы в словарных словах.

     Б…лкон, экват…р, м…терия, ф…нтан, п…жалу…ста.

Разбери предложение по членам предложения. Укажи части речи.

      Шумит в лесу золотой дождь.

№7

Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова к словам с безударной гласной: л…тят, л…сточки.

Приведи примеры со словами с проверяемой гласной в корне.

№8

Допиши сложные предложения.

    Кончился август, …

    Днём ещё солнце греет, …

    Деревья пока сохраняют зелёный убор, …

2.Распространи части сложных предложений второстепенными членами.

  Поднялось солнце, заблестела трава.

Синеет море, белеет парус.

Мотор заглох, машина остановилась.

№9

1.Прочитай текст. Вставь и объясни пропущенные орфограммы.

    З…мля - прекрасная кл…довая. Проходят в…к а  а она хранит сл…ды прошлого. Ч…ловек находит в з…мле кости посуду украшения. Однако мало раскопать остатки дома или крепостной ст…ны. Находки надо не только сохранить но и раскопать. Здесь на помощ…  приходят учёные.

Вставь пропущенные запятые и объясни их.

№10

Озаглавь текст предыдущего задания.

Ещё раз внимательно прочти текст. Начерти схему простого, сложного предложения и предложения с однородными членами.

Полугодовой

№1

Какие части слова ты знаешь? Назови их.

Разбери по составу слово пришкольный .

Исключи в каждом ряду лишнее слово.

 Изба, избушка, домик, избёнка.

Лошадь, лошадка, лошадёнка, конь.

Дорожка, тропинка, тропка, тропа.

   №2

Как проверить безударную гласную в корне слова?

Вставь пропущенную гласную. Объясни свой выбор.

  Д…ма, тр…ва, л…сной, д…ревянный, м…рской, п…могать.

 3.Как проверить звонкую и глухую согласную в корне в следующих словах:

Ги…кий, ре…кий, жи…кий, га…, стару…ка, холо…, зага…ка.

№3

Вставьте пропущенные непроизносимые согласные. Как их проверить чтобы не ошибиться?

Поз…ний, чес…ный, сер…це, радос…ный, праз…ник, лес…ница.

Как пишутся предлоги со словами? Приведите примеры.

Раскройте скобки. Обозначьте приставки и предлоги.

  У нас (на)селе по осени война (на)чалась. Мужики в бой (по)шли. Репу (под)копом взяли, у моркови хвост (от)рубили, кочаны капусты мечом (пере)били. А бабы картошку в темницу (за)крыли, огурцы в кадушки (за)толкали.

   А я (на)бой не (по)спел, (на)лавочке (про)сидел. Потом всю зиму ( с) хлеба (на) квас (пере)бивался.

№4

Подберите по смыслу нужные приставки.

  В одном  …улке, …дружились с соседом, вместе …лыхали, …гулки на велосипедах, вовремя не …метили, успел …прыгнуть.

2.Когда между приставкой и корнем пишется Ъ?

3. Вставьте, где нужно Ъ: с(?)ёмка, под(?)ёмный, об(?)явление, за(?)вление, под(?)ехал, за(?)ехал, с(?)ел, до(?)ел.

№5

Разберите  слова по составу: дворник, скворечник, поездка, пригорок, зимушка.

Вставьте пропущенные буквы, подбирая проверочные слова:

      з…мля, зу…ки, п…лянка, моро…, м…рской, л…нивый.

 3.Вставьте пропущенные буквы в словарных словах.

   Му…чина , жен…ина, с…м…на, с…час, т…перь, с…р…дина, д…г…вор.

№6

Вставьте гласные А или О в приставках.

  Н…чалось, з…крыли, н…дписать, п…шли, …трубить, пр…сидеть.

2.В сложных словах вставьте пропущенную соединительную гласную.

Вод…пад, снег…пад, пуст…звон, лист…пад, вод…лаз, трав…ед, птиц…лов, пул…мёт.

3.Назовите известные вам  части речи.

№7

1.Назовите только имена существительные: вьюга, снежный, бежать, печенье, скатерть, закружиться.

2.Вставьте окончания существительных.

  Грустить о дом…, о детств…, о лет…

 Написать тёт…, подруг…,бабушк…

Подойти к площад…, к кроват…, к лошад

3.Ответьте на вопросы. Определите склонение и падеж существительных.

 Где было много грибов? (лес)

 Откуда слетели воробьи? (берёза)

  Где пел скворец? (черёмуха)

№8

В каких словах после шипящих пишется Ь?

  Сторож(?), врач(?), грач(?), печ(?), вещ(?), доч(?), туч(?), груш(?)

2.Выделите  имена существительные во множественном числе; определите их число и падеж.

  Над ширью пашен и полей летит цепочка журавлей.

     3.Поставьте существительные в родительном падеже во множественном числе: груша, лужа, крыша, передача,туча.

№9

  1.Назови только имена прилагательные: синий, синеть, синева; смелость, смелый, осмелился; белый, белизна, белеть.

 2.Подберите по два прилагательных к каждому существительному. Определите род и число прилагательных: спортсмен(какой?), зима (какая?), облако(какое?), каникулы(какие?)

3.Вставьте пропущенные окончания имён прилагательных. Определите их падеж.

                             Клюква

Ранн… весною в болотн… лесочке

Под мартовск…солнцем подтаяли кочки.

На кочках остались от прошл… лета

Холодн… бусинки ал… цвета.

                                            ( З. Александрова)

№10

1.Замените выделенные существительные другими (из скобок). Как изменилось окончание прилагательного?

  Радоваться весенней капели (солнцу)

 Звуки ночного леса (степи)

2.Укажите словосочетания существительного с прилагательным. Поставь вопрос к прилагательному.

Вдруг потянуло тёплым ветром.

В тумане полились вешние воды.

Двинулись мутные потоки.

3.Прочитайте текст. Вставьте пропущенные буквы. Определите падеж и число прилагательного.

  Ранн… утром я рыбачил в откры… море. Попалась мне удивительн… рыбка. Она была овальн… формы.Золотист… тело по контуру было покрыто мелк… прозрачн… ворсинками. На каждом боку блестело пятно цвета весен… неба.

   Такого небесн… цвета я не видел даже на картинах художников.

                                                                (По А. Куприну)

Итоговый(годовой)

№1

Назовите личные местоимения.

Замените выделенные существительные местоимениями

   Львы скучали, даже ни разу львы не рычали.

   Море с небом решило подраться, море каплями стало кидаться.

3.Задайте вопрос к местоимениям. Назовите число и падеж.

    Я пришел к тебе с приветом.

№2

  1.Прочитайте предложения. Замените выделенные существительные местоимениями.

    Старуха пряла свою пряжу.

    Снег пушистый серебристый вьётся в вышине.

    Мужички такой печали отродяся не видали.

2.Определите, какой частью речи выражено подлежащее в каждом предложении.

  Я бродил, а Соболько бежал. Мы подошли. Вышел лесник. Он пригласил.

  Мы вошли.

3.Распространите предложения, данные в предыдущем задании второстепенными членами.

№3

1.Определите число и падеж местоимений. В каждой строчке исключите лишнее слово.

     Мы, они, ты, вы.

     Он, она, оно, они.

     Меня, вас, тебя, его.

     О них, к вам, к нам, к ним.

2.Раскройте скобки. Укажите личные местоимения с предлогами и без них.

    Делать нечего: бояре в спальню (к)ней пришли толпой.

    Поезжайте вслед (за)мной и (за)сестрой.

    Не тужи, что (за)меня есть не будешь ты три дня.

3.Прочитайте текст. От выделенных слов задайте вопрос  к местоимению. Определите падеж местоимения.

    В одной деревне жила сиротинка, звали её Марьюшка. Была она мастерица шить шелками и бисером. Подружки приходили к ней учиться мастерству.

   Прослышали  о ней купцы, приехали посмотреть на неё, купить у неё товары. Увидели гости сшитые ею рубашки, полотенца и от изумления ахнули. Стали звать рукодельницу в заморские страны. Долгий разговор с ней вели, золотые горы ей сулили.

    Но Марьюшка никуда из родной деревни не поехала.                                                                            (По Ю. Овсянникову)

№4

   1.Что обозначает глагол? Приведите 2-3 примера.

   2.Прочитайте стихотворные строчки о зиме. Найдите глаголы.

             Свистели метели,

              Летели снега.

           Стелила постели

           Большая пурга.

                            (В. Степанов)

3. Найдите в тексте подлежащие и сказуемые. Укажите, какими частями речи они выражены.

     Оля смотрит в морозное окно. Узоры на стекле напоминают зимний лес. Пушистые ели стоят в снегу. Между ними вьётся тропинка. А дальше высятся глубокие сугробы.

                                                               (По С. Летовой)

№5

 !.Замените глаголы настоящего времени глаголами прошедшего времени.

     Идёт Великая Отечественная война. Много горя приносит она нашей Родине. Много детей остаётся без родителей.

 2.Прочитайте группы однокоренных слов. Найдите среди них глаголы.

     Зелёный, зелень, зеленеют.

      Свет, светил, светлый.

       Румяный, румянец, румянит.

 3.Замените личное местоимение Я местоимением 2-го лица единственного числа. В каком лице и числе будут употреблены глаголы?

       Я спешу за город, иду лесом, иду полем. А вокруг такая красота, что невольно пою.

№6

  1.Как пишутся глаголы 2-го лица единственного числа? Приведите примеры.

 2.Сделайте правильный выбор. Спишите стихотворение, добавляя –ца или –тся на конце слов. Обоснуйте свой выбор.

   Солнце сади(?), струи(?) води(?),

   Пти(?) – сини(?) в воду гляди(?)

   Чистой водицы сини(?) напьё(?) –

    Славно сегодня звени(?) – поё(?)  !

                                                               (М. Богородицкая)

3.Прочитайте слова. Определите, какими частями речи они являются.

    Хмурится, курица, кружится, лужица, стучится, волчица, лыжница, смотрится, нравится, красавица, торопится.

№7

 1.Прочитайте глаголы. Определите их лицо и число, подставляя личное местоимение Я.  В каждой строчке исключите лишний глагол.

    Думаю, запоминаем, рассуждаю, сравниваю.

     Ходят, бегают, прыгает, ползает.

     Говоришь, отвечаешь, спрашиваете, рассказываешь.

     Выручит, спасёт, поможет, обидишь.

2.Составьте предложения с теми глаголами, которые вы исключили в 1-ом задании.

3.Раскройте скобки. Вставьте пропущенные орфограммы.

                                            Вижу дым!

  Эти тр…вожные слова (до)нося…ся на Землю с космическ.. к..раблей. Косм..навты видят пятна дыма. Горят л..са. Мечу.. звери иптицы.

  ( К)ним на помощ.. мча.. пожарники. На огонь обрушиваю.. потолки в..ды.

   В пожар.. чаще виноваты люди.

   Бросиш.. окурок, (не)рогасиш.. к..стёр – (по)губиш.. зелён.. богатство Земли.

№8

1.Как пишется частица НЕ с глаголами? Приведите примеры.

2.Прочитайте пословицы и поговорки. Некоторые из них потеряли частицу НЕ и стали несуразными. Найдите их и исправьте недочёты.

    А) К большому терпению придёт и умение.

    Б) Говори «Я учился», а скажи, что узнал.

    В) Если понимаешь, спроси у старшего.

    Г) Хочешь есть калачи, так сиди у печи.

3.В данном предложении измените глагол по лицам и числам.

    Я люблю спорт.

№9

  1.Прочитайте стихотворение. Сколько в нём предложений?

     Мы не зря весь день пилили

     И стучали у крыльца.

     Мы с Алёшкой смастерили

      Дом с окошком для скворца.

      Прилетай, дружок-скворец,

       Посмотреть на свой дворец.

                                      (В. Мусатов)

2.Подчеркните в стихотворении подлежащие и сказуемые. Найдите второстепенные члены предложения.

3.Есть ли в тексте однородные члены предложения? Как они соединяются?

№10

1.Составьте предложение с обращением. Какие знаки ставятся при обращении?

2.Прочитайте предложения. Поставьте запятые и подходящие по смыслу союзы между частями сложных предложений.

                     Лягушки весну открывают

    Не только без птиц весна не наступает, но и без лягушек весна ещё не весна. Вроде и снег сошёл … тепло ещё не пришло. Небо хмурится … солнце прячется за облаками.

   Но вот из пруда послышалось урчание лягушек. Проходит день-другой … уже сияет солнце. Поют птицы … из щелей вылетают мухи.

   Всё ожило. И впрямь лягушки тепло накликали.

                                                                             ( По Ю. Новикову)

3.Начертите  схему одного простого и одного сложного предложения.

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочие программы по русскому языку и чтению для 5 - 9 классов коррекционной школы VIII вида

Данные рабочие программы по русскому языку и чтению составлены для детей с нарушением интеллекта с подробной расчасовкой на весь учебный год....

рабочая программа по русскому языку для школ I вида 9 класс

 Рабочая программа по предмету «Русский язык» для 9 класса среднего (полного) общего образования разработана на основе программы общеобразовательных учреждений 5-9 классов....

Рабочая программа по русскому языку в 5 классе по программе VIII вида

Рабочая программа по русскому языку к учебнику Галунчиковой Якубовской...

пояснительная записка к рабочей программе по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида. Рабочая программа по русскому языку для 6 класса коррекционной школы 8 вида

Программа составлена для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья. Русский язык является одним из основных предметов в специальной школе. В зависимости от года обучения на овл...

Рабочая программа по русскому языку. Программы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида

Рабочая программа Учебный предмет:  Русский языкПрограммы специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида...

Рабочая программа по русскому языку для школ V вида на основе программы авторов Т.А.Ладыженской, М.Т.Баранова, Л.А.Тростенцовой и др.

Данная рабочая программа разработана для школ V вида (для детей с нарушениями речи). Она отличается от программы общеобразовательной школы тем, что расчитана на 10 классов.Темы по развитию речи вынесе...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАПО РУССКОМУ ЯЗЫКУдля обучающихся по программам специальных (коррекционных) школ VIII вида...