СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ ИГРЫ «МЫ – ГРАМОТЕИ»
учебно-методический материал по русскому языку

Тихомирова Светлана Сергеевна

В рамках недели русского языка и литературы проведена игра "Мы грамотеи" для 6-7, 8, 9 классов Мончегорского СУВУ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл my_gramotei.docx27.29 КБ

Предварительный просмотр:

СЦЕНАРИЙ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНО - РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОЙ  ИГРЫ

«МЫ – ГРАМОТЕИ»

Цели:

  • Способствовать развитию интереса учащихся к изучению родного языка.
  • Способствовать воспитанию бережного отношения к родному языку, гордости за русский язык.
  • Способствовать повышению грамотности учеников.


Оборудование: мультимедийная презентация с заданиями турнира, видеоролики, раздаточные карточки с заданиями, оформление класса плакатами с высказываниями о русском языке

Ход игры.

На слайде цитаты. Обучающиеся читают.

«Нам дан во владение самый богатый, меткий, могучий и поистине волшебный русский язык» Паустовский К. Г.

Обсуждение цитат.

Рада приветствовать вас на интеллектуальной игре «Мы - грамотеи!»

Надеюсь, что вы покажите хорошее знание русского языка.

В игре принимают участие две команды.

Одна команда играет против другой. В течение игры команды принимают участие в различных конкурсах, зарабатывая баллы. Победителем становится команда, набравшая больше баллов за игру.

Начнем игру «Мы — Грамотеи»

Для начала командам нужно придумать свое название. У вас есть одна минута.

Итак, представляю команду___________________________________

И команду__________________________________________________

Мы узнаем, насколько хорошо участники команд знают русский язык, вспомним склонение числительных, орфоэпию (расстановку ударения в словах), поговорим о лексике и этимологии слов. Хочу познакомить вас с правилами игры. За каждый правильный ответ команда получает баллы, которые  суммируются, и выигрывает та команда, которая наберет большее количество баллов. Каждый участник может принести балл в копилку своей команды.

Члены жюри: _____________ (представление)

1.Итак,  первое испытание «Проба пера»

Вам нужно написать текст, в котором все слова начинаются на букву, которую вы видите у себя на жетоне. На выполнение задания дается 3 минуты. За правильность выполнения команда получит по одному баллу, за бОльшее количество слов еще один балл.

Слово командам. Читают свои тексты

Поздравляю! Обе команды справились с заданием.

2.   Второй конкурс, возможно, покажется вам простым, но это не так. На самом деле вам понадобятся не только знания, но и командная согласованность. Называется испытание – «АЗ, БУКИ, ВЕДИ». Игроки получат группу из 6 однокоренных слов, которые нужно будет расставить в алфавитном порядке. За каждое правильное место 1 балл. Команда, которая первая ответит, получит дополнительный балл за скорость, если в ответе не будет ошибок. (Командам заранее раздали слова, в это время на доске появляются слова, с которыми работают команды: старческий, старинный, старец, старый, старость, старик ).

Ведущий объявляет баллы, заработанные в  конкурсе и общий счет.

Ведущий читает стихи Семена Кирсанова «Склонения»

Именительный - это ты,
собирающая цветы,
а родительный - для тебя
трель и щелканье соловья.
Если дательный - все тебе,
счастье, названное в судьбе,
то винительный... Нет, постой,
я в грамматике не простой,
хочешь новые падежи
предложу тебе? - Предложи!
- Повстречательный есть падеж,
узнавательный есть падеж,
полюбительный, обнимательный,
целовательный есть падеж.
Но они не одни и те ж -
ожидательный и томительный,
расставательный и мучительный,
и ревнительный есть падеж.
У меня их сто тысяч есть,
а в грамматике только шесть!

Ведущий______

Переходим к следующему раунду. Уважаемые команды, а помните ли вы падежи? Вот сейчас мы это и узнаем…-)))

3. Наш третий конкурс называется «ПОСЧИТАЙ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ». Тут все просто, нужно уметь склонять и выговаривать числительные. За каждый правильный ответ 1 балл. У вас есть 1 минута на обсуждение. Приступаем к выполнению заданий, время пошло.

У участников лежат на столе числительные.

Числа  895  и 327 (6,7 классы), 6789 и 2358 (8,9 классы) поставить в родительном, дательном, предложном падежах.

Подсчет баллов.

4. Следующий наш конкурс - «ЛЕПОТА», сейчас игрокам нужно будет дать определение устаревшим словам. Если игроки знают определение слова, они могут ответить сразу, а если нет, у них есть двадцать секунд, чтобы подумать и посоветоваться друг с другом, в случае ошибки команды ход передается соперникам. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Христарадник (попрошайка)

Трёшник (Трёхкопеечная монета)

Гасильник (для гашения огня)

Вершок (мера длины)

Выпушка (обшивка по краям одежды)

Жирник (светильник)

Судьи объявляют промежуточный результат.

А теперь предлагаю вам спросить у наших взрослых значение некоторых современных слов. Как они их понимают.

Чилить  (отдыхать, ничего не делать. От английского to chill – остужать)

Подростки используют это слово, когда хотят сказать, что проводят время без пользы, просто расслабляются.

Пример: Хватит делать уроки, давай лучше почилим.

Хайп - шумиха, ажиотаж. От английского hype – беззастенчивая реклама, надувательство.

Пример: Весь этот хайп вокруг игры «Pokemon Go» сошёл на нет буквально за месяц.

Зашквар – позор, бред или что-то немодное.

Пример: Носить сандалии с носками – полный зашквар.

Гамать — играть. От английского game – игра.

Гамать, гамить, гамиться — значит, проводить время за компьютерной игрой.

Пример: Лето — пора гулять и гамать.

5. Поговорим об орфоэпии. Друзья, а знаете ли вы, что если в слове неправильно произнести ударение, то слово может поменять свой смысл?... Так вот, наш следующий конкурс называется «УДАРЬ МЕНЯ, ЕСЛИ СМОЖЕШЬ…»В следующем конкурсе вам нужно будет разобраться и ответить на какой слог ставить ударение. У каждого игрока всего лишь 30 секунд и три слова в которых всего лишь надо правильно расставить ударения, выделив ударную гласную. Каждый правильный ответ – это 1 балл.

Правильный ответ

6, 7 классы

балова́ть,

бережли́во

взят, взята́

вы пра́вы

дви́жимый

добела́

жалюзи́

звони́ть, звони́шь, звони́т

кварта́л

краси́вее

ку́хонный

ме́льком

наме́рение

нача́вший

 прибы́вший

свёкла

столя́р

торт, то́рты

фарфо́р

цеме́нт

цепо́чка

8, 9 классы

Ша́рфы, ба́нты, ба́рмен, звони́т, краси́вее, обеспе́чение, бла́говест, диспансе́р, жалюзи́, кварта́л, кра́ны, танцо́вщица, свёкла, щаве́ль, опто́вый, украи́нский, ждала́, кла́ла, сла́ла, до́суха, доне́льзя, исче́рпав, хода́тайство, флюорогра́фия, столя́р, углуби́ть, коклю́ш, ту́фля, ме́льком.

Подсчет баллов.

6. Русский язык очень сложный, и иногда одна буква меняет смысл всего предложения. Так случилось с некоторыми поговорками: они стали просто смешными. А какие они были? Необходимо угадать и записать.

Конкурс «Буква — акробат»

У каждой команды есть 30 секунд, чтобы найти ошибку. Вам нужно поочереди выходить к доске  и исправлять ошибки. Каждое правильно исправленное слово приносит команде 1 балл.

1. Аппетит проходит во время еды.

2. Взявшие мяч от мяча и погибнут

3. Видит око, да дуб неймет

4. Город не тетка.

5. Готовь сени летом, а телегу зимой.

6. Ждать у горя погоды.

7. Лес рубят — кепки летят.

8.  Правда глаза полет.

9. Лучше горькая правда, чем сладкая рожь.

7. Последнее задание нашего конкурса называется «Осколки»

Вам нужно сложить цитату Алексей Толстого из нескольких частей и попробовать объяснить смысл высказывания. За это задание команда получает 1 балл за правильность, один балл – за скорость, 1 балл – за точность понимания высказывания

«Обращаться с языком кое-как — значит, и мыслить кое-как: приблизительно, неточно, неверно» А.Н. Толстой

Ну что же, вот и подошла к концу наша замечательная игра. Сейчас наше уважаемое жюри объявит результаты, и мы узнаем, кто победил.

 А пока предлагаю вам посмотреть видеоролик «9 занимательных фактов о русском языке»

Подведение итогов, выступление жюри, награждения.


Игра закончилась, но я надеюсь, что интерес к изучению русского языка у вас не пропал, а наоборот, вам захотелось заглянуть в словарь, почитать книги о русском языке.







По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий интеллектуальной игры "Полцарства за коня"

"Полцарства за коня" - это вторая межшкольная  интеллектуальная игра. Как видно из названия, она посвящена главному помощнику человеку коню....

Сценарий интеллектуального турнира "Мы - патриоты Отечества"

Представленный сценарий турнира посвящен Отечественной войне 1812 года и Великой Отечественной войне 1941-45 гг. Турнир можно посвятить Дню Победы, Дню защитника Отечества и другим внеклассным меропри...

сценарий интеллектуальной игры "Брейн-ринг" для старшеклассников

Брейн-ринг "Грамотный потребитель" разработана с цель повышения финансовой грамотности нашей молодёжи....

Сценарий интеллектуальной игры по химии "Химия вокруг нас"

Форма проведения:  Интеллектуальная игра по химии  между командами учащихся 9-10 классов.Цель: Развитие творческих способностей учащихся и воспитание любви и уважения к химии как учебному пр...

Сценарий интеллектуального мероприятия "Момент истины"

В этом сценарии предлагаются различные задания с математическим содержанием для учащихся 5-7 классов при проведении различных конкурсов, викторин, вечеров и т.д.Это мероприятие состоит из таких раздел...

Сценарий интеллектуальной игры «Клуб любителей немецкого языка» для 6-8 классов

Цели и задачи: систематизировать лексические знания уч-ся по теме «Школа», развивать речевые навыки уч-ся, познакомить со страноведческим материалом «Рождество в Германии», способствовать повыше...

Сценарий интеллектуальной игры в 6-7 классах «Крестики-нолики» (Интеллектуальное шоу для учащихся 6-7-х классов)

Основой игры является классическая игра.В игре участвуют две команды. В ходе жеребьевки одна из команд получает название «Крестики», вторая – «Нолики». Каждая команда выбирает капитана, который берет ...