Конспект урока по русскому языку "Морфологический разбор числительного"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Тема "Морфологический разбор числительного" (6 класс) Цели урока: Деятельностные: - изучить порядок морфологического разбора имени числительного, совершенствовать навыки нахождения имен числительных среди других частей речи, - повторить правила склонения и правописания числительных, закрепить изученные теоретические сведения об этой части речи, - показать роль числительных в предложении, Образовательные: - продолжать формировать представление об имени числительном как части речи, его грамматических признаках и роли в предложении. - вспомнить изученные правила орфографии и пунктуации, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания. Воспитательные: - обеспечить условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости Формировать УУД: Личностные: - выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать собственную учебную деятельность. Регулятивные: - определять и формулировать тему урока и его цель; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей; - вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок. Коммуникативные: - слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; - договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им. Познавательные: - построение высказываний, целеполагание, работа с информацией, построение логических цепочек, - умение анализировать языковые явления

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekttehnologicheskaya_karta.docx28.53 КБ
Файл prezentatsiya_k_uroku.pptx1000.99 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

1. Ф.И.О. учителя: Горланова Екатерина Алексеевна

2. Класс: 6 "Б"

Дата: 22.04.2016

Предмет: русский язык

№ урока по расписанию: 4

3. Тема урока: Морфологический разбор числительного

4. Место и роль урока в изучаемой теме: урок изучения нового материала

5. Цели урока:

Деятельностные: 

- изучить порядок морфологического разбора имени числительного, совершенствовать навыки нахождения имен числительных среди других частей речи,

- повторить правила склонения и правописания числительных, закрепить изученные теоретические сведения об этой части речи,

- показать роль числительных в предложении,

Образовательные:

- продолжать формировать представление об имени числительном как части речи, его грамматических признаках и роли в предложении.

- вспомнить изученные правила орфографии и пунктуации, способствовать развитию связной речи, памяти, внимания.

Воспитательные:

- обеспечить условия для воспитания чувства коллективизма, взаимопомощи, отзывчивости, вежливости

Формировать УУД:

Личностные:  

- выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать собственную учебную деятельность.

Регулятивные: 

- определять и формулировать тему урока и его цель; планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок.

Коммуникативные: 

- слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

- договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Познавательные: 

- построение высказываний, целеполагание, работа с информацией, построение логических цепочек,

- умение анализировать языковые явления

Основные понятия: числительное, морфологические признаки числительного (постоянные и непостоянные), синтаксическая роль

Ресурсы:

- основные: УМК Русский язык 5-9 классы под ред. М.М.Разумовской, П.А.Леканта.- М.: Дрофа,2013

                    Карта путешественника, раздаточный материал

- дополнительные: компьютер, проектор, мультимедийная презентация, колонки

Организация пространства индивидуальная работа, проверка в парах

Дидактическая структура урока

Деятельность учеников

Деятельность учителя

Задания для учащихся, выполнение которых приведет к достижению планируемых результатов

Планируемые результаты

Предметные

УУД

Организационный момент

Ребята, сегодня на уроке мы поиграем - совершим путешествие к горе Премудрости. Коварные числительные приготовили нам загадки, справившись с которыми мы обобщим знания об имени числительном и получим новые. Чтобы не заблудится, нам понадобится карта путешественника. Она лежит на парте перед каждым из вас. Давайте ее подпишем. Все готовы? Тогда поехали!

(Слайд 1)

 

 

Выражать положительное отношение к процессу познания, договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения и следовать им.

Мотивация, Актуализация знаний

Выполняют задание письменно в карте.

Путешествовать мы будем на поезде. Чтобы сесть на поезд, нужно купить билет, поэтому первая наша остановка - Билетная касса. Современные кассы оснащены считывателями штрих-кодов, значит нам нужно получить такой код, а чтобы его получить, нужно выполнить первое задание.

Посмотрим в карту путешественника - итак, перед нами девять утверждений. В окошке возле вопроса ставим +, если утверждение верное, и - , если написана неправда.

На выполнение 2 минуты.

(Слайд 2) Проверяем то. что получилось. У кого код совпал? Кому из вас продадут билет? Поднимите руки.

Ну что, купим билеты и тем, кто немного ошибся?

Молодцы! Поезд отправляется!

Выполнение упражнения "Билетная касса"

Вопросы к упражнению:

1. Числительное – самостоятельная часть речи, которая обозначает количество предметов при счёте.

2. Примером числительных могут быть такие слова, как двойка, тройка, пятерня.

3. Все числительные можно разделить на две группы: количественные и собирательные.

4. Простые числительные состоят из одного слова. Например, пятнадцать, пятьдесят.

5. Числительные от 5 до 30 склоняются по образцу существительных 3 склонения.

6. В предложении числительное может быть только сказуемым.

7. Порядковые числительные изменяются по родам, числам и падежам.

8. В середине числительных мягкий знак никогда не пишется.

9. В составных количественных числительных склоняется каждая часть.

Актуализация знаний об имени числительном как части речи, полученных на предыдущих уроках.

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать собственную учебную деятельность

Ученики разгадывают ребус, записывают получившиеся словарные слова.

(Слайд 3, 4)

Поезд остановился на станции Словарная. Хитрые числительные разобрали словарные слова на части и перепутали. Восстановим их. Запишем в карту.

Оценим свою работу, за каждое правильно написанное слово поставим себе 1 балл

Выполнение упражнения "Станция словарная" Словарная работа со словами по теме «Имя числительное»

МИЛЛИОН

МИЛЛИАРД

ТРИСТА

ЧЕТЫРЕСТА

ДЕВЯНОСТО

Актуализация умений правописания словарных слов по тем урока

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, оценивать собственную учебную деятельность

Выписывают числительные, проверяют себя по образцу, оценивают свою работу, устно дают характеристику числительным.

(Слайд 5)

Непредвиденная остановка! На станции Грамотеев числительные не захотели дальше ехать с другими частями речи и просят нас пересадить их в отдельный вагон.

Учитель диктует список слов.

(Слайд 6) Проверим, что записали!

За каждое числительное поставьте себе 1 балл.

А теперь устно перечислим признаки каждого числительного на доске

Выполнение упражнения "Станция грамотеев"

1. Записать под диктовку из предложенного списка только числительные

Сто одиннадцать, утроить, девятнадцатый, тройной,  двойной, пятёрка, семеро, три восьмых, восьмиклассник, полтора.

2. Дать характеристику каждому числительному

Актуализация умений находить числительные, правильно писать числительные, определять их морфологические признаки

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме; оценивать собственную учебную деятельность

Работа у доски - по одному предложению на человека. Предложения появляются по мере выполнения задания

Класс сверяет свою работу с тем, что выполняется на доске.

(Слайд 7) Внимание, внимание! Поезд прибывает на станцию синтаксиса. Уважаемых путешественников просят найти числительные и подчеркнуть их как члены предложения.

Учитель корректирует того, кто работает у доски, постепенно на слайде появляется эталон выполнения.

Выполнение упражнения "Станция синтаксиса".

1. Дважды два – четыре.

2. Без четырёх углов изба не рубится.

3. Мы живём в первой квартире.

4. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

На доске маркером подчеркнуть числительные как члены предложения.

Актуализация умений находить числительные, определять их синтаксическую роль

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, слушать и понимать речь других ,оценивать собственную учебную деятельность

Изучение нового материала

Формулируют тему урока "Морфологический разбор числительного", определяют цели урока,

Вспоминают основные блоки морфологического разбора любой части речи, на основании этого создают план морфологического разбора числительного, выполняют в картах разбор числительного "Двадцать второе" (дата на доске)

Один человек выполняет разбор числительного у доски

(Слайд 8)

А это что? Что за станция? Что тут делать? Как вы считаете?

А не прячется ли где-то здесь тема урока? Давайте вспомним все виды работы, которые мы выполняли с числительными только что и сформулируем тему урока.

(Слайд 9) Хорошо, тему мы обозначили, но это не первая часть речи, морфологический разбор которой мы делаем, подскажите мне, из каких блоков состоит морфологический разбор?

Есть ли прямо сейчас на доске какое-нибудь словосочетание с числительным, чтобы мы могли потренироваться?

(Слайд 9) Двадцать второе апреля Сделаем его разбор с помощью подсказки (Слайд 11) .

Определение темы и целей урока,

Создание плана морфологического разбора, морфологический разбор числительного

Умение наблюдать за лексическими единицами, делать обобщения и анализ прошлого опыта, умения делать морфологический разбор различных частей речи

Определять и формулировать тему урока и его цель;

- планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей;

- вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок (р.), слушать и понимать речь других; оформлять свои мысли в устной форме;

построение высказываний, работа с информацией, построение логических цепочек, умение анализировать языковые явления, целеполагание (л.)

Физкультминутка

Слайд 12

Закрепление нового материала

Учащиеся выполняют самостоятельно в картах морфологический разбор числительного триста двадцать три.

У доски один учение выполняет разбор числительного пятьсот семьдесят четыре.

Отдохнули? Подвигались? Впереди самая трудная станция - станция Трудящихся. Но она предпоследняя. Вот и пришло время поработать самостоятельно.

(слайд 13) На доске мы видим предложение. Сначала его нужно прочитать громко произнося окончания числительных. Далее мы выполняем морфологический разбор

Во время разбора мы можем пользоваться памяткой, которая лежит на партах.

Упражнение "Станция Трудящихся", самостоятельный морфологический разбор числительного.

 

Развитие умения делать морфологический разбор числительного

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей, слушать и понимать речь других ,оценивать собственную учебную деятельность

Контроль

Учащиеся проверяют работу, выполненную на доске, сверяют с ней свой разбор в карте.

Проверка морфологического разбора. (Слайд 14). Кто все верно сделал, ставит себе два балла.

Контроль на линии! Контролер хочет, чтобы мы отчитались о проделанной работе. Подсчитайте количество своих баллов. Сколько получилось? (Слайд 15)

Взаимопроверка в парах и на доске

Оценивать собственную учебную деятельность

Рефлексия

Учащиеся оценивают свою работу на уроке

(Слайд 16) Давайте посмотрим в окно - вот она, гора Премудрости!

Посмотрите и оцените свои ощущения на этом уроке.

Обведите ту фигурку, которая вам подходит.

Выражать положительное отношение к процессу познания, оценивать собственную учебную деятельность

Домашнее задание

(Слайд 17)

  • I вариант - морфологический разбор ДВУХ ЛЮБЫХ числительных из упр. 620
  • II вариант - Упр. 627 (задание 2)
  • Дополнительное задание:

В тексте сказки-были «Кладовая солнца» найти три предложения с числительными, выписать их, обозначив числительные.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Двадцать второе апреля Классная работа

Слайд 2

Покупаем билет на поезд!

Слайд 3

СТАНЦИЯ СЛОВАРНАЯ МИЛЛИОН МИЛЛИАРД ТРИСТА ЧЕТЫРЕСТА ДЕВЯНОСТО

Слайд 4

СТАНЦИЯ ГРАМОТЕЕВ

Слайд 5

Проверь! сто одиннадцать девятнадцатый семеро три восьмых полтора

Слайд 6

СТАНЦИЯ СИНТАКСИСА 1. Дважды два – четыре . 2. Без четырёх углов изба не рубится. 3. Мы живём в первой квартире. 4. Не узнавай друга в три дня, узнавай в три года.

Слайд 7

СТАНЦИЯ НЕИЗВЕСТНОСТИ

Слайд 8

Тема урока: Морфологический разбор числительного

Слайд 9

I. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. Начальная форма (именительный падеж, если есть род и число, то единственное число, мужской род). II. Морфологические признаки: Постоянные морфологические признаки: разряд по строению: простое, составное, сложное; разряд по значению: количественное, порядковое. собирательное, дробное, целое (для количественных числительных) Б) Непостоянные морфологические признаки: падеж; число, род (если они есть). III. Роль в предложении

Слайд 10

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Слайд 11

СТАНЦИЯ ТРУДЯЩИХСЯ Максимальная скорость современного поезда достигает 574 км/ч, а средняя скорость составляет 323 км/ч.

Слайд 12

I. Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос. Начальная форма II. Морфологические признаки: А) Постоянные морфологические признаки: разряд по строению: простое, составное, сложное; разряд по значению: количественное, порядковое. собирательное, дробное, целое (для количественных числительных) Б) Непостоянные морфологические признаки: падеж; число, род (если они есть). III. Роль в предложении

Слайд 13

Проверяем!

Слайд 14

КОНТРОЛЬ НА ЛИНИИ

Слайд 15

Гора Премудрости

Слайд 16

Домашнее задание По выбору: Морфологический разбор ДВУХ ЛЮБЫХ числительных из упр. 620 Упр. 627 (задание 2) В тексте сказки-были «Кладовая солнца» найти три предложения с числительными, выписать их, обозначив числительные.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку в 6 классе на тему "Морфологический разбор имени числительного"

Работа представляет собой технологическую карту урока с использованием системно-деятельностного подхода.  Урок построен в форме тематической олимпиады, сопровождается презентацией. К уроку прилагаются...

Конспект урока по русскому языку в 5 классе по теме "Словосочетание. Основные виды словосочетаний. Разбор словосочетания"

Конспект  урока  по  теме  "Словосочетание" предназначен  для  учащихся  5  класса.  Задания,  использованные  в  ходе  урока ,по...

Конспект урока по русскому языку « Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности»

Урок русского языка в 9 классе "Разбор синтаксических конструкций на примере текстов финансовой направленности" проведен в рамках районного семинара "Сооциальная адаптация и финансовая грамотность дет...

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные числительные"

План-конспект урока по русскому языку в 6 классе для детей с ЗПР по теме "Имя числительное как часть речи. Простые, сложные и составные  числительные" представляет собой разработку перв...

Конспект урока по русскому языку "Склонение числительных"

Конспект урока по теме "Склонение числительных"...

Презентация к уроку по теме "Морфологический разбор числительного".

В презентации представлен план разбора, а также примеры разборов....

Конспект урока по русскому языку "Имя числительное. Повторение"

Конспект открытого урока Повторение по теме "Числительное"...