Урок русского языка "Приставка и предлог"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

В рамках предметной недели, 16 декабря 2021 года прошёл открытый урок по русскому языку в 6-а классе. Все обучаающиеся показали хорошие результаты подготовленности, активно работали на уроке. Класс получил высокую оценку от руководителя ШМО учителей-предметников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

 Таблица 1

ФИО (полностью)

Симакова Ирина Константиновна

Место работы

МОУ «Школа для обучающихся с ОВЗ»

Должность

Учитель

Предмет

Русский язык

Класс

6-а

Тема и номер урока в теме

Приставка и предлог

Предметная программа и её автор

Русский язык. 6 класс (для обучающихся с интеллектуальными нарушениями). Авторы:  Якубовская Э. В., Галунчикова Н. Г. «Просвещение», 2021.

Цель  урока

- формирование умения различать предлоги и приставки, правильно употреблять их в речи и писать.

Тип урока

 Урок изучения нового материала

Модель организации УПД

обучающихся уровня ООО

Фронтальный, индивидуальный

Необходимое оборудование

Доска, учебник, тетрадь, индивидуальные карточки

Структура и ход  урока

Таблица 2

Таблица 2.

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап

урока

Решаемая задача

Деятельность ученика

Деятельность учителя

Используемые ЭОРы

Время

(в мин.)

1

Адаптационный этап.

1.Адаптировать обучающихся к деятельности на уроке

Проверяют всё ли готово к уроку.

Выполняют зарядку.

Показывают учителю тетради. Отвечают на вопросы.

Организация обучающихся, проверка готовности к уроку.

- Чтобы мы хорошо работали на уроке, давайте отправимся к знаниям необычными шагами.  Для этого сделаем зарядку:

«ПЕРЕКРЕСТНЫЕ ШАГИ».

Это, когда вы касаетесь правым локтем левого колена, а затем левым локтем - правого колена. (Активируются одновременно обширные зоны обоих полушарий мозга).

Проверка домашнего задания. Выяснение, были ли трудности при выполнении д/з.

3 мин

2.Выявить предварительные знания учащихся и определить их границы:

интеллектуальное затруднение (создание проблемной ситуации)

Записывают, объясняют правила написания слов.

Отвечают на вопросы

- Для начала запишем слова и объясним их правописание: Мороз, снег, декабрь, лёд, хоккей.

- А сейчас вы должны угадать, какую часть слова я назову. Ответы проговариваем.

1. Главная часть слова, в которой заключено основное его значение.

2. Часть слова, стоит перед корнем служит для образования новых слов.

3. Часть слова, стоит после корня, служит для образования новых слов.

4. Изменяемая часть слова, служит для связи слов в предложении.

5. Какая же из них самая главная, значимая? (Корень).

- Молодцы!  Мы с вами вспомнили все части слова и смело можем двигаться дальше.

5 мин

2

                                                                                                  Основной  этап

1.Формирование знаний, отношений, действий, опыта

Отгадывают загадку

(Приставка)

Отвечают на вопрос

Приставка – это часть слова, которая стоит перед корнем и служит для образования новых слов. 

Записывают

Отвечают

Отгадывают загадку (Предлог)

Предлог – служит для связи слов в предложении.

- Узнайте, о чём идёт речь в загадке?

Приставляемся всегда

Мы к началу слова,

И меняем без труда

Смысл его на новый.

- Почему вы решили, что это приставка?

Вывешивается слово ПРИСТАВКА

Образуйте с помощью приставок за, по, в, с, под  (вывешивается на доске)

от корня – ход - новые слова и запишите их в тетрадь, выделите приставки. Задание для Насти С. и Егора К.  Заход, поход, вход, сход, подход. Выделить корень и приставку.

-Как вы записали приставки со словами. (Слитно).

Следующая загадка.

Он – часть речи,

Всегда свободен, хоть стоит в строю.

Объединять и связывать способен

Незаменим и помнит роль свою.

Вывешивается слово ПРЕДЛОГ.

-Какова роль предлогов?

Задание на карточках.

15 мин

Вставляют, записывают

-Подберите нужный предлог, чтобы связать слова. Вставьте в словосочетания и запишите.

по, в, за, с, под

солнце (…) горой

идти (…) дороге

красиво (…) лесу

весело (…) другом

сидим (…) деревом

Для Насти С. и Егора К. задание на карточке.

-Как вы написали предлоги? (Раздельно)

-Вывод: Что же у нас получилось: одни и те же сочетания букв по, в, за, с, под могут быть как приставками, так и предлогами.

2. Разрешение интеллектуального затруднения - находится ответ на проблемный вопрос

Определяют и формулируют тему урока - «Приставка и предлог».

Выполняют

-Попробуем определить тему урока.

-Не трудно догадаться, о чем мы будем говорить на уроке?  (о приставках и предлогах). Итак, тема урока «Приставка и предлог».

Физкультминутка

Игра «Приставка и предлог»

Хлопни ты, дружок, разок,

Если с словом есть предлог.

А приставку услыхали.

Присели и её назвали.

(Пошли, до леса, перешагнуть, залезть, на дереве, подпрыгнуть, по траве).

3

Творческий этап.

1. Первичное  закрепление знаний, действий, отношений, опыта на основе их применения

Открывают, читают.

Находят, читают, разбирают. Обучающиеся, по очереди, выходят работать у доски.

-Откройте учебник на стр.64 и прочитайте правило.

-А теперь найдите упражнение 85, прочитайте задание. Работа у доски и в тетрадях.

7 мин

2. Повышение уровня формируемых знаний на основе применения разноуровневых и творческих заданий

Читают и выполняют задания.

Обучающиеся выполняют задание самостоятельно.

Выполняют взаимопроверку.

Выполняют задание.

Отвечают: Раздельно.

Слитно.

-Переходим к следующему заданию – работа с карточками. (Раздаёт разноуровневые карточки). У каждого из вас на парте лежит карточка. Прочитайте внимательно её задание и начинайте работу. Помните, если вам что-либо не понятно, вы всегда можете спросить.

(Учитель оказывает индивидуальную дозированную помощь.)

-А теперь поменяйтесь карточками и выполните взаимопроверку. (Для некоторых обучающихся)

-Один ученик читает текст и проговаривает, какие предлоги вставил. Остальные проверяют.

- Как записали предлоги со словами? А приставки?

5 мин

Отвечают

Поднимают листочки, отвечают

Записывают домашнее задание

Итог урока.

-Чему мы научились на уроке?
-Чем отличаются приставка от предлога?

Рефлексия:

-А теперь оцените себя,   Каким был для вас урок:

-Оцените себя и поднимите листочек с соответствующим вам цветом, где
5  -    Зеленый - удачный урок, все     получилось;
4  -    Желтый  – урок прошел  хорошо, но были ошибки;  
3  -     Красный  –  испытывал  трудности.

Запишите домашнее задание: стр.65, упражнение 86.

-Молодцы! Спасибо за урок!

5 мин


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Употребление предлогов в составе словосочетаний.Урок русского языка в 10 классе

Урок русского языка в 10 классе с использованием элементов технологии Ю.А.Поташкиной и методики Т.Я.Фроловой...

Открытый урок русского языка в 3 классе «Предлоги. Правописание предлогов с другими словами»

В данный конспект открытого урока по русскому языку  включены  упражнения и задания на развитие познавательных процессов. Методы и приемы обучения подобраны в соответствии с задачами урока....

Урок русского языка в 7 классе по теме: « Предлог» ( повторительно – обобщающий урок)

На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие –  цель его -исследовать остров ,имя которому Предлог  , проверить ваше умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  ост...

Конспект урока русского языка в 6 классе. Тема урока: «Предлог».

Тип урока: Урок изучения нового материала.Цели: Определение роли предлога в предложении как служебной части речи. Задачи:- Формировать умения  определять роль предлога в предложении.- З...

Урок русского языка в 7 классе. Презентация на тему "Употребление предлогов в русском языке".

Урок русского языка в 7 классе. Презентация на тему "Употребление предлогов в русском языке". Одна из сложнейших тем для усвоения материала. Данная презентация поможет в работе, облегчит восприятие уч...

Методическая разработка урока по русскому языку "Под предлогом о предлоге".

Методическая разработка по русскому языку для 7 класса "Под предлогом о предлоге"....