АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья по русскому языку

Фильчакова Ольга Владимировна

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

АКТИВНЫЕ МЕТОДЫ ОБУЧЕНИЯ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

О. В. ФИЛЬЧАКОВА

МКОУ КГО «Средняя общеобразовательная школа №2 г.Теберда

имени М.И. Халилова»

Теберда, Россия

Аннотация: статья содержит теоретический и практический материал и методический инструментарий, который может быть использован на уроках русского языка и литературы и во внеурочной деятельности. Представлены методы активного обучения, используемые на уроках русского языка и литературы.

Ключевые слова: активные методы обучения, творческое мышление, совокупность методов и приемов, рефлексивная деятельность.

«Знание только тогда знание,

когда оно приобретено усилиями

своей мысли, а не памятью».

Л.Н. Толстой

        В условиях перехода общеобразовательных организаций на ФГОС перед учителем стоит задача формирования знаний и умений в соответствии с новыми стандартами, формирования универсальных учебных действий. Основная задача каждого учителя - развить у студентов интерес к учебе, научить их учиться. Перед педагогом стоит задача совершенно нового подхода к организации обучения, где широко используются активные и интерактивные методы обучения, способствующие повышению интеллектуальной активности обучающихся, развитию аналитических навыков, формированию ответственного отношения к собственным действиям.

        «Активные методы обучения - это совокупность методов и приемов, направленные на развитие у обучающихся творческого мышления и активизирующие познавательную деятельность творческого характера, на тесную связь теории с практикой, развивающую рефлексивную сферу мышления...» (Из «Психолого-педагогического словаря»).

        При активном методе взаимодействие учителя и учеников состоит в том, что учащиеся являются не бездейственными слушателями, они активно участвуют в уроке. При активном методе учитель и ученики равноправны. Активные методы больше связаны с использованием демократического стиля управления. Схема активного взаимодействия на занятиях представлена на рисунке 1.

Учитель

       Ученик                                       Ученик                                  Ученик

Рисунок 1

Технология активных методов обучения основана на коллективной деятельности и направлена на:

-организация совместных действий;

-распределение начальных действий и операций;

-общение, без которого невозможны распространение, обмен и взаимопонимание;

- обмен методами действий по решению проблемы;

-рефлексия, посредством которой устанавливается отношение участника к собственному действию и обеспечивается адекватная коррекция этого действия.

        К активным методам обучения относятся проблемные ситуации, творческие и деловые игры, инсценировка, дискуссии, дебаты, метод проектов, методы успеха и т. д.

        Использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы позволяет:

- стимулировать рост самостоятельности и ответственности учащихся за результаты обучения;

- согласовывать цели обучения с индивидуальными потребностями учащихся;

- обеспечить приобретение студентами жизненно важных навыков и качеств;

- воспитывать уважительное отношение друг к другу.

        По мнению Е.В. Зарукиной, эффективность учебного занятия во многом определяется соответствием метода и средств обучения поставленным целям и задачам. На любом этапе образовательного процесса возможно использование нескольких видов активных методов обучения. В этом случае методы можно не только комбинировать, но и неразрывно связывать друг с другом [1, с. 20].

        В этом докладе я представлю некоторые активные методы, с помощью которых можно сделать урок творческим, интересным.

        На уроках русского языка и литературы в 5 классе можно использовать методику «Артикуляционная разминка». Цель - познакомиться с новой скороговоркой, прибауткой, небылицей; четкое произношение определенных звуков и звуковых комбинаций.

        Например, для отработки произношения звуков [б] – [п] используются скороговорки:

- Пилил Филипп полено из лип. Притупил пилу Филип.

- Бобры храбры – идут в боры.

        Чтобы попрактиковаться в произношении звуков [з]-[c]:

-Летят три пичужки через три пустых избушки.

        Также эту скороговорку можно связать с темой урока «Символика волшебной сказки».

–Ребята, почему мы сегодня работаем именно с этой скороговоркой? Как её можно связать с темой нашего урока? (Приём троекратного повторения).

На уроке литературы в 5 классе «Виды народных сказок» хорошо работает метод «Театр». Цель – осуществление взаимоконтроля между одноклассниками. Класс делится на 3 группы. Одна группа показывает инсценировку сказки, а остальные определяют вид, называют признаки.

В 5 – 7 классах на уроках литературы можно использовать метод «Недавно я прочитал…». Цель данного метода – побуждение к чтению, каждый ученик делится своим «книжным» открытием, впечатлением от прочитанного, советует прочитать то или иное произведение.

Активизировать мыслительную деятельность учащихся на любом уроке поможет приём «В гостях у Мнемозины». Это метод последовательной работы над развитием памяти. В данном методе выделяются следующие приемы: визуализация, ритмическое скандирование и коллективное проговаривание новых терминов, понятий [4, c.21].

В технологии формирующего оценивания представлен прием «Верные – неверные утверждения» или «Согласен – не согласен». Можно проводить каждый урок, занимает мало времени, высокопродуктивен, обучающимся интересно работать [4, c.21].

Анализ контрольных диктантов, проверочных работ по русскому языку в 5-7 классах показывает, что учащиеся допускают наибольшее количество ошибок в орфограмме «Правописание безударных гласных в корне слова». При работе над ошибками ученики легко подбирают проверочные слова. Такие ошибки возникают из-за недостаточной «орфографической зоркости».

Закрепить навык проверки безударных гласных в корне слова поможет метод «Орфографический футбол». Учитель называет слова с безударными гласными в корне слова, а ученик должен выбрать проверочные слова. Если слово не подобрано или подобрано неправильно, ученику засчитывается «гол».

Учащиеся 5-7 классов с удовольствием играют в «орографический футбол». Также данный приём можно использовать при изучении других орфограмм, например, «Употребление ь на конце существительных после шипящих».

На уроках подготовки к контрольным диктантам или повторительно-обобщающих уроках можно использовать приём «Лови ошибку». Учитель намеренно допускает ошибки, а учащиеся их находят, исправляют, обосновывая свой выбор. На доске написано, например, «Мы долго брадили по лесу. День канчался, и приближались сумерки. Долекое солнце ухадило за горизонт и брасало на землю свои последние лучи».

        Приведенные в данной статье активные методы – это лишь малая часть. Применение активных методов обучения приводит к качественному овладению знаниями. На уроках учитель должен создавать условия для развития потенциала ребёнка, реализации его природных способностей. Включение активных методов обучения в образовательный процесс позволяет создать такую среду как на уроке, так и во внеклассной деятельности.

«Знания в собственном смысле слова сообщить невозможно. Можно их человеку предложить, подсказать, но овладеть ими он должен путем собственной деятельности. Можно наполнить чем-нибудь тело, но ум наполнить нельзя. Он должен самостоятельно все охватить, усвоить, переработать».

Фридрих Дистервег

Литература

1. Зарукина Е.В. Активные методы обучения: рекомендации по разработке и применению: учебно-методическое пособие/ E.B. Зарукина, Н.А. Логинова, М.М. Новик. СПб.: СПбГИЭУ, 2010. – 59 с.

2. Коджаспирова Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Коджаспирова,   А.Ю. Коджаспиров. – М.: Академия, 2000. – 176 с.

3. Рабочая программа внеурочной деятельности по литературе и историческому краеведению. 5 – 8 классы / Сост. Т.Н. Трунцева. – М.: ВАКО, 2014. – 32 с.

4. Сборник http://edu.tomsk.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы.

В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы

В качестве активного метода обучения – метода, позволяющего побудить обучаемого к творческому участию на уроке, – я использую метод – ассоциаций....

«Раскрытие нравственного и интеллектуального потенциала личности через использование активных методов обучения на уроках русского языка и литературы»

   Современному обществу нужны грамотные, всесторонне развитые, свободные, самоопределяющиеся личности, самостоятельно адаптирующиеся в коллективе и обществе. Использование активных ф...

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС.

Активные методы обучения на уроках русского языка и литературы как благоприятный способ перехода на новые ФГОС....

Инновационные и активные методы обучения на уроках русского языка и литературы/ Выступление и презентация.

В статье представлен опыт работы по использованию сервиса  LеarningApps на уроках русского языка, приведены примеры созданных интерактивных упражнений. Также раскрыты преимущества конструктора Le...

Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы в школе

Применение активных методов обучения на уроках русского языка и литературы...