План - конспект урока Путешествие по стране "Лексика"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Агасбекова Мадина Салимовна

Цели урока:

- повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме;

- развитие устной и письменной речи учащихся, памяти, мышления, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова,

совершенствовать умение работы со словарями разных типов.

Развивающие:

-развивать творческое мышление, активность учащихся, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

-привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку

воспитывать бережное отношение к родному языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_po_strane_leksika.docx37.1 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Тема урока. «Путешествие по стране «Лексика»».

Тип урока: обобщающий урок-путешествие.

Форма урока – путешествие.

Цели урока:

- повторение и обобщение изученного материала по теме «Лексика» в нетрадиционной форме;

- развитие устной и письменной речи учащихся, памяти, мышления, умение делать выводы.

Задачи:

Образовательные:

- формировать умение подбирать антонимы, синонимы, омонимы; находить прямое, переносное значение слов; различать однозначные и многозначные слова,

совершенствовать умение работы со словарями разных типов.

Развивающие:

-развивать творческое мышление, активность учащихся, совершенствовать коммуникативные речевые умения и навыки учащихся.

Воспитательные:

-привить любовь к слову, повысить интерес к русскому языку

воспитывать бережное отношение к родному языку.

Оборудование:

  1. Выставка «В мире словарей»
  2. Проектор, компьютер, экран
  3. Компьютерная презентация

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Организационный момент.

Сообщение темы и задач урока.

2.Актуализация знаний по определению лексического значения.

(работа в парах)

(обращение к выставке словарей)

3. Повторение изученного (игра) 

«АНТОНИМЫ»

«СИНОНИМЫ»

«ОМОНИМЫ»

«ПРИВАЛ» (физминутка)

«МНОГОЗНАЧНОСТЬ СЛОВА»

«ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ»

«ФРАЗЕОЛОГИЗМЫ»

  1. Итог урока

  1. Домашнее задание.

  1. Рефлексия

(Лист самооценки)

- Здравствуйте, ребята. Наверняка, вы заметили, что у нас сегодня не совсем обычный урок, потому что к нам пришли гости. Давайте повернемся и поздороваемся. Теперь нам самим нужно настроиться на урок. Сделаем глубокий вдох (поднимаем руки), пожелаем себе самого лучшего, поворачиваемся друг к другу, улыбаемся и садимся.

Ребята, меня зовут Мадина Салимовна ,и сегодня  на уроке мы отправимся с вами в путешествие в одну страну, название которой мы узнаем чуть позже.

Для  того чтобы понять, о чём мы сегодня будем говорить на уроке, вам необходимо ответить на мои вопросы, но будьте внимательны!

1. Предлагаю вам загадку, чтоб пошло всё по порядку.

Если буду я молчать, как сможешь ты меня понять?

А выручить меня готово любимое, родное …    

2. Все слова языка образуют его словарный состав или по-другому…?

3. Что  такое лексическое значение слова?

- Ребята, скажите, а с каким человеком интереснее общаться: у которого большой словарный запас или у которого он маленький?

В доказательство хочу прочитать вам стихотворение Агнии Барто, послушайте:

Заранее, заранее всё было решено:

У школьников собрание, потом у них кино.
Домой придёт мой старший брат,
Он мне расскажет всё подряд,
Он объяснит мне, что к чему,
А я большая! Я пойму.
И вот он начал свой рассказ:
- Они ползут, а он им – раз!
А тут как раз она ползла.
А он как даст ему со зла!
Они ей – раз! Она им – раз!
Но тут как раз её он спас,
Он был с ней заодно…
Ух, сильное кино!
Нет, видно, я ещё мала:
Я ничего не поняла!

- А вы хотите, чтоб вас понимали и чтоб ваш словарный запас был больше? … Тогда давайте начнём наше путешествие.

Записать на доске тему урока Путешествие по стране «Лексика»

- С помощью него мы будем закреплять  знания по теме «Лексика» и пополним ваш словарный запас.

И я предлагаю вам попутешествовать по разным станциям страны  ЛЕКСИКА. 

-Ребята, скажите, а если вы не знаете значение какого-либо слова, куда вы обратитесь за помощью?

-Верно, существует множество различных словарей, а вот лексическое значение, толкование слова можно найти в толковом словаре Ожегова, Ушакова или Даля…

-Итак, мы готовы отправляться в путь, а для этого нам необходимо с вами составить интеллект-карту (карту памяти).

Ребята, а для того чтобы не заблудиться я положила вам на парты путевые листы (Приложение №1), где отмечены все наши станции и здания к ним. Вы должны верно выполнять эти задания и отмечать на нашей карте. Ну что, поехали!

-Какая первая станция?

-Вспомните, какие слова называются антонимами?

-На ваших листах записаны слова, подберите к ним антонимы, кто быстрее.

1. Добрый-злой

    Храбрец-трус

    Молодой-старый

     День-ночь

    Приехать-уехать

    Друг-враг (недруг)

2. А теперь закончите пословицы, которые вам даны:

Любишь кататься – люби и саночки возить.

Лучше горькая правда, чем сладкая ложь.

Не было бы счастья, да несчастье помогло.

Не верь началу, верь в конец.

-Следующая станция, какая?

-Дайте определение, что это за слова.

- Верно, например, трусливый-несмелый.

1. -Итак, начали записывать синонимы к слову КРАСИВЫЙ – прекрасный, пригожий, очаровательный, хорошенький, привлекательный, прелестный, пленительный, обаятельный, чарующий, обворожительный, симпатичный, приятный, милый, славный.

-Молодцы, ребята.

- Следующая остановка, как её название?

- Ребята, наверное, табличка данной остановки потерялась, давайте попробуем написать её сами. В этом нам поможет стихотворение Я. Козловского.

Мы слова из русской речи,

Из родного языка!

Одинаково нас слышат,

Одинаково нас пишут.

Но важна не только внешность,

Потому не торопись,

Не всегда нужна поспешность,

Ты до смысла доберись.

Наподобие начинки

Смысл запрятан в серединке,

Сходным лицам вопреки

Мы по смыслу далеки.

-Что это за слова?

- Верно, впишите название станции на своих путевых листах.

1. Подчеркните слова-омонимы:

топор, лук, щавель, хлопок, ключ, цемент, цилиндр, атлас, кисть, звонит, кружки, петрушка.

2.Подумайте, а какие из предложенных выше слов одинаково пишутся, но произносятся по-разному?

(хлопок, атлас, кружки)

-А кто из вас знает, как называются такие слова?

-Ребята, вы, наверное, утомились в дороге, давайте немного отдохнём.

однозначные

многозначные

куртка

минута

тюль

огонёк

самолёт

корень

-Скажите, к какому роду относится слово ТЮЛЬ? (мужской)

- Следующая станция называется «ПРЯМОЕ И ПЕРЕНОСНОЕ ЗНАЧЕНИЕ».

- Ребята, вы знаете, что у слова бывает прямое и переносное значение.

 - Вот, например, золотые часы – это прямое значение, а золотые руки – переносное.

Задание 1: из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении:

- потерять часы

- потерять терпение

- горький перец

- горячий спор

- легкий характер

- ласточкино гнездо

- лёгкий велосипед

2. Подберите к данным словосочетаниям с прямым значением примеры, где выделенное слово приобретёт переносное значение.

-Ребята, мы благополучно добрались до последней станции «Фразеологизмы».

Вспомните, что такое фразеологизмы?

- Послушайте стих и скажите, какие фразеологизмы здеь встретились:

За  За столом сказала мать:
- Хватит
языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?

2.   За столом, Петрусь, -
Говорят, -
Прикуси язык, -
Говорят!
Он язык прикусил…
И сильней заголосил.

-Верно. Давайте разберёмся, что это за фразеологизмы, и как их понимать.

- Замечательно!

-Ребята, нам пора возвращаться домой, а дома нас ждут новые слова, новые открытия и путешествия……………..

- Вот и подошло к концу наше сегодняшнее путешествие по стране «Лексика».

-Давайте ещё раз вспомним:

- Для чего нужно использовать в речи синонимы, антонимы, омонимы, фразеологизмы? 

Главное, не забывайте: мир знаний необъятен, и человек не должен останавливаться на достигнутом. Он должен идти дальше и дальше, совершать открытия, узнавать новое, интересное и, конечно, путешествовать. Счастливого вам пути!

Написать сказку на тему «Лексика»

(Приветствие)

1.Слово!

2.Лексику.

3. Это толкование, определение, что слово обозначает.

-Дети высказывают своё мнение.

- К толковому словарю.

-«Антонимы»

- Слова противоположные по лексическому значению.

(Ребята зачитывают свои варианты)

(Ребята зачитывают свои варианты)

«Синонимы»

-Это слова, близкие и совпадающие по лексическому значению.

(Ребята зачитывают свои варианты)

(Ребята предлагают свои варианты)

- Нет названия.

- Омонимы

-Ученики зачитывают варианты

-Омографы

(физминутка для учащихся)

 

-Многозначность слова.

(ученик читает задание )

(выполняют задание на листах, зачитывают ответы)

(выполняют задание на листах, зачитывают ответы)

-Устойчивые сочетания слов, которые необходимо понимать в переносном значении.

(выполняют задание на листах, зачитывают ответы)

(ученики называют, что это за фразеологизмы, дают толкование)

(чтобы сделать нашу речь красивой, выразительной)

Путевой лист (указать ФИ)_________________________________________

__________________________________________________________________

1 станция «Антонимы»

1.Задание: подберите к словам антонимы, кто быстрее.

Добрый- __________________________

Храбрец-_________________________

Молодой-___________________________

День-______________________________

Приехать-_____________________________

Друг-_________________________________

2.Задание: продолжите пословицы.

Любишь кататься …

Лучше горькая правда …

Не было бы счастья …

Не верь началу, верь …

2 станция «Синонимы»

1.Задание: продолжите ряд синонимов, кто больше сможет подобрать.

Красивый - _______________________________________________________________

_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________

3 станция «_______________»

1.Задание: среди данных ниже слов подчеркните только омонимы.

Топор, лук, щавель, хлопок, ключ, цемент, цилиндр, атлас, кисть, звонит, кружки, петрушка.

2.Задание: подумайте, а какие из предложенных выше слов одинаково пишутся, но произносятся по-разному?

_____________________________________________________________________________

4 станция «Многозначность слова»

Задание: распределите слова на две колонки: куртка, огонёк, минута, тюль, корень, самолёт

однозначные

многозначные

 5 станция «Прямое и переносное значение»

1. Задание: из приведенных ниже словосочетаний выберите те, в которых имеются слова, употребленные в переносном значении:

- потерять часы

- потерять терпение

- горький перец

- горячий спор

- легкий характер

- ласточкино гнездо

- лёгкий велосипед

 6 станция «Фразеологизмы».

Задание: рассмотрите фразеологизмы и определите их значение.

1. За столом сказала мать:
- Хватит языком болтать!
А сынишка осторожно:
- А болтать ногами можно?

2.   За столом, Петрусь, -
Говорят, -
Прикуси язык, -
Он язык прикусил…
И сильней заголосил.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока-путешествие:"По родному краю"

Урок -путешествие по повторению и закреплению пройденного материала....

План-конспект урока "Путешествие вдоль реки Темза" 10 класс

Использование на уроке онлайн-энциклопедий как основного информационного ресурса...

План-конспект урока-путешествия по русскому языку в 7 классе по теме "Местоимение. Повторение."

Урок-путешествие  по русскому языку в 7  классе  по теме   "Местоимение. Повторение."План-конспект урока-путешествия.          Учитель:...

План – конспект урока - путешествия в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»

Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: «первоначальные сведения о строении вещества». Воспитательные: формировать познавательный интерес к физике, воспитывать чувство сопереживания за това...

План – конспект урока - путешествия в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»

План – конспект урока  - путешествия  в 7 классе по теме «Первоначальные сведения о строении веществ»Цель урока: обобщить знания учащихся по теме: «первоначальные сведения о строении ве...

План-конспект урока "Путешествие по музеям Елабуги"

Разработка урока  развития речи  в  татарской группе. .Данный материал можно использовать для классного часа ,,для уроков краеведения....

План- конспект урока-путешествия по произведению М.Ю. Лермонтова "Бородино"

План-конспект урока-путешествия содержит материал игровой формы работы над художественными средствами в произведении М.Ю. Лермонтова "Бородино". Путешествие в страну Литературоведения поможе...