Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов.
рабочая программа по русскому языку (5, 6 класс)

Чернышова Виктория Павловна

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку "Умники и умницы" для 5-6 классов.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon umniki_i_umnitsy.doc63 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №5













РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


КРУЖОК ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ «УМНИКИ И УМНИЦЫ»
ДЛЯ 5-6 КЛАССОВ

Составитель:

Чернышова В.П.

г.Татарск

2021 г.

Пояснительная записка

  Стандарт основного общего образования по русскому языку предполагает «освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании, стилистических ресурсах,  основных нормах русского литературного язык; обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств»; формирование различных умений и навыков и как результат – способность учащихся применять полученные знания, приобретенные умения и навыки на практике, т.е. в зависимости от сферы и ситуации общения. Обладание такой способностью – показатель общей языковой культуры человека.

   Одной из составляющих языковой культуры является орфографическая грамотность, под которой понимается умение употреблять при написании слов буквенные и небуквенные графические средства письма в соответствии с принятыми правилами правописания. Ее формирование, образование прочных правописных навыков  –  процесс длительный  и  сложный,  требует  значительного  труда  и    времени.

К тому же орфография своим содержанием малопривлекательна для детей, что также не способствует ее прочному усвоению. Орфографическая грамотность учащихся, а точнее, их безграмотность, формирование правописных умений и навыков  – актуальная проблема в обучении языку в современной школе.

Цель:   способствовать формированию орфографических умений и навыков учащихся. 

Задачи:

          - организовать  на факультативных  занятиях целенаправленное  повторение  учебного материала по орфографии, освоенного в  курсе начальной школы и в 5 классе;

           -  углубить знания учащихся по данному разделу лингвистики;  освоение учащимися лингвистических знаний  из области фонологии, морфемики, графики, лексикографии (не предусмотренных программой),    непосредственно связанных с изучаемыми орфографическими понятиями;

                  - обеспечить высокую познавательную активность учащихся, повысить мотивацию орфографической     работы;

                         Отслеживание уровня сформированности умений и навыков:

*после каждого занятия детям предлагается домашнее задание занимательного или творческого характера; иногда – несколько заданий (учащийся сам выбирает для себя наиболее интересный вид работы);

*после изучения разделов «Меня зовут фонема» и «Фонемные и нефонемные правила» проводится игра-конкурс «Эти удивительные фонемы», которая позволят определить, насколько усвоены знания по данным разделам, как уч-ся применяют их на практике, в нестандартной ситуации.

 *в качестве итогового занятия предусмотрен более серьезный вид работы: защита проекта - исследования.

Примерные темы для исследования:

    1) «Русский язык берет на работу пришельцев» (о словах с заимствоваными  корнями).                         

    2) «Этимология на службе орфографии» (доказательства того, как знание происхождения слова может помочь проверить фонему в слабой позиции).

   3) «Фонемные и нефонемные правила» (о которых не шла речь на занятиях).

  На изучение данного курса в школьном учебном плане отведено 1 ч. в неделю (35 часов в год).

                               

Содержание программы

I. Вводное занятие «Дорога к письменности» - 1 ч.

   Сигналы-символы: их назначение в древний (дописьменный период) и в настоящее время.

   Древние письмена. Рисуночное письмо. Египетские иероглифы. Клинопись. Греческий алфавит.

   Азбука Кирилла и Мефодия. Кириллица и глаголица.

II. Меня зовут фонема – 5 ч.

      Понятие фонемы. Количество фонем в русском языке. Гласные и согласные фонемы. Обозначение фонем буквами.

      Речевой аппарат. Образование звуков.

      Классификация согласных звуков по глухости-звонкости, твердости-мягкости. Сонорные согласные.

      Фонема .  Йотированные гласные.

      Способы обозначения мягкости согласных на письме.

      Разделительные Ь и Ъ.

      Чередования звуков. Позиционные и непозиционные чередования.

      Варианты фонем. Сильная и слабая позиция фонемы.

III. Фонемные и нефонемные правила – 3 ч.

       Сильные и слабые позиции для твердых и мягких согласных (конец слова, середина слова)

       Особое положение звука [ л’]. Сочетания ЧН, ЧК, НЧ, НЩ.

       Непроизносимая согласная в корне слова. Способы ее проверки.

       Правописание Ы -И  после Ц.

       Алгоритм. Составление алгоритмов к различным орфографическим правилам.

IV. Морфемы – труженицы – 9 ч.

      Понятие морфемы. Словообразовательная  и формообразующая функции морфем.

      Словари. Типы словарей. Понятие лингвистики. Этимология (наука о происхождении слов) как один из разделов лингвистики.

       Корень слова. Однокоренные слова.  «Гнезда» родственных слов.

       Корни с чередующимися гласными.

       Полногласные и неполногласные сочетания.

       Безударная гласная в корне слова. Способы ее проверки.

       Заимствованные словообразовательные элементы, их значение, этимология ( -фон-, -микро-, -авто-, -аква-, -теле-, -аэр- и др.)

       Приставки, типы приставок, правописание приставок каждого типа (кроме приставок пре- и при- ).

       Правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня.

Тематическое планирование

№ п/п

Тема занятия

Кол-во часов

Основные понятия

    1

Дорога к письменности (вводное занятие).

1

* письменность;

* сигналы-символы;

* «рисуночное письмо»;

*иероглифы, клинопись;

*кириллица, глаголица.

                                                        Меня зовут фонема  (8 ч.)

    2

Что такое фонема?

1

*фонема;

*согласные и гласные фонемы.

  3 - 5

«Фабрика звуков» и почему не для всех  фонем есть буквы?

3

*образование звуков;

*звонкие и глухие согласные, их различия;

*сонорные согласные;

*фонема ;

*твердые и мягкие согласные;

*роль букв Е, Ё, Ю, Я;

*роль Ь и Ъ.

    6-7

«Ошибкоопасные» места или тайна фонемы.

2

*чередования звуков;

*позиционные и непозиционные чередования;

*варианты фонемы;

*сильные и слабые позиции фонемы.

   8-9

«Опасные» гласные и согласные: выходим к «главному» правилу.

2

Фонемные и нефонемные правила (4 ч. )

    10  

Когда Ь пишется, а когда не пишется? Составляем инструкцию.

1

*сильные и слабые позиции согласных;

*Ь для обозначения на письме мягких фонем.

    11-12    

Правило о непроизносимых согласных – фонемное?

Что писать после Ц – И или Ы ?

2

* фонемные и нефонемные правила.

    13

«Клуб знатоков»: игра-конкурс «Эти удивительные фонемы».

1

Морфемы – труженицы (9 ч)

  14

Строительная работа морфем.

Где же хранятся слова?

1

*морфема;

*словарь; типы словарей;

*лингвистика, этимология.

15-16

Слова – родственники.

2

*корень слова;

*однокоренные слова.

17-18

Кто командует корнями?

2

*корни с чередующимися гласными;

*полногласные и неполногласные сочетания;

19-20

Корень и «главное правило», или «Не лезьте за словом в карман!»

2

*орфограмма «Безуд. гласная в корне слова», способы ее проверки;

* «гнезда»родственных слов.

21-22  

«Пересаженные» корни.

2

*словообразовательные элементы.

23-26

Приставки

4

27-28

Приставки, которые пишутся всегда одинаково.

2

29-30

Нарушители «главного» правила (приставки на з- и с- ).

2

*правописание удвоенных согласных на стыке приставки и корня.

31-35

 «Клуб знатоков»: создание и защита проекта-исследования (по одной из предложенных тем).

5

 

               

Список использованной литературы

Граник Г.Г. Секреты орфографии: Кн. для уч-ся 5-7 кл. / Г.Г. Граник, С.М. Бондаренко, Л.А. Концевая. - М.: Просвещение, 1991 г.

Лазаренко Г.П. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: Учеб.-метод. пособие. – М.: Дрофа, 2004 г.

Шустина И.В. Кроссворды для школьников. Русский язык.- Ярославль: «Академия развития»,1997г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Секреты русского языка» (7 класс)

Программа курса внеурочной деятельности для 7 класса «Секреты русского языка» разработана на основе следующих нормативных документов: 1. Внеурочный план по внеурочной деятельности для 5-9 ...

Рабочая программа Курса внеурочной деятельности по русскому языку для 9 класса по проблеме «На пути к ОГЭ» 1 час в неделю (в год 34 часа)

Пояснительная записка Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку по проблеме «На пути к ОГЭ» для 9 класса составлена на основе Федерального государственного обр...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 8 класса

Рабочая программа курса внеурочной деятельности по русскому языку для 8 класс...

Рабочая программа курса внеурочной деятельности "Занимательный русский язык" в 6-7 классах.

Программа разработана на основе авторской программы кружка «Загадки русского языка», 5-6 класс Бучневой Г.А. 2010 г. и авторской программы кружка «Мир слова: занимательная лексика&ra...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ) для детей среднего школьного возраста «Школа русского языка» (общеинтеллектуальное направление) для 5-9 классов (основное общее образование) Количество часов:

РАБОЧАЯ ПРОГРАММАкурса внеурочной деятельности по русскому языку как иностранному (РКИ)для детей среднего школьного возраста«Школа русского языка»(общеинтеллектуальное направление)для...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к созданию текста» для 11 класса

Данный курс внеурочной деятельности вводится с целью предпрофильной филологической подготовки учащихся и  направлен на подготовку  написания развёрнутых сочинений разных жанров....