РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности по русскому языку «Путь к созданию текста» для 11 класса
методическая разработка по русскому языку (11 класс)

Данный курс внеурочной деятельности вводится с целью предпрофильной филологической подготовки учащихся и  направлен на подготовку  написания развёрнутых сочинений разных жанров.  

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vneurochnaya_po_russkomu_dlya_11-h_novikova_t.b.docx50.13 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа № 263

с углубленным изучением английского языка

Адмиралтейского района Санкт-Петербурга

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Курса внеурочной деятельности по русскому языку

«Путь к созданию текста»

для 11 класса

(срок реализации 1 год)

1 час в неделю (всего 34 часа в год)

Автор-составитель программы:

Учитель русского языка и литературы

 Новикова Т.Б.

г. Санкт-Петербург

2023/2024 уч.г.

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Данный курс внеурочной деятельности вводится с целью предпрофильной филологической подготовки учащихся и  направлен на подготовку  написания развёрнутых сочинений разных жанров.  

Курс внеурочной деятельности «Путь к созданию текста» подкрепляет  образовательную область «Филология» и предполагает реализацию основной  цели: на основе актуализации имеющихся теоретических знаний  совершенствовать ранее приобретённые практические умения и навыки, связанные с овладением монологической речью, умением анализировать и комментировать содержание и проблематику прочитанного текста, определять позицию автора,  аргументированно и грамотно излагать свою точку зрения. Для реализации этой цели предполагается:

  • повторить необходимые теоретические сведения о сочинении как жанре творческой работы;
  • выработать алгоритм работы над сочинением-рассуждением;
  • выработать навык самостоятельной работы с исходным текстом;
  • сформировать умение выражать мысли в словесной форме в соответствии с нормами современного русского литературного языка;
  • собрать рабочий материал для аргументации.

Актуальность и востребованность программы данного курса заключается в том, что её реализация способствует систематизации теоретического материала и совершенствованию речевой деятельности учащихся. Практическая направленность курса способствует развитию универсальных учебных действий: личностных, коммуникативных, познавательных и регулятивных.

Умение дать развёрнутый ответ в форме сочинения-рассуждения на основе прочитанного текста является одним из показателей коммуникативной компетентности, необходимой для успешной образовательной деятельности, профессионального становления.  Учащиеся должны уметь понимать чужую речь, продуцировать собственное высказывание, формулировать своё мнение по одной из проблем исходного текста и доказывать его состоятельность, композиционно правильно оформлять текст, выражать свои мысли в соответствии с нормами литературного языка.  

Программа внеурочного курса основана на базовых знаниях, умениях учащихся, полученных за все годы обучения, и способствует развитию коммуникативной, языковой и культуроведческой компетентностей. Теоретический материал, включённый в программу, большая практическая часть, активное личностное участие каждого ученика в процессе освоения программы повышают познавательный интерес к курсу и показывают его практической значимости.

Ценностные ориентиры содержания курса

Таким образом, данный  курс внеурочной деятельности способствует повышению целостности обучения и может рассматриваться как составляющая часть области «Филология». Программа курса имеет большой развивающий потенциал. При разработке содержательной части курса учитывались возрастные и психологические особенности учащихся 15-17 лет. Занятия предполагают разнообразные формы и методы организации деятельности учащихся: индивидуальные, парные и групповые формы работы, аналитическую и исследовательскую деятельность, работу с разными видами источников, использование современных информационных технологий. Большое внимание уделяется самостоятельной работе учащихся. Задания вариативны, предполагают индивидуальный подход в выполнении и презентации, имеют творческий и поисковый характер.  Теоретический материал подаётся дозированно, каждое занятие имеет обязательную практическую составляющую.  

В качестве итоговой работы весь опорный теоретический материал оформляется в виде презентаций, опорных материалов  и выполняются письменные работы при подготовке к олимпиадам, творческим конкурсам по литературе, написание сочинений формата ОГЭ.

Место курса в плане внеурочной деятельности

Курс внеурочной деятельности по русскому языку  «Путь к созданию текста» адресован учащимся 15-17 лет. Программа курса рассчитана на 1 час в неделю (34 часа в год).

Формы и методы проведения занятий

Лекции (повторение теоретического материала)

Беседы

Практические занятия:

  • написание сочинений;
  • редактирование сочинений;
  • самоанализ фрагментов сочинений;
  • написание развёрнутых сочинений.

Индивидуальная работа:

  • анализ творческих работ;
  • разбор индивидуальных ошибок;
  • консультации.

Возможны дистанционные форму взаимодействия.

Планируемые результаты изучения курса

Личностные результаты:

  • понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа;
  • осознание эстетической ценности русского языка;
  • достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;
  • готовность к самостоятельной творческой деятельности;
  • умение самостоятельно планировать, осуществлять, контролировать и корректировать деятельность;
  • умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности;
  • владение навыками познавательной деятельности;
  • умение ориентироваться в различных источниках информации;
  • умение использовать адекватные языковые средства в соответствии с ситуацией общения;

владение навыками познавательной рефлексии;

способность свободно общаться в различных формах и на разные темы;

  • владение навыками самоанализа и самооценки на основе наблюдений за собственной речью;
  • владение знаниями о языковой норме, о нормах речевого поведения в различных сферах и ситуациях общения;

•        научиться писать сочинения разных типов, умело приводя аргументы;

•        владеть формами обработки информации исходного текста;

Метапредметные результаты:

Учащийся научится:

• планировать пути достижения целей;

• устанавливать целевые приоритеты;

• уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

• самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу

• прилагать волевые усилия и преодолевать трудности на пути достижения целей.

Предметные результаты

Учащийся научится:

  • определять тему и основную мысль произведения;
  • владеть различными видами пересказа, умением цитировать текст;
  • характеризовать героев-персонажей, давать их сравнительные характеристики;
  • находить основные изобразительно-выразительные средства и определять их роль в тексте;
  • собирать материал и обрабатывать информацию, необходимую для составления плана, написания сочинений;
  • выражать личное отношение к поступкам героев провизведений, аргументировать свою точку зрения;

Содержание курса

 Введение – 2 часа 

Сочинение как жанр творческой работы. Сочинения разных жанров. Особенности сочинений-рассуждений, основанных на доказательстве, объяснении, опровержении, размышлении. Сочинения-рассуждения сравнительного типа. Рассуждение на историко- или теоретико-литературные темы. Рассуждение на публицистическую тему.

Подходы к оцениванию сочинений: по количеству допущенных ошибок и критериальные. Критерии оценивания сочинений-рассуждений.

Составление индивидуального плана действий (алгоритма) по созданию сочинения-рассуждения.

Знакомство со структурой развёрнутого сочинения-рассуждения.  Рассмотрение терминов, необходимых для работы над сочинением (исходный текст, тема и идея текста, проблема текста, комментарий текста, позиция, тезис, аргумент).  

Составление плана сочинения на основе предложенных критериев.

 Стили речи.  – 2 часа 

Функциональные стили речи (книжные и разговорный) и их основные признаки. Составление обобщающей таблицы «Стили речи» по плану: цель, форма реализации, языковые средства, сфера использования, жанры.  

Работа с текстами: определение стилевой принадлежности текстов.

 Текст. Типы речи. Средства выразительности речи.  – 4 часа 

Признаки текста: информативность, связность, смысловая целостность, завершённость, членимость, ситуативность. Особенности текста-описания, текста-повествования, текста-рассуждения.  Цепная и параллельная связи предложений в тексте. Лексические, морфологические и синтаксические средства связи.

Работа с текстами: определение типов речи, нахождение средств связи предложений в тексте. Разработка алгоритма определения типов речи. Тема и основная мысль текста.

Темы широкие и узкие. Актуальность темы. Определение темы и основной мысли текста.

Работа с текстами: определение темы и идеи текста.

Выразительные возможности русского языка.   Роль выразительных средств для понимания авторского текста.

Работа с текстами (анализ текстов): выявление выразительных средств, способствующих наиболее точной и образной передаче авторских мыслей и чувств.

 Проблема текста. Позиция автора.  –  3 часа 

Вычленение проблемы исходного текста, определение позиции автора на примере текстов публицистического стиля. Разработка алгоритма вычленения проблемы и определения авторской позиции через анализ текста публицистического стиля; формулировка проблем текста на основе предложенных клише. Анализ сформулированных проблем и позиций на соответствие исходному тексту.   Отработка фрагментов сочинения.

Вычленение проблемы исходного текста, определение позиции автора на примере текстов художественного стиля. Разработка алгоритма вычленения проблемы и определения авторской позиции через анализ текста художественного стиля; формулировка проблем текста на основе предложенных клише. Анализ сформулированных проблем и позиций на соответствие исходному тексту.   Отработка фрагментов сочинения (написание частей сочинения на основе предложенных образцов).

Оформление вступления к сочинению: именительный темы, вопросно-ответная форма, риторический вопрос, риторическое восклицание, сообщение о теме, афоризм, цитата из текста и пр. Написание частей сочинения, включающих формулировку проблемы исходного текста и отражение позиции автора.  

Комментирование исходного текста.  – 3 часа 

Способы комментирования текста. Комментарий текстуальный и концептуальный.

Работа с текстами: формулировка проблем текста, комментарий текста по одной из проблем; выявление позиции автора. Отработка фрагментов сочинения (анализ и редактирование комментариев).

Анализ примеров комментирования проблемы исходного текста по предложенным вопросам (критериям оценивания). Самостоятельное комментирование исходного текста.

 Авторская позиция и позиция экзаменуемого. Аргументация.    – 5 часов

 Собственная позиция экзаменуемого: согласие, несогласие с мнением автора. Повторение понятий аргументация, тезис, аргумент. Структура аргументации. Способы введения аргументов. Работа с текстами: формулирование собственной позиции. Подбор аргументов. Отработка фрагмента сочинения.

Обзор возможных проблем текста и аргументов к ним. Заполнение сводной таблицы.

Анализ возможных проблем исходных текстов. Формулирование собственной позиции и подбор аргументов.

Логическое завершение сочинения. Оформление заключительной части сочинения: вывод или обобщение, вопросно-ответная форма, риторический вопрос, риторическое восклицание, афоризм, цитата и пр.

Отработка различных вариантов заключительной части сочинения.

Работа с текстами: классификация возможных проблем текстов и подбор литературных аргументов к ним. Отработка фрагментов сочинения.

 Речевое оформление сочинения.  Соблюдение норм языка.   – 5 часов 

Требования к речевому оформление сочинения: смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения. Классификация логических ошибок.

Работа с текстом: выявление нарушений в абзацном членении текста, восстановление последовательности изложения; нахождение логических ошибок. Редактирование.

Требования к точности и выразительности речи. Бедность речи. Причины появления неточности в сочинении.

Работа с текстом: сравнительный анализ текстов, оценивание текстов с точки зрения точности и выразительности речи.

Классификация грамматических ошибок. Предупреждение грамматических ошибок.

Работа с текстом: выявление и устранение грамматических ошибок.

Соблюдение речевых норм. Классификация речевых ошибок.

Работа с текстом: выявление и устранение речевых ошибок.

Основные признаки этических ошибок. Ошибки фактические и в фоновом материале.

Работа с текстом: анализ тестов на выявление этических ошибок. Рассмотрение фактических ошибок и ошибок в фоновом материале.

 Сочинение  - 10 часов 

Написание развёрнутых сочинений-рассуждений. Самоанализ и взаимоанализ по предложенным критериям, связанным с формулировкой проблемы, точностью и выразительностью речи, соблюдением языковых норм, фактологической точности в фоновом материале.  

Редактирование сочинений. Обобщение опорного материала в виде презентаций. Итоговое сочинение с последующим анализом.

Календарно-тематическое планирование элективного предметного курса по русскому языку

для 11 класса 1 часа в неделю, всего – 34

дата

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Виды контроля

Лекция

Практика

1

1 нед.

Разнообразие сочинений-рассуждений (рассуждение - доказательство, объяснение, опровержение, размышление).

1

Составление алгоритма работы над сочинением-рассуждением.

Проверка алгоритмов.

2

2 нед.

Особенности развёрнутого сочинения-рассуждения Структура сочинения.

1

Самостоятельная работа учащихся со справочными материалами, опорными конспектами.

Проверка опорных записей.

3

3 нед.

Функциональные стили речи. Основные признаки.

1

Беседа на основе ранее изученного. Составление обобщающей таблицы «Стили речи» по плану: цель, форма, реализация, языковые средства, сфера использования, жанры. Определение стилевой принадлежности текстов с использованием обобщающей таблицы.

Коллективное обсуждение.

4

4 нед.

Функциональные стили речи. Тренинг.

1

Тренинг по определению стилевой принадлежности текстов.

Тестовая работа по определению стилевой принадлежности мини-текстов.

5

5 нед.

Текст. Признаки текста. Виды связи предложений в тексте.  

1

Беседа на основе ранее изученного. Работа учащихся со справочной литературой. Тренинг на определение средств связи предложений в тексте.

Решение тестов.

6

6 нед.

Типы речи и их особенности.

1

Групповая работа:

Тестовая работа по определению

составление алгоритма определения типов речи. Тренинг на определение типов речи.

Тестовая работа по определению типов речи фрагментов текста.

7

7 нед.

Тема и основная мысль текста.  

1

Беседа на основе ранее изученного. Самостоятельная работа учащихся: анализ мини-текстов на определение темы и идеи текста.

Обсуждение результатов в группах.

8

8 нед.

Выразительные возможности русского языка. Роль выразительных средств для понимания авторского текста.

1

Самостоятельная работа учащихся с опорным теоретическим материалом.  Групповая работа по анализу текстов.

Коллективное обсуждение результатов работы группы.

9

9 нед.

Проблема текста и позиция автора. Работа с текстами публицистического стиля.

1

Беседа. Составление алгоритма для выявления проблемы и позиции автора. Составление списка возможных проблем. Аналитическая работа в парах с мини-текстами.

Опорные конспекты. Коллективное обсуждение результатов.

10

10 нед.

Проблема текста и позиция автора. Работа с текстами художественного стиля.

1

Работа с текстами художественного стиля по выявлению проблемы и позиции автора с использованием алгоритма. Составление списка возможных проблем. Самостоятельны й анализ текстов.

Коллективное обсуждение результатов

11

11 нед.

Проблема текста и позиция автора. Варианты формулировки проблемы. Отработка фрагментов сочинения на основе предложенных образцов.

1

Самостоятельная работа с текстами: использование различных вариантов вступления (именительный темы, риторический вопрос и пр.), оформление вступления к сочинению. Написание частей сочинения на основе предложенных образцов.

Коллективное обсуждение, проверка работ учащихся.

12

12 нед.

Способы комментирования исходного текста к сформулированной проблеме.  Предупреждение фактических ошибок в комментариях.

1

Работа в парах: сравнительный анализ комментариев к текстам по предложенным вопросам, редактирование.

Коллективное обсуждение, выборочная проверка работ.

13

13 нед.

Самостоятельная работа. Отработка фрагментов сочинения (формулировка и комментарий проблемы, отражение позиции автора).1

1

Анализ примеров комментирования текста согласно критериям оценивания, самостоятельное комментирование исходного текста по выбранной проблеме.

Взаимопроверка, коллективное обсуждение, индивидуальная проверка работ учителем.

14

14 нед.

Самостоятельная работа. Отработка фрагментов сочинения (формулировка и комментарий проблемы, отражение позиции автора).

1

Написание фрагментов сочинения.

Проверка работ учителем.

15

15 нед.

Формулирование собственной позиции. Структура аргументации. Способы введения аргументов.

1

Индивидуальная работа с текстами: формулирование собственной позиции, подбор аргументов. Отработка фрагмента сочинения.

Опорный конспект. Взаимопроверка. Коллективное обсуждение результатов.

16

16 нед.

Аналитический обзор проблем текстов, выносимых на экзамен. Подбор аргументов.

1

Составление таблицы, отражающей возможные проблемы текстов и аргументов к ним.

Проверка таблиц.

17

17 нед.

Самостоятельная работа: написание фрагментов сочинения.

1

Написание фрагментов сочинения: самостоятельная аргументация позиции.

Коллективное обсуждение, выборочная проверка учителем.

18

18 нед.

Логическое завершение сочинения.  

1

Беседа. Работа в парах: рассмотрение возможных вариантов завершения сочинения, предложение своих вариантов.  Написание вариантов заключения к предложенным сочинениям.

Взаимопроверка. Коллективное обсуждение.

19

19 нед.

Отработка фрагментов сочинения (формулировка и комментарий проблемы, отражение позиции автора и собственной позиции, аргументация).

1

Работа в парах: взаимопроверка написанного сочинения в соответствии с предложенными вопросам (критериями).

Коллективное обсуждение.

20

20 нед.

Смысловая цельность, речевая связность и последова-тельность изложения.

1

Работа с опорным материалом. Комментирование учителем логических ошибок. Работа в группах: анализ и редактирование текстов.

Коллективное обсуждение.

21

21 нед.

Точность и выразительность речи.  Разнообразие грамматического строя речи.

1

Самостоятельная работа: сравнительный анализ текстов сочинений, редактирование текстов.

Коллективное обсуждение.

22

22 нед.

Соблюдение языковых норм. Предупреждение грамматических ошибок.

1

Работа с опорной таблицей (классификация грамматических ошибок). Самостоятельная работа: выявление и исправление грамматических ошибок.

Коллективное обсуждение.

23

23 нед.

Соблюдение речевых норм. Предупреждение речевых ошибок.

1

Работа с опорной таблицей (классификация речевых ошибок). Самостоятельная работа: выявление и исправление речевых ошибок

Коллективное обсуждение.

24

24 нед.

Соблюдение этических норм. Соблюдение фактологической точности.

1

Коллективная работа: анализ текстов, комментировани е учителем этических и фактических шибок.

Коллективное обсуждение.

25

25 нед.

Практикум по написанию сочинений в формате итоговых испытаний.

1

Написание сочинений. Самоанализ по предложенным критериям и редактирование работ. Анализ характерных ошибок.

Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем.

26

26 нед.

Практикум по написанию сочинений в формате итоговых испытаний.

1

Написание сочинений. Самоанализ по предложенным критериям и редактирование работ. Анализ характерных ошибок.

Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем.

27

27 нед.

Практикум по написанию сочинений в формате итоговых испытаний.

1

Написание сочинений. Самоанализ по предложенным критериям и редактирование работ. Анализ характерных ошибок.

Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем.

28

28 нед.

Практикум по написанию сочинений в формате итоговых испытаний.

1

Написание сочинений. Самоанализ по предложенным критериям и редактирование работ. Анализ характерных ошибок.

Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем.

29

29 нед.

Практикум по написанию сочинений в формате итоговых испытаний.

1

Написание сочинений. Самоанализ по предложенным критериям и редактирование работ. Анализ характерных ошибок.

Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем.

30

30 нед.

Практикум по написанию сочинений в формате итоговых испытаний.

1

Написание сочинений. Самоанализ по предложенным критериям и редактирование работ. Анализ характерных ошибок.

Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем.

31

31 нед.

Практикум по написанию сочинений в формате итоговых испытаний.

1

Написание сочинений. Самоанализ по предложенным критериям и редактирование работ. Анализ характерных ошибок.

Взаимопроверка по предложенным критериям. Проверка работ учителем.

32

32 нед.

Обобщение материала

1

Презентация опорных материалов, собранных за время занятий.

Коллективное обсуждение.

33

33 нед.

Итоговый контроль

1

Итоговое сочинение

Проверка работ учителем

34

34 нед.

Итоговый контроль

1

Итоговое сочинение

Проверка работ учителем

Итого:

2

32

Литература для учащихся:

 1. Егораева Г.Т. Практикум по русскому языку. Работа над комментарием к сформулированной проблеме текста и аргументацией собственного мнения. Подготовка к выполнению части 2. – М.: «Экзамен», 2023.

2. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2020. Русский язык. Сочинение. – М.: «Экзамен», 2021.

3. Михайлова Е.В. ЕГЭ 2020. Алгоритм написания сочинения. – М.: ЭКСМО, 2021.

4. Нефёдова И.Ю. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Языковые нормы». – М.: АСТ: Астрель, 2021.

5. Цыбулько И.П. ЕГЭ – 2022. Русский язык: тематический сборник заданий. – М.: «Национальное образование», 2022.

6. Шуваева А.В. Русский язык. Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Речь. Текст». – М.: АСТ: Астрель, 2021.  

Литература для учителя:

1. Беляева Н.В. и др. ЕГЭ 2019. Итоговое сочинение. Допуск к ЕГЭ. – М.: «Национальное образование», 2018.

2. Богданова Е.С. Русский язык. Сочинение по прочитанному тексту на уроках в старших классах и ЕГЭ. 9-11 класс. – М.: «АСТ», 2017.

3. Егораева Г.Т. ЕГЭ 2018. Русский язык. Комментарий к основной проблеме текста. Аргументация. Универсальные материалы с методическими рекомендациями, решениями и ответами – М.: «Экзамен», 2018.

4. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. – СПб: «Искусство – СПб», 1998.

5. В. Мещеряков. Жанры школьных сочинений: Теория и практика написания. Учебно-методическое пособие. – М.: ФЛИНТА, 2017.  

6. Нарушевич А.Г. Русский язык и литература. Русский язык. Сочинение на ЕГЭ. Формулировки. Аргументы. Комментарии. Учебное пособие. – Просвещение, 2019.

7. Попова Е.В. Итоговое сочинение 2021/2022 г. – М.:  ЭКСМО, 2018.

8. Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. – М: «Высшая школа», 2003.

9. Сенина Н.А. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ – 2022.Учебнометодическое пособие. – Ростов н/Д: Легион, 2019.

10. Симакова Е.С. Русский язык: Экспресс-репетитор для подготовки к ЕГЭ. «Сочинение». – М.: АСТ: Астрель, 2021.

11. Трунцева Т.Н. Как научиться писать сочинение-рассуждение. 8-11 класс. – М.: Грамотей, 2021.

12. Учебно-методические материалы для председателей и членов региональных предметных комиссий по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ 2022 года (Материалы сайта www.fipi.ru).

Интернет-ресурсы

1. www.hrosv.ru/umk/10-11  

2. http:/www. :/drofa.ru/6

3. http://school-collection.edu.ru/catalog/pupil/?subject=8 

4. http://ege.edu.ru 

5.  http://www.ege.spb.ru 

6. http://www.alleng.ru/d/rusl/rus_ege-tr.htm 

7. http://www. fipi.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа внеурочной деятельности "Лексическое богатство русского языка"  предназначена для педагогов, работающих в 5 классе в условиях реализации ФГОС....

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Лексическое богатство русского языка"

Программа курса предназначена для обучающихся 5 класса.  Русский язык — язык русского народа, он служит ему средством общения во всех сферах жизни, хранения и передачи информации, связи пок...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку для 11 класса

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Говорим и пишем правильно» разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и пр...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5 класс

Программа внеурочной деятельности по русскому языку для 5 класса "Мастерская владения речью"...

рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку 5-9 классы

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку "Учимся работать с текстом"...

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова" (5-6 классы)

Рабочая программа внеурочной деятельности по русскому языку «Мастерская слова» или «К тайнам слова: занимательная лексика и фразеология» разработана на основе Феде­рального государственного образовате...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА внеурочной деятельности по русскому языку для учащихся 5-6 классов «ЯЗЫК ИНТЕРНЕТА»

В XXI веке Интернет становится важной средой обитания для учащихся. На его просторах школьники находят информацию, узнают новости, развивают своё творчество, общаются, поддерживают дружеские связи и н...