Подготовка к ЕГЭ. Языковые нормы
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс)

Иргит Алдынай Лебенчуковна

Цели:

1) обобщение и систематизация ЗУН, полученных на уроках русского языка; подготовка к ЕГЭ; отработка навыков работы с тестами;

2) развитие интереса к русскому языку, формирование мировоззрения, самоконтроля,

3) воспитание ответственного отношения к выбору жизненного пути, любви к русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_yan.docx52.96 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

 Шуурмакская средняя общеобразовательная школа

 Тес-Хемского кожууна Республики Тыва

Подготовка к ЕГЭ

Языковые нормы

                                                                                                                       Разработка учителя

                                                                                                    русского языка и литературы

                                                                      Иргит А.Л.

Шуурмак 2020 г.

Тема:  Подготовка к ЕГЭ. Языковые нормы.

Тип урока: Урок обобщения и систематизации знаний.

Вид урока: Урок - путешествие.

Цели: 

1) обобщение и систематизация ЗУН, полученных на уроках русского языка; подготовка к ЕГЭ; отработка навыков работы с тестами;

2) развитие интереса к русскому языку, формирование мировоззрения, самоконтроля,

3) воспитание ответственного отношения к выбору жизненного пути, любви к русскому языку.

Эпиграф: Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно,

приблизительно, неверно.

А.Н.Толстой

Оборудование: медиапроектор, карта железной дороги Кызыл-Курагино, портрет А.С.Пушкина кисти Ореста Кипренского, схема «Языковые нормы», тесты.

План урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Синтаксическая разминка.
  3. Задания по орфоэпии.
  4. Задания по морфологии.
  5. Задания по лексике.
  6. Задания по синтаксису.
  7. Задания по пунктуации.
  8. Итог урока.

Самооценка.

Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Мотивация.

– Вместе с пробуждением и расцветом природы весна дает нам жизненную силу, хорошее настроение и позитив, которые останутся с нами до конца урока.

 Отрывок из стихотворения В.Маяковского:

                                        У меня растут года

                                        Будет и 17.

                                       Где учиться мне тогда

                                       Чем же заниматься?

- Наверное,  такой вопрос волнует каждого из вас, потому что впереди у вас сдача ЕГЭ - шаг в  будущую профессию.   Тема нашего урока «Языковые нормы», на котором мы повторим и обобщим ЗУН по языковым нормам, отработаем навыки с тестами контрольно-измерительных материалов, узнаем об одной из востребованных профессий в нашей республике.

- Вот карта проекта железной дороги в нашей республике. Мы совершим по ней путешествие по маршруту Курагино-Кызыл. Каждая станция имеет своё название: Разминочная, Орфоэпическая, Морфологическая, Лексическая, Синтаксическая, Пунктуационная. Чтобы доехать до конечной станции, мы выполняем следующие задания.

И так в путь! У всех листки контроля, где вы будете отмечать свои баллы.

Желаю вам всем успехов.

II. Синтаксическая пятиминутка.

Обращаться с языком кое-как – значит и мыслить кое-как: неточно, приблизительно, неверно.

III. Языковые нормы.

Норма (лат.) языковая – общепринятые и узаконенные правила, установки, образцы и пр. в использовании языка. Она неразрывно связана с понятием литературного языка.

Норма – основной признак литературного языка. Все что не соответствует норме, является отступлением от общепринятых правил, принадлежит к ненормированной.

Норма языка – это общепринятое употребление языковых средств¸ правила, определяющие образцовое использование языковых средств. Создателем русского литературного языка является А.Пушкин, который соединил литературный русский язык предшествующих эпох с общенародным разговорным языком. Язык пушкинской эпохи в своей основе сохранился до наших дней. Литературный язык объединяет живущие поколения, люди  понимают друг друга, так как пользуются одними языковыми нормами.

Литературный язык существует в двух разновидностях – устной иписьменной. Основные достоинства русского национального языка воплощает русская художественная литература.

  1. Орфоэпические нормы.

Орфоэпия – это раздел науки, посвященный нормам литературного произношения.

Эти нормы фиксируются в орфоэпических словарях русского языка.

Вывод: чтобы соблюдать орфоэпические нормы нужно правильно произносить слова, правильно ставить и читать ударения в словах.

Тест по орфоэпии

Определите место ударения в словах:

Баловать, завидно, столяр, торты, досуг, каталог, договор, пуловер, красивее, танцовщица.

В каком слове не произносится звук [э]?

  1. Стенд;
  2. Тест;
  3. Девиз;
  4. Бизнес.

Ключ к тесту по орфоэпии

    /            /                /       /               /            /                /           /               /                                                                                                                

баловать, завидно, столяр, торты, досуг, каталог, договор, пуловер, красивее,

          /              

 танцовщица.

девиз

  1. Грамматические нормы.

2.1.    Морфологические нормы

Морфологические нормы определяют, какую из образованных форм различных частей можно считать правильной.

Имя существительное: при образовании формы родительного падежа множественного числа существительных, многие существительные мужского рода имеют нулевое окончание (чулок, румын, ватт).

Имя прилагательное: неправильное образование форм сравнительной и превосходной степеней прилагательных,  соединение простой и сложной форм сравнительной степени прилагательных (более, лучшее).

Глагол: группа глаголов, которые не образуют формы 1-го лица единственного числа настоящего и будущего времени (победить, ощутить). Употребить эти глаголы можно при использовании описательной конструкции (попытаюсь победить).

  Имя числительное: У числительных от 50 до 80 и от 200 до 900 склоняются обе части (двумястами, пятистами). В составных порядковых числительных склоняется только последний компонент (пятьсот двадцать пятый). В составных количественных и дробных числительных склоняются все его компоненты.

Вывод: Надо правильно образовывать формы рода, падежа существительного, формы степеней прилагательного, знать формы глаголов, склонение числительных.

Тест по морфологическим нормам.

Укажите пример с ошибкой в образовании формы слова:

 1) класть на место;

 2) очередь из ста семидесяти пяти человек;

 3)более худший вариант;

 4) пастельные тона

  • Отметьте предложения с нарушением морфологических норм:
  • Сидоров, ты настоящий засоня!
  • Солнечное Баку ждет гостей фестиваля.
  • У обоих девушек телефоны начинались на одну цифру.
  • Урок отменили: учительница на бюллетене.

III.Физминутка.

Упражнения для укрепления мышц век, улучшения кровообращения
и расслабления мышц глаз

Выполняется сидя.

1. Крепко зажмурить глаза на 3–5 с (считать медленно до 5–7).

2. Открыть глаза на  такое же время. Повторить 6–8 раз.

3. Быстро моргать в течение 1–2 минут.

2.2  Лексические нормы.

  • Правильно определяем лексическое значение слова.
  • Различаем паронимы.
  • Соблюдаем нормы лексической сочетаемости.
  • Плеоназмы – «лишние» слова.
  • Тавтология – неоправданное употребление однокоренных снов.

          Речевые ошибки                                                

  • Согласование существительного с производным предлогом.

  • Он действовал вопреки предписания.

  • Благодаря непогоде урожай собран небольшой.

Причины речевых ошибок:

  • Непонимание значения слова;
  • Лексическая сочетаемость;
  • Употребление омонимов, синонимов, паронимов, многозначных слов;
  • Многословие ( плеоназмы, тавтология);
  • Лексическая неполнота высказывания;
  • Новые слова;
  • Устаревшие слова;
  • Слова иноязычного происхождения;
  • Диалектизмы;
  • Разговорная и просторечная лексика;
  • Профессиональные жаргонизмы;
  • Фразеологизмы;
  • Клише, штампы.

Вывод: При несоблюдении лексических норм появляются речевые ошибки.

Тест по лексическим нормам:

  • В каком из предложений вместо слова длительный нужно употребить длинный?
  1. Нам предстоял длительный разговор.
  2. Это была длительная и холодная зима.
  3. После длительной паузы он продолжал свою речь.
  4. После длительного лечения ему пришлось уехать на юг.

  1. Поскольку стало холодно, мама одела ребенка в зимнее пальто.
  2. Рядом с моим домом находится магазин с названием « оденем всю семью с ног до головы».
  3. Пришла зима и одела снегом поля и леса.
  4. Во Дворце бракосочетания жених невесте одевает на палец обручальное кольцо.

  1.   Синтаксические нормы
  • Неправильное употребление деепричастий и деепричастных оборотов в предложении.
  • Деепричастный оборот не употребляется в бессоюзном предложении.

  • Поднявшись по крутому склону горы, перед нами открылся великолепный вид на море.

Синтаксические нормы.

Нормы управления.

  • Управление – вид подчинительной связи, при котором зависимое слово ставится в определенном падеже.
  • Ученые хотели вникнуть и познать все тайны природы.
  • Несогласованность часто наблюдается в предложениях с причастными оборотами.
  • Пришлось продираться сквозь заросли, постоянно заслоняющими нам дорогу.

Вывод: Для соблюдения синтаксических норм надо правильно употреблять деепричастия, деепричастные обороты, нормы управления.

Тест по синтаксическим нормам.

       Выберите грамматически правильное продолжение предложения:

Делая домашние задания,

  1. часто играет музыка.
  2. не стоит отвлекаться.
  3. должно использоваться правильное освещение.
  4. мною было написано хорошее сочинение.

  • Отметьте предложения с нарушением синтаксических форм:
  1. Задремав за книгой, старушка уронила свои очки на стол.
  2. Вскрыв конверт, это оказалось письмо от моего школьного друга.
  3. Нарушая правила дорожного движения, вы подвергаете свою жизнь опасности.
  4. Включив радио, мне попалась передача, посвященная режиссеру Эйзенштейну.
  5.  Упростив выражение, решение нашлось быстро.

Ключ: (2, 4, 5)

  • Отметьте предложения с нарушением норм управления:
  1. Во второй круг соревнований не прошли те, кто проиграли первые три матча.
  2. Жители микрорайона  просили обратить внимание властей неблагоприятному состоянию детской площадки.
  3. Стороны подтвердили готовность соблюдать график работ согласно договору.
  4. Не перестаю удивляться разнообразием форм жизни.
  5. Ему удалось дотянуться до мяча и в падении забить гол.

Ключ: (1, 2, 4)

4. Пунктуационные нормы

Расставьте знаки препинания.

В.Г. Белинский считал, что «писать о Пушкине - значит писать о целой русской литературе, ибо как прежние русские писатели объясняют Пушкина, так Пушкин объясняет последовавших за ним писателей». Критик говорил о неисчерпаемой поэзии пушкинского стиха, о высоких художественных достоинствах созданий поэта, о совершенстве формы и пронизывающей их артистичности. Он  писал: «У Пушкина никогда не бывает ничего лишнего, ничего недостающего, но все  в меру, все на своем месте, конец гармонирует с началом, и, прочитав его пьесу, чувствуешь, что от неё нечего убавить и к ней нечего прибавить»

IV. Итог урока.

Сейчас подведем итог нашего урока:

- Что мы узнали на сегодняшнем уроке?

- Какие нормы мы должны соблюдать?

- Почему мы их должны соблюдать?

- Какой должна быть наша речь?

 (Наша речь должна быть правильной, образцовой, без неоправданных повторов и излишеств. Мы должны соблюдать нормы русского литературного языка и не допускать речевых ошибок)

V. Выставление оценок:

Самооценка по листам контроля.

Домашнее задание:

  1. КИМы ЕГЭ: задания на соблюдение языковых норм, объяснить,  какие правила нарушены;
  2. Выписать примеры с речевыми ошибками с объяснением.
  3. Написать мини-сочинение о профессиях железнодорожников  или о языковых нормах.

Список литературы:

  1. Н.А.Сенина. Русский язык. Подготовка к ЕГЭ-2012, Ростов-на –Дону, 2011
  2. А.Г. Нарушевич. Русский язык. Тематические тренинги для подготовки к ЕГЭ. 10-11 классы. М, «Просвещение»,2011
  3. Н.В.Егорова. Русский язык. Выпускные экзамены . Единый госэкзамен. Вступительные экзамены на 5+, М, «Вако», 2005
  4. А.Я.Кузьма, О.В.Неупокоева,  К.В.Прохорова. Комплексная подготовка к ЕГЭ, М, «Айрис пресс», 2006
  5. Т.С.Ленская, Т.Ю. Угроватова. Русский язык. Синтаксис. М, «Айрис пресс», 2003
  6. А.Б.Малюшин, С.Г.Айрапетова. Диктанты по русскому языку. 10-11 классы, М, «Сфера», 2001


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»

Речевой практикум «Языковые нормы. Орфоэпические нормы»  позволяет повторить материал по теме и подготовиться к экзамену по русскому языку. В первой части «Практикума» учащиеся повторяют языковые...

Языковые нормы

Презентация может быть использована  на уроках русского языка в 11 классах общеобразовательной школы  при подготовке к ЕГЭ....

«Речевой этикет и языковая норма деловых людей»

В предлагаемом курсе дополнительной образовательной программы речевой этикет рассматривается в двух аспектах. В нормативном аспекте приводятся и подвергаются анализу те выражения речевого этикет...

Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"

Русский язык 11 класс. Практикум "Языковые нормы. Синтаксичесике нормы"...

Материалы для подготовки к ЕГЭ по русскому языку в 2016 году. Языковые нормы

Подготовка к ЕГЭ по русскому  языку  в  2016 году.Задание 4. Орфоэпическме нормы. Ответы Задание 5. Лексические нормы. ОтветыЗадание 6. Морфологические нормы.Ответы...

Языковая норма и ее основные особенности. Основные виды языковых норм: орфоэпические, лексические, стилистические и грамматические

Объясниться на русском языке может каждый из нас, это бесспорно. Но достаточно поместить человека в более сложную языковую ситуацию — составление важного документа, заполнение анкеты, деловые пе...

Подготовка к ЕГЭ. Языковые нормы

Цели:1) обобщение и систематизация ЗУН, полученных на уроках русского языка; подготовка к ЕГЭ; отработка навыков работы с тестами;2) развитие интереса к русскому языку, формирование мировоззрения, сам...