конспект урока по теме:" Фразеологизмы" в 6 классе
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Калмыкова Любовь Александровна

Данный конспект можно применить при изучение темы в 6 классе. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Калмыкова Любовь Александровна,

учитель русского языка и литературы

МОУ «С(К)ОШИ №4 » города Магнитогорска

электронный адрес  malysch86@inbox.ru

Аннотация работы

Автором представлен конспект урока русского языка по теме «Фразеологизмы» для обучающихся 6 класса.

Тип урока: комбинированный, с применением компьютерных технологий.

Предметная область: русский язык

Цель работы: показать возможности изучения темы ,повышение интереса к предмету.

Предлагаемый материал является результатом методической деятельности учителя. 

В данной методической разработке рассмотрены современные подходы к проведению урока русского языка в специальной (коррекционной) школе VII вида. Показана методика изучения темы "Фразеологизмы". Разработка предназначена учителям русского языка.

Актуальность этой работы состоит в том, что представленный урок русского языка в специальной (коррекционной) школе VII вида разработан в соответствии с новыми стандартами (ФГОС), и выбранная тема урока  имеет практическую значимость, расширению кругозора.

Процесс обучения школьников с ЗПР имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий направленных на коррекцию имеющихся у обучающихся недостатков.

Учебный материал отобран и систематизирован.


Технологическая карта урока русского языка по ФГОС с презентацией

Тема урока: Фразеологизмы. 6 класс

Цель урока:

  • сформировать у учащихся представление о фразеологизме как единице

языка, об особенностях его строения и употребления в речи.

Задачи:

  • образовательные: 

научить распознавать фразеологические обороты, отличать их от других речевых единиц;

  • развивающие:

развивать навыки правильного употребления фразеологизмов в устной и письменной речи;

обогащать словарный запас школьников;

развивать навык работы со словарями,

умение определять лексическое значение фразеологизмов;

  • воспитательное:

воспитывать любовь к языку, его красоте и многозначности.

Оборудование для урока : рабочие тетради, учебники, карточки, фразеологический словарь, презентация

Тип урока: комбинированный

Ход урока.

1.Организационный момент.

2. Проверка домашнего задания.

3.Объяснение нового материала.

-Прочитайте, скажите, что это такое? Как одним словом назвать эти высказывания

А)У осы не усы, не усища, а усики. (Скороговорки)(Слайд 1)

Б) Как снег на голову

Море по колено

Тише воды, ниже травы

Задирать нос. (Это фразеологизмы)

-Запишите понравившийся фразеологизм и тему урока в ваши рабочие тетради.

- Откройте учебники на страницах 81-82 и прочитайте определение понятия фразеологизм.

Ответьте на вопросы: ( Слайд 2)

- Фразеологизмы – это…?

- Какой раздел науки о языке изучает значение и употребление фразеологизмов?

Перед вами начало фразеологизма, вы молча записываете концовку ( слайд 5 ).

Голоден как…

Труслив как…

Хитер как…

Грязный как…

Упрям как…

Здоров как…

Болтлив как…

Колючий как…

Нем как…

Взаимопроверка с помощью доски: волк, заяц, лиса, свинья, осел, бык, сорока, еж, рыба.

4. Закрепление нового материала:

А)Задания в тетради:

-Как возникли фразеологизмы, сможете определить синтаксическую роль фразеологизмов.

1) На доске в беспорядке написаны части фразеологизмов. Соедините разбросанные части фразеологизмов и запишите в столбик ( слайд 6).

Яблоко раздора

Водить за нос

Собаку съесть

- А сейчас узнаем происхождение этих фразеологизмов ( слайд 7,8,9).

Б)- Попробуем определить синтаксическую роль фразеологизмов.

Летчики в поте лица стараются выполнить план летной подготовки, а разгильдяи вставляют им палки в колеса  (Слайд 10)

(в поте лица – обстоятельство, палки в колеса - дополнение)

 Вывод: в предложении фразеологизмы являются одним членом предложения.

В)Работа с фразеологическим словарем

(слайд 11)- записаны фразеологизмы, нужно найти в словаре значение этих фразеологизмов, записать его в тетради.

Что вы будете делать, если не знаете значения какого либо фразеологизма? (обратимся к фразеологическому словарю)

- Что нам дает работа со словарями? (развивает нашу речь).

Как снег на голову –

Воды в рот набрал –

- Давайте проверим, все ли верно.

Г)Задание на сообразительность:

-Внимательно прочтите эти строки и отгадайте, о чем  идет речь: (Слайд 13)

5.Домашнее задание.

Перепишите текст. В тексте нужно найти 10 фразеологизмов, употребленных в переносном значении, и объяснить их смысл.

Попались на удочку.

Пригласил нас как – то сын лесника к себе. За грибами, говорит, сходим, поохотимся, рыбу удить будем. Уху сварим – пальчики оближешь.

Мы, конечно, обрадовались, уши развесили, слушаем. Мой братишка так голову потерял от счастья. Как же! В лесу заночуем, палатку разобьём, костёр разложим, из ружья палить будем. Потом он мне покою не давал: Пойдём, да поёдём! Говорят он такой мастер рыбу ловить, собаку на этом деле съел. Не знаю, каких собак он ел, а вот мы попались на удочку. Обманул он нас.

Договорились прийти в субботу к вечеру. Пять километров одним духом отшагали. А нашего приятеля дома не оказалось. Уехал, говорят, к тётке. Он же нас приглашал рыбу удить, охотиться, растерялись мы. Вот пустомеля,- возмутился дед, - всё время кому – нибудь морочит голову.

У братишки слёзы в три ручья. Я, конечно, тоже не в своей тарелке. Ничего, ребятишки,- успокоил нас дед, со мной пойдёте.

И пошли. И рыбу ловили, и костёр развели, и уха была - ни в сказке сказать, ни пером описать. Только ружья нам дедушка не дал. Малы ещё.

  1. Итог урока.

Выставление оценок.


Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект урока по теме "Фразеологизмы в языке, тексте, речи", 10 класс

План-конспект урока по теме "Фразеологизмы в языке, тексте, речи" содержит презентацию, аудиозапись. Урок готовит учащихся к выполнению тестовых заданий к части "А" и "В" ЕГЭ....

Конспект урока по теме "Фразеологизмы" 6 класс.

Урок разработан самостоятельно, с учётом психологических возрастных особенностей шестиклассников.Составленные мною стихотворные тексты принимаются учащимися  заинтересованно. Предложение подобрат...

конспект урока русского языка по теме "Фразеологизмы" 5 класс

Это урок с использованием информационно-коммуникационных технологий, игровой технологии, метода проектов...

Рабочая карта учащегося к уроку по теме "Фразеологизмы". 6 класс

Рабочая карта учащегося к уроку по теме "Фразеологизмы". 6 класс....

Методическая разработка. Конспект урока на тему "Фразеологизмы"

Методическая разработка. Конспект урока на тему "Фразеологизмы"...

Конспект урока на тему "Фразеологизмы. Источники фразеологизмов"

Повторить, углубить, закрепить и обобщить знания учащихся по теме «Фразеологизмы»...