Урок русского языка по теме "Имя существительное" в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Проводила урок в 5 классе по теме "Имя существительное". Учащиеся 5 класса поделились знаниями по теме из начального класса. Они многое знают об этой части речи, и, конечно, же поделились еще более глубокими знаниями об этом материале.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл imena_sushchestvitelnye.docx19.78 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка по теме «Имя существительное как часть речи», 5класс.

Предметные цели: Определить, что такое существительное, отработать умение определять грамматические признаки существительного, формировать навыки употребления существительных в речи

Метапредметные цели:

Познавательные УУД: постановка и решение проблемы

Регулятивные УУД: умение ставить цели, планировать свою работу, проводить самопроверку

Коммуникативные УУД: осуществлять поиск и сбор информации

Личностные УУД: умение оценивать ответы своих одноклассников, умение обобщать и делать выводы

Формы учебной деятельности:  индивидуальная и совместная учебная работа,  контрольно – оценочная и рефлексивная деятельность.
Тип урока: комбинированный. 
Технология: элементы технологии проблемного обучения

Ход урока 

1.Организационный момент.

Здравствуйте, ребята. Проверим готовность к уроку.

Прочитайте стихотворение. Какие бывают слова? Какой частью речи они являются?

Какие бывают слова?
Есть сладкое слово – конфета.
Есть быстрое слово – ракета.
Есть кислое слово – лимон.
Есть слово с окошком – вагон.
Есть слово колючее – ёжик.
Есть слово промокшее – дождик.
Есть слово упрямое – цель.
Есть слово колючее – ель.
Есть книжное слово – страница.
Есть слово лесное – синица.
Есть слово пушистое – снег.
Есть слово весёлое – смех.

М.Пляцковский
  
2.Постановка проблемы и задач урока 
  — Правильно, это имя существительное. 

— Запишите в тетради тему урока (Имя существительное как часть речи). 
— С именем существительным вы знакомы с начальных классов. Поставим задачи на урок.

(вспомнить свои знания об этой части речи: выявить его морфологические признаки и синтаксическую роль.)

Для выполнения этих задач, каждый из вас получит маршрутный лист, который будет указывать, что нам предстоит сделать . Каждый будет выставлять баллы- ответы своих одноклассников в эти листы.

3. Работа по теме урока 

1 .«Разминка» (о,5 б. за каждое слово)

Прочитайте текст. Посчитайте, сколько существительных в предложениях и назовите их. ( Число запишите в маршрутный лист)

Солнце опустилось за горизонт, и небо заполыхало в пламени заката. Все погружается в сон. В воздухе  веет прохладой. Пахнет землей, мокрой после дождика. Слышится слабый шелест листвы да негромкое журчание лесной речки : бежит вода с камушка на камушек. С ветки ели спорхнул щегол. Издали доносится плач иволги и голос болотной выпи. В зарослях акации начал выводить свою трель соловей. Хороша твоя песня, соловушка!

А что помогло вам справиться с заданием? ( Теоретические сведения)

2. «Теоретическая»(1б. за каждый правильно заполненный столбец) 5б.

Прочитаем определение и заполним лингвистический паспорт, необходимый для морфологического разбора.

Работа с учебником стр.46,50. Чтение и составление опорного конспекта.

Имя существительное

Грамматическое
значение

Вопрос

Морфологические признаки

Роль в предложении

Подлежащее, дополнение,

обстоятельство

постоянные

непостоянные

Предмет

Кто?

Что?

Собственное /нарицательное; одуш./неодуш.

Род, склонение.

Число, падеж

-Расскажите  об имени существительном по опорному конспекту

3.« Морфологическая».(1б. за правильно указанное лишнее слово)5б.

Чтобы проверить ваши теоретические знания, мы выполним следующее задание.
Найди лишнее слово.

-Олень, ночь, мужчина . (род)

-Собака, книга, девочка. (одуш.)

-Москва, город, Россия. ( собств.)

-Заря, море, листопад. (склонение)

-Ключи, уроки, мяч. (число)

- Исключи из цепочки лишнее слово по какому-нибудь признаку так, чтобы в ней осталось 2 слова с общим признаком. Причину исключения назовите

Результаты оцените и занесите в маршрутный лист.

Какой морфологический признак мы не вспомнили? (падежи)

Повторим название падежей и падежные вопросы.  Игра «Кто быстрее». Задание: изменить по падежам имя существительное. На каждый ряд дается листок со словом,  работа начинается с последней парты, ученики на каждой парте изменяют слово, ставя в определенный  падеж. Побеждают ученики, первыми выполнившие задание.

4.«Синтаксическая» (1б. за правильно указанный член предложения) 4б.

Имена существительные живут и всё могут! Могут быть и подлежащими, и сказуемыми, и дополнениями, и обстоятельствами

Давайте на примере слова РОССИЯ докажем, что существительное может быть любым членом предложения. ( работа по группам)

Россия – моя Родина.

Моя родная страна – Россия.

За границей я часто думаю о России.

С самого рождения я живу в России

Какими членами предложения могут быть существительные?

(Могут быть и подлежащим, и сказуемым, и дополнением, и обстоятельством.)

5. «Проверочная». Тест с взаимопроверкой (1г, 2б,3 а, 4г,5 а) 5б.

Тест «Имя существительное»

Часть 1

К каждому заданию 1-5 даны четыре варианта ответа, из которых только один правильный.

1. Имя существительное — это

а) служебная часть речи

б) часть речи, которая обозначает признак предмета

в) второстепенный член предложения

г) самостоятельная часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

2. Укажите предложение, в котором существительное является дополнением.

а) Все растения уже отцвели.

б) Решился чёрт украсть месяц.

в) Она была воспитана по-старинному.

г) Ложь бывает доброй или злой.

3. Укажите строку, в которой все существительные являются неодушевлёнными.

а) город, жизнь, Родина, избушка

б) борьба, стена, царь, поэт

в) остров, площадь, мальчик, медведь

г) сердце, страна, друг, зайчонок

4. Укажите строку, в которой все существительные женского рода.

а) молодёжь, картофель, буфет в) вестибюль, картошка, метро

б) ладонь, простыня, полотенце г) тень, мозоль, потеря

5. Укажите слово, которое имеет форму только множественного числа.

а) ножницы б) колосья в) углы г) дожди

«5» — 5 правильных ответов; 
«4» — 4 правильных ответа; 
«3» — 3 правильных ответа 

6. «Творческая». 5б.

Употребление существительных в речи.

 Вечер, поле,
Огоньки.
Дальняя дорога.
(В.Маяковский)

Опять дожди, опять туманы.
И листопад, и голый лес,
И потемневшие поляны,
И низкий, серый свод небес.
(С. Аксаков)

В чём особенность стихотворений? (В стихотворениях много существительных).

- Эти стихотворения примечательны тем, что состоят почти из одних имен существительных. В них нет ни одного глагола. Каждое выражение – это картина. Какие картины могут «нарисовать» существительные? Прочтите стихотворение без существительных

Прочитайте следующее стихотворение и выполните к нему задания.

(1)Гаснет свет.

(2)Окончен бал.

(3)Человек ботинки снял.

(4) Снял цилиндр, фрак, живот:

Он ему немного жмёт.

(5)Отцепил свои часы,

Уши,

бороду,

усы.

(6)И улыбку до ушей

Спрятал в ящик от мышей.

(7)Снял копну густых волос,

Положил на полку нос..

(8)И, вздыхая, лёг в кровать:

Завтра снова надевать!

(А.Усачёв)

Подсказка: в слове 5 букв.

Первая буква. Найдите в шестом предложении имя существительное 1 склонения в форме В. п. Выпишите из него предпоследнюю букву.

Вторая буква. Найдите в тексте слово с чередованием гласных о/а в корне. Выпишите первую букву корня.

Третья буква. Найдите в третьем предложении имя существительное во множественном числе. Выпишите из него букву, обозначающую безударный гласный звук корня.

Четвёртая буква. Найдите в пятом предложении имя существительное ж.р. ,выделите окончание, выпишите его.

Пятая буква. Найдите седьмом предложении имя существительное м.р. в форме В. п. Выпишите первую букву.

Что же это за слово? (клоун) Какой частью речи оно является? Как вы можете охарактеризовать данное слово как существительное?

4.Итог урока

- Сделайте вывод о роли существительных в речи вообще и в поэтической речи в частности.

(С помощью существительных можно нарисовать картины природы, портрет и т.д. Действие происходит здесь и сейчас, как будто в настоящем времени.)


Все задания выполнены. Вспомните, какие были задачи урока? Удалось ли их выполнить?

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

Взаимооценка.

– Кто успешно справился с заданиями? Мотивируйте своё мнение.

– Кому и над чем ещё следует поработать?

Что нужно сделать для того, чтобы в дальнейшем избежать ошибок?


Домашнее задание : стр 45 упражнение 472, §88


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 10-11 классе. Тема: «Русский язык в России и за ее пределами»

Конспект урока русского языка, посвященный Дню славянской письменности и культуры....

Статья. Личностно - ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ. (Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель рус-ского языка и литературы Гришина Л.Н.)

Личностно ориентированное обучение на уроках русского языка, ОБЖ.(Учитель начальных классов, преподаватель-организатор ОБЖ Веденеева С.А., учитель русского языка и литературы Гришина Л.Н.)Использовани...

Урок русского языка (развитие речи) в классе 6 классе: "Нелепый мир из песен и огня…". Концепт "ОГОНЬ" в русской культуре

В предложенном конспекте урока развития речи рассматривается концепт "ОГОНЬ". Представлен материал для лингвистических наблюдений....

Изобразительно-выразительные средства языка художественного текста на уроках русского языка в 5-7 классах

Именно в художественном тексте наиболее ярко отражается эстетическая ценность языка в целом и его разных элементов.В последние годы методика пытается найти ответ на вопрос, как организовать проц...