Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка
план-конспект урока по русскому языку (11 класс)

Веселова Юлия Валерьевна

Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Технологическая карта

Автор урока: Веселова Юлия Валерьевна

Предмет: русский язык

Класс: 11

Тема: Основные орфоэпические нормы современного русского литературного языка.

Тип урока: урок повторения, обобщения и систематизации.

Цели урока:

Деятельностная цель: совершенствование владения орфоэпическими нормами

Содержательная цель: расширение словарной базы за счет включения в нее новых элементов.

Задачи:

Образовательная: повторить и обобщить сведения о предмете изучения орфоэпии, особенностях русского ударения, понятии орфоэпической нормы; выработать умения самостоятельно применять знания в комплексе, в новых условиях; обеспечить положительные результаты в самостоятельной познавательной деятельности.

Развивающая: развивать логическое мышление (умение анализировать, сравнивать, обобщать и выявлять главное); развивать умение связно и грамотно излагать свои мысли; развивать умения контролировать и корректировать собственную речь; развивать навыки самостоятельной работы, творческой познавательной активности учащихся.

Воспитательная: формировать чувство ответственности за сохранение русского языка как составляющей части общенациональной культуры; формировать личность, органично приспособленную к современному информационному обществу; формировать положительное отношение к знаниям.

Планируемые результаты обучения:

Предметные: 

-формирование речевого мастерства учащихся через практическое усвоение орфоэпических норм

-повторение основные орфоэпические нормы русского языка;

-подготовка к ЕГЭ

Метапредметные:

Регулятивные:

-развивать умение ставить цели своей деятельности на уроке;

-учить анализировать лингвистический материал;

-формировать понимание учебной задачи на каждом этапе урока,

-работать по коллективно составленному плану;

-учить корректировать свою деятельность; адекватно оценивать.

Коммуникативные:

-учить работать с информацией на уроке, связно излагать мысли.

-развивать умение сотрудничать в паре, вырабатывать совместные решения.

-формировать умение строить высказывание и обосновывать свою точку зрения.

Познавательные: 

-уметь ориентироваться в своей системе знаний. 

Личностные:

-развитие уважения к традициям русского языка, потребность в овладении нормами устной речи;

-способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Форма проведения: урок-практикум с организацией индивидуальной, групповой и фронтальной работ.

Методы обучения: устный опрос, письменная самостоятельная работа, доклад, творческие работы.

Ход урока/занятия

Этапы урока

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

УУД

Организационный этап.

Приветствует класс, проверяет готовность к занятию. Активизирует требования к ученику со стороны учебной деятельности.

Девизом нашего урока послужит китайская пословица: «Я слышу – я забываю. Я вижу – я запоминаю. Я делаю – я понимаю».

Настраиваются на рабочий лад. Включаются в деловой ритм урока.

Регулятивные УУД:

умение организовать свое рабочее место под руководством учителя; саморегуляция.

Личностные УУД:

мобилизация внимания, уважение к окружающим.

Коммуникативные УУД:

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками.

Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Организует погружение в проблему, создает ситуацию к высказыванию своего мнения. Мотивирует учащихся, вместе с ними определяет цель урока, заостряет внимание на значимости темы урока.

Фронтальная беседа с классом.

Прочитайте перевод 34-го сонета Шекспира в переводе Маршака:

Блистательный мне был обещан день,
И без плаща я свой покинул дом.
Но облаков меня догнАла тень,
Настигла буря с градом и дождем.

Обратите внимание на нарушение орфоэпической нормы: Маршак произносил догнАла вместо правильного догналА

А в вашей жизни бывали подобные ситуации, когда вы не были уверены в произношении слова? Как вы выходили из них? Может вы вообще не обращаете внимание на произношение или вам режет слух неправильная речь?

Именно произношению мы посвятим сегодня наше занятие. А изучает этот раздел лингвистики орфоэпия. Мы рассмотрим объект изучения орфоэпии, познакомимся с особенностями русского ударения и с таким понятием, как орфоэпическая норма.

Один ученик читает текст.

Рассуждения учащихся.

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий, извлечение необходимой информации и ее использование, постановка и формулирование проблемы.

Коммуникативные УУД: 

планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками, умение с достаточной полнотой выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД: целеполагание, самоконтроль знаний.

Актуализация знаний

Обсуждение ситуации порождающей проблему.

Лекция учителя с элементами беседы.

В обыденной жизни мы редко задумываемся над тем, как мы произносим отдельные звуки, не знаем многих нормативных требований и, тем не менее, произносим их правильно. Это происходит потому, что, осваивая в раннем детстве речь, мы автоматически запоминаем особенности, свойственные языку. Они настолько прочно усваиваются, что переходят в разряд автоматических навыков. Но это не значит, что мы не допускаем ошибок. Поэтому надо знать нормы произношения.

Анализируют имеющийся материал, делают сообщения на основе имеющихся знаний

Отвечают, используя имеющиеся знания

Регулятивные УУД: планирование, прогнозирование.

Познавательные УУД: моделирование, логическое решение проблемы, построение логической цепи рассуждений, доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Коммуникативные УУД: инициативное сотрудничество в поиске и выборе информации.

Обобщение и систематизация знаний

Подготовка учащихся к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

Организует обсуждение:

Что такое «НОРМА» в языке? 

Норма – это образец общепризнанного употребления элементов языка

Какой раздел науки о языке изучает нормы произношения в языке? (Орфоэпия)

Что такое орфоэпия?

Орфоэпия (от греч.orthos «простой, правильный» и epos «речь») – раздел языкознания, изучающий произносительные нормы; совокупность правил, устанавливающих нормализованное произношение. 

Таким образом, орфоэпия определяет нормы литературного произношения –орфоэпические нормы – и охраняет их.

Произнесите правильно: обеспЕчение, ФенОмен, досУг, донЕльзя, ходАтайство, задОлго, дремОта

Что помогает нам в сложном выборе места постановки ударения в слове?

За последние десятилетия вместе с работой по упорядочению правописания проведена большая работа по упорядочению произношения. Сводка важнейших правил литературного произношения приложена к «Толковому словарю русского языка» Д. Н. Ушакова, а в самом словаре даются необходимые указания ко многим словам. Такие же указания находим в «Словаре русского языка», составленном С. И. Ожеговым.

Словари, содержащие сведения о произношении и ударении, не охватывают всей лексики русского языка, так в «Орфоэпическом словаре русского языка» под ред. Р.И. Аванесова зафиксировано около 63 500 слов.

В экзаменационных тестах обычно используются те слова и формы, что соответствуют нормативному подходу.

Как вы думаете, какова роль ударения в слове?

Неверная постановка ударения – наиболее часто встречающаяся орфоэпическая ошибка, что объясняется особенностями русского ударения. 
1. Место ударения сигнализирует нам о том, что мы имеем дело с формами разных слов:

ношУ - нОшу

вЫрезать-вырезАть

2.Подвижность:

кнИга, кнИги

лИст, листА

3.Вариативность:

 бАржа – баржА; кИрзовый – кирзОвый

4.Стилистическая функция. Вариант ударения в некоторых словах зависит от речевой ситуации и определяется отношением к литературной или к разговорной норме, к общему или специальному употреблению:

лаврОвый лист - семейство лАвровых (научн.).

кОмпас(общ)-компАс (спец)

5.Семантическая (смыслоразличительная) функция. Омографы.

Омографы – слова одной части речи, одинаковые по написанию, но разные по ударению, различающему их смысл:

трусИт - трУсит

погужЁнный - погрУженный

Вы все изучаете иностранные языки, не заметил ли кто-нибудь из вас, каковы особенности русского ударения, чем оно отличается от ударения в других языках?

Выступление подготовленного ученика о фиксированном и свободном ударении (звучит информация о том, что во многих языках ударение является фиксированным. Во французском языке ударение всегда падает на последний слог, в польском языке – на предпоследний слог, в чешском языке – на первый слог. В русском же языке ударение свободное, то есть оно может падать на любой слог)

Сделаем вывод: Отличительные особенности русского ударения – его разноместность и подвижность.

А все ли слова в русском языке имеют ударение? Сколько ударений может иметь одно слово?

Большинство слов русского языка имеет одно ударение - основное. Однако в сложных словах наблюдается и дополнительное (побочное). Сравните: зелЁный, победИть, вЕсело и желЕзнодорОжный, вОдогрЯзелечЕбница. Не имеют собственного ударения слова, относящиеся к служебным частям речи, - предлоги, частицы, союзы: под горОй, цветЫ и лИстья, скажИ-ка.

Разноместность и подвижность русского ударения создают трудности при его усвоении. Чтобы уменьшить количество ошибок в нашей речи, воспользуемся некоторыми правилами орфоэпии. Они отражают орфоэпические нормы.

Участвуют в диалоге, учатся приводить примеры. Корректируют ответы других обучающихся. Выполняют предложенные задания.

Выступление подготовленного ученика

Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД: структурирование знаний, применение предметных знаний.

Коммуникативные УУД: 

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Регулятивные УУД:  коррекция (внесение необходимых коррективов в план и способ действия)

Применение знаний и умений в новой ситуации

Учитель предлагает учащимся выполнить самостоятельную работу с последующей проверкой.

1. Орфоэпическая разминка.

Перед учащимися орфоэпический словарь. Первый учащийся задает вопрос соседу, используя любое слово из словаря. Ответ второго учащегося должен содержать следующее любое слово и т.д.

Например:

– Аня, ты была во всех московских аэропОртах?

– Конечно, я приеду в аэропорты с тОртом.

– Виталик, зачем ты сбрил бОроду?

– Потому что у нас много трЕнеров.

2. Составить связный текст о любимом празднике, используя сложные для запоминания ударений слова.

Например:

Новый год: К нам пришли гости, нарядные, один красивее другого: с бантами на голове, яркими шарфами на шее, В подъезде было темно. – Давайте включим свет и позвоним в квартиру! Не прошло и пяти минут, как все уже сидели за столом. Гости мастерски хвалили хозяина, восхищаясь свекольным салатом, жареной камбалой, сливовым компотом и, конечно же, вкусным шоколадным тортом! Гости разных возрастов, все довольные, наевшись досыта, разошлись уже заполночь!

Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы. Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

поиск и выделение необходимой информации, в том числе решение рабочих задач с использованием общедоступных источников информации;

смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации;

постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные УУД:

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

управление поведением партнёра;

контроль, коррекция, оценка его действий;

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные УУД:

прогнозирование- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция

Учитель проверяет умение учащихся реально оценивать уровень своих знаний. Формирует умение выявлять ошибки.

Викторина

1.Исходя из категории, найдите 4-е лишнее слово.

Баловать

Асимметрия

Позвонит

Договор

Ответ: АсимметрИя ударение на 4 слоге

В остальных словах – на 3м слоге.

2.По какому принципу сгруппированы слова?

Маркетинг Сливовый

Кухонный Иконопись

Оксюморон Плато

Пуловер Ходатайствовать

Жалюзи Обеспечение

Каталог Апостроф

Ответ: слова сгруппированы по ударному слогу: с ударением на 1м, 2м и 3м слоге.

3.Объясните произношение выделенного слова в отрывке из стихотворения С. Орлова

Есть где-то моря-океаны,

Где волны до неба летят,

А здесь у руля капитаны

Спокойно в туманы глядят.

Ни лоции нет, ни компАса – Знакомая с детства река,

Как выверена по ватерпасу,

Пустынна, тиха и гладка.

Ответ: кОмпас – литературная норма;

компАс – употребляется в речи моряков (сленг)

4.Какое слово в отрывке из романа Пушкина не соответствует современным орфоэпическим нормам?

Везде высокие покои,                          

Царей портреты на стенах,

И печи в пёстрых изразцах.

В гостиной штофные обои…

Ответ: предпочтительнее – на стЕнах. Допустимо лишь в устойчивых выражениях: в стенАх школы, в четырех стенАх (т.е. в каком-то здании, внутри)

Учатся применять знания в процессе индивидуальной работы. Отвечают на вопросы учителя.

Познавательные УУД:

выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий.

Коммуникативные УУД:

умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Регулятивные УУД:

контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.

Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

Что нового вы узнали сегодня на уроке?

Какие задания показались наиболее сложными (вызвали затруднения)?

Какие умения и навыки совершенствовали?

Домашнее задание.

Дает инструктаж по домашнему заданию .

Учащимся нужно записать слова из орфоэпического словаря, не названные на уроке, на стикерах, выделив ударный звук. Расклеить стикеры можно в любом месте, где они чаще будут попадаться на глаза, таким образом, запомнить как можно больше слов.

Оценивают полученные

знания.

Записывают в дневники д/з, слушают рекомендации учителя.

Познавательные УУД:

рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности.

Коммуникативные УУД:

разрешение конфликтов - выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

Регулятивные УУД:

оценка, выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что ещё нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Готовимся к ЕГЭ.Грамматические нормы современного русского литературного языка. Решаем А4

Разработка урока русского языка  в 11 классе по теме "Грамматические нормы современного русского языка. Готовимся к ЕГЭ. Решаем А4"...

Тема: «Фразеологизмы: их значение и употребление в соответствии с нормами современного русского литературного языка. Фразеологические единицы и их использование в речи. Профессиональная медицинская фразеология».

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ  ПО   ДИСЦИПЛИНЕ  «РУССКИЙ  ЯЗЫК И КУЛЬТУРА РЕЧИ»для студентов  2 курса  специальности 060501 «Сестринское дело»Тема: «Фразе...

Программа элективного курса " Нормы современного русского литературного языка".

АннотацияВ данном курсе рассказывается о современных нормах русского литературного языка (орфоэпических, морфологически, синтаксических, стилистических, лексических). Особое внимание обращается ...

Урок русского языка "Культура речи. Соблюдение норм современного русского литературного языка"

Цели: -формирование навыков правильной речи, непринужденного общения, навыка работы со словарём;-развитие связной речи обучающихся;-закрепление понятий «точность», «уместность»;-формирование этических...

Лабораторная работа "Культура речи и нормы современного русского литературного языка".

Совершенствовать у учащихся правильную речь, помочь осмыслить связь культуры речи и языковой формы на основе развития таких аналитических умений, как сравнение, сопоставление, анализ, выводы....

Основные акцентологические нормы современного русского литературного языка

Цель: повысить речевую культуру учеников через усвоение акцентологических норм.Задачи:закрепить орфоэпические навыки;подготовить учеников к сдаче ЕГЭ....