Внеурочное мероприятие "Филологический квест"
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Морозова Юлия Александровна

Квест по русскому языку для учащихся 6-7 класса

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл mezhdunarodnyy_den_gramotnosti.pptx2 МБ
Файл stsenariy.docx730.26 КБ
Файл razdatochnyy_material.docx723.87 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

8 сентября Всемирный день ГРАМОТНОСТИ

Слайд 2

Кого можно назвать грамотным? ГРАМОТНЫЙ , - ая , - ое ; - тен , - тна . 1. Умеющий читать и писать, а также умеющий писать грамматически правильно, без ошибок. Г. человек . 2. Обладающий необходимыми знаниями, сведениями в какой-н. области. Г. инженер . 3. Выполненный без ошибок, со знанием дела. Г. чертеж . Ожегов С. И . Словарь русского языка: 70 000 слов. – М ., 1989. – 924 с.

Слайд 3

По данным ЮНЕСКО: 750 миллионов молодых людей и взрослых по-прежнему не могут читать и писать. 250 миллионов детей не могут получить базовые навыки грамотности. Большинство неграмотных людей в мире составляют женщины. Грамотность расширяет права и возможности отдельных людей, семей и общин и повышает качество их жизни, способствует искоренению нищеты , и обеспечению устойчивого развития, мира и демократии .

Слайд 4

История возникновения праздника Половина всех неграмотных приходится на Южную и Западную Азию и одна пятая — на страны Африки .

Слайд 5

История возникновения праздника Мировая конференция министров образования, тема которой была «Ликвидация неграмотности», открылась и состоялась 8 сентября 1965 года в столице Ирана, крупнейшем городе Тегеране. По предложению этой конференции ЮНЕСКО в 1966 году провозгласила Международным днем грамотности – 8 сентября.

Слайд 6

Традиции Дня грамотности 8 сентября в школах проводятся олимпиады, открытые уроки, викторины, конкурсы по русскому языку. Декламируются лекции, посвященные проблеме неграмотности людей. Устраиваются конференции и собрания учителей. В библиотеках в этот день устраивают уроки грамотности, отбираются специальные книги, предназначенные для усовершенствования качества грамотности.

Слайд 7

Интересные факты о грамотности В 15 государствах мира более 50% детей не имеют даже основного общего образования . Всероссийская перепись населения показала, что в России на 2010 год 91 % россиян имеет среднее школьное и высшее образование .

Слайд 8

Найдите ошибки

Слайд 9

Как самому стать грамотным Много читать хорошей литературы. Почаще заглядывать в словарь, чтобы узнавать значение новых слов. Постараться очистить свою речь от сленга, а тем более от ненормативной лексики. Не обижаться, если кто-то исправляет ошибки вашей речи или письма .

Слайд 10

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа» пст. Первомайский

Методическая разработка внеклассного мероприятия

«Филологический квест»

Цели:

- развитие познавательной активности и интереса к русскому языку;

- развитие образного и логического мышления, воображения, речи, формирование предметных умений и навыков, необходимых для успешного решения поставленных задач;

- формирование умений общаться и работать в команде.

Задачи: 

- мотивировать школьников к участию в игре;

- расширить кругозор учащихся;

- создать условия для развития таких аналитических способностей учащихся, как умение анализировать, сопоставлять, сравнивать, обобщать познавательные объекты, делать выводы;

- создать условия для развития памяти, внимания, воображения;

- содействовать формированию самостоятельной познавательной деятельности;

 - содействовать формированию умения работать в команде.

Форма: квест

Возраст учащихся: 6-7 классы

Продолжительность 45 минут

Оборудование: видеоролик/мультимедийная презентация, проектор, экран, перфокарта и перечень букв, буквы зашифрованного слова, карточки с заданиями для работы команд на станциях.

Пояснительная записка

Внеклассное мероприятие ориентировано на знакомство учащихся с Международным Днем грамотности (8 сентября). В этот день в образовательных учреждениях целесообразно проводить встречи с писателями, издателями и журналистами, конференции, круглые столы,  викторины и олимпиады по русскому языку.  Большой популярностью в педагогическом сообществе пользуется новая форма игровой образовательной технологии – квест.

Данный квест имеет филологическую направленность и ориентирован формирование познавательной активности детей и умение работать в команде. Количество команд учитель определяет самостоятельно.

Проведение мероприятия требует предварительной подготовки. В кабинете русского языка организуется штаб. Это начальный пункт маршрутов всех участвующих команд. Здесь происходит разделение учащихся на команды. В самом начале игры в штабе происходит организационное собрание. На этом собрании учитель  - глава штаба – при помощи видеоролика/мультимедийной презентации знакомит участников с проблемой безграмотности населения во всем мире, действиям правительства разных стран по принятию мер в борьбе с этой проблемой. Глава штаба призывает команды внести свой вклад в решение данной проблемы, ставит перед участниками квеста задачу, которую необходимо решить в ходе мероприятия.  

После организационного собрания в штабе начинается работа команд. Каждая из команд получает вопрос, ответ на который определит номер конверта-задания для группы. Выполнив это задание, команда определит свой дальнейший маршрут. В каждом пункте участников команды ждут всевозможные испытания, связанные с определением уровня их грамотности. За верно выполненное задание участники получают букву. Таким образом, ориентируясь на подсказки в каждом пункте, участники вернутся в штаб, где сообща составят слово из полученных букв, которое будет являться ответом на поставленный в начале мероприятия вопрос.  

Ход мероприятия:

Начальник штаба (НШ): Уважаемые участники! Рада приветствовать всех на организационном собрании нашего штаба.  Сегодня на повестке очень важная проблема – безграмотность людей. Прошу всех участников обратить внимание на экран.

(демонстрация слайдов/видеоролик).

Как вы могли убедиться, безграмотность остается глобальной проблемой, несмотря на усилия, которые прилагаются для ее решения. А как можем мы повлиять на решение этой проблемы?

(учащиеся предлагают варианты решения проблемы)

Наши коллеги из соседнего штаба уже обсудили эту проблему и нашли ответ на главный вопрос: «Какое  средство лучше всего помогает в борьбе с безграмотностью?».  Ответ на этот вопрос они прислали по электронной почте, но, к сожалению, он зашифрован. Наша задача – расшифровать его.  

Перед всеми командами стоит нелёгкая задача: вспомнить всё, что изучали по предмету «Русский язык», а также напрячь своё воображение, проявить смекалку. Победителем станет та команда, которая, двигаясь по лингвистическому маршруту, соберёт все буквы кодового слова.  Желаю удачи!!!  

Пункт 1. Штаб. Отправная точка маршрута для всех команд.

Командам будет задано по одному вопросу, ответ на который послужит подсказкой к местонахождению первой зашифрованной буквы кодового слова.

Вопрос для команды 1:

Сколько букв есть у дракона
И нулей у миллиона,
Разных шахматных фигур,
Крыльев у трех белых кур,
Ног у майского жука
И сторон у сундука.

(6, т.о., команда 1 отправляется в кабинет 6).

Вопрос для команды 2:

Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге?

 (3, т.о., команда 2 отправляется в кабинет 3).

Вопрос для команды 3:

Сколько на море ветров,
И копыт у двух ослов,
Щупалец у осьминога,
И клыков у пары догов?
Сколько ног у паука,
Паука-крестовика?

(8, т.о., команда 3 отправляется в 8 кабинет).

Пункт 2. Кабинет 3. Остановка  «Фразеологическая».

Задание: Угадайте фразеологизмы по картинкам.

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\баклуши.jpg

  1. _____________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\водить за нос.jpg

  1. _____________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\курица.jpg

  1. ____________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\сломя голову.jpg

4.__________________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\чесать языки.jpg

5.___________________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\не разлей вода.jpg

6.__________________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\как 2 капли воды.jpg

7.___________________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\спустя рукава.jpg

8.__________________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\лес рук.jpg

9.__________________________

За верно выполненное задание команда получает букву У.

Для продолжения пути команде предлагается подсказка.

Укажите количество грамматических основ в следующем предложении:

Лесничий не мог отказать гостям и повел их на озеро, где жили лебеди.

Ответ: 2

Пункт 3. Кабинет 2. Остановка «Морфемная».

Задание: собери слова из морфем.

1.Приставка – в слове ПОДЛЕТЕЛ,  корень – в слове СНЕЖНЫЙ, суффикс – в слове СТРАННИК,  окончание – в слове ШКОЛЬНИКИ.

Ответ: подснежник

2. Корень – в слове ЗАМОРОЗКА, суффикс – в слове КАРТИННЫЙ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ.

Ответ: морозный

3.Приставка – в слове ПЕРЕЕЗД, корень – в слове УБЕЖАТЬ, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА.

Ответ: перебежка

4.Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ.

Ответ: молодцы

5. Корень – в слове ШКОЛЬНЫЙ, суффикс – в слове ДВОРНИК, окончание – в слове СОН.

Ответ: школьник

За верно выполненное задание команда получает букву Ч.


Для продолжения пути команде предлагается подсказка.

Командам выдается набор букв. Их задача – воспользоваться перфокартой из инвентаря.

Ответ: восемь

Пункт 4. Кабинет 8. Остановка «Орфографическая».

Задание: вставь пропущенные буквы

Вес?ник, гиган?ский, грус?ный, ужас?ный, радос?ный, вкус?ный, интерес?ный, ненас?ный, небес?ный.

За верно выполненное задание команда получает букву И.

Для продолжения пути команде дается подсказка.  

Сколько у вас получилось слов с буквой Т? (5, поэтому следующий пункт находится в кабинете №5).

Пункт 5. Кабинет 5. Остановка  «Грамматическая арифметика».

Задание:  Решите примеры.

Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое  (бабочка)

До + зарытые в земле ценности =  (доклад)

Каб  + овощ, заставляющий грустить = (каблук)

Мет + новогоднее дерево = (метелка)

Чере + назойливое насекомое = (черемуха)

Кар + знак препинания = (карточка)

За верно выполненное задание команда получает букву Н.

 Для продолжения пути команде дается подсказка.

Шея - я  + сок – ок + ть = (шесть)

Команда отправляется в кабинет № 6.

Пункт 6. Кабинет 6. Остановка «Фонетическая».

Задание: Подчеркните слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Деревья, елка, меч, юг, помощь, печь, ярмарка, союз, подъезд, гусь, рояль, соль.

За правильно выполненное задание команда получает букву Е.

Для продолжения пути команде дается подсказка:

Сколько слов вы выписали из предложенного ряда? (4)

Команда отправляется в кабинет 4.

Пункт 7. Кабинет 4. Остановка «Лексическая».

Задание: разгадайте ребусы.

Падеж

Лексика

Слово

Грамматика

Склонение

Диктант

За правильно отгаданные ребусы  команда получает последнюю букву Е и отправляется в штаб.

В Штабе учащиеся складывают из собранных букв слово «УЧЕНИЕ», что и является ответом на главный вопрос: «Какое средство лучше всего помогает в борьбе с безграмотностью?».

Побеждает команда, быстрее всего справившаяся с поставленной задачей.

КШ:

- Понравилось ли вам мероприятие?

- Какие моменты квеста запомнились больше всего?

- Какие задания оказались легкими/сложными для вас?

- Ваши предложения по усовершенствованию игры.

КШ благодарит команды за участие и награждает участников.



Предварительный просмотр:

Пункт 1. Штаб. Отправная точка маршрута для всех команд.

Вопрос для команды 1:

Сколько букв есть у дракона
И нулей у миллиона,
Разных шахматных фигур,
Крыльев у трех белых кур,
Ног у майского жука
И сторон у сундука.

Вопрос для команды 2:

Сколько месяцев в зиме,
В лете, в осени, в весне,
Сколько глаз у светофора,
Баз на поле для бейсбола,
Граней у спортивной шпаги
И полос на нашем флаге?

Вопрос для команды 3:

Сколько на море ветров,
И копыт у двух ослов,
Щупалец у осьминога,
И клыков у пары догов?
Сколько ног у паука,
Паука-крестовика?

Пункт 2. Остановка «Фразеологическая»

(буква У)

Задание: Угадайте фразеологизмы по картинкам.

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\баклуши.jpg

  1. _____________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\водить за нос.jpg

  1. _____________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\курица.jpg

  1. ____________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\сломя голову.jpg

4._________________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\чесать языки.jpg

5._________________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\не разлей вода.jpg

6._________________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\как 2 капли воды.jpg

7.________________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\спустя рукава.jpg

8._________________________

C:\Users\Альберт\Desktop\фразеологизмы\лес рук.jpg

9._________________________

Подсказка для дальнейшего движения команды:

Укажите количество грамматических основ в предложении:

Лесничий не мог отказать гостям и повел их на озеро, где жили лебеди.

Пункт 3. Остановка «Морфемная».

Задание: собери слова из морфем.

Буква Ч.

1.Приставка – в слове ПОДЛЕТЕЛ,  корень – в слове СНЕЖНЫЙ, суффикс – в слове СТРАННИК,  окончание – в слове ШКОЛЬНИКИ.

Ответ ___________________________________________________________________

2.Корень – в слове ЗАМОРОЗКА, суффикс – в слове КАРТИННЫЙ, окончание – в слове ЗЕЛЁНЫЙ.

Ответ ___________________________________________________________________

3.Приставка – в слове ПЕРЕЕЗД, корень – в слове УБЕЖАТЬ, суффикс – в слове СТОРОНКА, окончание – в слове ЗИМА.

Ответ ___________________________________________________________________

4. Корень – в слове МОЛОДОЙ, суффикс – в слове ПАЛЬЦЫ, окончание – в слове ТРАВЫ.

Ответ __________________________________________________________________

5. Корень – в слове ШКОЛЬНЫЙ, суффикс – в слове ДВОРНИК, окончание – в слове СОН.

Ответ ________________________________________________________________________

Подсказка для дальнейшего маршрута команды:

Командам предложен набор букв и перфокарта.

Ю

И

С

К

У

Ш

Б

Ъ

Э

Й

Ц

Н

К

Е

Г

Щ

З

Х

Ф

Ы

В

А

П

Ь

Р

О

Л

Д

Ж

Э

Я

Ч

С

М

И

Т

Ь

Б

Ю

Й

Ц

У

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

Ф

Ы

В

М

А

В

П

Р

О

Л

Д

Ж

Э

Ю

И

С

К

У

Ш

Б

Ъ

Э

Й

Ц

Н

К

Е

Г

Щ

З

Х

Ф

Ы

В

А

П

Ь

Р

О

Л

Д

Ж

Э

Я

Ч

С

М

И

Т

Ь

Б

Ю

Й

Ц

У

К

Е

Н

Г

Ш

Щ

З

Х

Ъ

Ф

Ы

В

М

А

В

П

Р

О

Л

Д

Ж

Э

Пункт 4. Остановка «Орфографическая».

Буква И.

Задание: вставь пропущенные буквы

Вес?ник, гиган?ский, грус?ный, ужас?ный, радос?ный, вкус?ный, интерес?ный, ненас?ный, небес?ный.

Для продолжения пути команде дается подсказка.  

Сколько у вас получилось слов с буквой Т?

(5, поэтому следующий пункт находится в кабинете №5).

Пункт 5. Остановка  «Грамматическая арифметика».

Задание:  Решите примеры.

Буква Н.

Ба + деревянный сосуд = летающее насекомое  (бабочка)

До + зарытые в земле ценности =  (доклад)

Каб  + овощ, заставляющий грустить = (каблук)

Мет + новогоднее дерево = (метелка)

Чере + назойливое насекомое = (черемуха)

Кар + знак препинания = (карточка)

Для продолжения пути команде дается подсказка.

Шея - я  + сок – ок + ть = (шесть)

Команда отправляется в кабинет № 6.

Пункт 6. Остановка «Фонетическая».

Буква Е.

Задание: Подчеркните слова, в которых звуков меньше, чем букв.

Деревья, елка, меч, юг, помощь, печь, ярмарка, союз, подъезд, гусь, рояль, соль.

За правильно выполненное задание команда получает букву Е.

Для продолжения пути команде дается подсказка:

Сколько слов вы выписали из предложенного ряда? (4)

Команда отправляется в кабинет 4.

Пункт 7.  Остановка «Лексическая».

Буква Е.

Задание: разгадайте ребусы.

Падеж

Лексика

Слово

Грамматика

Склонение

Диктант

Команда направляется в штаб.

Слово

У

Ч

Е

Н

И

Е


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка внеурочного мероприятия по изобразительному искусству в современной образовательной технологии «живые» квесты « Романтизм, реализм, импрессионизм и символизм русских художников XIX века"

Методическая разработка расчитана на на возрастную категорию учащихся 6-7 классов, в зависимрости от уровня подготовленности. Данная разработка позволяет в увлекательной современной образовательной те...

«Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше.»Золя Э....

Программа элективного курса «Проектно-исследовательская деятельность на уроках математики и внеурочной деятельности, в рамках реализации концепции ФГОС ООО через технологию Веб-квест»

«Весь смысл жизни заключается в бесконечном завоевании неизвестного, в вечном усилии познать больше».Золя Э. Программа элективного курса по  проектно-исследовательской деятельности на уроках...

СТАТЬЯ "ПЕТЕРБУРГСКИЙ КВЕСТ" (цикл внеурочных занятий по краеведению, 6 класс).

Данную статью я писала в декабре 2015 года  на основе собственного опыта: я разработала цикл занятий "Петербургский квест", написала рабочую программу и провела в сентябре-декабре 2015 года неско...

Методическая разработка "Рабочая программа внеурочной деятельности для 6 класса "Петербургский квест"". Автор: Шилова Елена Юрьевна, учитель ГБОУ СОШ № 264 Кировского района СПб

Программа внеурочной деятельности для учащихся6-ых классов "Петербугский квест" - это творческое, личностное изучение городских краеведческих объектов на маршруте, разгадка тайн истории и городской ку...

Педагогический проект "Использование квест-технологии в урочной и во внеурочной деятельности"

Проект для конструирования учебного процесса с применением квест – технологии для достижения требований стандартов нового поколения....

Сценарий внеурочного мероприятия социально-значимого направления "Экологический квест"

Сценарий внеурочного мероприятия социально-значимого направления "Экологический квест"...