Этапы работы над сочинением-описанием природы. 6 класс
методическая разработка по русскому языку (6 класс)

Малышева Надежда Игоревна

Презентация является методическим материалом для учителей русского языка. Составлено к учебнику под ред. Шанского. 6 класс

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл etapy_raboty_nad_sochineniem-opisaniem_prirody_1.pptx1.44 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Этапы работы над сочинением-описанием природы. 6 класс Выполнила: Малышева Надежда

Слайд 2

I . Подготовительный (рассредоточенный) этап 1. Изучение теоретических сведений об особенностях текстов описания природы. 2. Наблюдение над композиционными и языковыми особенностями текстов данного типа при изучении грамматического материала. 3. Изложение. 4. Сочинение по картине.

Слайд 3

1.Урок изучения теоретических сведений об особенностях текстов описания природы

Слайд 4

Сочинение-описание – это текст, в котором названы признаки предмета, человека, животного, явления. Оно отвечает на вопрос «какой?». Поэтому для текста-описания нужны имена прилагательные. Помогают сравнения с чем-либо. Можно использовать слова « как-будто », «как», «словно», «похож на». В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель смог «увидеть» то, что видел автор сочинения, чтобы читатель испытывал те же чувства, что и тот, кто писал текст. При описании природы важно подчеркнуть такие признаки, как *размер *форма *цвет *вкус и запах 1.Урок изучения теоретических сведений об особенностях текстов описания природы Как писать сочинение-описание (план) Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д. Отдельные признаки и детали. Отношение автора текста к описываемому.

Слайд 5

1.Урок изучения теоретических сведений об особенностях текстов описания природы

Слайд 6

2. Наблюдение над композиционными и языковыми особенностями текстов данного типа при изучении грамматического материала .

Слайд 7

2. Наблюдение над композиционными и языковыми особенностями текстов данного типа при изучении грамматического материала .

Слайд 8

2. Наблюдение над композиционными и языковыми особенностями текстов данного типа при изучении грамматического материала .

Слайд 9

3. Изложение Выборочное изложение Выехав из деревни, поднялись они на гору, и Владимир увидел березовую рощу и влево на открытом месте серенький домик с красной кровлею; сердце в нем забилось; перед собою видел он Кистеневку и бедный дом своего отца. Через десять минут въехал он на барский двор. Он смотрел вокруг себя с волнением неописанным. Двенадцать лет не видал он своей родины. Березки, которые при нем только что были посажены около забора, выросли и стали теперь высокими ветвистыми деревьями. Двор, некогда украшенный тремя правильными цветниками, меж коими шла широкая дорога, тщательно выметаемая, обращен был в некошеный луг, на котором паслась опутанная лошадь. Собаки было залаяли, но, узнав Антона, умолкли и замахали косматыми хвостами. Дворня высыпала из людских изоб и окружила молодого барина с шумными изъявлениями радости. Насилу мог он продраться сквозь их усердную толпу и взбежал на ветхое крыльцо; в сенях встретила его Егоровна и с плачем обняла своего воспитанника.

Слайд 10

4. Сочинение по картине

Слайд 11

4. Сочинение по картине 1. Постановка речевой задачи. Краткая вступительная беседа. 2. Самостоятельное рассматривание картины. 3. «Чтение» картины вместе с учителем и словарная работа. 4. Составление плана сочинения. 5. Устный рассказ по картине. 6. Сочинение.

Слайд 12

4.1 Краткая вступительная беседа Николай Петрович Крымов — художник, творивший в прошлом веке. Его любимым жанром были пейзажи. Поля, леса, сельские домики, утопающие в снегах или лучах света — Крымов писал родную природу и не изменял избранному пути несмотря на бурные события, происходившие в стране. Он пережил три войны, знал нищету, но в своих работах никогда не касался политики или злободневных тем, так же как никогда не стремился творчеством угодить кому-либо. Николай Крымов — художник счастливой судьбы. Его талант оценили по достоинству уже во время пребывания в училище. Этюд «Крыши со снегом», написанный в 1906 году, впечатлил преподавателя А. Васнецова, брата известного художника. Он купил картину у молодого мастера, а через два года ее выкупила Третьяковская галерея. Крымову тогда было всего двадцать четыре года. С натуры Крымов писал только летом, когда они с женой уезжали за город или гостили у знакомых. Художник всегда подыскивал жилье с балконом, чтобы иметь возможность работать на воздухе и изображать живописные пейзажи. Зимой же мастер творил по памяти, дополняя реальные картины новыми элементами. Эти работы, как и написанные с натуры, передавали красоту и гармонию природы, ее тайную и явную жизнь. Одно из полотен, которые таким образом создал художник Крымов, — «Зимний вечер» (1919). Даже если не знать названия картины, время суток на ней не вызывает сомнений: тень постепенно накрывает снега, на небе видны розоватые облака. За счет игры цвета и света художник смог передать тяжесть сугробов, под которыми спит земля, игру лучей заходящего солнца, не видимого на полотне, и даже ощущение мороза, подгоняющего путников домой, к теплу очага.

Слайд 13

4.2 Самостоятельное рассматривание картины

Слайд 14

4.3 «Чтение картины» Н.П. Крымов «Зимний вечер» Ваши первые впечатления о картине Что вы видите? Что изобразил автор? Что с первого взгляда привлекает в картине?

Слайд 15

4.3 «Чтение картины» С чего начинаем описывать природу? С названия времени года и местности, которые изображены на картине, местность (село, так как за деревьями виднеется церковь – это отличает село от деревни) Описываем время суток и признаки, по которым это понятно (длинные тени, розоватое небо) Мелкие детали картины, на которые обратили внимание Какие краски использовал художник

Слайд 16

4.3 «Чтение картины» Какое настроение возникает при рассматривании картины? Можно почувствовать лёгкий морозец, услышать как скрипит пушистый снег, увидеть как искрится снег в лучах заходящего солнца. Назовите те предметы, которые видим на картине. Мы видим идущих людей, вдали виднеются лошади, запряженные в сани, везущие сено, на макушках кустарников сидят птицы

Слайд 17

4.3 «Чтение картины» Как вы думаете, куда могут идти люди? Они могут возвращаться с работы домой Могут идти на вечернюю службу в церковь Как вы считаете, зима наступила давно или это только её самое начало? Зима наступила давно: много снега, на котором просматриваются хорошо протоптанные тропинки к домам. Недавно , возможно, была ветренная погода, так как на деревьях совсем нет снега. Снег пушистым одеялом покрывает только крыши домов

Слайд 18

4.3 «Чтение картины» -Какие цвета художник использовал для описания зимнего вечера? *Художник использовал в основном холодные цвета : голубой, серовато-голубой, серебристо-синий , лиловый цвет снега, зеленовато-серый цвет неба, которые передают ощущение морозного вечера. Вместе с тем употребил и тёплые цвета: рыжевато-коричневые деревья, желтовато-коричневые стены домов и сараев, желтоватый отблеск окон, освещённых солнцем, местами слегка розоватый оттенок неба. Эти цвета передают ощущение уюта, спокойствия, тепла».)

Слайд 19

4.3 «Чтение картины» Особенности построения картины. Картина построена по диагонали: надвигающаяся тень, тропинки устремляются вверх, к домам с высокими деревьями, в центр картины. Люди, идущие по тропинке, лошади, везущие воз с сеном, создают впечатление движения, наполняются картину жизнью, указывают на связь человека с природой .

Слайд 20

Примерный план сочинения Вступление Общие сведения Заключение План: I . Н.П.Крымов – замечательныйхудожник – пейзажист. II. Зима в изображении художника Н.П. Крымова: 1. Признаки наступления вечера: a)тени; б)снег; в) небо, воздух. 2. Особенности композиции пейзажа. 3. Цвета, используемые художником для изображения зимнего вечера. III.Какие чувства и мысли вызывает этот пейзаж?

Слайд 21

Словарно-семантическая, стилистическая, орфографическая работа Укажите условия выбора орфограмм: П.. йзаж , к.. ртина , из.. бражён , сум .. рки , иску( с,сс ) тво , жив.. пись , в..л.. колепный . Подберите оценочные прилагательные к слову пейзаж. Красивый, прекрасный, превосходный, замечательный, чудный, чудесный, великолепный, живописный, изумительный, дивный, сказочный, незабываемый, бесподобный, прелестный. Подберите прилагательные для описания снега, изображенного на картине . Снег белый, голубой, голубовато-синеватый, светло-синий; рыхлый, мягкий, свежий, глубокий .)

Слайд 22

*Устный рассказ по картине *Написание варианта сочинения *Редактирование *Написание окончательного варианта сочинения

Слайд 23

Ⅱ. Основной этап Модель плана урока подготовки к сочинению 1.Мотивация деятельности учащихся. Постановка речевой задачи. 2.Работа с текстом (образцом или ученическим сочинением). 3.Сбор рабочих материалов. 4.Систематизация материалов. Составление плана. 5.Работа над языком сочинения. 6. Орфографическая и пунктуационная подготовка. 7 .Написание 1 варианта сочинения. 8 .Редактирование. 9 .Написание окончательного варианта сочинения.

Слайд 24

2.Работа с текстом (образцом) Тест читает учитель, начиная словами «все вокруг было матово-сиреневое» Ответьте на вопросы: * О каком времени суток идет речь в представленном отрывке? *С чем автор сравнивает свет от восходящего солнца? Какие художественные приемы при этом использует? * Как вы думаете, что именно описывает автор? *Какое у вас сложилось впечатление от текста? Какую картину нарисовали бы?

Слайд 25

Образец сочинения Зимний вечер Каждое время года прекрасно по-своему. Я, например, люб­лю бродить зимним тихим вечером по заснеженным улицам и любоваться природой, уснувшей до весны. Я выхожу на улицу. Дышится глубоко и свежо. Деревья покрыты шапками снега. На верхушках – снежные пирамиды . Солнце уже закатилось, и небо на горизонте нежно-розовое. Незаметно темнеет, и на улицах зажигаются фонари. От их света снег искрится маленькими огоньками. Я иду по вечерней улице и любуюсь зимним пейзажем. Жемчужинки-снежинки тихо падают мне на ладошки. По-моему, нет ничего интереснее, чем любоваться их при­чудливой формой. А снег все усиливается. И вот уже не искря­щиеся капельки, а причудливые хлопья падают с неба. А по­дует ветерок – и серебряная пыль кружится в воздухе . Мне кажется, миллионы маленьких алмазов вьются под уличны­ми фонарями. Поднимешь голову – и увидишь хрустальные сосульки необыкновенной формы. Во дворе слышится какой-то шум. Это ребятишки радуются выпавшему снегу. Несколько ми­нут – и готова снежная баба с метлой в руке. Но мне пора возвращаться. Я получила необыкновенный заряд бодрости. Как будто матушка-зима вдохнула в меня но­вые силы.

Слайд 26

Беседа по тексту: *Как автор описывает снег, который покрыл деревья? Что он использует в речи? *С чем сравнивает снежинки? Как называется этот прием? *Как вы думаете, какие прилагательные можно подобрать при описании снега?неба ? *Какие цвета и оттенки вы бы использовали при описании вечернего неба? *С чем можно сравнить звук, который мы слышим, когда наступаем на снег? *С помощью каких слов, фраз можно выразить свое отношение к описываемому?

Слайд 27

Сочинение-описание – это текст, в котором названы признаки предмета, человека, животного, явления. Оно отвечает на вопрос «какой?». Поэтому для текста-описания нужны имена прилагательные. Помогают сравнения с чем-либо. Можно использовать слова « как-будто », «как», «словно», «похож на». В описании мало действия, движения. Оно дается для того, чтобы читатель смог «увидеть» то, что видел автор сочинения, чтобы читатель испытывал те же чувства, что и тот, кто писал текст. При описании природы важно подчеркнуть такие признаки, как *размер *форма *цвет *вкус и запах Как писать сочинение-описание (план) Сначала следует дать ОБЩУЮ ХАРАКТЕРИСТИКУ, общее впечатление о предмете, человеке, явлении и т.д. Отдельные признаки и детали. Отношение автора текста к описываемому.

Слайд 28

Написание варианта сочинения. Редактирование. Написание окончательного варианта сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 6 классе "Подготовка к сочинению-описанию весенней природы"

Урок  в 6 классе по программе Т.Ф.Курдюмовой. Цель урока – подготовка к домашнему сочинению-описанию природы ранней весной.  ...

Урок развития речи. Сочинение-описание предмета. 5 класс

Развитие речи. Типы речи. Описание. Сочинение-описание предмета (игрушки)...

Сочинение-описание учащихся 5 класса "Зима за окном".

На уроке развития речи по теме "Что такое штамп? Штамп как речевая ошибка" (см. выше конспект урока) дети получили задание написать сочинение-миниатюру  "Зима за окном". Вот некоторые из них....

Разработка урока развития речи в 6-м классе. Подготовка к сочинению-описанию осенней природы.

    Научить  ребёнка чувствовать красоту русского языка, уметь пользоваться его богатством для передачи мыслей, чувств, формировать языковой эстетический идеал - задача уроков ра...

Художественные детали полотен русских художников при работе над сочинением-описанием.

Мастер-класс, основной материал - 5 класс, картины В.Васнецова "Иван-царевич на Сером волке" и И.Фирсова "Юный живописец"При быстром "прокате" - 25-30 минут на фокус-груп...

«Подготовка к сочинению-описанию осенней природы»

Работа с редактированием упражнения учебника...

"Развитие речевых компетенций учащихся через систему работы над сочинениями-описаниями внешности человека"

В статье представлен педагогический опыт по подготовке учащихся к сочинению-описанию внешности человека...