Конспект урока по русскому языку на тему «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов» (5 класс)
план-конспект занятия по русскому языку (5 класс)

Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: Познакомить с понятием «морфема». Дать понятие о морфемике как разделе языкознания. Показать значение морфем в образовании слов, формировать навык различать формы слова и однокоренные слова.

Планируемые образовательные результаты:

Знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут

— дать определение морфемике, как разделу языкознания, морфеме, как значимой части слова,  однокоренным словам и формам слова;

— уметь выделять в слове морфемы;

— отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

2. Метапредметные:

— продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: прогнозирования,  целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;

— продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

— продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

3. Личностные:

— поддержать познавательный интерес к предмету.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_morfemika_sotova_k.s.docx50.28 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель: Сотова Ксения Сергеевна

Класс: 5

Тема урока: «Морфема – наименьшая значимая часть слова. Изменение и образование слов»

Тип урока: урок изучения нового материала

Цель: Познакомить с понятием «морфема». Дать понятие о морфемике как разделе языкознания. Показать значение морфем в образовании слов, формировать навык различать формы слова и однокоренные слова.

Планируемые образовательные результаты:

Знать понятия «морфема», «значимая часть слова», предмет изучения морфемики; отличие однокоренных слов от форм одного и того же слова; уметь выделять в слове морфемы, отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

1. Предметные: в результате занятия учащиеся смогут

— дать определение морфемике, как разделу языкознания, морфеме, как значимой части слова,  однокоренным словам и формам слова;

— уметь выделять в слове морфемы;

— отличать однокоренные слова от форм одного и того же слова.

2. Метапредметные:

— продолжить формирование регулятивных универсальных учебных действий: прогнозирования,  целеполагания учебной деятельности, самоконтроля, коррекции и самооценки;

— продолжить формирование коммуникативных универсальных учебных действий: формулирования и аргументации собственного мнения, создания высказывания на определенную тему, использования адекватных языковых средств, умения вести учебный диалог с учителем и со сверстниками;

— продолжить формирование познавательных универсальных учебных действий: смыслового чтения, операций анализа, классификации, определение понятия, умения делать выводы на основе языкового анализа.

3. Личностные:

— поддержать познавательный интерес к предмету.

Формируемые УУД:

Личностные: осваивает новые виды деятельности, участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

Регулятивные: умеет строить высказывание в ходе учебной работы, принимает и сохраняет учебную задачу; планирует (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действует по плану.

Познавательные: осознает познавательную задачу; читает и слушает, извлекает нужную информацию, а также самостоятельно находит ее в материалах учебника.

Коммуникативные: вступает в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвует в общей беседе, соблюдает правила речевого поведения.

Форма работы учащихся:  парная (П), фронтальная (Ф), индивидуальная (И)

Словарь урока: морфемика, морфема, однокоренные слова, формы слова.

Ресурсы:

учебник — «Русский язык. 5 класс» авт. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др;

Возможно предъявление дидактического материала в виде мультимедийной презентации.

Урок проводится после урока развития речи (подробное изложение по тексту К.Г. Паустовского «Первый снег»), поэтому на данном уроке отсутствует  этап опроса и проверки домашнего задания.

Ход урока:

Этап урока

Основное содержание этапа

Основные виды

деятельности учащихся

Организационный этап (1 мин.)

Проверка готовности класса к уроку, мобилизация внимания.

Эпиграф к уроку:

Ржавеет золото и истлевает сталь,

Крошится мрамор. К смерти всё готово.

Всего прочнее на земле – печаль,

И долговечней – царственное слово.

(А.А. Ахматова)

Сегодня на уроке я предлагаю вам заняться необычной творческой работой – сотворением слов. Согласны?  Мы будем учиться анализировать, делать выводы, замечать закономерности, а также давать оценку своим достижениям.  Я уверена, что вы уже умеете все это делать. Проверим? Для начала предлагаю размяться и выполнить следующее задание.

Осознанное включение в учебную деятельность.

Языковая разминка

(1 минута)

Замени букву(Ф)

Если в глаголах заменить е буквой ё, то можно образовать имена существительные. Попробуйте подобрать пары и продолжить ряд.

Берёг-берег, мёл-мел, шлём-шлем, запрёт-запрет

Добавь букву(Ф)

К названным словам добавьте одну или несколько букв так. Чтобы получились новые слова.

Рот (крот, ротик), вал (овал, валик), том (атом, томный), овцы (ловцы), рубка (трубка, зарубка)

Актуализация знаний.

 (3 мин.)

- Ребята, совсем недавно вы закончили изучать слово и его лексическое значение. Как изменилось лексическое значение слов, которые у нас получились?

Давайте рассмотри, как эти слова делятся на части. Например, разделите слова, которые вы записали на слоги.

Ро-тик, ва-лик, том-ный, лов-цы, за-руб-ка

А как ещё можно разделить эти слова?

Ответ –  на морфемы.

- Чем отличаются слоги от морфем?

Ответ -   ͡  ,  ˄, □ – есть значение, смысл, а в слоге нет.

Вывод: Значит, в слове можно выделить значимые части слова.

Создание устного высказывания на лингвистическую тему.

Целеполагание. Определение темы урока.

(2 мин.)

-     Как вы думаете какова цель нашего урока? Что мы сегодня будем делать на уроке?

-  О чем вам предстоит узнать, чему научиться?

  1. Ответ – узнать зачем нужны значимые части слова, как изменяются и образуются слова, научиться выделять морфемы.

-  Определите главную цель урока.

- Кто сформулирует тему урока?

Запишите тему нашего урока: «Морфема - значимая часть слова. Изменение и образование слов».

Прогнозирование и  формулирование цели своей учебной деятельности.

Изучение нового материала (6 мин.)

(2 мин.)

(3 мин.)

4 минуты

  1. (И.) Откройте  учебники на с. 4, внимательно прочитайте теоретический материал. Как назвать значимые части слова одним словом? Как называется раздел науки о языке, который их изучает?
  2. Ответ: значимые части слова называются морфемами. Раздел науки о языке, изучающий морфемы называется морфемика.

- Запишите определения в тетрадь.

- Какие морфемы можно выделить в слове?

Ответ: корень, приставку, суффикс, окончание.

3.(Ф) Давайте проверим, умеете ли вы выделять в слове морфемы. Отгадайте шарады.

В списке вы мой обнаружите корень,

Суффикс – в собрании встретите вскоре,

В слове рассказ вы приставку найдете,

В целом – по мне на уроки пойдете.

(расписание)

Корень мой находится в цене,

В очерке найди приставку мне,

Суффикс мой в тетрадке все встречали,

Вся же – в дневнике я и в журнале.

(оценка)

4. Важно не только уметь выделять морфемы в словах, но ещё и правильно их использовать. Давайте проверим, сможете ли вы образовать слова из данных морфем:

Ответ: ветерок, ветрище, ветряной, подветренный

4. – Почему морфема является значимой частью слова? Докажите, используя слова, которые вы составили. Что вы должны для этого сделать?

Ответ - Выделить морфемы и объяснить, как и почему меняется смысл слова.

Ответ:

Ветер-ок – небольшой ветер, ветр-ищ-е – сильный ветер, ветр-ян-ой - смысл слов изменился из-за суффиксов –ок, -ищ-, -ян; под-ветр-енн-ый – защищенный от ветра, смысл слова изменился из-за приставки под-, суффикса -енн-.

Вывод:    ͡ ,  ¬ , ˄  - значимые части слова, в них заключено его лексическое значение, каждая новая морфема вносит в слово свою часть смысла и получаются новые слова (с новым лексическим значением).

5.(Ф) А какое значение имеет окончание?

Может ли оно образовывать новые слова?

Понаблюдаем

Ветерок   ветрище        ветряной     подветренный

Ветерка   ветрища        ветряные     подветренная

Ветерку   ветрищу                            подветренное

- Изменилось ли лексическое значение слов с появлением другого окончания?

Ответ – нет

- А что изменилось?

Ответ – падеж,род,число, т.е. грамматическое значение.

Вывод: □ – значимая часть слова, в нём заключено грамматическое значение слова, поэтому при помощи окончания мы образуем не новые слова, а формы слова.

Анализ языкового материала, конструирование языкового материала.

Грамматический анализ.

Построение умозаключения на основе наблюдений.

Здоровьесберегающая пауза.

(2 мин.)

Психологическая и физическая разгрузка.

Закрепление изученного (5 мин.)

2 минуты

4 минуты

1.  Прочтём § 71 с. 5.

(П.)Сформулируйте самостоятельно вопросы по § 71 и задайте их товарищам.

Ответ подкрепите примерами -

- Чем отличаются однокоренные слова от форм слова?

- Как образуются однокоренные слова?

- Как образуются формы слова?

- Что изменяется в слове при образовании однокоренного слова?

Однокоренные слова  -  это слова с одинаковым корнем, но с разными приставками и суффиксами.

Формы слова – это варианты одного и того же слова, которые образуются с помощью окончаний.

2.(Ф) «Разные слова или формы слова» (устно)

Однокоренные слова или формы:

читать – чтение - однокоренные слова

знал – знает - формы

игра - игровой - однокоренные слова

Карта - картограф - однокоренные слова формы

Картина - картины - формы

Писать - пишу - формы

Вышивка - вышивать - однокоренные слова

 

3. (П) Упражнение 376 (самостоятельно  с взаимопроверкой)

Запишите слова в столбик. Разделите слова на морфемы. Подберите к первым пяти словам формы слов, к последним пяти словам – однокоренные.

Ответ –

Уборка – уборкой

Хлебный – хлебная

Украсят – украсит

Принесли – принесла

Говорливы – говорливого

Заколка – укол

Безветренный – ветер

Земляной – земля

Надрежут – резать

Приберегли – беречь

Анализ и классификация  языкового материала.

Самоконтроль, коррекция, самооценка.

Вывод на основе анализа языкового материала.

Грамматический анализ.

Самоконтроль, коррекция, самооценка.

Рефлексия.

 Оценивание.

(4 мин.)

— Вспомните, какую цель урока мы ставили?

— Что вспомнили? Что узнали нового?

(Учащиеся назвать морфемы, их функции. Рассказать од однокоренных словах и формах слова.)

— Кто испытал затруднения на сегодняшнем уроке?

— Как вы думаете, с чем они были связаны?

— Отметьте ваши затруднения на полях рабочего листа. Оцените уровень ваших знаний и умений.

Кто сегодня наиболее активно работал на уроке? (Этим учащимся выставляется оценка после проверки их классной работы (поурочный балл).

Анализ собственной учебной деятельности и самооценка.

Подведение итогов.

Задание

на дом.

(1 мин.)

П.70,71.

Написать лингвистическую сказку о морфемах или сочинить шараду.

ИЛИ

Упр. 377.

Создание текста заданного типа и стиля речи, осуществление отбора необходимых языковых средств в соответствии с коммуникативной задачей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока по русскому языку по теме"Имя существительное как часть речи.Обобщение" в 5 классе по требованиям ФГОС

Урок построен в форме мастерской, которая отлично подходит к данному типу урока"Обобщение и систематизация знаний".К конспекту прилагается: раздаточный материал (приложение 1) и презентация к уроку (п...

Конспект урока по русскому языку на тему "правописание слов с мягким знаком в середине слова".

Конспект урока по русскому языку с элементами песочной терапии. Целью данного занятия является закрепление знаний о мягком знаке и его роли в словах....

Конспект урока по русскому языку в 5 классе на тему "Морфема -наименьшая значимая часть слова"

В данном конспекте урока много полезного материала, предназначенного учителю русского языка. Здесь собраны задания, которые развивают творческую активность и познавательные интересы учащихся....

Конспект урока по русскому языку на тему "Имя существительное как часть речи" 5 класс

Конспект урока по русскому языку 5 класс. Тема урока "Имя существительное как часть речи"...

Конспект урока по русскому языку на тему «Склонение причастий и правописание гласных в падежных окончаниях причастий». 7 класс

Конспект урока содержит задания для освоения нового материала и самостоятельную работу.Разработан учителем русского языка и литературы ГБОУ СОШ №521 Герасимовой А.А....

Конспект урока по русскому языку на тему "Устаревшие слова" (6 класс)

Урок русского языка в 6 классе на тему "Устаревшие слова". Цель: дать учащимся представление об устаревших словах, их разновидностях, объяснить причины их появления и способствовать рас...

Конспект урока по русскому языку по теме: Приставки третьей группы при - и пре - . Правописание в словах приставки пре-». 6 класс

Цели:Познавательный аспект цели.       Развитие умений,  которые были сформированы ранееРазвивать умение работать с текстом:Определять тему текста;Определять стиль р...