Методическая разработка урока для 6 класса по русскому языку по теме: "Диалектизмы"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Анна Владимировна Гусева

Полная методическая разработка урока по русскому языку для 6 класса по теме: "Диалектизмы"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 6_klass_dialektizmy.docx23.58 КБ

Предварительный просмотр:

План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : «Диалектизмы»

Тип урока : изучение нового материала

Цели :

Обучающие :

  1. Знать понятие «Диалектизмы» ;
  2. Уметь находить диалектизмы в тексте ;
  3. Уметь отличать диалектизмы от общеупотребительных слов ;
  4. Знать ,в каких словарях можно найти информацию о диалектизмах ;
  5. Уметь правильно использовать в речи диалектизмы.

Развивающие :

  1. Развивать умение отличать диалектизмы от общеупотребительных слов ;
  2. Развивать умение находить диалектизмы в речи ;
  3. Развивать умение использовать диалектизмы в речи ;
  4. Развивать орфографическую и пунктуационную зоркость;
  5. Развивать связную речь учащихся .

Воспитательные:

  1. Показать красоту и богатство родного языка через многообразие диалектизмов в русском языке.

Ход урока

  1. Организационный момент

-Добрый день ,ребята ! Запишите в ваших тетрадях сегодняшнее  число .

  1. Проверка домашнего задания .

- Дома вы выполняли два упражнения. Упражнение 115 вы выполняли устно ,скажите , какие профессионализмы встретились вам в этом упражнении ? ( Кариес , пломба ) . Как вы считаете , когда употребление профессионализмов  необходимо ,а когда можно обойтись и без них ? (Учащиеся высказывают свое мнение).Теперь проверяем упражнение 116. Какие профессионализмы вы выписали из учебников по географии, физике  и т.д.? Прочитайте какие предложения вы составили с этими словами. (Учащиеся поднимают руки ,зачитывают классу профессионализмы ,которые они нашли в учебнике и предложения ,которые они с ними составили . Учитель и учащиеся выбирают наиболее удачные предложения и оценивают их.)

  1. Повторение изученного материала .

Фронтальный опрос

- Давайте  закрепим знания и повторим изученный нами материал.

- Что изучает лексика?

- Какие слова называются однозначными? Пример.

-Какие слова называются многозначными? Пример.

- Что такое омонимы? Пример.

- Что такое синонимы? Пример.

- Какие слова называют антонимами ?Пример.

 - Как называются слова, известные всему народу? Пример.

- Что такое профессионализмы? Пример.

  1. Объяснение нового материала

- Итак , мы с вами повторили пройденный материал ,теперь мы приступим к изучению нового материала.

1.Работа с текстом

- Сейчас мы прочитаем с вами диалог на странице 63.

Учитель распределяет роли ,учащиеся читают диалог.

Диалог  :

- Сходи-ка, внучек, на огород, принеси бураков для борща. 
— Чего принести, бабушка? 
— Бураков. 
— А это что такое? 
— Ну, у нас в деревне так свёклу называют. 

2.Беседа

- Почему мальчик не понял бабушку? ( Бабушка употребила в речи непонятое мальчику слово .)

-  Как вы думаете ,чем слово свёкла отличается от слова бурак ? ( Слово бурак употребляется в определённой местности , а свёкла – общеупотребительное слово.)

- Итак , слова употребляемые только жителями определённой местности называются диалектными.

- Как вы думаете ,какова тема нашего сегодняшнего урока ? (Диалектизмы).

- Давайте обратимся к нашему учебнику и кто – нибудь один выразительно и громко прочитает всем нам теоретические сведения на странице 64 .

Один из учащихся в слух читает классу теоретические сведения и определение, данные в учебнике.

  1. Фронтальный опрос

Мы познакомились с теоретическим материалом , и теперь вы можете ответить на мои вопросы.

- Что такое диалектизмы?

- Часто ли диалектизмы встречаются нам в речи?

- В каком словаре вы можете посмотреть информацию о диалектизмах?

- Какой пометой в словарях обозначаются диалектизмы?

  1. Закрепление изученного материала

1.Работа с текстом

- Давайте закрепим изученный материал . Перед вами на доске написаны слова ,давайте вычеркнем общеупотребительные слова и оставим диалектные слова. Значение оставшихся слов вы объясните ,воспользовавшись словарем и мы вместе попробуем составить с ними предложения . Так же двое учащихся получают карточки , и выполняют задание самостоятельно , после того,  как  учащиеся выполнят свои задания мы с классом проверим их и оценим.

Целеполагание :

- Как вы думаете ,для чего нам необходимо выполнить данное задание?(Предполагаемый ответ : научиться отличать диалектизмы от общеупотребительных слов ).

Двое учащихся получают карточки и работают у доски самостоятельно ,один учащийся работает у доски  с классом.

На доске прикреплены слова: огурец, тыква, цыбуля , картошка, кавун, бурак. 

(Цыбуля – лук  , кавун- арбуз , бурак – свёкла ).

Карточка для самостоятельной работы №1 :

Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :

«Где хозяин?» — «Не-ма».(нет)— «Как? совсем нету?» — «Совсим».(Совсем) — «А хозяйка?» — «Побигла (пошла ,побежала) в слободку (деревня)». —-«Кто ж мне отопрет дверь?» — сказал я, ударив в неё ногою.

Карточка для самостоятельной работы №2 :

Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :

— Чего эта ты сёдня (сегодня)такой? — спросила бабка, когда сидели завтракали. 
— Какой? — спокойно и снисходительно поинтересовался Моня. 
— Довольный-то.
Жмурисся (жмуришься), как кот на солнышке... Приснилось, что ль, чего (что – то)? 
— Мне приснилось, что я нашел десять тысяч рублей в портфеле. 

Вывод :

- Итак ,научились ли вы отличать диалектизмы от общеупотребительных слов? (Да)

- Мы достигли нашей цели ,теперь вы хорошо усвоили ,чем диалектизмы отличаются от общеупотребительных слов.

2.Работа с учебником

- Давайте теперь поработаем с упражнением 118 . один человек будет выразительно читать нам стихотворение , а другие будут называть диалектизмы ,встретившиеся вам в тексте .

Целеполагание :

- Как вы считаете ,для чего мы будем выполнять данное упражнение? ( Для того ,чтобы научиться находить диалектизмы в тексте ).

- Цель данного упражнения- научиться находить диалектизмы в тексте .

Упражнение 118 :

Родные, знакомые с детства слова
Уходят из обихода:
В полях
поляши - тетерева
Летянина - дичь,
Пересмешки - молва,
Залавок - подобье комода.(…)

Нас к этим словам привадила мать,
Милы они с самого детства,
И я ничего не хочу уступать
Из вверенного наследства.
(Александр Яшин)

3.Выборочный диктант

Теперь вы напишите выборочный диктант , я читаю вам текст,а вы записываете в тетрадь только диалектные слова.

Учащиеся пишут выборочный диктант.

Выборочный диктант :

- А сказать тебе, почему лошадь слушается человека?

- Ну, кажи, кажи. Послухаемо.

- Заметь, какой у лошади глаз. Выпуклый. Как лупа. Значит, все перед ней в увеличенном виде. Представляешь, какими она видит нас! Агромадными великанами! Ну и боится. Потому и слушается.

- Чи ты дурень, чи шо? Хто тоби це казав?

- Ведьмак жил у нас в деревне…

- Брешет твой ведьмак! Лошадь не потому подчиняется, что боится, а потому, что доверяет, любит… Дывлюсь я, Ершов, зачем ты тут? Возле коня тоби нема шо робить. Ты не казак! 

Теперь давайте проверим ,что у вас получилось. Сейчас несколько учащихся прочитают в слух то ,что у них получилось.

4.Устная работа

- Давайте теперь попробуем подобрать синонимы к диалектизмам ,а буду называть вам диалектное слово ,а вы будете говорить мне его общеупотребительный синоним.

Учащиеся работают устно.

Задание :

Нехай  …(пусть)

Скубать -…(ощипывать)

чи- … (или)

кочет-…(петух)

утирка-…(полотенце)

сопатка -…(нос)

Цыбуля – (лук)

5.Самостоятельная работа (дифференцированное задание)

- Сейчас вы поработаете самостоятельно. Я дам каждому из вас карточку с заданием ,которое вы должны будете выполнить.

Учащиеся самостоятельно работают с карточками. Учащиеся , занимающиеся на «5» должны списать текст №1, вставить пропущенные орфограммы, объяснить их графически, найти диалектные слова-синонимы, выписать их; Учащиеся ,занимающиеся на «4»-списать текст №2, вставить пропущенные орфограммы, найти диалектные слова- синонимы, выписать их; Учащиеся ,занимающиеся на оценку «3»-списать текст №3, вставить пропущенные орфограммы, найти диалектные слова- синонимы, выписать их.

Текст №1.

Дремл..т чуткий камыш.

Тишь-безлюдье вокруг,

Чуть примнёт..ся тропинка р..систая.

Куст заденеш.. плечом,-на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет р..са сер..бристая. (И.С.Никитин «Утро»)


Текст №2.

С..дел рыбак в..сёлый

На б..регу р..ки,

А перед ним по ветру

К..чались тр..стники…( М.Ю.Лермонтов «Тростник»)

Текст №3.

Чтобы легче было плавать, в..дяные крысы отгрызают дли(н,нн)ый стебель куги и плавают, д..ржа его в зубах. Стебель куги полон в..здушных ячеек. (К.Паустовский «Мещёрская сторона»).

  1. Подведение итогов. Рефлексия.

- Какие слова называют диалектизмами? Приведите примеры.

- Почему многие не понимают значение диалектных слов?

- В каких словарях можно найти диалектные слова? Какой пометой они будут сопровождаться в словарной статье?

- Что нового вы сегодня узнали?

- Что было для вас особенно интересным на сегодняшнем уроке?

- Как вы считаете , какую оценку вы сегодня заработали?

  1. Домашнее задание.

Дома вы выполните упражнение 117 . Вам нужно будет выписать из текста диалектные слова и слова с выделенными буквами и письменно объяснить выбор орфограмм .Так же вам нужно выполнить фонетический разбор слова жизни.

Упражнение 117 :

Какой дует ветер?

В жизни1 северного крестъянина-помора — землепашца и морехода, охотника и плотогона — ветер бывает злым недругом и добрым помощником. Грозный север приносит стужу, губит посевы, но он же, славный осенний сиверко, гонит рыбачьи лодки, возвращающиеся с промысла на Мурмане, к родным беломорским берегам.

Издавна сложилась в речи северян система наименований для всех основных ветров: север (северный), летник (южный), запад (западный), веток (восточный), глубник (северо-западный), шелоник (юго-западный), полуночник (северо-восточный), обёдник (юго-восточный).

Карточка для самостоятельной работы №1 :

Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :

«Где хозяин?» — «Не-ма».— «Как? совсем нету?» — «Совсим». — «А хозяйка?» — «Побигла  в слободку ». —-«Кто ж мне отопрет дверь?» — сказал я, ударив в неё ногою.

Карточка для самостоятельной работы №2 :

Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :

— Чего эта ты сёдня такой? — спросила бабка, когда сидели завтракали. 
— Какой? — спокойно и снисходительно поинтересовался Моня. 
— Довольный-то. Жмурисся , как кот на солнышке... Приснилось, что ль, чего ? 
— Мне приснилось, что я нашел десять тысяч рублей в портфеле. 

Текст №1.

Дремл..т чуткий камыш.

Тишь-безлюдье вокруг,

Чуть примнёт..ся тропинка р..систая.

Куст заденеш.. плечом,-на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет р..са сер..бристая. (И.С.Никитин «Утро»)


Текст №2.

С..дел рыбак в..сёлый

На б..регу р..ки,

А перед ним по ветру

К..чались тр..стники…( М.Ю.Лермонтов «Тростник»)

Текст №3.

Чтобы легче было плавать, в..дяные крысы отгрызают дли(н,нн)ый стебель куги и плавают, д..ржа его в зубах. Стебель куги полон в..здушных ячеек. (К.Паустовский «Мещёрская сторона»).

Текст №1.

Дремл..т чуткий камыш.

Тишь-безлюдье вокруг,

Чуть примнёт..ся тропинка р..систая.

Куст заденеш.. плечом,-на лицо тебе вдруг

С листьев брызнет р..са сер..бристая. (И.С.Никитин «Утро»)

Текст №2.

С..дел рыбак в..сёлый

На б..регу р..ки,

А перед ним по ветру

К..чались тр..стники…( М.Ю.Лермонтов «Тростник»)

Текст №3.

Чтобы легче было плавать, в..дяные крысы отгрызают дли(н,нн)ый стебель куги и плавают, д..ржа его в зубах. Стебель куги полон в..здушных ячеек. (К.Паустовский «Мещёрская сторона»).

Карточка для самостоятельной работы №1 :

Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :

«Где хозяин?» — «Не-ма».(нет)— «Как? совсем нету?» — «Совсим».(Совсем) — «А хозяйка?» — «Побигла (пошла ,побежала) в слободку (деревня)». —-«Кто ж мне отопрет дверь?» — сказал я, ударив в неё ногою.

Карточка для самостоятельной работы №2 :

Подчеркнуть диалектные слова и подобрать к ним синонимы :

— Чего эта ты сёдня (сегодня)такой? — спросила бабка, когда сидели завтракали. 
— Какой? — спокойно и снисходительно поинтересовался Моня. 
— Довольный-то.
Жмурисся (жмуришься), как кот на солнышке... Приснилось, что ль, чего (что – то)? 
— Мне приснилось, что я нашел десять тысяч рублей в портфеле. 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока - мастер - класса по английскому языку в 9 классе "Международные организации по защите прав человека"

Урок английского языка разработан к УМК Афанасьевой О.В., Михеевой И.В. для 9 класса. В ходе урока учителем решались следующие цели:Учебный аспект:...

Методическая разработка урока №1. Методика преподавания русского языка как наука

Первый урок в системе. Группа Ш-21 школьного отделения. Современный учитель должен владеть научным подходом к профессиональной деятельности: понимать психофизиологические особенности младшего школьног...

Методическая разработка урока развития речи по русскому языку по теме "Подготовка и написание сочинения по картине Ф.П. Решетникова "Опять двойка!"

Урок – развития речи в 5 класс способствует развитию творческой мыслительной деятельности обучающихся. Актуальность данной темы заключается в том, что ученики приходят к выводу о необходимости знаний ...

Урок по русскому языку на тему: "Диалектизмы"

Урок по русскому языку на тему: "Диалектизмы"...

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 класс Учитель русского языка и литературы - Карнаухова Анна Романовна

Морфологический разбор имени прилагательного. Разработка урока, 5 классУчитель русского языка и литературы -  Карнаухова Анна Романовна...

методическая разработка урока 5 класс по русскому языку по теме " Вид глагола"

Презентация к уроку, подсказка по ходу урока, маршрутный лист. Урок проводился по технологии " Перевернутый класс"...

Урок русского языка по теме "Диалектизмы"

Цели:дать понятие диалектных слов;познакомить с диалектными словами русского поозерья (на примере записи сказки «Лиса-голосница»);развивать умение определять лексическое значение диалектны...