Обучение сжатому изложению по тексту публицистического стиля
учебно-методический материал по русскому языку (8 класс)

обучение изложению текста публицистического стиля от третьего лица.

Скачать:


Предварительный просмотр:

              Технологическая карта урока

по русскому языку в 8 а классе  по теме«Обучение сжатому изложению по тексту публицистического стиля» учителя русского языка и литературы МБОУ « СОШ №1 им. Д. Хугаева с. Ногир ».

Тема урока: «Сжатое изложение по тексту публицистического стиля»

Цель:  обучение изложению текста публицистического стиля от третьего лица.

Задачи:

1. Отбирать речевые средства  для цельного высказывания (лексические упражнения по теме, как  самостоятельного характера, так и на основе  уже данного текста); обучать различным речевым умениям (определение типа текста, темы, главной мысли; структурирование текста – составление плана, деление на части; отдельные речевые умения – редактирование текста).

2. Развивать  грамматический строй речи - обучение построению предложений различных типов, грамматические связи внутри предложения.

3. Воспитывать любовь к своим родным и близким.

Планируемые результаты: сформировать умение написания  изложения от третьего лица, используя причастия.

Техническое обеспечение урока: тетради, учебники.

Технологическая карта урока

 Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

УУД

I. Мотивация к учебной деятельности

Цель этапа: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Личностные: формирование навыков самоорганизации

Включение в деловой ритм. Устное   сообщение учителя                                                                

Подготовка класса к работе.                

II. Актуализация знаний

Цель этапа: повторение изученного материала, необходимого для  написания изложения, выявление затруднений в деятельности каждого учащегося.

- Какие местоимения относятся к личным?

 - Когда используется форма первого лица?

- Когда – форма третьего лица?

- Какие изменения необходимо внести в предложение, чтобы мысль выражалась не от 1 лица, а от 3 лица?

Выполняют задание, тренирующее   способности внимательного читателя; отвечают на вопрос.

Заменить местоимения: я – он, мне – ему, наш – их, своей – его, мой – его.

Окончания глаголов:  вспоминаю – вспоминает.

Коммуникативные: выражение своих мыслей; аргументация своего мнения; учёт разных мнений.

Регулятивные: развитие памяти и логического мышления

III. Открытие нового

 Цель этапа: : учить самостоятельно определять тему и цели урока, создать проблемную ситуацию, спрогнозировать предстоящую деятельность, обеспечение восприятия текста

Постановка целей и задач урока 

Выразительное чтение учителем текста упр. 116  на стр. 52.

      С большой любовью вспоминаю я свое детство. И с чувством горячей благодарности думаю о тех, кто окружал меня в эту счастливую пору моей жизни. Я выросла среди людей, любящих друг друга и меня.

    Трем людям я особенно благодарна за свое детство.

    Отцу, руководившему нашей жизнью и поставившему нас в те условия, в которых мы выросли.

   Матери, в этих условиях украсившей нам жизнь всеми теми способами, которые были ей доступны.

     И Ханне, нашей английской воспитательнице, прожившей в нашей семье шесть лет и давшей нам столько любви, заботы и твердых нравственных основ.

   Среди этих трех людей, занимавших главное место в моей памяти, прошло мое детство.

– Какова тема текста?

 Сформулируйте тему полным предложением.

– От какого лица ведется повествование?

– Сколько микротем в тексте?

Выпишите из текста ключевые слова – причастия.

Регулятивные: развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом; развитие логического мышления

Познавательные: умение делать выводы на основе посылок; умение кратко формулировать мысль.

Коммуникативные: формирование умения владения монологической и диалогической речи

(В Отвечают на вопросы:

В предложенном тексте Т.Л.Сухотина вспоминает о людях, подаривших ей счастливое детство.

Повествование ведется от 1 лица.

Причастия: любящих, руководившему, украсившей, давшей.

Формулируют тему, цель урока

Физминутка.

Цель: психологическая и физическая разрядка

- Кому надо отдохнуть встаньте, разомнитесь.

Учащиеся, которым необходимо отдохнуть встают, выполняют различные упражнение

IV. Осмысление материала через групповую, индивидуальную или самостоятельную работу. 

Цель этапа: проговаривание и закрепление нового знания; выявление пробелов первичного осмысления изученного материала, неверных представлений учащихся; провести коррекцию

1.Составьте вопросный план фрагмента

2. Преобразуйте  повествование от первого лица в повествование от третьего лица

3. Написание изложения

Составляют плана изложения.

Примерный план.

1.С какими чувствами вспоминает Т.Л. Сухотина свое детство?

2.Кому она благодарна за счастливую пору?

3.Почему дочь так тепло вспоминает своего отца?

4.Чем запомнилась ей мать?

5.Что дала детям Ханна, английская воспитательница?

Несколько уч-ся пересказывают текст, остальные корректируют, поправляют, добавляют.

Регулятивные: развитие способности устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом;

Познавательные: умение делать выводы на основе посылок; умение кратко формулировать мысль.

Коммуникативные: формирование умения владения монологической и диалогической речи

V. Рефлексия деятельности

Цель этапа: осознание уч-ся своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

- Оцените свою работу на уроке. Оцените работу класса.

Отвечают на вопросы.

Учащиеся по желанию зачитывают свои работы

Личностные: самооценка; адекватное понимание причин успеха или неуспеха в УД; следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям.

Коммуникативные: Формулирование и аргументация своего мнения, учёт разных мнений.

VI. Домашнее задание. Изучить  самостоятельно параграф 20 (стр. 52 – 53 ); записи в ТТ.

Личностные: формирование навыков самоорганизации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сжатое изложение текста публицистического стиля"

В связи с новыми требованиями в российском образовании, которые нацелены на развитие коммуникативно развитой  личности, владеющей ключевыми компетенциями, особую важность приобретают уроки ...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

В данной разработке содержатся рекомендации по подготовке девятиклассников к сдаче ГИА. Особую трудность для них представляет написание сжатого изложения. В работе представлены основные языковые прием...

Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению в 9 классе.

Данная презентация прилагается к разработке по теме "Работа с текстом - основной метод обучения сжатому изложению"...

Подготовка к сжатому изложению текста публицистического стиля

Презентация знакомит учащихся 7 класса с порядком работы над изложением текста, приемами компрессии, дает примерный вариант сжатия текста по материалам методических рекомендаций к УМК М.Разумовской. М...

Работа с текстом при обучении сжатому изложению

Работа с текстом при обучении сжатому изложению...

Статья на тему "Обучение иностранному языку на материале текстов публицистического стиля"

В статье представлены описания конкретных приемов работы с газетой на уроках английского языка....

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста"

Урок русского языка "Обучение сжатому изложению. Основные приемы сжатия текста", 8 класс...