Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста
статья по русскому языку (11 класс)

Шуаева Елена Викторовна

Рaзвивающее обучение возможно только при творческом подходе педaгога к учебно-воспитательному процессу, а результатом такого обучения станут творческие способности учащихся. Развитие aнaлитических и творческих способностей учащихся обязательно нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Учитель должен вызвать у детей творческий поиск. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie.docx30.69 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Ставропольского края

«СТАВРОПОЛЬСКИЙ БАЗОВЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

Выступление на заседании ЦМК ОГСЭ дисциплин

Тема: «Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста»

Выступление подготовила:

 преподаватель русского языка

и литературы  Шуаева Е.В.

Ставрополь 2022

Содержание

Введение

1. Анализ текста

2. Речевой жанр

3. Этапы работы с текстом

4. Программа комплексной работы с текстом

5. Индивидуальная, коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом.

6. Практическая работа к анализу текста

Список литературы

Введение

Рaзвивающее обучение возможно только при творческом подходе педaгога к учебно-воспитательному процессу, а результатом такого обучения станут творческие способности учащихся. Развитие aнaлитических и творческих способностей учащихся обязательно нуждается в психолого-педагогическом сопровождении учителя. Учитель должен вызвать у детей творческий поиск. В целом весь процесс обучения и должен стать творческим поиском. Задача учителя – раскрыть в учениках способности и внушить им самоуверенность в уникальности этих способностей и в уникальности каждой личности человека в целом. Отличают творческую деятельность такие специфические черты, как воображение, интуиция, образность. Важным условием творческой деятельности являются чувство удивления, новизны, а также готовность принять нестандартный вопрос, решение. Деятельность, в которую учитель включает детей, должна быть разнообразной, увлекательной; для этого необходимо чередовать, например, разные виды работ систематического характера. Необходимо обеспечить богатство и разнообразие читательского опыта детей, наблюдения над мастерством писателя, знания теории литературы, анализ произведений, чтобы углубить и расширить жизненный опыт учеников.

Важным условием является предоставление детям известной свободы творчества. Свобода в творчестве – самая важная составляющая, потому что только при наличии свободы проявляются индивидуальные способности и настоящие таланты.

Творческие способности учащихся успешно развиваются, когда  изучение и практическое усвоение теории  сочетаются со знакомством с разными видами искусств (музыка, живопись, архитектура).

Развитие творческой активности у учащихся предусматривает проведение практических работ (чтение художественных произведений, практические задания при анализе произведений, умение слагать стихи, буриме, написание продолжения к диктанту или изложению и пр.).

Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:

   1. «Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.

   2. «Редактор». Исправьте речевые ошибки.

   3. «Переводчик». Замени иноязычное слово русским.

  4. «Перевертыши». Замените в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.

  5. «Лингвист». Исследуйте текст.

Такую форму работы можно использовать на повторительно-обобщающих занятиях после изучения учебной темы.

 Большое место на уроках русского языка  и литературы занимает работа с текстом, прежде всего имеющим воспитательно-познавательный характер, воздействующим на нравственно-этические качества личности студента, совершенствующим его знание об окружающем мире, человеческих отношениях. Главное в работе с текстом – сосредоточить внимание учащихся не только на орфографии и пунктуации, но и на содержании текста. 

Все указанные виды работ развивают критическое мышление, материал не преподносится в готовом виде, а усваивается учащимися в процессе работы с текстом и вследствие его интерпретации, активизируют мыслительную деятельность, развивают аналитические и творческие способности учащихся.    

 

Анализ текста

Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи в газетах и журналах, доклады и рефераты самих учеников; художественные и научные тексты, с которыми учащиеся знакомятся на уроках и используют при подготовке к урокам; сообщение, отправленное через Интернет или по мобильному телефону; записки учащихся. Из этого огромного наплыва информационных текстов ученик должен научиться выбирать лучшее, красивое, ценное. Поэтому на своих уроках большое внимание уделяю комплексному анализу текста, так как именно текст решает многие задачи, поставленные перед современной школой.

Главная цель комплексного анализа текста – систематическое и целенаправленное формирование у школьников навыков комплексного анализа текста и его фрагментов, развитие способностей оценить эстетическую ценность текста и умений объяснить языковые истоки его образности и выразительности. А потом по аналогии составлять тексты собственного сочинения, обогащая свой словарный запас, развивая умение пользоваться разными стилями речи в определенной ситуации.

Для реализации поставленной задачи использую классические тексты, то есть образцовые, потому что, во-первых, классические тексты прививают любовь к слову и развивают интеллект учащихся, пополняя словарный запас; во-вторых, учат внимательно работать с текстом, вчитываясь в каждый элемент; в-третьих, создают естественные условия изучения правил по русскому языку.

Этапы работы с текстом

Анализ образцовых текстов, обсуждение языковых средств на этих занятиях делает понятной для ученика причину изучения грамматики, фонетики, морфемики и других разделов науки о языке, которыми всегда можно воспользоваться, чтобы объяснить свои мысли и понять чужие. Чтобы изучение художественного произведения стало осознанным и интересным, провожу поэтапную работу над текстом.

1 этап - восприятие, понимание, осмысление. Работая над текстом, использую метод творческого чтения. Этот метод вызывает работу воображения, будит эмоции, учит сопереживать и понимать, слушать и слышать художественное слово, дает образец выразительности художественной речи, что помогает глубже понять произведение искусства.

2 этап - анализ и интерпретацияНа данном этапе применяю репродуктивный, эвристический и исследовательский методы. Эти методы помогают развивать критическое мышление, учат самостоятельному приобретению знаний, умению анализировать; ведут к более глубокому осмыслению и усвоению произведения, повышают интерес учащихся к прочитанному. Анализ текста, проводимый регулярно, имеет большое значение для развития речи учащихся, формирования умения воспринимать речь других и создавать собственное высказывание. В процессе работы над готовым текстом знакомлю ребят со структурой, идеей текста, техникой его создания.

3 этап - оценка прочитанногоЦель данного этапа: глубоко осмыслить предложенную тему в целом и свое отношение к прочитанному, скорректировать знания. На этом этапе важно направить ребят на раскрытие богатейших ресурсов языка - материала, из которого создается произведение. Поэтому на уроках стараюсь рассматривать произведение как единство художественного содержания и словесного выражения. При этом происходит творческое освоение родного языка. И, если ученик научится самостоятельно проникать в смысл через языковую ткань, произведение сможет оказать на него преобразующее воздействие.

4 этап - результативностьРезультатом работы над комплексным анализом текста должны стать творческие (сочинение) или проектные работы учащихся. Методика организации исследовательской деятельности позволяет расширить область личных и общественных знаний, осуществить целостное восприятие окружающего мира через выбранный объект познаний; получить новый общественно полезный интеллектуальный продукт; сформировать научно - исследовательские навыки; создавать банк знаний для отдельных объектов окружающего мира; выявлять   существенные   признаки   развития   рассматриваемого   объекта познания. Учителю важно помочь найти тему, проблему, в решении которой ученик может сказать «свое слово»; направить поиск, предложив методику исследования; создать условия, которые позволят учащемуся самостоятельно осваивать новые виды деятельности, увидеть бесконечность познания окружающего мира.

Со своими работами учащиеся выступают перед одноклассниками. Это дает возможность значительно поднять свой культурно - информационный уровень. Кроме того, учащиеся привыкают к определенной форме общения во время выступления: обучаются слушать, задавать вопросы, четко отвечать.

2.  Речевой жанр

Одно из главных понятий при работе с комплексным анализом текста - речевой жанр. Основная задача при изучении речевых жанров – научить общению. Речевые жанры предлагаю рассматривать на примере тех конкретных ситуаций, событий, которые встречаются в жизни человека. Потому что именно эти события определяют главную коммуникативную задачу школы. Например, если мы нуждаемся в помощи, то реализуем речевой жанр просьбы; если хотим поделиться мыслями, рассказать о прошедших событиях, то пишем личное письмо.

Большое внимание уделяю текстам, которые отражают национально региональный компонент. Одна из насущных проблем современного общества - возрождение духовности, национального самосознания. Обращение к фактам истории и культуры родного края вызывает у детей радость открытия, любовь к малой родине и гордость за свою страну. Это помогает использовать текст как важнейшее средство воспитания. Формы работы по лингвистическому краеведению многообразны: словарная работа; работа с «малыми текстами»; комплексный анализ текста, содержащий краеведческий материал; создание собственных текстов краеведческого характера; защита проектной работы.

Комплексный анализ текста – одна из самых сложных и деликатных составляющих учебного процесса. Анализ любого произведения по своей сути бесконечен не только потому, что во многом зависит от личности интерпретатора, но и потому что совершенное художественное произведение имеет свойство постоянного репродуцирования смыслов. Изучая текст, учащиеся невольно обогащают свой культурный багаж, формируют представления о разных сторонах жизни, иногда о разных эпохах, совершенствуют нравственное чувство. Они учатся сравнивать, логически мыслить, отстаивать собственное мнение, признавать и исправлять свои ошибки. Наконец они овладевают богатством точной и выразительной устной и письменной речи.

В своей работе использую различные технологии: разноуровневого обучения, проектного обучения, развивающего обучения, личностно - ориентированного обучения, игровые технологии.

Учитель может использовать работу над комплексным анализом текста как форму подготовки к итоговой аттестации в 9 классе. Такая работа очень важна и актуальна в современной школе, потому что через текст реализуются цели обучения в их комплексе (коммуникативная, образовательная, воспитательная). Ученик должен научиться с помощью учителя овладеть информацией, а затем уметь ее воспроизвести.

«Заговори, чтоб я тебя увидел». Эти знаменитые слова Сократа часто приводят для того, чтобы подтвердить важность правильной, выразительной, действенной речи. Для современного выпускника культура речи является важной составляющей его успеха, определяющей во многом и личную жизнь, и тем более карьерный рост.

Программа комплексной работы с текстом

(Состоит из 15 разделов)

  1. Подготовьтесь к выразительному чтению текста (отрывка). (Определите, где нужны логические ударения, паузы – короткие и более продолжительные. Выберите нужный тон, темп чтения, принимая во внимание содержание текста, его языковые особенности.)
  2. Определите тему, основную мысль текста. Выпишите ключевые слова (словосочетания), которые отражают тему текста.
  3. Озаглавьте текст. (Объясните смысл названия.) На что указывает заглавие: на тему или на основную мысль текста? (Предложите свои варианты названия.)
  4. Определите стиль текста. Докажите своё мнение.
  5. Докажите, что это текст. Какова роль первого (последнего) предложения?
  6. Каким типом речи (повествованием, описанием, рассуждением) является данный текст? Докажите.
  7. Какие средства связи между предложениями используются в тексте (одном абзаце)? Какой способ связи между предложениями в этом тексте (цепная, параллельная связь, их сочетание)?
  8. Объясните, пользуясь словарём, значение выделенных слов.
  9. Подберите к выделенным словам синонимы (антонимы). Чем отличаются слова, входящие в ряд синонимов? Почему из ряда синонимов в тексте используется данное слово?
  10. Найдите в тексте два-три многозначных слова. В каких значениях они употреблены? Докажите, что эти слова многозначные.
  11. Найдите в тексте (если есть) синонимы, антонимы: слова, употреблённые в переносном значении; слова, стилистически окрашенные (высок., книжн., разг., прост., офиц.) Какова их роль в тексте?
  12. Найдите в тексте заимствованные слова (диалектизмы, профессионализмы, архаизмы, фразеологизмы). Объясните их значение.
  13. Составьте план текста, подготовьтесь к его пересказу (устному или письменному; напишите изложение: подробное, или сжатое, или выборочное и т.д.).
  14. Произведите на материале текста разные виды разбора.
  15. Проанализируйте орфографию и пунктуацию текста. Сгруппируйте орфограммы и пунктограммы, объясните их.

Анализируя текст, ученик должен стремиться построить свой ответ в форме связного высказывания. Если на уроке ученик выберет из предложенной выше программы работы с текстом пять-шесть заданий (включая разные виды разбора) и выполнит их правильно, то этого будет вполне достаточно для того, чтобы поставить ему положительную оценку. Материал для разных видов разбора (слова и предложения) может быть отобран учителем, или ученик сам может выбрать его из текста и произвести разные виды разбора.

Оценивая ответ, следует принимать во внимание степень сложности отобранного для разных видов разбора материала.

Индивидуальная, коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом

На уроках-практикумах может использоваться как индивидуальная, так и коллективная (групповая, парная) работа учащихся с текстом. Если текст анализирует группа из 3–4 человек, то может предлагаться больший объём материала; варианты заданий к тесту отбирают из памятки члены группы под руководством учителя (консультанта, ассистента) с учётом своих интересов, уровня подготовки. В результате всеми членами группы может быть выполнено более 10 заданий (по вариантам).

Предлагаю дидактические материалы, которые могут быть использованы на уроках развития речи при изучении и повторении лексики, морфологии, синтаксиса.

Начиная свой ответ с выразительного чтения, к которому он предварительно подготовился, ученик уже показывает результаты своей аналитической работы. Хорошее, правильное, выразительное чтение вслух не только свидетельствует о сформированности навыка чтения, но и требует конкретной подготовки с учётом особенностей конкретного текста: надо выбрать нужный тон, исходя из анализа содержания теста, темы, основной мысли; проанализировать пунктуацию текста, структуру предложений, чтобы найти слова, которые выделяются с помощью интонации, логического ударения. Наконец, перед каждым учеником стоит важная коммуникативная задача: прочитать текст и построить свой ответ так, чтобы тебя было интересно слушать. Наиболее важным и вместе с тем сложным для учащихся является задание “Докажите, что это текст”.

Рассматривая средства связи между предложениями, способ связи, показывая, что текст – это цельность и единство, ученики испытывают трудности при анализе лексических средств связи.

Практические задания

1. Докажите, что данный отрывок является текстом художественного стиля.

<…> Все, что было кругом, не располагало к обыкновенным мыслям…(А.Чехов)

Подготовьтесь к выразительному чтению отрывка из повести А.П.Чехова “Степь”.

  1. Запишите текст, подчеркните грамматические основы предложения.
  2. Определите виды односоставных предложений. Какова роль односоставных предложений в этом тексте?
  3. Проанализируйте орфограммы и пунктограммы текста, подготовьтесь к диктанту.
  4. Напишите самодиктант, проверьте его (возможна взаимопроверка).
  5. Пользуясь материалом текста, расскажите о разделяющих и выделяющих знаках препинания.
  6. Составьте схемы сложных предложений.

2. Запишите отрывки из статьи В.Белова “Язык мой, друг мой”. Объясните орфограммы и известные вам пунктограммы.

Русскому языку можно учиться всю жизнь, да так до конца и не выучиться. Это стихия, и она, как любая стихия, необъятна. Но разве подобное обстоятельство освобождает нас от обязанности знать падежные окончания? Или правописание частиц “не” и “ни”? Существуют вполне определенные грамматические правила, соблюдать которые обязан каждый, считающий себя грамотным и культурным. Водитель, не знающий правил движения, лишается водительских прав. <…> А вот докладчика, не умеющего склонять сложные числительные, зачастую не только слушают, но и аплодируют ему.

  1. Объясните значение слов стихия, чертоги, личность, культурный.
  2. Какие слова употребляются в текстах в переносном значении? Что достигается, благодаря использованию этих слов?
  3. Каковы тема, основная мысль текстов?
  4. Определите стиль текстов. Докажите ваше мнение. Согласны ли вы с мыслями писателя В.И.Белова о русском языке?
  5. Подготовьтесь к выразительному чтению текстов.
  6. Включите пересказ текстов в свои рассуждения на темы: “Слово – это поступок”, “Речевая культура человека – зеркало его духовной культуры”.

Список литературы

1. Безносова, Е. С. Современные подходы к анализу художественного произведения на уроках литературы // Наука, техника и образование / Е. С. Безносова. – 2015. – № 12 (18). – С. 163 – 164.

2. Зверева, Я. В. Реализация модели герменевтического круга в интерпретации текстов // Вестник ЧелГУ/ Я. В. Зверева. – 2019. – № 17. – С. 38 – 41.

4. Рогожина, И. В. Современные педагогические технологии на уроке литературы // Известия Самарского научного центра РАН / И. В. Рогожина. – 2018. – № 6 – 1. –С. 56 – 62.

5. Романичева, Е. С., Сосновская, И. В. Введение в методику обучения литературе: учеб. пособие / Е. С. Романичева, И. В. Сосновская. – М.: ФЛИНТА: Наука, 2020. – 208 с.

6. Сосновская, И. В. Концепт как универсальный инструмент школьного анализа и интерпретации художественного текста // Педагогический ИМИДЖ / И. В. Сосновская. – 2017. – № 1 (34). – С. 20 – 27.

7. Тихонова, С. В. Традиции и инновации на современном уроке литературы // Проблемы современного педагогического образования / С. В. Тихонова. – 2019. – № 62 – 4. – С. 223 – 226.

8. Шуляр, В. И. Интеграция как базовый принцип конструирования современного урока литературы // БГЖ / В. И. Шуляр. – 2019. – № 1 (10). – С. 150 – 153.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реферат "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся 5-7 классов"

Обобщение педагогического опыта по теме "Работа с комплексным анализом текста как средство формирования коммуникативной компетенции"...

Развитие аналитических и творческих способностей у обучающихся на уроках русского языка и литературы

Размышления об условиях, в которых возможно на уроках развать творческие способности у детей....

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ

ВОЗМОЖНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ АНАЛИТИЧЕСКИХ И ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ УЧАЩИХСЯ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ РАЗЛИЧНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ...

"Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста"

Этот материал может помочь учителю-словеснику при изучении этой темы при самообразовании....

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста (обобщение опыта работы).

Современный ученик, не осознавая этого, живет среди текстов и сам то и дело вынужден создавать их. Тексты буквально преследуют его: реклама с экрана телевизора и на улице, информация по радио, статьи ...

«Развитие аналитических и творческих способностей учащихся при работе с комплексным анализом текста».

Творческие способности – это способности, определяющие успешность создания предметов материальной и культурной духовности, производства новых идей, открытий, изобретений, словом, индивидуальное творче...

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы

Развитие аналитических и творческих способностей учащихся на уроках русского языка и литературы...